slot gacorslot88https://sjlas.org/slot-gacor/https://sjlas.org/slot-dana/https://sjlas.org/slot-pulsa/https://nicerjss.com/slot-gacor/https://nicerjss.com/slot-dana/https://nicerjss.com/slot-pulsa/https://sdbagl.org/slot-gacor/https://sdbagl.org/slot-dana/https://sdbagl.org/slot-pulsa/http://pkc.grsmu.by/assets/slot-gacor/http://ctdn.kubg.edu.ua/wp-content/uploads/2019/09/slot-gacor/https://profor.facmais.edu.br/https://www.spr.org.br/din/eventos/-/slot-online/https://bio-med.euroasia-science.ru/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/http://slovopys.kubg.edu.ua/wp-content/uploads/2019/09/slot88/http://e-journal.sastra-unes.com/public/journals/1/slot-deposit-dana/https://submissoesic.propes.ufabc.edu.br/public/journals/9/slot-gacor/https://pedomanwisata.com/http://library.nmuofficial.com/https://revista-uem.uno/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://uimscics.ui.edu.ng/wp-content/uploads/2021/09/slot-deposit-pulsa/http://alumni.sastra-unes.com/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://thedanipost.com/wp-content/uploads/2020/09/slot88/https://cloud-journals.com/images/slot-deposit-pulsa/https://interrev.com/public/journals/1/slot88/https://anais.faama.edu.br/public/journals/3/slot88/http://uad-jrnl.nau.in.ua/public/journals/1/slot88/https://library.uhsp.edu.ua/wp-content/uploads/2022/02/slot-deposit-pulsa/https://fastgrowingtree.forest.ku.ac.th/https://pay.ucdavis.edu/gacor88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 12/2021 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 12/2021

Научная статья

Original article

УДК 338.2:353.2

doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10718

К ВОПРОСУ О НЕОБХОДИМОСТИ ПОВСЕМЕСТНОЙ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

TO THE QUESTION OF THE NEED FOR THE UNIVERSAL DEVELOPMENT OF A STRATEGY FOR THE SPATIAL DEVELOPMENT OF MUNICIPALITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION 

Цыпкин Юрий Анатольевич, д.э.н., профессор, заведующий кафедрой городского кадастра ФГБОУ ВО Государственный университет по землеустройству, E-mail: tsypkin@valnet.ru

Фомина Анастасия Владимировна, аспирант кафедры городского кадастра, ФГБОУ ВО Государственный университет по землеустройству, E-mail: fominaav2021@gmail.com

Чуксин Илья Витальевич, ФГБОУ ВО Государственный университет по землеустройству, E-mail: chuksin-99@mail.ru

Tsypkin Yuri Anatolyevich, Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Urban Cadastre, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education, State University for Land Management, E-mail: tsypkin@valnet.ru

Fomina Anastasia Vladimirovna, Postgraduate Student, Department of City Cadastre, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education State University for Land Management, E-mail: fominaav2021@gmail.com

Chuksin Ilya Vitalievich, State University of Land Management, E-mail: chuksin-99@mail.ru 

Аннотация. Отсутствие методических рекомендаций и практики в секторе фактического планирования разработки стратегии пространственного развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований фактически исключают документы стратегического планирования из общей системы стратегирования на местном уровне. Извне стратегического поля деятельности оказываются вопросы размещения хозяйствующих субъектов и объектов на территории муниципалитетов, учета пространственного зонирования, вопросы привязки пространственных характеристик к системе социально-экономического развития региона и муниципалитета, что обуславливает актуальность заявленной темы исследования. 

Abstract. The lack of methodological recommendations and practices in the sector of actual planning for the development of spatial development strategies of the subjects of the Russian Federation and municipalities actually exclude strategic planning documents from the general system of strategizing at the local level. From outside the strategic field of activity, there are issues of placing economic entities and objects on the territory of municipalities, taking into account spatial zoning, issues of linking spatial characteristics to the system of socio-economic development of the region and the municipality, which determines the relevance of the stated research topic.

