Московский экономический журнал 12/2019

image_pdfimage_print

УДК 630.6

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10235

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЛЕСНЫХ УЧАСТКОВ В ЦЕЛЯХ РАЗМЕЩЕНИЯ ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ: ТЕОРИЯ, ОПЫТ СПЕЦИАЛИСТОВ ХМАО-ЮГРЫ

DESIGN OF FOREST PLOTS FOR PLACEMENT OF LINEAR OBJECTS: THEORY, EXPERIENCE OF KHANTY-MANSI AUTONOMOUS AREA – YUGRA  SPECIALISTS

Мезенина Ольга Борисовна, доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой Землеустройство и кадастры, Уральский государственный лесотехнический университет, г. Екатеринбург

Нагимов Зуфар Ягфарович, доктор с-х наук, профессор, заведующий кафедрой ЛТиЛУ, Уральский государственный лесотехнический университет, г. Екатеринбург

Зуева Ольга Валерьевна, Уральский государственный лесотехнический университет, г. Екатеринбург

Кюршеева Ольга Васильевна, Уральский государственный лесотехнический университет, г. Екатеринбург

Mezenina Olga B., mob.61@mail.ru

Nagimov Zufar A., nagimov@usfeu.ru

Zueva Olga V., olga_v@rambler.ru

Kurchaeva Olga V., 2202199896.mail.ru@mail.ru

Аннотация: В данной статье кратко представлены теоретические аспекты создания проекта межевания территории, который  разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков и указали, что подготовка данного проекта регламентируется статьей 43 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 31.12.2014).

Отметили факт, что проект межевания территории необходим в случаях, предусмотренных Земельным кодексом (п.3. статьи 11.3. Земельного кодекса РФ), в том числе при образовании земельных участков для размещения линейных объектов федерального, регионального или местного значения. Также авторы показали необходимость при создании проекта межевания территории для освоения земель лесного фонда под линейные объекты сохранить работу с проектной документацией, которую упразднил законодатель для данных объектов, для использования ее при подготовке проекта межевания и проекта освоения лесов.

Summary: In this article the theoretical aspects of creation of the project of land surveying which is developed for the purpose of determination of location of borders of the formed and changed land plots are briefly presented and specified that preparation of this project is regulated by article 43 of the town-Planning code of the Russian Federation of 29.12.2004 N 190-FZ (edition of 31.12.2014).

Noted the fact that the project of land surveying is necessary in cases stipulated by the Land code (p. 3. articles 11.3. Land code of the Russian Federation), including the formation of land plots for the placement of linear objects of Federal, regional or local importance. Also, the authors showed the need to create a project of land surveying for the development of forest lands for linear objects to keep working with the project documentation, which was abolished by the legislator for these objects, to use it in the preparation of the project of land surveying and the project of forest development.

Ключевые слова: лесной участок; линейный объект; проект межевания территории; проектная документация; проект освоения лесов.

Key words: forest plot; linear object; land surveying project; project documentation; forest development project.

На лесных участках, предоставленных в пользование в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов использование лесов осуществляется в соответствии с проектом освоения лесов [1].

Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в статью 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации [2]. В настоящее время п. 1 указанной статьи предусмотрено проектирование лесных участков в целях размещения линейных объектов без подготовки проектной документации на основании проектов межевания территорий. Теперь для образования лесного участка в целях размещения линейного объекта, такого как дорога, линия электропередач, трубопровод и объекты, являющиеся неотъемлемой технологической частью таких линейных объектов, необходимо разработать проект межевания территории, в состав которого включается информация о количественных и качественных характеристиках лесных участках. Ранее Лесным, Земельным и Градостроительным кодексами Российской Федерации предусматривался единый порядок образования лесных участков для всех видов использования лесов, предусмотренных ст. 25 Лесного кодекса Российской Федерации, с обязательной Проектной документацией лесных участков, утвержденной решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющих полномочия по предоставлению в пользование лесного участка [3].

