http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 10/2020 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 10/2020

УДК 502/504

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10688

ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ГОРОДСКИМИ ЗЕМЛЯМИ

ECOLOGICAL-ECONOMIC LAND USE AND URBAN LAND MANAGEMENT

Карашаева А.С., к.с.-х. н., доцент кафедры «Землеустройство и экспертиза недвижимости», ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарского ГАУ, г. Нальчик, k.areza@mail.ru

Амшоков Б.Х., к.т.н., доцент кафедры «Природообустройство», ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарского ГАУ, г. Нальчик

Езиев М.И. к.б.н., доцент кафедры «Землеустройство и экспертиза недвижимости», ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарского ГАУ, г. Нальчик

Karashaeva A.S., Candidate of Agricultural Sciences., Associate Professor of the Department «Land management and examination of real estate», Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education of the Kabardino-Balkarian State Agrarian University, Nalchik

Amshakov B.H., candidate of technical Sciences, associate, Professor «Environmental engineering» Of the Kabardino-Balkar state agricultural UNIVERSITY, Nalchik

Eziev M.I., Candidate of Biological Sciences, Associate Professor of the Department «Land management and examination of real estate», Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education of the Kabardino-Balkarian State Agrarian University, Nalchik

Аннотация. В статье рассмотрен механизм эффективного эколого-экономического управления в системе городского землепользования с учетом обеспечения качества окружающей природной среды. Проблемы повышения эффективности использования земельных угодий в рамках сельскохозяйственного землепользования с учетом их экологического состояния в процессе интенсификации аграрного производства являются составной частью единой государственной эколого-экономической политики, обеспечивающей рациональное использование, охрану и управление земельными ресурсами.

Summary. The article considers the mechanism of effective environmental and economic management in the system of urban land use, taking into account the quality of the environment. Problems of increase of efficiency of use of land within the agricultural land use based on the environmental condition during the process of intensification of agricultural production are an integral part of the unified state ecological policy, providing rational use, protection and management of land resources.

Ключевые слова: сельское хозяйство, землеустройство, эродированность земель, окружающая среда, природоохранные мероприятия, земельные угодья.  

Keywords: agriculture, land management, land erosion, environment, nature conservation measures, land.

Современное сельское хозяйство рассматривается как мощный двигатель преобразования природной среды, масштабы и направления воздействия которого непрерывно расширяются. По существу, сельскохозяйственное производство превратилось в сложный комплекс антропогенных факторов, зачастую не поддающихся строгому учету. Некоторые из них по степени воздействия на окружающую среду сопоставимы с факторами промышленного производства. Это чрезмерная распашка земель, осушение обширных территорий, нарушающее водный баланс, изъятие воды из водоемов, внесение больших норм удобрений с последующим их выносом в водоемы, рассеивание ядохимикатов и другие хозяйственные воздействия.

Устойчивое развитие страны и отдельных ее регионов зависит от учета экологического фактора во всех секторах жизнедеятельности общества [1]. Поэтому необходима разработка системы учета экологического фактора по всем разделам используемой системы показателей социально-экономического развития общества.  Растущее внимание к экологическим проблемам породило спрос на статистическую информацию, характеризующую состояние окружающей природной среды и воздействие на нее человеческого общества. Информация, являющаяся основой научного познания и практической деятельности, играет важную роль в решении обществом серьезных экологических проблем, необходимости учета их в экономическом прогнозировании и развитии. Ощутив на себе негативное воздействие деградирующей окружающей природной среды, человечество прилагает усилия к реальной оценке состояния природной среды.

