Московский экономический журнал 11/2019

image_pdfimage_print

УДК 630.6

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10178

ПУТИ УПРОЩЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ОФОРМЛЕНИЯ ЛЕСНОГО УЧАСТКА В АРЕНДУ В ЦЕЛЯХ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ

WAYS TO SIMPLIFY THE PROCEDURE OF REGISTRATION OF FOREST LAND FOR LEASE FOR SUBSOIL USE

Мезенина Ольга Борисовна, доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой ЗиК, Уральский государственный лесотехнический университет, г. Екатеринбург

Старикова Мария Александровна, направление Землеустройство и кадастры, Уральский государственный лесотехнический университет, г. Екатеринбург

Зуева Ольга Валерьевна, направление Землеустройство и кадастры, Уральский государственный лесотехнический университет, г. Екатеринбург

Сидорова Наталья Николаевна, направление Землеустройство и кадастры, Уральский государственный лесотехнический университет, г. Екатеринбург

Mezenina Olga B., mob.61@mail.ru

Starikova Maria Alexandrovna, marystarikova596@gmail.com

Zueva Olga V., olga_v@rambler.ru

Sidorova Natalia Nikolaevna, talyaved@mail.ru

Аннотация: В данной статье авторы представиликратко результаты исследования по вопросу сложности процедуры оформления лесного участка в аренду для целей недропользования; представили взгляд на проблему специалистов лесного хозяйства – для разработки проекта освоения лесов в отношении лесного участка, предоставленного для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, специалисты лесного хозяйства видят логичным использование проекта объекта капитального строительства; показали взаимосвязь и иерархию при решении данного вопроса между ЛК РФ и ГСК РФ.

Summary: In this article, the authors presented the results of a study on the issue of the complexity of the procedure of forest land on lease for the purpose of subsoil use; introduced the approach to the problem of forest management – to develop the project of development of forests in relation to forest area allocated for the implementation of geological study of subsoil, prospecting and extraction of minerals, forestry specialists see the logical use of the project capital construction object; it shows the relationship and hierarchy at the decision of this question between the LC RF and GSK RF.

Ключевые слова: проектирование и предоставление лесных участков для недропользования; проект освоения лесов; проект объекта капитального строительства.

Key words: design and provision of forest plots for subsoil use; forest development project; capital construction project.

Одной из важнейших проблем при оформлении прав на лесные участки для организаций и предприятий нефтяной отрасли является длительность процедуры предоставления.

Согласно Приказу Минприроды РФ от 20.12.2017 г. № 693 срок предоставления составляет 30 календарных дней. На первый взгляд, очень приемлемый срок для недропользователей. Следует отметить, что на основании федерального законодательства проектирование и предоставление лесных участков осуществляется после ряда согласований и экспертиз. Причем заявитель вынужден пройти этот этап до обращения в орган, уполномоченный на предоставление лесных участков. Поскольку в каждом законодательном акте, регламентирующих проведение согласований, существует свой порядок проведения работы, часто противоречащих друг другу, то это и приводит к увеличению временного интервала предоставления права аренды на лесные участки.

При изучении практики данного вопроса, можно сделать вывод о том, что фактический срок согласования и рассмотрения всех документов на соответствие нормам действующего законодательства достигают от трех до шести месяцев, что зачастую препятствует подготовке участка для размещения объекта.

Представим еще одну проблему оформления лесного участка в аренду в целях недропользования. Существует мнение специалистов лесного хозяйства в спорности вопроса о необходимости разработки проектов освоения лесов для целей недропользования. Например, предложение специалистов  Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры представлено как отмена института проектов освоения лесов для статей 43-45 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) [1]. Предоставляемый лесопользователю лесной участок по данным статьям на 100% занимает производственный объект. Лесное хозяйство на данных территориях в априори отсутствует [2].

Одной из особенностей ХМАО-Югра является мощный нефтегазовый комплекс общероссийского масштаба. На территории округа работает более 100 нефтегазовых компаний, которые располагают свои объекты на землях лесного фонда. Площадь лицензионных участков составляет до 27% территории автономного округа. Общее количество выданных лицензий на право пользования недрами в автономном округе составляет 487 единиц (рис.1) [2]. Основными видами использования лесов на территории автономного округа являются: выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых (ст. 43 ЛК РФ); строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов (ст. 45 ЛК РФ). Поэтому для данного субъекта эффективное решение предоставления лесных участков для ТЭК очень актуально.

