Московский экономический журнал 2/2022

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 334

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_2_124 

МАЛЫЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

SMALL FORMS OF MANAGEMENT IN THE AGRICULTURAL SECTOR OF THE RUSSIAN ECONOMY: FEATURES OF LEGAL REGULATION 

Павличенко Анастасия Альбертовна, к.э.н., доцент, доцент кафедры менеджмента, маркетинга и права, ФГБОУ ВО Дальневосточный государственный аграрный университет, г. Благовещенск, Россия, E-mail: pavlichenko.2012@mail.ru

Кушнарев Евгений Николаевич, к.и.н., доцент, доцент кафедры менеджмента, маркетинга и права, ФГБОУ ВО Дальневосточный государственный аграрный университет, Благовещенск, Россия, E-mail: mmp-kush58@mail.ru

Пашина Любовь Леонидовна, д.э.н., доцент, профессор кафедры экономики агропромышленного комплекса, ФГБОУ ВО Дальневосточный государственный аграрный университет, Благовещенск, Россия, E-mail: pashinall@mail.ru

Pavlichenko Anastasia Albertovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Management, Marketing and Law, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Far Eastern State Agrarian University», Blagoveshchensk, Russia, E-mail: pavlichenko.2012@mail.ru

Kushnarev Evgeny Nikolaevich, Candidate of  Historical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Management, Marketing and Law, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Far Eastern State Agrarian University», Blagoveshchensk, Russia, E-mail: mmp-kush58@mail.ru

Pashina Lyubov Leonidovna, Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Economics of the Agro-Industrial Complex, «Far Eastern State Agrarian University», Blagoveshchensk, Russia, E-mail: pashinall@mail.ru

Аннотация. В данной статье проанализированы особенности правового регулирования малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики России. Авторами проведено исследование понятия аграрного сектора экономики, дано доктринальное, научно-теоретическое и юридическое обоснование понятия малых форм хозяйствования с их классификацией. Путем применения теоретического и научно-правового анализа исследовано общее состояние правового регулирования деятельности малых сельскохозяйственных товаропроизводителей. Предложены возможности совершенствования правового регулирования аграрного сектора экономики.

Abstract. This article analyzes the features of the legal regulation of small forms of management in the agricultural sector of the Russian economy. The authors conducted a study of the concept of the agrarian sector of the economy, gave a doctrinal, scientific-theoretical and legal justification for the concept of small forms of management with their classification. The general state of the legal regulation of the activities of small agricultural producers has been studied by applying the theoretical and scientific-legal analysis. Opportunities for improving the legal regulation of the agricultural sector of the economy are proposed.

Ключевые слова: аграрный сектор, малые формы хозяйствования, личное подсобное хозяйство, крестьянско-фермерское хозяйство, правовое регулирование.

Key words: agrarian sector, small forms of management, personal subsidiary farming, peasant farming, legal regulation

В аграрном секторе российской экономики представлены самые разнообразные формы хозяйствования, включающие в себя различные формы собственности хозяйствующих субъектов. Как отмечает в своей работе Б.М. Мусаева, ключевыми элементами аграрного сектора являются следующие виды деятельности:

  • обрабатывающая промышленность,
  • сельское хозяйство и различные смежные виды деятельности (рыбное хозяйство, животноводство, растениеводство, лесное хозяйство и т.д.),
  • вспомогательные отрасли, обеспечивающие материально-техническое оснащение сельскохозяйственного производства (производство удобрений, кормов для животных, растительных добавок и т.д. [4].

Одной из основных особенностей функционирования сельского хозяйства как основной части аграрного сектора является его государственная поддержка и государственное субсидирование. К формам такого субсидирования относятся осуществление государственных закупок части сельскохозяйственной продукции отечественных товаропроизводителей, субсидирование отдельных хозяйств и регионов, регулирование закупочных цен и проведение политики сельскохозяйственного протекционизма. Одной из форм субсидирования субъектов хозяйственной деятельности в аграрном секторе является разработка таких форм хозяйственной и предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве, которые могли бы претендовать на помощь, поддержку и субсидии со стороны государства. Кроме того, политика импортозамещения сельскохозяйственной продукции, проводимая государством в рамках Доктрины продовольственной безопасности, направлена на защиту отечественного производителя и создание ему более выгодных условий для производства, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции [11]. Данная Доктрина является неотъемлемой частью Стратегии национальной безопасности, утвержденной Указом Президента РФ № 400 [10].