Ключевые слова: стратегическое и территориальное планирование, пространственное развитие, социально-экономическое развитие, взаимоувязка, стратегические решения, потенциал, анализ, оценка

Keywords: strategic and territorial planning, spatial development, socio-economic development, interconnection, strategic decisions, potential, analysis, assessment 

Из истории развития нормативно-правовой базы стратегического планирования социально-экономического развития на уровне муниципалитетов берет основу с принятием Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В данном документе отсутствует понятие «стратегическое планирование», но впервые к ведению муниципальных органов власти отнесли принятие, утверждение программ и планов о комплексном социально-экономическом развитии муниципального образования, с последующим утверждением отчетов об их исполнении С настоящего времени у муниципальных органов власти существует возможность разработки планов и программ комплексного социально-экономического развития.

Затем термин «стратегического планирования» был введен Указом Президента РФ от 12.05.2009 №536 «Об основах стратегического планирования в Российской Федерации». Указе понималось под стратегическим планированием определение основных направлений, способов и средств достижения стратегических целей устойчивого развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности

Следующий рывок в пространственном развитии совершил Федеральный закон от 28.06.2014 №172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее – Закон о стратегическом планировании). закрепил, что для муниципального уровня стратегическое планирование определено как деятельность по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития муниципальных образований, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований. Сопоставление основных видов деятельности и документов территориального планирования представлены на рисунке 1 [2].

Стоит отметить, что на практике органами местного самоуправления подготавливается лишь два документа, что напрямую определятся закрепленными за ними полномочиями.

Вместе с тем полномочия органов местного самоуправления по вопросам стратегического планирования были ограничены Федеральным законом от 27.05.2014 №136-ФЗ «О внесении изменений в статью 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»» и их перечень еще также может быть сокращен по решению региональных органов власти. Данный факт противоречит статусу стратегии как общегородского, общерайонного документа. Наиболее точно определять показатели, коэффициенты, плановые значения, перспективные направления социально-экономической деятельности могут именно муниципальные органы власти. 

Пространственный фактор в настоящее время недостаточно учитывается и лишь по фрагментно отображен в документах стратегического планирования муниципального управления, что проявляется в несформированности взаимоувязки документов территориального и социально-экономического планирования. Разработанные документы социально-экономического развития не несут в себе строгой привязки к пространственному фактору, а документы территориального планирования, отвечающие за вопросы землепользования, не всегда содержат элементы стратегического планирования. В следствие этого, рассмотрение территории муниципалитета как единого объекта системы управления в административно-территориальных границах, не происходит. Насущное согласование документом выступает очевидным в условиях современности [1, 4, 6].

По своей правовой сущности территории муниципалитетов подчинены отраслевым документам территориального планирования и стратегии социально-экономического развития муниципального образования, с минимальным упоминаем в них о необходимости учета пространственных факторов. Единый подход в процессе реализации и формирования стратегии пространственного развития в настоящее время отсутствует, не учитывая единичные попытки создания «пространственного» документа [12].

Градостроительный кодекс Российской Федерации, статьей 9 определяет содержание схем территориального планирования территорий муниципалитетов, генеральных планов местности исключительно на основании разрабатываемой стратегии или программы социально-экономического развития конкретной территории. Пространственные аспекты развития в основном представлены и идентифицированы в таких документах, как стратегии, планы, концепции развития, носящие переходный характер по сравнению с градостроительной документацией, либо пространственные аспекты занимают место отдельной составляющей блока стратегии социально-экономического развития муниципального образования. В силу этого, оба подхода к проблеме увязки документов пространственной стратегии и территориального развития муниципалитетов несут в себе риски и особенности их выполнения. Поскольку трансформационным преобразованием, как следствие, будет склонна система расселения, инфраструктура, функциональные зоны и иные особенности территории [7, 11].

При разработки отдельно взятого документа стратегии пространственного развития муниципалитета спорным моментом выступает согласование начальной подготовки документов территориального и стратегического планирования. Варианты разработки документа могут быть представлены путем последовательной и параллельной разработки, и автономного создания. Концептуальная схема вариантов разработки стратегии пространственного развития муниципалитетов с учетом преемственности градостроительной и иной документации, в авторской разработке, приведена на рисунке 2 [5].