Давайте порассуждаем о предложениях «лесников». Недропользователи, в особенности организации нефтяной отрасли, арендуют лесные участки для размещения конкретных объектов, таких как разведочные скважины, трубопроводы, высоконапорные водоводы в целях обустройства конкретного месторождения. Количество договоров аренды, в среднем, приравнивается к количеству таких объектов. Согласно ЛК РФ, на каждый договор аренды лесного участка необходимо разработать проект освоения лесов, который в свою очередь должен получить положительное заключение государственной экспертизы, без которой использование участка законодательно невозможно.

По сути, проект освоения является «шаблонным» для всех лесных участков, переданных в аренду для целей недропользования и, по мнению специалистов – бессмысленным. Проектируемые лесохозяйственные мероприятия на арендуемом участке, в особенности с небольшой площадью, невозможно выполнить в силу допущения ЛК РФ размещения объектов капитального строительства. Так, для гипотетического лесного участка, площадью 1 кв.м. (законодательно не определены минимальные размеры лесных участков), арендатор обязан разработать проект освоения с запланированными мероприятиями в области освоения лесов изначально зная, что их выполнение фактически невозможно.

      Проведенные авторами исследования мнений специалистов лесного хозяйства в исследуемых вопросах привели к выводу, что для разработки проекта освоения лесов в отношении лесного участка, предоставленного для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, специалисты лесного хозяйства видят логичным использование проекта объекта капитального строительства. Конечно, такой проект также проходит государственную экспертизу, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 №145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий». Из Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 можно прочесть, что «проектная  документация разрабатывается в соответствии с градостроительным планом земельного участка, заданием на проектирование, градостроительным регламентом, документами об использовании земельного участка для строительства (в случае если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или в отношении его не устанавливается градостроительный регламент), техническими регламентами, в том числе устанавливающими требования по обеспечению безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий, и с соблюдением технических условий» [3].

Но, стоит и вспомнить о том, что согласно одной из позиций, встречающихся в арбитражной практике, заимствованной нами у источника Арбитражной практики, по этому вопросу, утверждение градостроительного плана лесного участка органом местного самоуправления будет являться незаконным, т.к. использование таких участков регулируется лесным законодательством, которое не предусматривает необходимости или возможности разработки градостроительного плана в отношении лесного участка. Использование лесного участка может осуществляться на основании проекта освоения лесов, разработанного пользователем лесного участка и прошедшего государственную или муниципальную экспертизу (статьи 88, 89 ЛК РФ). Кроме того, у органов местного самоуправления отсутствуют распорядительные полномочия в отношении лесных участков, расположенных на федеральных землях, в границах земель лесного фонда. В соответствии со статьями 81 – 84 ЛК РФ такими полномочиями наделены федеральные органы и органы исполнительной власти субъекта РФ в области лесных отношений органам. Муниципальные же органы вправе осуществлять соответствующие полномочия только в отношении тех лесных участков, которые находятся в собственности муниципальных образований [4].

Градостроительный план земельного участка, имеющий соответствующие строительные характеристики и ограничения в отношении земельного участка, не утверждает, а лишь воспроизводит, отображает те, которые, в частности, вытекают применительно к данному участку из правовых актов об установлении таких ограничений (например, правила землепользования и застройки, акты об установлении публичных сервитутов) или из нахождения в границах данного земельного участка тех или иных объектов, с размещением которых правовые нормы связывают определенные ограничения на строительство (например, объекты культурного наследия, другие объекты недвижимости) [5].

При этом из пунктов 4, 5 части 3 статьи 44 ГСК РФ следует, что источник информации о строительных ограничениях в отношении предназначенного для застройки земельного участка может различаться в зависимости от того, действует ли в отношении этого земельного участка градостроительный регламент. Так, градостроительные регламенты не устанавливаются, исходя из части 6 статьи 36 ГСК РФ, для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон. Между тем в градостроительном плане земельного участка, в отношении которого не действует градостроительный регламент в соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 44 ГСК РФ, должна содержаться информация о разрешенном использовании этого земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на этом земельном участке [5,4].