Доказано, что измененные элементы природы становятся вторичными антропогенными факторами. Они могут оказывать в дальнейшем как благоприятное, так и отрицательное воздействие на природу в целом. Поэтому система природоохранных мероприятий увязывается с организацией рационального использования земли, с процессом землеустройства [2].  Если рассматривать землеустройство в качестве единого комплекса природоохранных мероприятий, следует выделить два аспекта проблемы: технологический и территориальный. В технологическом отношении характер нарушения экологического равновесия определяется установленным при землеустройстве порядком пользования землей. Известно, что интенсивное использование земли может привести к ухудшению ее природных свойств, снижению экономического плодородия, развитию процессов эрозии, а также загрязнению водоемов, уничтожению растительности и животного мира. Поэтому важнейшие природоохранные мероприятия базируются на законодательной основе, которая диктует не только целевое назначение, но и режимы использования земли. Законодательная основа включает в себя сведения о величине допустимого смыва почв, расположенных на территории анализируемого хозяйства, урожайности сельскохозяйственных культур на условно-неэродированных почвах, коэффициентах снижения урожайности в зависимости от степени эродированности земель и другие показатели. Кроме того, сюда входят показатели природной и антропогенной составляющей экологической опасности, служащие для комплексной предпроектной оценки территории, что позволит выявить приоритетные направления ее рациональной организации, а также содержание комплекса противоэрозионных и других мероприятий [3].

Таким образом, технологический аспект охраны окружающей среды тесно переплетается с территориальным, ибо в процессе землеустройства должно быть обосновано целесообразное размещение как предприятий, нарушающих экологическое равновесие, так и объектов охраны природы (заповедников, заказников, защитных лесонасаждений, курортных зон и т. п.). Среди наиболее эффективных мер охраны окружающей среды, осуществляемых при землеустройстве, заслуживают особого внимания следующие:

  • зонирование территории и установление режимов использования земельного фонда, обеспечивающее равновесие технологических процессов;
  • регулирование объемов и способов мелиорации земель с учетом ее комплексного воздействия на водный баланс и влагооборот окружающей территории;
  • защита земель от эрозии почв как следствия неблагоприятных природных и социально-экономических явлений;
  • экологическое обоснование размещения крупных животноводческих комплексов, складов минеральных удобрений и ядохимикатов, а также других объектов, являющихся потенциальными источниками загрязнения окружающей среды.

При выявлении ресурсов и площадей сельскохозяйственного освоения, обосновании мелиоративных и других мероприятий закономерно возникает вопрос, не нарушит ли дополнительное освоение залесенных и заболоченных участков сложившегося экологического равновесия? Очевидно, что в пространственном отношении сельскохозяйственное освоение должно быть ограничено уже тем, что значительная часть потенциально пригодных участков расположена в природоохранных зеленых зонах, имеющих различное назначение.

Лесные массивы, являясь объектом охраны, выполняют вместе с тем важнейшие задачи стабилизации окружающей среды. Они служат универсальным экологическим компенсатором не только на занятой территории, но и на значительной площади прилегающих земель. Положительное воздействие лесных насаждений на окружающую среду весьма многогранно. Естественные леса улучшают ход геоморфологических процессов. Корни деревьев закрепляют рыхлый грунт, задерживают развитие эрозии почв. Леса оказывают регулирующее влияние на водный баланс окружающей территории. Они уменьшают величину поверхностного стока, способствуют снегозадержанию и накоплению влаги на полях. Воздействие рекреационных компонентов и проявление различных защитных свойств леса зависят как от местоположения лесного массива, так и от характера деятельности человека в пределах зеленой зоны. Поэтому в практике землеустройства уделяется особое внимание размещению лесных массивов и искусственно создаваемых зеленых насаждений. Наряду с этим при землеустройстве устанавливаются режимы хозяйственного использования зеленых зон. Зеленые зоны, а также запредельные массивы лесов, расположенные вокруг водоемов и на водоразделах, выполняют различные функции: водоохранные, содействуя увеличению и более равномерному поступлению воды в источники; водорегулирующие, которые, не увеличивая общего поступления воды, существенно смягчают наводнения и предотвращают заболачивание прилегающей территории; водозащитные, предохраняющие водоем от загрязнения и улучшающие качество воды.

Поэтому задача состоит не только в сохранении установленных водоохранных зон на крупных реках и озерах, но и в создании необходимой защиты естественных и искусственных водных сооружений местного значения. Особую группу охраняемых лесов представляют различные рекреационные зоны. Они предназначены для организации отдыха населения и тяготеют к городам и крупным поселкам. Система природоохранных зеленых зон формируется не только за счет природных комплексов, но и дополняется искусственными насаждениями, компенсирующими неблагоприятное антропогенное воздействие.

