МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО – МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ СОСТОЯНИЯ ЗЕМЕЛЬ

image_pdfimage_print

УДК   332.33

1Махотлова Маратина Шагировна

2Накова Лариса Владимировна

3Мирзоева Назифа Мухтаровна

1-3Кандидат биологических наук,

1Кабардино–Балкарский государственный

аграрный университет имени В.М. Кокова, Нальчик

2-3Кабардино–Балкарский государственный

университет имени Х.М. Бербекова, Нальчик

1Makhotlova M.SH., 2Nakovа L.V., 3Mirzoeva N.M.,

1-3Сandidate of biological Sciences,

1Kabardino–Balkarian state agrarian Universitynamed

after V.M. Kokov, Nalchik

2-3Kabardino–Balkarian state  Universitynamed

after H.M. Berbekova, Nalchik

 

МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО – МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ СОСТОЯНИЯ ЗЕМЕЛЬ

LAND MONITORING AND LAND MANAGEMENT ACTIVITIES ON THE STATE LANDS

 

          Аннотация. В статье рассматривается мониторинг земельных ресурсов (земель), как комплексная система наблюдений за состоянием земельных ресурсов, оценки и прогноза изменений их состояния под воздействием антропогенных и природных факторов, а также землеустройство, как мероприятие по изучению состояния земель и планирование организации рационального использования земель и их охраны.

          Abstract. The article discusses the monitoring of land resources (land) as a comprehensive system to monitor the state of land resources, assessment and forecast of changes in their status under the influence of anthropogenic and natural factors and land management, as a measure to study the condition of the land and planning organization of rational land use and protection.

         Ключевые слова: землеустройство, мониторинг земель, земельные ресурсы, охрана окружающей среды, земельный кадастр, экологическая обстановка, земельная реформа.

          Keywords: land management, land monitoring, land resources, environmental protection, land cadastre, environmental conditions and land reform.

 

          На всех этапах человеческого развития благосостояние общества зависело и зависит от его умения использовать незаменимый природный ресурс – земельный. В отличие от других факторов производства земля пространственно ограничена, неперемещаема. Земля является основой материальных благ, важнейшим компонентом природной среды, имеет территориальную, качественную и количественную неоднородность, изменчивость свойств.

Для эффективного управления земельными ресурсами, регулирования отношений в области использования земель и вовлечения их в хозяйственный оборот необходимо выполнение комплекс мероприятий по землеустройству и мониторингу земель.

Поэтому важнейшей задачей государственного управления в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования в целом и земельными ресурсами, в частности, является организация мониторинга земельных ресурсов (земель), как комплексной системы наблюдений за состоянием земельных ресурсов, оценки и прогноза изменений их состояния под воздействием антропогенных и природных факторов. Цель – регулирование качества окружающей среды, предотвращение загрязнения земель, обеспечение их продуктивности. Этому способствует организация системы мер по дальнейшей интенсификации землепользования, повышению плодородия почв, проведению системы землеустроительных работ, а также работ по снижению антропогенной нагрузки на почвы.

Государственный мониторинг земель КБР

 

Государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдения за состоянием земель. Объектами государственного мониторинга земель являются все категории земель на территории  Кабардино–Балкарской Республики независимо от форм собственности, их целевого назначения и разрешенного использования.

В перечень задач государственного мониторинга земель входят:

  • своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;
  • информационное обеспечение ведения земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, землеустройства, а также иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами;
  • обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

При этом специалистами Управления Росреестра по КБР постоянно выявляются изменения, и производится оценка состояния землепользований, угодий, полей, участков. Изучается также состояние земель, находящихся в ведении республики, объектов очистных сооружений, водохранилищ, свалок, складов горюче смазочных материалов, удобрений, стоянок автотранспорта. Все наблюдения за состоянием земель осуществляются при мониторинге посредством наземных съемок и наблюдений. Мониторинг земель в зависимости от сроков и периодичности их проведения подразделяются на периодические (через год и более) и оперативные (фиксирующие текущие изменения).