Пространственная стратегия как структурный элемент стратегии социально-экономического развития выступает вторым подходом к формированию и представляет собой реальный вариант, учитывая, что документы территориального планирования в исключительных случаях могут не разрабатываться на уровне муниципалитетов [3].

Учитывая, что на практике современности отсутствуют методические рекомендации по разработке документов пространственного развития муниципальных образований, можем предположить, равнозначность структуры пространственной стратегии и стратегии социально-экономического развития муниципалитета. Таким образом, структура пространственной стратегии может содержать обязательные элементы, идентичные элементам блока стратегии социально-экономического развития, представленные на рисунке 2.

Включая в социально-экономическую стратегию муниципалитета блок пространственного развития, нужно понимать, что данные аспекты и в региональной стратегии находят отражение и не должны противоречат основным ее положениям. Если в стратегии социально-экономического развития региона имеют место положения, относящиеся к муниципальному образованию (например, проектирование объектов социальной инфраструктуры), то они должны прописываться и в системе мероприятий стратегии муниципалитета. Кроме этого, количественные значения целевых показателей пространственного развития региона и социально-экономического не должны противоречить друг другу. Это не означает их полное совпадение, но расхождения значений по темпу изменений и целевым параметрам должны быть рационально и правильно обоснованы. Так, например, при реализации инфраструктурного проекта в сферах транспорта и связи город или муниципальный район может устанавливать более высокий уровень плотности путей сообщения, чем регион в целом [8, 9].

Следующим аспектом служит нормы права Градостроительного Кодекса, так в статье 9 пункта 5 указано, что разработка документации территориального планирования осуществляется на основе документа стратегии социально-экономического развития территории. Вытекающим выступает иерархия территориального планирования и предшествующего ему стратегического планирования социально-экономического развития. Цели стратегического планирования должны и необходимы проектироваться на конкретно взятую территорию со сложившейся структурой землепользования, социальной и инженерной инфраструктурой и другими особенностями [10, 13].

В силу сказанного, связующее звено в описанном процессе – стратегия пространственного развития, представляющая собой территориальную проекцию социально-экономической стратегии развития территории.

Устойчивого социально-экономического развития территории и роста качества и уровня жизни населения позволит добиться процесс принятия стратегии пространственного развития муниципалитета, в большей мере оперирующей качественными характеристиками территории и объектов, развитие которых предусматривается количественными показателями социально-экономического развития и территориального планирования муниципального образования.

Закон о стратегическом планировании определяет роль и место стратегии пространственного развития в системе стратегического планирования исключительно на национальном уровне, учитывая взаимосвязь документов территориального и стратегического планирования. Мы же говорим о важности закрепление пространственных преобразований в муниципалитетах в виде отдельно взятого документа. Органы власти, общественные организации и бизнес должны решить задачу формализации процесса разработки «новой» пространственной стратегии развития муниципальных образований, одними из вариантов и методов, существующими и предложенными на сегодня. Артикулированный набор целей позволит сформировать видение, механизмы и принципы пространственного развития муниципалитета и города в долгосрочной перспективе, с одновременным учетом территориальных, стратегических и важных пространственных аспектов, что позволит создать баланс в комплексном развитии различных сфер деятельности муниципальных образований и отраслей экономики.

Одним из положительных моментов Закона о стратегическом планировании является и то, что предусматривается целевые установки по государственной регистрации документов, но повысить на качественный уровень деятельность по стратегическому планированию можно лишь тогда, когда будет создан реестр и единый информационный портал документов стратегического планирования. Создание и функционирование данной системы позволит решить правовые проблемы информационного обеспечения процесса планирования на муниципальном уровне.