В статье стоит показать запреты размещения линейных объектов в некоторых категориях лесов.

Итак,запрещено размещать объекты капитального строительства:

  • в лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях (п.3 Приказ МПР РФ от 16.07.2007 N 181 “Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях”)
  • в лесопарковых зонах (п.3 статьи 105 Лесного кодекса РФ);
  • в городских лесах (п. 5.1 статьи 105 Лесного кодекса РФ) [4].

На остальных лесных участках, имеющих категорию защитности лесов, допускается размещение объектов капитального строительства, в том числе и линейные объекты. Для строительства выделяются, прежде всего, нелесные земли. Если таковых нет, предоставляют участки невозобновившихся вырубок, гари, пустыри, прогалины, а также те, где произрастают  низкополнотные и наименее ценные леса. Владельцы обязаны содержать в безлесном состоянии коридоры и охранные зоны существующих линейных объектов; вырубить сухие, слабые, поваленные и обломанные деревья, которые могут угрожать падением на объект. Такие рубки производятся без предоставления лесных участков и составления проекта освоения лесов. Достаточно лишь уведомить о них уполномоченный орган.

Следует обратить внимание, на то, что согласно п. 8.3. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ “О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации” допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан в защитных лесах, в том числе на землях особо охраняемых природных территорий, для эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, в случае, если указанные объекты размещены в установленном законодательством Российской Федерации в порядке до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, т.е. до 1 января 2007 года [5].

Проект освоения лесов требуется не только для строительства, но и для реконструкции линейных объектов.

Согласно п.п 2.1 статьи 11.3. Земельного кодекса Российской Федерации образование лесных участков в целях размещения линейных объектов осуществляется на основании утвержденного проекта межевания территории, который является основанием для внесения сведений о земельном участке в ЕГРН [6].

В соответствии со ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект межевания территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по обоснованию этого проекта.

Проект межевания территории – это документация по планировке территории. Готовится применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. Проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ, образуемых и изменяемых земельных участков. Подготовка проекта регламентируется статьей 43 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ [3,7].

Основная часть проекта межевания территории включает в себя текстовую часть и чертежи межевания территории.

Текстовая часть проекта межевания территории включает в себя:

1) перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования;

2) перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, которые будут отнесены к территориям общего пользования или имуществу общего пользования, в том числе в отношении которых предполагаются резервирование и (или) изъятие для государственных или муниципальных нужд;

3) вид разрешенного использования образуемых земельных участков в соответствии с проектом планировки территории в случаях, предусмотренных ГК РФ;

4) целевое назначение лесов, вид (виды) разрешенного использования лесного участка, количественные и качественные характеристики лесного участка, сведения о нахождении лесного участка в границах особо защитных участков лесов (в случае, если подготовка проекта межевания территории осуществляется в целях определения местоположения границ образуемых и (или) изменяемых лесных участков);

5) сведения о границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания, содержащие перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения ЕГРН. Координаты характерных точек границ территории, в отношении которой утвержден проект межевания, определяются в соответствии с требованиями к точности определения координат характерных точек границ, установленных в соответствии с ГК РФ для территориальных зон [3,7].

Подпункт 4) внесен Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Представим в работе пример проработки вопроса подготовки проекта освоения лесов в части создания проекта межевания территории для линейных объектов в ХМАО-Югра. В связи с тем, что лесные участки, на которых планируется размещение линейных объектов, могут иметь ограничения в использовании, указанные выше, на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры распространена практика подготовки проектов межевания территорий в состав, которых входит проектная документация лесного участка, из которой и будет видно ограничение. В проекте межевания территории нет информации об ограничениях, что затрудняет путь создания документации и согласований для проекта освоения лесов. Также предлагаемый вариант упрощает дальнейшую подготовку договоров аренды лесных участков под линейные объекты и проекта освоения лесов для таких объектов на территории ХМАО-Югра, на которой подобных объектов большое количество. А так как в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации необходимо согласование проекта межевания с уполномоченным органом исполнительной власти, то проектная документация, которая вошла в проект межевания территорий согласовывается в соответствующем лесничестве Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Департамент).

