Московский экономический журнал 12/2021

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 528.4:349.418

doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10712

РОЛЬ СВЕДЕНИЙ ЕГРН О ГРАНИЦАХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ

THE ROLE OF INFORMATION FROM THE UNIFIED STATE REGISTER OF REAL ESTATE ON THE BOUNDARIES OF MUNICIPALITIES IN ENSURING THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE TERRITORY

Мезенина Ольга Борисовна, д.э.н., заведующая кафедры землеустройства и кадастров, ФГБОУ ВО Уральский государственный лесотехнический университет, E-mail: mob.61@mail.ru

Николаева Ирина Олеговна, старший преподаватель кафедры землеустройства и кадастров, ФГБОУ ВО Уральский государственный лесотехнический университет, E-mail: nikolaevaio@m.usfeu.ru

Горбунов Александр Сергеевич, магистрант кафедры землеустройства и кадастров, ФГБОУ ВО Уральский государственный лесотехнический университет, E-mail: gorbunov.aleksan@mail.ru

Mezenina Olga Borisovna, Doctor of Economics, Head of the Department of Land Management and Cadastre, Ural state forest engineering university, E-mail: mob.61@mail.ru

Nikolaeva Irina Olegovna, Senior Lecturer of the Department of Land Management and Cadastre, Ural state forest engineering university, E-mail: nikolaevaio@m.usfeu.ru

Gorbunov Alexander Sergeevich, Master’s student of the Department of Land Management and Cadastre, Ural State Forestry University, E-mail: gorbunov.aleksan@mail.ru

Аннотация. Свое исследование о влиянии актуальной и полной информации об объектах недвижимости на эффективное управление территорией муниципального образования мы проводили на примере ХМАО-Югра. Кратко представим наши тематические рассуждения. Стоит отметить отличие в регионах страны темпов проведения работ по заполнению реестра границ, что, отчасти связано с особенностями устройства и географических данных территорий.  Наличие в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) информации о границах населенных пунктов имеет важное значение, так как позволяет предотвратить земельные споры, нарушения в сфере земельных отношений, а также возникновение ошибок при предоставлении земельных участков. Согласно действующему законодательству, функция установления границ между субъектами Российской Федерации и границ муниципальных образований возложена на региональные органы государственной власти. Администрации регионов обязаны согласовать между собой прохождение общей границы, подготовить пакет документов и передать его в Росреестр

Abstract. We conducted our research on the impact of up-to-date and complete information about real estate objects on the effective management of the territory of the municipality using the example of Khanty-Mansi Autonomous Okrug–Yugra. Let us briefly present our thematic arguments. It is worth noting the difference in the regions of the country in the pace of work on filling in the register of borders, which is partly due to the peculiarities of the device and geographical data of the territories. The presence in the Unified State Register of Real Estate (EGRN) of information about the boundaries of settlements is important, as it allows to prevent land disputes, violations in the field of land relations, as well as the occurrence of errors in the provision of land plots. According to the current legislation, the function of establishing borders between the subjects of the Russian Federation and the borders of municipalities is assigned to regional state authorities. The administrations of the regions are obliged to coordinate the passage of the common border among themselves, to prepare a package of documents

Ключевые слова: границы муниципальных образований, граница административно-территориальной единицы, землеустроительные работы по описанию местоположения границ, Единый государственный реестр недвижимости

Keywords: the boundaries of municipalities, the border of an administrative-territorial unit, land management work on the description of the location of borders, the Unified State Register of Real Estate 

В соответствии с Уставом ХМАО – Югры административно-территориальное устройство автономного округа осуществляется с учетом экономических, социальных, географических, исторических и иных условий для обеспечения эффективного государственного управления [1]. Схема границ муниципальных образований представлена на рисунке 1.

Административно-территориальное устройство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры основывается на принципах:

  • соответствия исторически сложившейся системе расселения на территории автономного округа;
  • обеспечения эффективного государственного управления и местного самоуправления;
  • учета географии размещения предприятий и высокой интенсивности освоения природных ресурсов на территории автономного округа; обеспечения эффективного использования экономического потенциала территории автономного округа.