Выполнение работ по государственному мониторингу земель КБР

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1992 г. №491 «О мониторинге земель РФ» на территории республики постановлением Кабинета Министров КБР от 10.11.1992 г. №303 «О статусе экспериментального полигона» организован полигон с кодовым названием «Эльбрус» площадью 1247 тыс. га. Этим же документом была утверждена программа мониторинга земель полигона на 1992–1994 годы, разработанная Северо–Кавказским филиалом РосНИЦ «Земля» с участием Госкомзема КБР. Для проведения мониторинга на полигоне «Эльбрус» было определено 29 реперных участков общей площадью 298,6 тыс.га, характерных богатыми и разнообразными природными ресурсами. Организация проведения работ на полигоне была возложена на Северо–Кавказский филиал РосНИЦ «Земля». Основным назначением полигона было определено установление систематического контроля за состоянием земель и экологической обстановкой территории, предупреждение и устранение последствий негативных процессов, создание единого информационного банка данных о состоянии земель и экосистем.

К наблюдаемым негативным процессам были отнесены процессы, связанные с изменением плодородия почв, развитием водной и ветровой эрозии, потерей гумуса, ухудшением структуры почв, заболачиванием и засолением, а также процессы, вызванные образованием оврагов, оползней, селевых потоков и лавин. В республике обследовано 534,8 тыс. га сельхозугодий категории земель сельскохозяйственного назначения, из которых 236,0 тыс. га являются эрозионно–опасными, 61,7 тыс. га подвержены водной и ветровой эрозии, 68,8 тыс. га заболочены, 58,2 тыс. га засолены.

Одной из основных задач мониторинга земель является определение стартового состояния пахотных земель, используемого при передаче земель в аренду, при купле – продаже земельных участков, при выборе оптимальных вариантов при изъятии земель и переводе их в другие категории.

Актуальность проведения работ по мониторингу земель связана, прежде всего, с имеющей место устойчивой тенденцией к ухудшению качества почв пашни, в частности  снижением   содержания в ней питательных веществ. Это обусловлено прекращением внесения в почвы минеральных и органических удобрений, нарушением севооборотов, невыполнением почвозащитных, агрохимических и мелиоративных мероприятий. В этой связи первоочередной задачей является возобновление в республике почвенных обследований, что позволит, обосновано судить о степени воздействия негативных процессов и явлений, вскрывать закономерность их развития, разрабатывать меры по предупреждению и устранению влияний техногенного и природного характера на почвенный покров территории республики.

 Анализ качественного состояния земель КБР

По состоянию на 01.01.2016 год Управление Росреестра по КБР располагает материалами почвенного обследования, проведенного в период 19701984гг., а также геоботанического обследования 1966–1981гг. которые к настоящему времени потеряли свою актуальность и не дают должного представления о качественном состоянии земель.

На отчетный период площадь земель сельскохозяйственных угодий, категории земель сельскохозяйственного назначения, подверженных негативным воздействиям водной эрозии составляет  – 96,1 тыс. га (17,1%),  в том числе пашни – 30,8 тыс. га (10,6 %); ветровой эрозии – 139,9 тыс. га (26,2%), в том числе пашни – 139,9 тыс. га (48,3%). Совместному воздействию водной и ветровой эрозии подвержено 61,7 тыс. га сельхозугодий.

Подтопление и затопление земель представляют собой особую опасность. Эти негативные процессы в большей мере проявляются на землях, прилегающих к крупнейшим рекам республики Терек, Малка, Черек, Нальчик и Урвань, а также к гидротехническим сооружениям каскада НижнеЧерекских ГЭС.

Отмечается  устойчивая тенденция дегумификации почв пашни, интенсивно снижается содержание питательных веществ, происходит закисление почв, что связано с прекращением внесения в почвы минеральных и органических удобрений, нарушением севооборотов, невыполнением почвозащитных, агрохимических и мелиоративных мероприятий. Данные тенденции обусловлены тем, что крупные производители сельскохозяйственных товаров имевшие значительные площади земли в обороте начали дробиться на более мелкие.