Список источников

  1. Об утверждение Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 08 ноя. 2021 г. №633. [Электронный источник]. URL: http://www.consultant.ru/document/consdocLAW400057 (дата обращения 29.11.2021).
  2. Федеральный закон о стратегическом планировании в Российской Федерации от 28 июня 2014г. № 172-ФЗ: принят Гос. Думой 20 июня 2014г.: по состоянию на 04.12.2021г. / [Электронный ресурс]. Доступ из справ. -правовой системы «Консультант Плюс».
  3. Антипин И.А., Казакова Н.В. Концептуальные основы разработки стратегии пространственного развития в муниципальном образовании // Российское предпринимательство. – 2016. – Том 17. – № 8. – С. 1011–1026. – DOI: 10.18334/rp.17.8.35119
  4. Антропов, Д. В. Территориальные кластеры как элемент устойчивого развития Российской Федерации / Д. В. Антропов, А. В. Фомина // Современные проблемы управления проектами в инвестиционно-строительной сфере и природопользовании: материалы X Международной научно-практической конференции, посвященной 113-летию РЭУ им. Г. В. Плеханова, Москва, 08–12 апреля 2020 года / Под редакцией В. И. Ресина. – Москва: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2020. – С. 145-151.
  5. Бородина, О. Б. Актуальные вопросы совершенствования системы землеустройства / О. Б. Бородина, И. В. Чуксин // Московский экономический журнал. – 2020. – № 2. – С. 12. – DOI 10.24411/2413-046X-2020-10109.
  6. Валиев, Д. С. Использование кадастровой и рыночной стоимости объектов недвижимостипри определении стоимости права аренды и размера арендной платы / Д. С. Валиев, Е. Э. Желонкина, А. В. Гулина // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. – 2017. – № 8(151). – С. 60-63.
  7. Модель системы стратегического планирования и управления комплексным развитием сельских территориальных систем / Ю. А. Цыпкин, Н. В. Козлова, К. С. Ильичев [и др.] // Fundamental and applied research in the modern world : Abstracts of VII International Scientific and Practical Conference, Boston, USA, 17–19 февраля 2021 года. – Boston, USA: BoScience Publisher, 2021. – С. 625-635.
  8. Необходимость внедрения цифровых технологий в лесное хозяйство России как главного механизма устойчивого лесоуправления / С. А. Гальченко, О. Б. Бородина, А. А. Рассказова, И. В. Чуксин // Московский экономический журнал. – 2021. – № 2. – DOI24411/2413-046X-2021-10095.
  9. Процесс цифровизации сельского хозяйства на базе концептуально новой системы умного землепользования / А. А. Варламов, С. А. Гальченко, О. В. Гвоздева, И. В. Чуксин // Международный сельскохозяйственный журнал. – 2020. – № 5(377). – С. 69-72. – DOI 10.24411/2587-6740-2020-15097.
  10. Развитие концепции повышения качества системы государственного управления федеральным имуществом на базе цифровой трансформации отраслей экономики / О. В. Гвоздева, М. А. Смирнова, И. В. Чуксин, Е. С. Середина // Московский экономический журнал. – 2020. – № 8. – С. 23. – DOI 10.24411/2413-046X-2020-10598.
  11. Совершенствование пространственного размещения городских территорий / Ю. А. Цыпкин, Н. В. Козлова, К. С. Ильичев [и др.] // Actual trends of modern scientific research : Abstracts of VIII International Scientific and Practical Conference, Munich, Germany, 14–16 марта 2021 года. – Munich, Germany: MDPC Publishing, 2021. – С. 707-714.
  12. Тишкина Т.М. Стратегия пространственного развития муниципального образования: актуальные вопросы формирования // Фундаментальные исследования. – 2020. – № 9. – С. 57-61.
  13. Фомина, А. В. Кластерная политика как инструмент развития туристско-рекреационных кластеров / А. В. Фомина // Управление земельно-имущественными отношениями: материалы XV международной научно-практической конференции, Пенза, 18 декабря 2019 года. – Пенза: Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, 2019. – С. 229-234.

