Московский экономический журнал 11/2019

image_pdfimage_print

УДК 630.91+34

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10095

КРАТКО ОБ АКТУАЛЬНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В СФЕРЕ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ НА ЗЕМЛЯХ ЛЕСНОГО ФОНДА

BRIEFLY ABOUT ACTUAL OFFENSES IN THE FIELD OF FOREST MANAGEMENT ON THE LANDS OF THE FOREST FUND

Мезенина Ольга Борисовна, доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой ЗиК, Уральский государственный лесотехнический университет, г. Екатеринбург

Нагимов Зуфар Ягфарович, доктор с-х наук, профессор, заведующий кафедрой ЛТиЛУ, Уральский государственный лесотехнический университет, г. Екатеринбург

Зуева Ольга Валерьевна, направление Землеустройство и кадастры, Уральский государственный лесотехнический университет, г. Екатеринбург

Шинелев Игорь Михайлович, направление Землеустройство и кадастры, Уральский государственный лесотехнический университет, г. Екатеринбург

Mezenina Olga B., mob.61@mail.ru

Nagimov Zufar A., nagimov@usfeu.ru

Zueva Olga V., olga_v@rambler.ru

Shinelev Igor M., shinelevim@geoles.com

Аннотация: В статье представлены краткие выводы исследования законодательных основ в части правонарушений при использовании лесных участков, проанализированы типовые правонарушения в подконтрольных сферах деятельности на землях лесного фонда, исследованы требования законодательства основного нарушения договоров аренды лесных участков, связанных с рубкой лесных насаждений; рассмотрен пример работы государственной службы Природнадзора Югры и сделаны выводы.  

Summary: The article presents brief conclusions of the research legislative framework in terms of offences while using forest plots, and analyzed the model offences in controlled areas and forest lands, investigated the legislative requirements of the underlying breach of the lease forest areas associated with the felling of the forests; an example of the work of public service of Prirodnadzor Ugra and conclusions.

Ключевые слова: правонарушения в сфере пользования землями лесного фонда; вред лесам; уголовно и административно наказуемая незаконная рубка лесных насаждений.

Keywords: offenses in the sphere of use of lands of forest Fund; harm to the woods; criminally and administratively punishable illegal cutting of forest plantings.

За правонарушения в сфере пользования землями лесного фонда законодательством Российской Федерации предусмотрены различные виды ответственности [5].

В соответствии с ч. 1, 9 ст. 29 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины. Правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. [1]

Согласно п. 5 «Правил заготовки древесины» [Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 13 сентября 2016 г. № 474 “Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса] заготовка древесины осуществляется в соответствии с данными Правилами, с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией.

В силу подп. “е” п. 13 Правил при заготовке древесины запрещается рубка и повреждение деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению в соответствии с данными Правилами и лесным законодательством Российской Федерации, в том числе источников обсеменения и плюсовых деревьев.

В соответствии с п. 63 Правил после завершения работ по заготовке древесины в целях проверки соблюдения Правил, условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, проекта освоения лесов проводится осмотр и оценка состояния лесосеки, на которой закончена рубка лесных насаждений.

На основании ст. 75 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды” за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

В силу положений п. 1 ст. 77 названного Закона юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В соответствии со ст. 100 Лесного кодекса Российской Федерации лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации [1,7].

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 сказано, что основным критерием разграничения уголовно наказуемой незаконной рубки лесных насаждений (часть 1 статья 260 УК РФ) и незаконной рубки лесных насаждений, административная ответственность за которую предусмотрена частями 1 и 2 статьи 8.28 КоАП РФ, является значительный размер ущерба, причиненного посягательством, который должен превышать пять тысяч рублей (примечание к статье 260 УК РФ).

Как разъяснено в п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 “О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования”, незаконной является, в том числе, рубка лесных насаждений с нарушением требований законодательства, например, рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов – ПОЛ, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.

При этом, еще раз внимание обращаем, что договор аренды лесного участка или решение о предоставлении лесного участка на иных правах для заготовки древесины либо других видов использования лесов не являются достаточным правовым основанием для проведения рубок лесных насаждений. В частности, рубка лесных насаждений арендатором лесного участка считается незаконной в тех случаях, когда у такого лица отсутствуют документы для рубки лесных насаждений на арендованном участке (например, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы) либо были вырублены деревья, рубка которых не предполагалась проектом освоения лесов, или рубка произведена с нарушением сроков.  Более кратко, если рубка не предусмотрена ПОЛ, если рубили по проекту, но больше разрешённого ежегодного объёма, если рубка пород деревьев, не предусмотреных  ПОЛ -это всё считается незаконной рубкой. Если инспектирование докажет, что рубка произведена в нарушение ПОЛ, последует привлечение к уголовной ответственности. Хотя доказать это еще придется, самовольной возможно и будет считаться, а вот будет ли считаться незаконной рубкой, это вопрос спорный [6,7].