Проведение землеустройства в соответствии с решениями федеральных органов государственной власти

Федеральным законом дано определение землеустройству, как мероприятию по изучению состояния земель, планированию организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства. В результате земельных преобразований, проведенных в республике, в последнее десятилетие, произошли значительные изменения в земельных отношениях, организационно–правовых и организационно–территориальных формах землепользовании и формах собственности на землю.

Земельная реформа, как система мероприятий по совершенствованию землепользований, требует землеустроительного сопровождения, которое улучшит организацию и эффективность использования земель. Необходимо проведение работ по территориальному землеустройству, в результате которого будет выполнено упорядочение существующих и проведено межевание вновь образованных объектов.

В 2015 году, в КБР работы по землеустройству на землях находящихся в федеральной собственности и по поручению органов государственной власти не проводились.

В государственном фонде данных по землеустройства  на 01.01.2016 года, (далее – ГФДЗ)  насчитывается 94246 единиц землеустроительного производства. За 2015 в фонд данных за землеустроительной документацией обратилось 91 граждан и  юридических лиц, что в 6 раз меньше по сравнению с 2014 годом. Наиболее востребованными документами являются документы территориального землеустройства, материалы инвентаризации земель и землеустроительные дела отдельных объектов землеустройства.

В этой связи актуальным остается вопрос ведения государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а также на основе сбора, обработки и распространения документированной информации о проведении землеустройства в республике. В настоящее  время в соответствии со ст. 24 Федерального закона   «О землеустройстве», организации обязаны передавать бесплатно в государственный фонд данных 1 экземпляр документации, полученной в ходе проведения землеустроительных работ. Однако данное положение закона работает не в полной мере, что отрицательно сказывается при организации новых форм хозяйствования, т.к. возникают сложности с определением границ.

Работа по землеустройству связано с тем, что экологическая обстановка изменяется, а вместе с ней меняется и характер почвы. К сожалению, земли подвергаются разрушению, водной и ветровой эрозии, загрязняются отходами химических производств, превращаются в болота и перестают быть пригодными практически для любого использования.

Чтобы определить, сколько на территории района или области земель и каких проводят землеустройство. В случае, когда пораженные земли уже выявлены, землеустройство необходимо для того, чтобы точно определить их границы, официально зафиксировать и тем самым изъять на время эти земли из оборота.

Землеустройство проводится и тогда, когда необходимо разделить земельный участок, увеличить участок либо пересмотреть границы. По итогам землеустроительных работ фиксируются границы земельных участков, и составляется карта (план) объекта землеустройства. На этой карте отображается местоположение, размер и границы участка, а также фиксируются объекты недвижимости, возведенные на нем [1].

В условиях ликвидации монополии государственной собственности на землю, становления многообразия форм собственности, платности землепользования резко возрастает роль управления земельными ресурсами – организующей деятельности компетентных органов исполнительной власти разных уровней по обеспечению рационального использования и охраны земель всеми субъектами земельных отношений.

Управление земельными ресурсами обеспечивает реализацию прав на землю названных субъектов, рациональное использование и охрану земель, обеспечивает выявление нарушений земельного законодательства, предусматривает меры ответственности за ненадлежащее использование земель.

Сегодня местные органы власти придают огромное значение возрастающей роли земельных отношений в общем комплексе экономических реформ и системе управления муниципальной собственностью. Наделенные определенными полномочиями в области земельных отношений, органы местного самоуправления планируют использование земли, организуют проведение работ по землеустройству, оформляют права собственности на землю, участвуют в осуществлении контроля, а так же взимают плату за землю. Однако в нашей стране земельные платежи в общей структуре доходов местных бюджетов составляют незначительную часть, хотя в других странах земельные налоги традиционно являются одним из главных источников бюджета. Отсутствие достаточных финансовых средств в бюджетах  заставляет власти  совершенствовать бюджетную и налоговую политику. И в первую очередь это установление платежей за пользование природными ресурсами и, в частности, платы за земли [14].