Одним из ключевых национальных интересов и приоритетов развития в сфере продовольственной безопасности Доктрина называет способствование развитию сельскохозяйственного производства и первичной переработки продовольствия и сырья, соответствующих всем необходимым установленным ветеринарным, санитарно-эпидемиологическим, экологическим  и иным требованиям, улучшение мер государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, малых форм хозяйствования, организаций и предпринимателей, осуществляющих производство и переработку товарной сельскохозяйственной продукции, обеспечение беспрепятственного доступа для них на различные рынки сбыта.

 Важнейшей задачей любой экономической системы является обеспечение устойчивого, сбалансированного развития. Решение этой задачи связано в том числе с созданием благоприятного климата и оказанием всемерного содействия развитию предпринимательства [1].

К малым формам хозяйствования в аграрном секторе можно отнести организационно-правовые формы, утвержденные Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия – это личные подсобные хозяйства (ЛПХ), ведущие хозяйственную деятельность на личных подворьях, сельскохозяйственные (с/х) потребительские кооперативы, крестьянско-фермерские хозяйства (КФХ), и индивидуальные предприниматели, осуществляющие с/х производство.

Государственная аграрная политика отражена в Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства» и представляет собой часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и территорий, на которых оно ведется (ст.5 ФЗ №264) [9]. В данном законе дается определение сельскохозяйственному товаропроизводителю, под которым понимается юридическое лицо или предприниматель, деятельность которого направлена на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции в том случае, если доля дохода от такой деятельности составляет в общем объеме доходов хозяйствующего субъекта не менее 70 % (п.1 ст.3 ФЗ № 264). При этом, нормами данного закона все указанные нами ранее малые формы хозяйствования включены в число сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В научной литературе имеется целый ряд подходов к определению понятия малых форм хозяйствования в аграрном секторе. По мнению А.А. Чернова, одним из основных критериев к определению малых форм хозяйствования необходимо считать внесение таких организационно-правовых форм в ЕГРЮЛ как субъектов коммерческой и некоммерческой деятельности, связанных с сельским хозяйством, а также включить в этот перечень ЛПХ, которые хотя и не являются зарегистрированными в качестве предпринимательских форм, но ведут хозяйственную деятельность, направленную на использование различных ресурсов территорий сельских поселений [12].

Производство сельскохозяйственной товарной продукции как один из главных признаков малых форм хозяйствования в аграрном секторе предлагают выделять Ю.Н. Нестеренко и Я.В. Музыка [5].