В статье представим этапы разработки и примерные сроки согласования проектной документации лесного участка (рис.1).

1. Обращение в Департамент недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее – Департамент) за получением выписки из государственного лесного реестра;

2. Разработка проектной документации лесного участка осуществляется заявителем, и формируется на основании Выписки из государственного лесного реестра.

3. Проверка и согласование проектной документации лесного участка в территориальном отделе – лесничестве. При согласовании проектной документации в территориальном отделе – лесничестве присваивается номер учетной записи в государственном лесном реестре. Ориентировочно 5 дней.

4. Утверждение либо отказ в утверждении проектной документации лесного участка в Департаменте. Ориентировочно 1 месяц.

5. Внесение сведений в единый государственный реестр недвижимости с регистрацией права собственности Российской Федерации.           Далее представим в статье этапы разработки и примерные сроки согласования проекта межевания территорий  (рис.2).

1. Получение решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа на подготовку документации по планировке территории. Решение обязательно публикуется в СМИ и на официальном сайте администрации, чтобы любой житель данного муниципального образования смог направить предложения по проекту планировки территории. Согласно принятым регламентам выполнение около 1 месяца.

2. Разработка проекта планировки и межевания территории. Ориентировочно 1 месяц.

3. Согласование проекта межевания с уполномоченными органами исполнительной власти, с органами местного самоуправления. Ориентировочно 1 месяц.

4. Проведение публичных слушаний. Публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории не проводятся, если они подготовлены в отношении: 1) территории, подлежащей комплексному освоению в соответствии с договором о комплексном освоении территории; 2) территории в границах земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства или для ведения дачного хозяйства иному юридическому лицу; 3) территории для размещения линейных объектов в границах земель лесного фонда. 4) территорий для размещения линейных объектов федерального, регионального, местного значения. Сроки проведения зависят от местных регламентов и составляют от 1-3 месяцев.

5. Утверждение проекта межевания территории Главой местной администрации поселения, Главой местной администрации городского округа составляет около 1 месяца. В среднем на разработку и согласование проекта межевания в ХМАО-Югра требуется от 4 до 7 месяцев (рис.3).

Таким образом, на сегодняшний день весьма актуальны вопросы подготовки проектов межевания территорий, занятых линейными объектами или предназначенных для их размещения. Проанализировав действующее законодательство и практику региона, на примере Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, видим необходимость внесения изменений в законодательство в части упрощения процедуры согласования и утверждения проектов межевания территорий, учитывать специфику лесных участков, особенно с экологической точки зрения, так как каждый участок не важно где он образован, на болотистой местности, вырубке или покрытый лесной растительностью, является элементом огромной экосистемы.

Литература

  1. Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (утв. приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10 июня 2011 г. № 223) [Электронный ресурс] — Режим доступа:
  2. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс] — Режим доступа:
  3. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 3 февраля 2017 г. N 54 “Об утверждении Требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки” [Электронный ресурс] — Режим доступа:  https://base.garant.ru /71703470/
  4. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 27.12.2018) [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_ doc_ LAW_64299/
  5. Лесной кодекс Российской Федерации: федер. закон от 04.12.2006 № 201-ФЗ: (в ред. от 03.08.2018 г.). [Электронный ресурс]: Официальный интернет-портал правовой информации. – М., 2019. – URL: http://pravo.gov.ru.
  6. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 02.08.2019) [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_33773/
  7. Градостроительный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2004 № 190-ФЗ : (в ред. от 25.12.2018 г.). [Электронный ресурс]: Официальный интернет-портал правовой информации. – М., 2018. – URL: http://pravo.gov.ru. (дата обращения 12.01.2019 г.)