Проблема экологического зонирования не ограничивается сохранением зеленых насаждений. Она направлена на решение общей проблемы – заботы о ландшафте. Формирование культурного ландшафта – одна из задач землеустройства. Известно, что ландшафт состоит из отдельных внутриландшафтных единиц различной структуры, образующих в пространстве мозаичный рисунок в определенном соподчинении. При землеустройстве необходимо сохранить это многообразие, являющееся залогом сохранения энергии и баланса веществ в ландшафте. Так, необходимо заботиться о сохранности противоэрозионных лесов на водоразделах, остаточных рощ на свободных пространствах, не устранять живые изгороди на склонах и т. д. При формировании ландшафта следует избегать однообразия.

Решение этих задач основано на комплексном учете различных факторов, создающих культуру ландшафта. Оно связано с рациональным использованием земли в сельском хозяйстве и в значительной мере осуществляется посредством мелиорации. Увеличение масштабов мелиорации в связи с интенсификацией сельскохозяйственного производства во многих регионах страны требует тщательного учета ряда антропогенных факторов, а также прогнозирования возможных последствий. Среди них важнейшее место занимают изменения водного баланса и влагооборота, которые необходимо учитывать как при перспективной организации территории, так и в процессе хозяйственного использования земли [3].

Современные мелиорации вышли за рамки сельского хозяйства, они стали комплексными ландшафтными мелиорациями. При осуществлении любого проекта осушения или орошения должны прогнозироваться все возможные последствия изменения экологической обстановки, предусматриваться конкретные природоохранные мероприятия, исключающие негативные воздействия на окружающую среду. Так, орошение существенно преобразует тепловой баланс и изменяет микроклимат полей и окружающей территории. Значительное влияние на окружающую среду оказывает осушение. Под его влиянием также изменяются климат территории, тепловой баланс полей, структура почвы, режим грунтовых вод.

Эффективная борьба с эрозией почв и ее предотвращение основаны на повсеместном внедрении системы противоэрозионных мероприятий. Эта система включает организационно-хозяйственные, агротехнические, агролесомелиоративные и гидротехнические мероприятия. Организационно-хозяйственный комплекс мероприятий заключается в рациональной организации угодий и севооборотов, т. е. дифференцированном использовании земель в зависимости от характера рельефа, качества почв, эрозионной опасности. Агромелиоративные мероприятия заключаются в создании системы приводораздельных, водорегулирующих и приовражных лесных полос, искусственных насаждений по берегам рек и водоемов, границам населенных пунктов и хозяйственных центров. Гидротехнические сооружения включают водозадерживающие, водосборные и донные сооружения: валы, каналы, запруды, перепады и т. п. Они должны обеспечивать полное или частичное задержание поверхностного стока, предотвращая его концентрацию. Технико-экономической основой для проектирования системы противоэрозионных мероприятий является проект внутрихозяйственного землеустройства, а также система земледелии, определяющая агротехнику полей и рабочих участком. Таким образом, внедрение системы природоохранных мероприятий тесно связано с рациональным использованием земли в АПК. Технологический аспект землепользования неотделим здесь от территориальной организации сельскохозяйственного производства и размещения его инфраструктуры. Другими словами, природоохранные мероприятия должны предусматриваться системой земледелия и землеустройства в качестве одной из составных частей этой разработки [4].  Плановое развитие экономики и централизованное руководство ею содействуют рациональному использованию земли и природных ресурсов в целом, позволяют развивать агропромышленный комплекс страны, учитывая особенности ландшафтов.

Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что существующая система земледелия не обеспечивает рационального использования земельных и водных ресурсов (происходит снижение плодородия почвы, истощение и загрязнение водных ресурсов, снижение экологической устойчивости природных и культурных ландшафтов), что привели к обострению экологического состояния сельскохозяйственных земель.   В настоящее время в России имеются большие проблемы, связанные с эффективным использованием земель, сохранением и улучшением мелиоративного состояния земель и их плодородием, защитой почв от деградационных процессов с сохранением орошаемых и осушаемых земель, более жестким контролем за соблюдением земельного законодательства по целевому использованию земель и сохранением земельного фонда, и в первую очередь сельскохозяйственных угодий. Земельные работы имеющие общегосударственное значение должны включать обеспечение перехода к экономическим методам управления землями сельскохозяйственного назначения и экологизации землепользования, повышению экономической эффективности использования сельскохозяйственных угодий на основе внедрения современных методов и технологий в отраслях сельского хозяйства [5]. Должны приниматься во внимание также обеспечение экологической сбалансированности сельскохозяйственного землепользования, предусматривающей внедрение механизма управления охраной земель и регулирования плодородия почв на федеральном и региональном уровнях, установление принципов нормирования плодородия почв и учета показателей оценки их состояния, определению нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ, в том числе биологических веществ, в том числе уточнению порядка финансирования работ по сохранению и воспроизводству плодородия почв из различных источников.

Оценка качества изменения природных объектов и изымаемых из них природных ресурсов имеет определенные трудности. А вот оценка качества продукции, изготовляемой из потребляемых природных ресурсов, вполне возможна по имеющимся многолетним статистическим данным различных отраслей народного хозяйства  [6].

Как правило, земля определяется как физический объект, имеющий свою топографию и территориально-пространственные характеристики. Более широкий комплексный подход включает в понятие земли и природные ресурсы: почва, полезные ископаемые, вода и биота земли. Эти компоненты образуют экосистемы, выполняющие ряд функций, необходимых для сохранения целостности систем поддержания жизни и продуктивных возможностей окружающей среды. Земельные ресурсы используются таким образом, чтобы извлекалась польза из всех этих характеристик. Земля имеет ограниченные возможности, в то время как ее природные ресурсы могут меняться со временем, а также в зависимости от условий управления ими и их использования. Рост человеческих потребностей и расширение экономической деятельности оказывают все большее давление на земельные ресурсы, порождая конкуренцию и конфликты, и ведут к нерациональному использованию земель и земельных ресурсов. Для того чтобы в будущем человеческие потребности удовлетворялись на устойчивой основе, в настоящее время необходимо урегулировать эти конфликты и стремиться к более эффективному и производительному использованию земли и ее природных ресурсов. Комплексное территориально-пространственное планирование и управление, а также планирование землепользования и управление им являются важнейшим практическим путем достижения этих целей. Комплексный подход к изучению всех видов землепользования позволяет свести к минимуму конфликты, выработать наиболее эффективные варианты и увязать социально-экономическое развитие с охраной и улучшением состояния окружающей среды, тем самым способствуя достижению целей устойчивого развития. Любое изменение из этих компонентов сказывается на ухудшение экологического состояния или пригодности к возделыванию объекта – на цене участка и целесообразности его хозяйственного использования, как и ограничение в обороте, изъяны в оформлении прав на землю.        

Как известно, понятие «эффективность» имеет многоплановое значение, хотя суть ее заключается в двух взаимосвязанных принципов: максимум результата (т.е. достижения поставленной цели) при минимуме затрат (живого и овеществленного труда), необходимых для получения результата. В результате повышение экологической эффективности рассматривается как улучшение качественных характеристик почвы, позволяющее получать дополнительную продукцию высокого качества и по­вышать экономические показатели хозяйств в целом без нанесения ущерба природной среде.