Как отмечают в своем исследовании С.С. Хартиков и В.М. Багинова, для малых форм хозяйствования присущи такие специфические признаки, как сезонность, зависимость от климатических условий, замкнутость на ресурсно-сырьевую базу, специальные механизмы ценообразования на продукцию. Малая численность сотрудников, небольшие масштабы хозяйственной деятельности, совмещение различных форм сельскохозяйственной деятельности (к примеру, производство и переработка), а также сложности с рынками сбыта из-за специфического характера продукции вносят свои коррективы и накладывают свои особенности на деятельность малых форм хозяйствования. Одной из таких особенностей является невысокая прибыльность и высокая степень присутствия государства на рынке сельскохозяйственной продукции, введение закупок сельскохозяйственной продукции для государственных и муниципальных нужд, в связи с чем рынок сбыта такой продукции нуждается в серьезных антимонопольных мерах защиты от недобросовестных действий государства как основного игрока. Включая сельскохозяйственную продукцию в сферу национальных интересов Стратегии национальной безопасности, признавая малые формы хозяйствования элементами и субъектами государственной аграрной политики, государство тем самым включает продукцию, производимую и перерабатываемую такими организациями и субъектами в перечень стратегически значимых товаров. Это подразумевает, что основным игроком на рынке сбыта такой продукции будет являться по умолчанию государство, и оно будет предлагать хозяйствующим субъектам заведомо невысокие цены, которые могут и не оправдывать произведенных вложений и затраченного труда сельскохозяйственных товаропроизводителей. Таким образом, государство искусственно вытесняет рыночные механизмы с рынков сбыта сельскохозяйственной продукции, заменяя их национальными и стратегическими интересами государства, превращая рынок сельскохозяйственной продукции из сферы гражданско-правового оборота в сферу, регулируемую административно и подведомственную Стратегии национальной безопасности, частью которой является, к примеру, военная доктрина, и это никак не способствует рыночному правовому регулированию в агарном секторе. Нерыночные механизмы регулирования приводят к нерыночным механизмам ценообразования на рынках сбыта сельскохозяйственной продукции, что приводит к тому, что товаропроизводители могут понести убытки. Вместо того, чтобы снизить административную нагрузку на данный сектор экономики, государство субсидирует и кредитует малые субъекты предпринимательства в аграрном секторе в качестве стимулирующих мер государственной поддержки. Так, к примеру, в рамках упомянутой Государственной программы развития сельского хозяйства граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, могут претендовать на субсидии со стороны государства, однако им необходимо зарегистрироваться в качестве самозанятых. Постановлением Правительства РФ №2451 от 24.12.2021г. вводится приоритетная подотрасль сельского хозяйства в рамках Государственной программы его развития в форме ЛПХ, которые ведут граждане, применяющие режим налогообложения в виде налога на профессиональный доход. С 2022 г. такие граждане смогут получать субсидии от государства [13].

В связи с этим необходимо исследовать такую форму малого хозяйствования в аграрном секторе, как ЛПХ, поскольку субъектом хозяйствования признается именно гражданин, который зарегистрирован в качестве самозанятого, но не само ЛПХ как форма хозяйствования, что существенно отличается от другой весьма популярной малой формы хозяйствования – крестьянско-фермерское хозяйство (КФХ).

Прежде всего, необходимо отметить, что ЛПХ не является формой предпринимательской деятельности, а равно не является таковой и реализация выращенной и переработанной в рамках ЛПХ собственной продукции гражданами, что позволяет включить такую деятельность по производству, переработке и реализации собственной сельскохозяйственной продукции в сферу иной, не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34 Конституции РФ) [3]. В рамках Федерального закона №112 «О личном подсобном хозяйстве» осуществление ЛПХ на земельном участке, предоставленном под ведение ЛПХ, должно производиться гражданином, а также совместно проживающими с ним членами семьи в целях удовлетворения личных потребностей (п.2 ст.2 ФЗ №112) [8]. При этом ЛПХ не является юридическим лицом, соответственно, не может быть зарегистрировано в ЕГРЮЛ в соответствующем качестве. Это принципиально отличается от крестьянско-фермерского хозяйства (КФХ), под которым понимается именно юридическое лицо, которое было создано гражданами, которые осуществляют совместную деятельность в сфере сельского хозяйства на основании соглашения о создании КФХ (ст.86.1 Гражданского Кодекса РФ) [2]. Необходимо отметить, что в состав КФХ не может входить гражданин-индивидуальный предприниматель – КФХ должны создавать именно граждане-физические лица, при этом ключевым является понятие совместности, которое, на наш взгляд, в наибольшей мере соответствует супругам, решившим зарегистрировать КФХ. В соответствии с п.5 ст.23 ГК РФ деятельность КФХ в аграрном секторе определяется как производственная или иная хозяйственная деятельность, ведущаяся по соглашению сторон, что подразумевает договорной гражданско-правовой ее характер совместного осуществления.

При этом в отличие от ЛПХ фермерское хозяйство осуществляет именно предпринимательскую деятельность, то есть, является коммерческой формой хозяйствования в соответствии с п.3 ст.1 Федерального закона № 74 «О крестьянско-фермерском хозяйстве» [7]. Понятие КФХ требует наличия родственных или свойственных связей между его членами, имущества в общей собственности, то есть, всех необходимых признаков, присущих юридическому лицу. Таким образом, КФХ является более крупной формой мелких хозяйственных форм, и оно осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с риском и выходящую за рамки удовлетворения собственных потребностей, что присуще ЛПХ. С учетом этого гражданина, зарегистрированного в качестве самозанятого и осуществляющего мелкое хозяйствование в форме ЛПХ, можно признать самой малой формой хозяйственной деятельности в аграрном секторе.