Территориальная организация Ханты-Мансийского автономного округа – Югры состоит из административно-территориальных единиц и населенных пунктов. В состав Ханты-Мансийского автономного округа – Югры входят 105 муниципальных образований (схема границ муниципальных образований представлена на рис.1), из которых: 13 городских округов – Когалым, Лангепас, Мегион, Нефтеюганск, Нижневартовск, Нягань, Покачи, Пыть-Ях, Радужный, Сургут, Урай, Ханты Мансийск, Югорск; 9 муниципальных районов – Белоярский, Березовский, Кондинский, Нефтеюганский, Нижневартовский, Октябрьский, Советский, Сургутский, Ханты-Мансийский; 26 городских поселений и 57 сельских поселений.  Административный центр – г. Ханты-Мансийск.

Административно-территориальное деление ХМАО-Югра опирается на принципы исторически сложившегося расселения, размещения добывающих предприятий на территориях освоения природных ресурсов, эффективности государственного, местного самоуправления и максимального использования экономического потенциала региона. Все решения вопросов, касающиеся изменений границ населенных пунктов, принимаются с учетом мнения населения.

Также следует отметить, что действующая система организации местного самоуправления понятна и привычна для жителей ХМАО-Югра. Органы местного самоуправления автономного округа также не усматривают в действующей системе организации местного самоуправления факторов, снижающих эффективность их деятельности [2]. Созданием административно-территориальной единицы или населенного пункта признается возникновение на территории ХМАО-Югра новой административно-территориальной единицы или населенного пункта, не существовавшего ранее, после внесения изменения в Закон от 07.07.2004 № 43-ОЗ [3]. Создание административно-территориальной единицы автономного округа может быть следствием реорганизации административно-территориальных единиц автономного округа и (или) населенных пунктов. Упразднение населенного пункта производится только при отсутствии в нем зарегистрированного в установленном порядке и (или) постоянно проживающего населения, за исключением случаев упразднения населенных пунктов в результате их реорганизации в порядке и формах, предусмотренных Законом № 43-ОЗ [3].

Состав, статус и границы муниципальных образований ХМАО-Югра определены Законом ХМАО-Югра от 25.11.2004 № 63-ОЗ «О статусе и границах муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» [4].  В связи с тем, что границы муниципальных образований в указанном законе определены без координатного описания, необходимого для внесения сведений в ЕГРН, были проведены землеустроительные работы по описанию границ муниципальных образований с последующим внесением сведений в ЕГРН.

В статье представим в качестве примера технологию подготовки землеустроительной документации в отношении границ муниципального образования Нефтеюганский район для описания границ муниципального образования.

Землеустроительные работы по описанию местоположения границ Нефтеюганского муниципального района ХМАО-Югра выполнялись для получения землеустроительной документации в отношении объекта землеустройства, и документов, необходимых для внесения сведений о местоположении границ в Единый государственный реестр недвижимости в системе координат, необходимой для ведения ЕГРН – МСК-86.

Объектом землеустройства является граница Нефтеюганского муниципального района ХМАО-Югра. Общая протяженность устанавливаемой границы составляет 1010,82 километра, а общая площадь района равна 2455934,99 га (рис.2).

Согласно 131-ФЗ, муниципальные районы включают территории городских и сельских поселений, за исключением городских округов, а также межселенные территории [5]. Согласно Приказа Министерства экономического развития РФ № 267 «Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства», территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района, территория городского округа не входит в состав территории муниципального района [6].