Согласно части 7 статьи 36 ГСК РФ использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами. По смыслу статьи 36 ГСК РФ виды правовых актов, которыми могут устанавливаться строительные ограничения таких земельных участков и из которых могут вытекать иные их строительные характеристики, в том числе и запрет на какое-либо строительство, а также полномочия государственных или муниципальных органов по изданию соответствующих актов должны быть предусмотрены законодательством, регулирующим использование соответствующей категории земельных участков (например, лесным, водным законодательством, законодательством об особо охраняемых природных территориях). Так, возможность строительства тех или иных объектов на особо охраняемых природных территориях определяется актами о создании таких территорий и проектами их планировки, в отношении лесных участков – лесохозяйственным регламентом и проектом освоения лесов для тех или иных допускаемых лесным законодательством целей.

Итак, градостроительный план, в т.ч. проект объекта капитального строительства, земельного участка не замещает проекта освоения лесов. Напротив, он для лесных участков должен подготавливаться на основе проекта освоения лесов. Лесохозяйственный регламент и проект освоения лесов являются правовой основой для разработки градостроительного плана участка лесного фонда. Если земельный участок, относящийся к землям лесного фонда, предоставлен тому или иному лицу на праве аренды в целях, допускающих строительство определенных объектов, для того, чтобы строительство таких объектов являлось правомерным, данное лицо должно: разработать проект освоения лесов для соответствующих целей и провести его государственную экспертизу; получить градостроительный план лесного участка, разработанный с учетом проекта освоения лесов; получить разрешение на строительство. Если проект освоения лесов не разрабатывался и, соответственно, градостроительный план участка подготавливался не на основе проекта освоения лесов, выдача такого градостроительного плана, а также разрешения на строительство, основанного на этом градостроительном плане, не обеспечивают правомерность строительства. К возведенному таким образом объекту возможно применение статьи 222 ГК РФ, поскольку разрешение на строительство в таком случае может быть признано недействительным [1,4].

Таким образом, для решения данной проблемы, как видят его специалисты лесного хозяйства, необходимо рассмотреть вариант о внесении изменений в ЛК РФ, либо в подзаконные акты, связанные с предоставлением лесных участков по видам использования, указанных в ст.43-45 ЛК РФ, в части упразднения проектов освоения лесов для указанных статей. Для соблюдения санитарных и пожарных правил стоит рассмотреть вариант внесения условий из проекта освоения лесов в договор аренды лесного участка, что также сократит сроки предоставления участков как минимум на 2 месяца и уменьшит документооборот.

Конечно, данный вопрос неоднозначен, но исследование показало необходимость поиска оптимально возможного и эффективного варианта его разрешения.

Литература

  1. Лесной кодекс Российской Федерации :федер. закон от 04.12.2006 № 201-ФЗ : (в ред. от 03.08.2018 г.). [Электронный ресурс]: Официальный интернет-портал правовой информации. – М., 2019. – URL: http://pravo.gov.ru.
  2. Платонов, Е.П.  Доклад конференции «Проблемные вопросы организации лесопользования при интенсивном освоении лесов предприятиями топливно-энергетического комплекса», Салехард, 2016. [Электронный ресурс]          -URL: https://depprirod.admhmao.ru/upload/iblock/d8a/prez_tek_04_04.pdf.
  3. Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 (ред. от 06.07.2019) “О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию”[Электронный ресурс]: Официальный интернет-портал правовой информации. – М., 2019. – URL: http://pravo.gov.ru.
  4. Арбитражная практика. [Электронный ресурс] – URL: http://www.arbitr.ru/_upimg/A5B58170A5F8BF507D7658CF58C075C3_2.pdf.
  5. Градостроительный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2004 № 190-ФЗ : (в ред. от 25.12.2018 г.). [Электронный ресурс]: Официальный интернет-портал правовой информации. – М., 2018. – URL: http://pravo.gov.ru. (дата обращения 12.01.2019 г.)