Еще рядовые, но достаточно частые по обзору, представим причины  правонарушения, которых как минимум две. Самая распространенная – халатность исполнителя работ. Например, в густом подлеске или на оборот на поляне валочная машина перескочила границу лесосеки и целую смену работала за границей делянки,  а при отводах  определят визиры правильные и неправильные, а потом сами забудут которая откуда взялась. Такую площадь арендатор обязан сам обнаружить и промскладом задекларировать. Вторая причина, корыстный умысел – конец месяца, план лесозаготовки чуть не дотягивается, лесосека освоена рубить больше нечего – переносят столбы. Такую площадь на глаз обнаружить трудно,  завизирная  рубка (визир – натурное ограничение лесосеки на местности затесками на деревьях)  замаскирована под законную рубку, и это уже для арендатора воровство леса, значит возможное уголовное делопроизводство. Но как показывает практика, чаще наказания происходят согласно самовольной рубке по  статьям     КоАП РФ, т.е. возмещается  ущерб и оплачиваются штрафы [2,5]

В целях проверки выполнения арендатором условий договора и требований лесного законодательства необходимо произвести осмотр арендованного лесного участка, по результатам которого составлены акты осмотра лесосеки. Данную работу проводят представители природнадзора, которые проводят регулярно мониторинг, используя дешифрирование космоснимков и других картографических материалов, делают анализ материалов Росреестра, используют систему ЕГАИС. ЕГАИС ЛЕС (lesegais.ru) — это государственная информационная система (по существу, реестр), в которой прописываются сделки хозяйствующих субъектов — юридических лиц и ИП с древесиной и установленным законом перечнем изделий из нее. Внесение информации в данную ЕГАИС осуществляется на основании деклараций, которые сдают хозяйствующие субъекты по каждой сделке [2].

Если из актов осмотра лесосеки следует, что имела место рубка лесных насаждений, не предназначенных для рубки, необходимо составить протокол о лесонарушении и далее данный факт отражается в материалах лесоустройства, оплачивается штраф за ненадлежащее оформление договора при обязательном проведении на использованном участке лесовосстановления, это при условии обнаружении правонарушения после проведенных работах. Но если использование лесного участка и далее составляется новый договор со всеми необходимыми документами (ПОЛ, декларация и др.) на выявленные и неоформленные в первом договоре площади лесных участков.

В статье представим основные позиции и результаты правоохранной работы Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (Природнадзор Югры) за последние годы [3].

В рамках федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) осуществляется деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Лесным Кодексом Российской Федерации [1], другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности [5,6].

Целью данных видов надзора является обеспечение рационального, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах, сохранение биологического разнообразия лесов, контроль за использованием лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека, сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду [4,5].

Реализация мероприятий федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)  на землях лесного фонда на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры осуществляется в соответствии с:

  • постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 № 394 «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)»;
  • постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 № 476 «О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Положение о федеральном государственном пожарном надзоре в лесах),
  • приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12.04.2016 № 233 «Об утверждении Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)» [3].

Представим типовые правонарушения в подконтрольных сферах деятельности на землях лесного фонда, отраженных в отчетах Природнадзора Югры:[3,4]

  • Транспортировка древесины с сопроводительным документом, оформленным с нарушениями
  • Транспортировка древесины без оформленного в установленном порядке сопроводительного документа
  • Отсутствие аншлагов природоохранного и противопожарного назначения, предусмотренного проектом освоения лесов
  • Неполная комплектация пункта сосредоточения противопожарного инвентаря (ПСПИ)
  • Загрязнение лесного участка нефтесодержащей жидкостью
  • Полоса отвода трубопровода не очищена от горючих материалов (нефти)
  • Отсутствие или неполная комплектация пункта сосредоточения противопожарного инвентаря (ПСПИ)
  • Порубочные остатки сдвинуты к стене леса в полосе отвода линии электропередач
  • Полоса отвода линии электропередач неочищена от порубочных остатков и других горючих материалов
  • Полоса отвода автомобильной и железной дороги не очищена от порубочных остатков и других горючих материалов
  • Хранение (оставление) в лесу неокоренной (незащищенной) древесины
  • Складирование древесины на лесосеке с нарушениями
  • Оставление не вывезенной в установленный срок древесины на лесосеке
  • Незаконная рубка деревьев, совершенная с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники
  • Загрязнение лесов отходами производства и потребления
  • Незаконная рубка деревьев
  • Уничтожение или повреждение граничных, квартальных, лесосечных и других столбов и знаков
  • Невыполнение работ по очистке мест рубок (лесосеки) от порубочных остатков
  • Засорение и захламление лесов бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами, мусором
  • Невыполнение работ по очистке мест рубок (лесосеки) от порубочных остатков
  • Оставление завалов (включая срубленные и оставленные на лесосеке деревья) и срубленных зависших деревьев
  • Невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки от порубочных остатков
  • Загрязнение лесного участка нефтесодержащей жидкостью
  • Полоса отвода трубопровода не очищена от горючих материалов (нефтесодержащей жидкости)
  • Уничтожение или повреждение лесоустроительных или лесохозяйственных знаков
  • Уничтожение или повреждение лесоустроительных или лесохозяйственных знаков
  • Самовольное использование участков лесного фонда без специальных разрешений
  • Самовольное использование лесов для выполнения работ по строительству, реконструкции и эксплуатации линейных объектов
  • Самовольное использование участков лесного фонда для переработки лесных ресурсов без специальных разрешений на использование указанных участков
  • Уничтожение или повреждение лесоустроительных или лесохозяйственных знаков
  • Самовольное занятие участка лесного фонда.   