Согласно 63-ОЗ, в границу Нефтеюганского района включены следующие поселения: городское поселение Пойковский, с находящимся в его составе населенным пунктом поселком городского типа Пойковский (административный центр); сельское поселение Салым в границах, с находящимися в его составе населенными пунктами: поселок Салым (административный центр), поселок Сивыс-Ях; сельское поселение Сентябрьский, с находящимся в его составе населенным пунктом поселком Сентябрьский (административный центр); сельское поселение Каркатеевы, с находящимся в его составе населенным пунктом поселком Каркатеевы (административный центр); сельское поселение Куть-Ях, с находящимся в его составе населенным пунктом поселком Куть-Ях (административный центр); сельское поселение Лемпино, с находящимся в его составе населенным пунктом селом Лемпино (административный центр); сельское поселение Усть-Юган, с находящимися в его составе населенными пунктами: поселок Усть-Юган (административный центр), поселок Юганская Обь; сельское поселение Сингапай, с находящимися в его составе населенными пунктами: поселок Сингапай (административный центр), село Чеускино [4].

Алгоритм выполнения работ по описанию границ представлен нами в схеме выполнения работ по внесению границ муниципального образования в ЕГРН (см. рис. 3) и включает следующие этапы:

  • разработка технического задания на выполнение землеустроительных работ;
  • разработка землеустроительной документации;
  • согласование и утверждение карты (плана) на объект землеустройства;
  • внесение землеустроительной документации в ЕГРН.

В ходе подготовительных работ по установлению границы, были предварительно согласованы участки прохождения границы, согласно имеющимся картографическим материалам и землеустроительным документам. При подготовке цифровой топографической основы использовались векторные топографические карты масштаба 1:100000.

Используемые исходные картографические материалы представлены в местных системах координат кадастровых районов, в которых осуществляется ведение государственного кадастра недвижимости на соответствующей территории. Для проведения землеустроительных работ в целях формирования цифровой картографической основы в качестве подложки, имеющиеся картографические материалы переведены в формат, позволяющий работать в программном обеспечении ГИС MapInfoProfessional.

На основе имеющихся материалов, собранных при подготовительных работах, был подготовлен чертеж землеустроительного обследования с нанесением информации о существующих границах и земельных участках, а также об информациях о землепользованиях и границы объектов землеустройства в приграничной полосе. В качестве картографической основы использовались карты масштаба 1:100 000.

Установление границы проводилось по запроектированным новым границам, которые проходят вдоль установленных кадастровых кварталов и земельных участков, естественных «живых урочищ», лесополос, объектов инфраструктуры, с учетом проектов перераспределения земель и с учетом спорных моментов. Землеустроительные работы проводились методом опознания характерных точек, по которым далее проводилась привязка к местности и указывались линии прохождения границы.  Результаты нанесения границ объектов землеустройства на цифровую картографическую основу оформлялись в форме чертежей землеустроительного обследования и каталогов координат границ.

В основной своей части граница Нефтеюганского района Ханты–Мансийского автономного округа – Югры проведена по существующим границам кадастровых округов с учетом прилегающих земельных участков.

Результатом землеустроительных работ стал землеустроительный чертеж масштабов 1:10000, 1:25000 и 1:50000 и картографическое описание границы, которые были представленные Департаменту по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для согласования и утверждения прохождения устанавливаемой границы.

После утверждения чертежа землеустроительного обследования, была составлена карта (план) границы муниципального образования Нефтеюганский район Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, ее согласование и утверждение проводилось рабочей комиссией, созданной Департаментом по управлению государственным имуществом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

На третьем этапе проводилось согласование разработанной землеустроительной документации с территориальным органом Росреестра – Управлением Росреестра по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре.

В ходе выполнения пятого этапа согласованная землеустроительная документация была направлена исполнителем работ в Управление Росреестра по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре для внесения сведений в государственный фонд данных. Органом кадастрового учета границы муниципального образования Нефтеюганский район внесены в ЕГРН с присвоением учетного номера 86:08-3.110.

В  нашем исследовании представим итоговую карту-схему ХМАО-Югры по внесению в ЕГРН сведений о границах муниципальных районов всех муниципальных районов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры с присвоением учетных номеров границ (рис.4).

Стоит отметить, что  наличие в  ЕГРН сведений о границах административно-территориальных образований является показателем эффективности управления регионом [7,8,9,10,11].