Вместе с тем, чтобы понять проблемы сегодняшнего и завтрашнего дня, необходимо также иметь четкое представление о факторах каждого административно–территориального образования, возможностях влияния средствами управления и права на состояние развития района, его окружающей природной среды. От того, насколько оперативно, эффективно и удачно будут решены эти вопросы, будет зависеть социальная и бюджетная политика района, реализация социально–экономических приоритетов развития.

Для эффективного управления земельными ресурсами необходимо проанализировать результаты проведенных земельных преобразований и, исходя, из этого анализа определить на перспективу систему практических мер по дальнейшему углублению и совершенствованию земельной политики, направленной на обеспечение более рационального и бережного использования земельного фонда. Необходимо усовершенствовать нормативно–правовую и техническую базу по переоценке земель, усовершенствовать земельное, налоговое и иное законодательство, регулирующее земельный оборот и платежи за использование, и аренду земельных ресурсов.

Основные задачи на наш взгляд в перспективе – это анализ системы практических мер по дальнейшему углублению и совершенствованию земельной политики и совершенствование нормативно–правовой базы, направленной на обеспечение более рационального и бережного использования земельного фонда.

Литература

  1. Варламов А.А. Земельный кадастр: В 6 т. Т.2. Управление земельными ресурсами: Учебное пособие М.: КолосС, 2004. С.528.
  2. Вальков В.Ф. Основы землепользования и землеустройства / В.Ф. Вальков, А.С. Чешев. — 2— е изд., доп. и перераб. —  Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2012. С.544.
  3. ВершининВ.В. Мониторинг земель: экологические составляющие Текст.: учебное пособие для студентов ВУЗов / В.В. Вершинин, Г.Е. Ларина, А.О. Хомутова. М.: ГУЗ, 2009. С. 169.
  4. Король Е.П. Принципы построения систем мониторинга / Е.П. Король // Высотные здания. – –  №5. С. 123–125.
  5. Махотлова М.Ш. Учебное пособие по дисциплине «Мониторинг земель» для студентов направления подготовки 120700.62 «Землеустройство и кадастры», профиля «Землеустройство» / М.Ш. Махотлова //  КБГАУ имени В.М. Кокова, Нальчик, 2015. С.111.
  6. Махотлова М.Ш. Воздействие землепользования на окружающую среду и природные ресурсы  // Журнал научных и прикладных исследований. –   –   №4. С.75–77.
  7. Махотлова М.Ш., Кумехова Б.А. Систематизация территориального землеустройства. В сборнике: Научные открытия в эпоху глобализации. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2016. С. 5–9.

Literature

  1. Varlamov A. A. the Land registry: In 6 T. T. 2. Land management: the manual – M.: Colossus, 2004. S.528.
  2. Valkov V. F. the basics of land use and management / V. F. Val’kov, A. S. Cheshev. — 2— e Izd., EXT. and Rev. — Rostov n/D: Publishing center “March”, 2012. S.544.
  3. Vershinin, V. V., Monitoring of lands: the ecological components of the Text.: textbook for University students / V. V. Vershinin, and G. E. Larin, A. O. Chomutov. M: goose, 2009. S.169.
  4. King, E. P. Principles of construction of monitoring systems / E. P. King // of a Tall building. – 2008. – №5. S.123 – 125.
  5. Makhotlova M.SH. Training manual in the discipline “land Monitoring” for students training areas 120700.62 “Land management and cadastre”, “Land management” / Makhotlova M.SH. // KBGAU named after V. M. Kokov, Nalchik, 2015. S.111.
  6. Makhotlova M.SH. Influence of land use on the environment and natural resources // Journal scientific and applied research. – 2015. №4. S.75–77.
  7. Makhotlova M.SH., Kumakhova B. A. Systematization of territorial land management. In the book: Scientific discovery in the era of globalization. Collection of articles of International scientific-practical conference. Ufa, 2016. S.5–9.