Таким образом, эколого-экономическая эффективность показывает результаты комплекса мероприятий, проводимых в целях улучшения качества земельных угодий (оптимизация структуры агроэкосистемы) и продуктивно­сти растительных ресурсов. При этом в ней отражается результативность экологических затрат (окупаемость затрат на природоохранные цели), направленных на повышение плодородия почв и биологического потенциала растений возделываемых культур. Такой подход должен позволить сформировать систему мониторинга, который обеспечит полное наблюдение за земельными участками и полями севооборота именно как за природным ресурсом, используемом в качестве главного средства производства в сельском хозяйстве. Комплекс показателей позволяет проанализировать и выбрать оптимальный вариант из рекомендованных систем земледелия и составляющих ее элементов, а также оценить эффективность организационно-­хозяйственных, агротехнических, лесомелиоративных, гидротехнических и других мероприятий и определить эколого-экономический эффект от их внедрения. Землеустройство, основанное на выделении однородных по агрофизическим и агрохимическим свойствам почв и агротехнологических характеристик участков пашни позволяет размещать посевы сельскохозяйственных культур и разрабатывать технологию их возделывания, максимально учитывая состояние почвенного плодородия и потребности растений, и тем самым получать экономическую выгоду наименее капиталоемким способом адаптивного размещения посевов сельскохозяйственных культур, полностью соблюдая при этом экологические требования сельскохозяйственного землепользования [7].

Вместе с тем при планировании и осуществлении природоохранных мероприятий недопустим узковедомственный подход. Важнейшими принципами рационального природопользования являются комплексность, системность, которые могут обеспечить только единое общегосударственное планирование природопользования в сочетании с жесткой координацией соответствующих мероприятий на всех уровнях. Природные ресурсы рассматриваются как важнейшая составная часть общественного богатства. В значительной мере они определяют производственные потребности и благосостояние людей. Однако производственные потребности общества нельзя противопоставлять жизнедеятельности и функционирования биосферы. Поэтому природоохранные мероприятия являются частью государственного планирования.

Итак, с учетом разноаспектности в земельной политике можно выделить следующие ключевые направления:

  • политика в вопросах использования и охраны земель как основа жизни и деятельности народов.
  • Земельно-управленческая политика – хозяйственное управление государственной земельной собственностью и управление земельным фондом через его учет, наблюдение в изменении его состояния и контроль землеустройства.
  • Земельно-аграрная политика, предусматривающая надежное продовольственное обеспечение страны, развитие эффективного устойчивого агропромышленного производства, повышение уровня доходов сельского поселения и сохранение сельскохозяйственных угодий.

Тем самым, современная государственная земельная политика в сфере обеспечения продовольственной безопасности должна предусматривать повышение почвенного плодородия, расширение посевов сельскохозяйственных культур, за счет неиспользуемых пахотных земель, реконструкцию и строительство мелиоративных систем.

Литература

  1. Анохин А.М. Проблемы правовой ответственности в сфере охраны окружающей среды и природопользования//Вестник экологического образования. 2004. № 2. С. 16-17.
  2. Махотлова М.Ш. Государственное управление в области охраны окружающей среды и природопользования. Московский экономический журнал. 2018. №4. С.33.
  3. Карашаева А.С., Атмурзаева А.И. Организация производственных территорий сельского хозяйства. В сборнике: Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4-х частях. 2016. С. 9-11.
  4. Махотлова М.Ш. Объективный характер землеустройства и его социально-экономическое содержание. Аграрный вестник Верхневолжья. 2019. №2(27). С. 108-116.
  5. Алексеев Б.Н., Юнак А.И. Повышение эффективности обеспечения экологической безопасности.//Экологическое право. 2001. № 2. С. 30-33.
  6. Хоконова ‏ㅤ М.Б. ‏ㅤ Сущность ‏ㅤ ресурсосбережения ‏ㅤ и ‏ㅤ охрана ‏ㅤ окружающей ‏ㅤ среды. ‏ㅤ В ‏ㅤ сборнике: ‏ㅤ Вектор ‏ㅤ развития ‏ㅤ современной ‏ㅤ науки ‏ㅤ сборник ‏ㅤ материалов  ‏ㅤ X ‏ㅤ Международной ‏ㅤ научно-практической ‏ㅤ конференции. ‏ㅤ ‏ㅤ С. ‏ㅤ 1201-1205.
  7. Карашаева А.С. Проблемы охраны и восстановления земельных ресурсов. В сборнике: Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки сборник Международной научно-практической конференции: в 4-х частях. 2016. С.7-9.