Неоспорима на сегодняшний день мысль многих ученых и практиков в сфере землепользования, что актуальные сведения о муниципальных границах, внесенных в ЕГРН, гарантируют права собственников недвижимости, снижают риски ведения бизнеса, способствуют рациональному использованию земельных ресурсов и эффективному налогообложению, что в свою очередь является показателем эффективности управления земельными ресурсами. Установление границ и внесение сведений о границах в ЕГРН способствует эффективному управлению территориями и земельными ресурсами регионов, позволяет планировать доходы бюджетов от арендной платы и уплаты земельного налога, а также увеличивает инвестиционную привлекательность субъектов России[7,8,9,10,11].

Необходимо отметить, что Целевой моделью «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества», утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 № 147-р, устанавливается обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с органами кадастрового учета в 2021 году обеспечить внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведения:

  • о границах муниципальных образований в объеме 100%;
  • о границах между субъектами Российской Федерации в объеме 100 % [12].

По результатам нашего исследования аналитических отчетов, представленных в открытом доступе, получается, что на начало 2021 года ЕГРН содержит сведения о 73,7% границ муниципальных образований по всей России. Общее  число муниципальных образований в реестре составило 15 372 (74%), тогда как всего в России их насчитывается 20 859.  Наше исследование показало, что  до 2021 года 100 % внесение в ЕГРН сведений о границах муниципальных образований обеспечено следующими субъектами: Ленинградская, Тульская, Свердловская области, Ханты-Мансийский АО, Республики Северная Осетия-Алания и Чечня [13].

По итогам 2020 года в ЕГРН содержатся сведения о 144 из 378 границ между субъектами Российской Федерации, что составляет 38% от их общего числа. За прошедший год в реестр недвижимости внесены сведения о региональных границах Московской, Воронежской, Орловской, Рязанской, Ярославской, Курганской, Свердловской, Тюменской, Челябинской, Пензенской и Саратовской областей, Ненецкого автономного округа и Красноярского края.

Также сведения о границах более 50 тысяч населенных пунктов внесены в ЕГРН. В 2020 году Федеральная кадастровая палата внесла в ЕГРН сведения о границах 9 459 населенных пунктов. На данный момент всего в реестре недвижимости содержатся данные о 55 592 границах населенных пунктов, что составляет 35,8% от общего числа. Всего в стране насчитывается более 155 тысяч населенных пунктов. Наилучшие показатели по доле сведений о границах населенных пунктов, внесенных в ЕГРН, представляют Чувашская Республика – 99%, Белгородская область – 98,4%, Краснодарский край – 94,5%, Тюменская область – 94%, Республика Бурятия – 89,7%, Алтайский край – 88%.  Активная работа по конкретизации сведений о границах в прошедшем году велась в Ленинградской области – здесь внесены сведения о границах 547 населенных пунктов. В Курской и Вологодской областях также внесены сведения в отношении более чем 500 таких границах, в Ярославской области и Удмуртской Республике – в отношении более чем 400.

В 2020 году более 1,1 млн земельных участков были поставлены на учет в ЕГРН. Всего по данным на начало года в реестре недвижимости содержатся сведения более чем о 61 млн земельных участков, из них более половины (37,7 млн или 61,9%) – участки с установленными границами.  Наибольшая доля земельных участков, которые имеют координатное описание границ в ЕГРН, принадлежит Еврейской автономной области (97,8%) и Ямало-Ненецкому автономному округу (93,8%), Магаданской области (94,6%), республикам Башкортостан (92,4%) и Татарстан (92,7%).  В число регионов с наименьшей долей земельных участков с установленными границами вошли Костромская (35,2%), Ульяновская (38,3%) и Вологодская (40,5%) области, республики Ингушетия (38,7%) и Чувашия (40,5%), а также Камчатский край (38%) [13].

Вышеуказанная статистика показывает, что существует риск недостижения показателя, установленного Правительством Российской Федерации, в отношении внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах.