Основные правонарушения, выявленные при осуществлении федерального государственного лесного надзора в лесах ХМАО-ЮГРА за последний год представлены в таблице [3].

Изучив материалы работы Природнадзор Югры, мы пришли к выводу, что:

  • наибольшее количество нарушений на территории автономного округа связано с загрязнением лесов нефтепродуктами, а также нарушением правил пожарной безопасности в лесах, с учетом высокой техногенной нагрузкой на территорию лесного фонда нефтедобывающих компаний;
  • значительное количество нарушений, связанных с использованием лесов и нарушением условий правоустанавливающих документов на использование лесов, обусловлено большим количеством договоров аренды лесных участков, лесопользователей и высоким уровнем межведомственного взаимодействия с лесничествами Департамента недропользования и природных ресурсов автономного округа, при котором все акты проверки договорных обязательств и акты осмотра лесосек направляются в Природнадзор Югры для рассмотрения и принятия мер;
  • незаконные рубки участков лесного фонда не характерны для Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в связи со своевременным оформлением правоустанавливающих документов природопользователями, большинство зафиксированных случаев являются незаконными действиями граждан.

Природнадзор Югры за 2019 год обращался в суды с исковыми заявлениями о взыскании вреда, причинённого лесам в случаях: порча почв, незаконная рубка деревьев, уничтожение или повреждение молодняка естественного происхождения и подроста и т.д.   За первое полугодие 2019 года судами рассмотрено по существу 85 исковых заявления на сумму 458 641 418 руб., из которых удовлетворено 83 иска на сумму 436 435 291 руб. А  в ходе проверки прокурорами за 2017 год на землях лесного фонда Югры было выявлено более 200 нарушений земельного и лесного законодательства, в целях устранения которых внесено 28 представлений, возбуждено 30 административных дел, в суды направлено 30 исков на сумму свыше 250 млн рублей, предостережено 32 лица, опротестовано восемь незаконных правовых актов, по материалам прокурорских проверок возбуждено четыре уголовных дела.  Стоит отметить, что в данном «лесном» округе действительно происходит много правонарушений в лесопользовании, но и создан эффективный механизм выявления и пресечения нарушений лесного законодательства за счет разделения функций управления и надзора, внедрения возможностей территориальной информационной системы в части обеспечения лесопользования, лесовосстановления и лесоохраны. Около 80% средств возмещенного ущерба от нарушений лесного законодательства в бюджетную систему страны поступает именно с территории Югры [3].

Итак, известная аксиома – лес представляет высокую ценность для государства и для населения. Изучая тему видим, что об этом свидетельствует внушительный блок нормативных актов, устанавливающих ответственность за нарушения лесного законодательства. Различные противоправные посягательства на лесные насаждения контролируются и жестко пресекаются государством. Совокупность норм законодательства о лесопользовании заставляет задуматься о целесообразности совершения преступлений на землях лесного фонда. Однако ежегодно в России регистрируются тысячи подобных правонарушений, что ставит под сомнение либо здравомыслие человека, либо систему наказаний за такие деяния.

Литература

  1. “Лесной кодекс Российской Федерации” от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 27.12.2018) [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64299/
  2. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29 июня 2018 г. N Ф09-3482/18 по делу N А50-25945/2017  [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/38779092
  3. Доклад по обобщению правоприменительной практики: Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа – Югры [Электронный ресурс] — Режим доступа:   https://prirodnadzor.admhmao.ru/kontrolno-nadzornaya-deyatelnost/
  4. О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования./ ГОРОДСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ// Институт муниципального управления (Обнинск). 2012.- №12 (197), с.5-16
  5. Блинников, Р.В. Ответственность в сфере землепользования и лесопользования на землях лесного фонда / Журнал Безопасность бизнеса. Издательская группа “Юрист”//- Москва, № 3. – 2007. С.39-44
  6.  Андреева, Л.А. Административная ответственность в сфере лесных правоотношений/ Журнал Вопросы современной юриспруденции// Ассоциация научных сотрудников “Сибирская академическая книга”. –Новосибирск,2013.-  №25, с. 5-12.
  7. Боголюбов, С. А.  Административное воздействие на экономику и экологию/ Журнал Законодательство и экономика//-М.,2015.-№3, с.17-21.