References

  1. On the approval of the Fundamentals of State Policy in the field of strategic planning in the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation of 08 Nov. 2021 No. 633. [Electronic source]. URL:http://www.consultant.ru/document/consdocLAW400057 (accessed 29.11.2021).
  2. Federal Law on Strategic Planning in the Russian Federation No. 172-FZ of June 28, 2014: adopted by the State Duma on June 20, 2014: as of 04.12.2021 / [Electronic resource]. Access from help. – legal system “Consultant Plus”.
  3. Antipin I.A., Kazakova N.V. Conceptual foundations for the development of spatial development strategy in the municipality // Russian Entrepreneurship. – 2016. – Volume 17. – No. 8. – pp. 1011-1026. – DOI: 10.18334/rp.17.8.35119
  4. Antropov, D. V. Territorial clusters as an element of sustainable development of the Russian Federation / D. V. Antropov, A.V. Fomina // Modern problems of project management in the investment and construction sector and environmental management: materials of the X International Scientific and Practical Conference dedicated to the 113th anniversary of Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, April 08-12, 2020 / Edited by V. I. Resin. – Moscow: Plekhanov Russian University of Economics, 2020. – pp. 145-151.
  5. Borodina, O. B. Topical issues of improving the land management system / O. B. Borodina, I. V. Chuksin // Moscow Economic Journal. – 2020. – No. 2. – S. 12. – DOI 10.24411/2413-046X-2020-10109.
  6. Valiev, D. S. The use of cadastral and market value of real estate objects in determining the value of the lease right and the amount of rent / D. S. Valiev, E. E. Zhelonkina, A.V. Gulina // Land management, cadastre and land monitoring. – 2017. – № 8(151). – Pp. 60-63.
  7. Model of the system of strategic planning and management of integrated development of rural territorial systems / Yu. A. Tsypkin, N. V. Kozlova, K. S. Ilyichev [et al.] // Fundamental and applied research in the modern world: Abstracts of the VII International Scientific and Practical Conference, Boston, USA, February 17-19, 2021. – Boston, USA: BoScience Publisher, 2021. – pp. 625-635.
  8. The necessity of introduction of digital technologies in the forest sector of Russia as the main mechanism for sustainable forest management / S. A. Galchenko, O. B. Borodin, A. A. Rasskazov, I. V. chuksyn recollects // Moscow economic journal. – 2021. – No. 2. – DOI 10.24411/2413-046X-2021-10095.
  9. The process of digitalization of agriculture on the basis of the new conceptual system smart land use / A. A. Varlamov, S. A. Galchenko, O. V. Gvozdev, I. V. chuksyn recollects // International Agricultural Journal. – 2020. – № 5(377). – Pp. 69-72– – DOI 10.24411/2587-6740-2020-15097.
  10. Development of the concept of improving the quality of the system of state management of federal property on the basis of digital transformation of economic sectors / O. V. Gvozdeva, M. A. Smirnova, I. V. Chuksin, E. S. Seredina // Moscow Economic Journal. – 2020. – No. 8. – p. 23– – DOI 10.24411/2413-046X-2020-10598.
  11. Improving the spatial placement of urban areas / Yu. A. Tsypkin, N. V. Kozlova, K. S. Ilyichev [et al.] // Actual trends of modern scientific research : Abstracts of the VIII International Scientific and Practical Conference, Munich, Germany, March 14-16, 2021. – Munich, Germany: MDPC Publishing, 2021. – pp. 707-714.
  12. Tishkina T.M. Strategy of spatial development of municipal education: actual issues of formation // Fundamental research. – 2020. – No. 9. – pp. 57-61.
  13. Fomina, A.V. Cluster policy as a tool for the development of tourist and recreational clusters / A.V. Fomina // Management of land and property relations: materials of the XV International Scientific and practical conference, Penza, December 18, 2019. – Penza: Penza State University of Architecture and Construction, 2019. – pp. 229-234. 

Для цитирования: Цыпкин Ю.А., Чуксин И.В., Фомина А.В. К вопросу о необходимости повсеместной разработки стратегии пространственного развития муниципальных образований Российской Федерации // Московский экономический журнал. 2021. № 12. URL: https://qje.su/nauki-o-zemle/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-12-2021-12/

© Цыпкин Ю.А., Чуксин И.В., Фомина А.В. 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 12.