Между тем, отсутствие сведений о границах объектов землеустройства в реестре недвижимости создаёт неудобства всем участникам имущественных отношений. К примеру, проблемы могут возникнуть как в области регулирования земельных отношений, касающихся предоставления земельных участков физическим и юридическим лицам, размещения объектов капитального строительства, так и при определении налогооблагаемой базы.

Наличие в реестре недвижимости актуальных сведений о границах объектов землеустройства позволит сократить сроки постановки объектов недвижимости на государственный кадастровый учет, и повысить качество регистрационного процесса.

В результате изучения роли сведений Единого государственного реестра недвижимости о границах административно-территориального образования при управлении ХМАО-Югра  можно сделать следующие выводы:

  • анализ сведений реестра границ в составе ЕГРН показал, что в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре обеспечено внесение в ЕГРН сведений о границах муниципальных образований в полном объеме (105 границ из 105 муниципальных образований), сведений о границе субъекта Российской Федерации в полном объеме (6 границ из 6 участком границ на которые разделен внешний периметр территории Ханты-Мансийского автономного округа- Югры);
  • актуальные сведения о муниципальных границах, внесенных в ЕГРН, гарантируют права собственников недвижимости, снижают риски ведения бизнеса, способствуют рациональному использованию земельных ресурсов и эффективному налогообложению;
  • внесение сведений о границах муниципальных  образований в ЕГРН в полном объеме обеспечило выполнение Целевой модели «Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого имущества», что повлияло на повышение позиций автономного округа (с 17 места в 2019 году на 14 место в 2020 году) в Национальном рейтинге инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации.

Резюме. Несомненно, что уточнение границ земельных участков необходимо для соблюдения правовых режимов земельных участков и очень важно для социального и экономического развития регионов, для градостроительства, оценки бюджетных вложений и прогнозов инвестиций.

Список источников

  1. Устав (Основной закон) Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 26.04.1995 #№ 4-ОЗ // «Новости Югры», № 51, 04.05.1995.
  2. Доклад о состоянии местного самоуправления в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2019 году // Ассоциация «Совет муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры».
  3. Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07.07.2004 № 43-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и порядке его изменения» // «Новости Югры», № 83, 17.07.2004.
  4. Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25.11.2004 №63-ОЗ «О статусе и границах муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» // «Новости Югры», № 143, 07.12.2004.
  5. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «Собрание законодательства Российской Федерации», 06.10.2003, № 40, ст. 3822.
  6. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 03.06.2011 № 267 «Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства» // «Российская газета», № 159, 22.07.2011.
  7. Меркурьев, В.В. Укрупнение муниципальных образований как способ выравнивания бюджетной обеспеченности / В.В. Меркурьев // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2014. – №1. – С. 245.
  8. Гришина, О.В. Границы муниципальных образований и их закрепление на местности / О.В. Гришина // Журнал Российского права, 2005. – №7. – 89 с.
  9. Емельянова, Т.А. Рациональное использование и охрана земель северных территорий Российской Федерации (экономика и организация): дис. док. экон. наук: 08.00.05. / Т. А. Емельянова: М. – 2006. – 431 с.
  10. Mohamed Abomhara, Sule Yildirim Yayilgan, Livinus Obiora Nweke, Zoltán Székely. A comparison of primary stakeholders’ views on the deployment of biometric technologies in border management: Case study of SMart mobILity at the European land borders. Technology in Society Volume 64, February 2021, 101484, https://doi.org/10.1016/j.techsoc.2020.101484
  11. Ruba Jaljolie, Kirsikka Riekkinen, Sagi Dalyot. A topological-based approach for determining spatial relationships of complex volumetric parcels in land administration systems. Land Use Policy. Volume 109, October 2021, 105637, https://doi.org/10.1016/j.landusepol.2021.105637
  12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 № 147-р «О целевых моделях упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 07.02.2017.
  13. Официальный сайт Россреестра. Свободный доступ: https://kadastr.ru/magazine/publikatsii 