При этом существенным отличием правового регулирования ЛПХ от КФХ является то, что в деятельность ЛПХ государство и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться вообще (п.1 ст.5 ФЗ №112 (О ЛПХ»), в то время, как в деятельность любого субъекта предпринимательской деятельности государство может вмешаться, поскольку таких запретов, как в отношении ЛПХ, для КФХ не установлено. Для ведения ЛПХ не нужно соглашения, а достаточно лишь совместного проживания на земельном участке, предоставленном под ЛПХ. Также в отличие от КФХ для ЛПХ не требуется общее имущество в собственности, здесь не идет даже речь о каком-либо виде права на предоставленный участок. Представляется, что такие лояльные требования к ЛПХ связаны с тем, что подобная деятельность не является предпринимательской и направлена лишь на удовлетворение собственных потребностей, то есть, является формой деятельности гражданина, не связанной с извлечением прибыли.

В целом же если говорить о проблемах правового регулирования деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, то необходимо особенно подчеркнуть его «диспропорциональность». Субъекты предпринимательской деятельности именно в сфере сельскохозяйственного производства, переработки и реализации продукции, такие, как КФХ и иные малые формы вынуждены осуществлять хозяйственную деятельность в условиях «детального» государственного правового регулирования и избыточного применения методов администрирования, что объясняется включением АПК в Стратегию национальной безопасности и принятием Доктрины продовольственной безопасности. В таких условиях хозяйства просто не могут эффективно развиваться, становятся убыточными, и во всей сфере сельскохозяйственного производства снижается эффективность. Низкие закупочные цены со стороны государства – основного игрока на рынке, обусловленные стратегическими национальными приоритетами, также не способствуют расширению в данной сфере предпринимательской деятельности в малых формах.

Список источников

  1. Горлов А.В. Развитие малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне // Агропромышленный комплекс: проблемы и перспективы развития: тезисы докл. всероссийской научно-практической конференции. Благовещенск, 2020. С.170.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 1: Федеральный закон от 30.11.1994 (от 21.12.2021) // КонсультантПлюс : [сайт]. –  URL:    http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/  (дата обращения: 27.12.2021).
  3. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // КонсультантПлюс : [сайт]. –  URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 15.12.2021).
  4. Мусаева Б.М. Особенности аграрного сектора экономики России // Деловой вестник предпринимателя. 2021. № 3 (1). С.48-51.
  5. Нестеренко Ю.Н., Музыка Я.В. Совершенствование механизма кредитования малых форм хозяйствования в АПК // Экономические науки. 2010. № 1 (17). С.131-136.
  6. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия : Постановление Правительства Российской Федерации №717 от 14.07.2021 (в ред. от 24.12.2021) // КонсультантПлюс : [сайт]. –  URL:  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_133795/   (дата обращения: 17.01.2022).
  7. О крестьянском (фермерском) хозяйстве : Федеральный закон от 11.06.2003 №74-ФЗ (ред. от 06.12.2021) // КонсультантПлюс : [сайт]. –  URL:  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42662/ (дата обращения: 28.12.2021).
  8. О личном подсобном хозяйстве : Федеральный закон от 07.07.2003 №112-ФЗ (ред. от 28.06.2021) // КонсультантПлюс :  [сайт]. –  URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_43127/ (дата обращения: 29.12.2021).
  9. О развитии сельского хозяйства : Федеральный закон от 29.12.2006 №264-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // КонсультантПлюс : [сайт]. –  URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64930/ (дата обращения: 25.11.2021).
  10. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. №400 // КонсультантПлюс : [сайт]. –  URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения: 14.01.2022).
  11. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности РФ : Указ Президента Российской Федерации № 20 от 21.01.2020г. // КонсультантПлюс : [сайт]. –  URL:  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_343386/ (дата обращения: 17.01.2022).
  12. Чернов А.А. О новых мерах государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве // Вестник Волгоградского государственного университета. 2011. №3. С.114-119.
  13. Электронный портал Правительства РФ. Самозанятые владельцы ЛПХ смогут получать поддержку в рамках госпрограммы развития сельского хозяйства: [сайт]. – URL: http://government.ru/news/44290/ (доступ от 05.02.2022г.).

 References

  1. Gorlov A.V. Razvitie malogo i srednego predprinimatel`stva na municipal`nom urovne // Agropromy`shlenny`j kompleks: problemy` i perspektivy` razvitiya: tezisy` dokl. vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Blagoveshhensk, 2020. S.170.
  2. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii chast` 1: Federal`ny`j zakon ot 30.11.1994 (ot 21.12.2021) // Konsul`tantPlyus : [sajt]. –  URL:    http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/  (data obrashheniya: 27.12.2021).
  3. Konstituciya Rossijskoj Federacii ot 12.12.1993 (s izm., odobrenny`mi v xode obshherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) // Konsul`tantPlyus : [sajt]. –  URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (data obrashheniya: 15.12.2021).
  4. Musaeva B.M. Osobennosti agrarnogo sektora e`konomiki Rossii // Delovoj vestnik predprinimatelya. 2021. № 3 (1). S.48-51.
  5. Nesterenko Yu.N., Muzy`ka Ya.V. Sovershenstvovanie mexanizma kreditovaniya maly`x form xozyajstvovaniya v APK // E`konomicheskie nauki. 2010. № 1 (17). S.131-136.
  6. O Gosudarstvennoj programme razvitiya sel`skogo xozyajstva i regulirovaniya ry`nkov sel`skoxozyajstvennoj produkcii, sy`r`ya i prodovol`stviya : Postanovlenie Pravitel`stva Rossijskoj Federacii №717 ot 14.07.2021 (v red. ot 24.12.2021) // Konsul`tantPlyus :  [sajt]. –  URL:  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_133795/   (data obrashheniya: 17.01.2022).
  7. O krest`yanskom (fermerskom) xozyajstve : Federal`ny`j zakon ot 11.06.2003 №74-FZ (red. ot 06.12.2021) // Konsul`tantPlyus : [sajt]. –  URL:  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42662/ (data obrashheniya: 28.12.2021).
  8. O lichnom podsobnom xozyajstve : Federal`ny`j zakon ot 07.07.2003 №112-FZ (red. ot 28.06.2021) // Konsul`tantPlyus :  [sajt]. –  URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_43127/ (data obrashheniya: 29.12.2021).
  9. O razvitii sel`skogo xozyajstva : Federal`ny`j zakon ot 29.12.2006 №264-FZ (red. ot 02.07.2021) // Konsul`tantPlyus : [sajt]. –  URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64930/ (data obrashheniya: 25.11.2021).
  10. O Strategii nacional`noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii : Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 02.07.2021 g. №400 // Konsul`tantPlyus : [sajt]. –  URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (data obrashheniya: 14.01.2022).
  11. Ob utverzhdenii Doktriny` prodovol`stvennoj bezopasnosti RF : Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii № 20 ot 21.01.2020g. // Konsul`tantPlyus : [sajt]. –  URL:  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_343386/ (data obrashheniya: 17.01.2022).
  12. Chernov A.A. O novy`x merax gosudarstvennoj podderzhki sub“ektov malogo predprinimatel`stva v sel`skom xozyajstve // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. №3. 114-119.
  13. E`lektronny`j portal Pravitel`stva RF. Samozanyaty`e vladel`cy LPX smogut poluchat` podderzhku v ramkax gosprogrammy` razvitiya sel`skogo xozyajstva: [sajt]. – URL: http://government.ru/news/44290/ (dostup ot 05.02.2022g.).

Для цитирования: Павличенко А.А., Кушнарев Е.Н., Пашина Л.Л. Малые формы хозяйствования в аграрном секторе экономики России: особенности правового регулирования // Московский экономический журнал. 2022. № 2. URL: https://qje.su/ekonomika-apk/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-2-2022-58/

© Павличенко А.А, Кушнарев Е.Н., Пашина Л.Л. 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 2.