References 

  1. Ustav (Osnovnoj zakon) Xanty`-Mansijskogo avtonomnogo okruga – Yugry` ot 26.04.1995 #№ 4-OZ // «Novosti Yugry`», № 51, 04.05.1995.
  2. Doklad o sostoyanii mestnogo samoupravleniya v Xanty`-Mansijskom avtonomnom okruge – Yugre v 2019 godu // Associaciya «Sovet municipal`ny`x obrazovanij Xanty`-Mansijskogo avtonomnogo okruga – Yugry`».
  3. Zakon Xanty`-Mansijskogo avtonomnogo okruga – Yugry` ot 07.07.2004 № 43-OZ «Ob administrativno-territorial`nom ustrojstve Xanty`-Mansijskogo avtonomnogo okruga – Yugry` i poryadke ego izmeneniya» // «Novosti Yugry`», № 83, 17.07.2004.
  4. Zakon Xanty`-Mansijskogo avtonomnogo okruga – Yugry` ot 25.11.2004 №63-OZ «O statuse i graniczax municipal`ny`x obrazovanij Xanty`-Mansijskogo avtonomnogo okruga – Yugry`» // «Novosti Yugry`», № 143, 07.12.2004.
  5. Federal`ny`j zakon ot 06.10.2003 № 131-FZ «Ob obshhix principax organizacii mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii» // «Sobranie zakonodatel`stva Rossijskoj Federacii», 06.10.2003, № 40, st. 3822.
  6. Prikaz Ministerstva e`konomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii ot 03.06.2011 № 267 «Ob utverzhdenii poryadka opisaniya mestopolozheniya granicz ob“ektov zemleustrojstva» // «Rossijskaya gazeta», № 159, 22.07.2011.
  7. Merkur`ev, V.V. Ukrupnenie municipal`ny`x obrazovanij kak sposob vy`ravnivaniya byudzhetnoj obespechennosti / V.V. Merkur`ev // Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. – 2014. – №1. – S. 245.
  8. Grishina, O.V. Granicy municipal`ny`x obrazovanij i ix zakreplenie na mestnosti / O.V. Grishina // Zhurnal Rossijskogo prava, 2005. – №7. – 89 s.
  9. Emel`yanova, T.A. Racional`noe ispol`zovanie i oxrana zemel` severny`x territorij Rossijskoj Federacii (e`konomika i organizaciya): dis. dok. e`kon. nauk: 08.00.05. / T. A. Emel`yanova: M. – 2006. – 431 s.
  10. Mohamed Abomhara, Sule Yildirim Yayilgan, Livinus Obiora Nweke, Zoltán Székely. A comparison of primary stakeholders’ views on the deployment of biometric technologies in border management: Case study of SMart mobILity at the European land borders. Technology in Society Volume 64, February 2021, 101484, https://doi.org/10.1016/j.techsoc.2020.101484
  11. Ruba Jaljolie, Kirsikka Riekkinen, Sagi Dalyot. A topological-based approach for determining spatial relationships of complex volumetric parcels in land administration systems. Land Use Policy. Volume 109, October 2021, 105637, https://doi.org/10.1016/j.landusepol.2021.105637
  12. Rasporyazhenie Pravitel`stva Rossijskoj Federacii ot 31.01.2017 № 147-r «O celevy`x modelyax uproshheniya procedur vedeniya biznesa i povy`sheniya investicionnoj privlekatel`nosti sub“ektov Rossijskoj Federacii» // Oficial`ny`j internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru, 07.02.2017.
  13. Oficial`ny`j sajt Rossreestra. Svobodny`j dostup: https://kadastr.ru/magazine/publikatsii 

Для цитирования: Мезенина О.Б., Николаева И.О., Горбунов А.С. Роль сведений ЕГРН о границах муниципальных образований в обеспечении устойчивого развития территории // Московский экономический журнал. 2021. № 12. URL: https://qje.su/nauki-o-zemle/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-12-2021-6/

© Мезенина О.Б., Николаева И.О., Горбунов А.С., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 12.