http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 2/2020 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 2/2020

УДК 332.3:021.8:63

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10065

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРИОРИТЕТЫ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

CONTEMPORARY PROBLEMS AND PRIORITIES OF AGRARIAN POLICY OF RUSSIA

Махотлова Маратина
Шагировна,
кандидат
биологических наук, доцент кафедры «Землеустройство и экспертиза недвижимости»,
ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В.М.
Кокова», г.Нальчик

Кабардокова Агнесса Валерьевна, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский
государственный аграрный университет имени В.М. Кокова», г.Нальчик,

Темукуева Марзият Канаматовна, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский
государственный аграрный университет имени В.М. Кокова», г.Нальчик,

Гучаева Милана Муратовна, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный
университет имени В.М. Кокова», г.Нальчик

Makhotlova M.Sh., m.mahotlova@yandex.ru

Kabardokova A.V.

Temukueva M.K.

Guchaeva M.M.

Аннотация. В статье рассматривается аграрная
политика –  составная часть экономической
политики государства в сфере сельского хозяйства и агропромышленного
производства. Освещаются вопросы носящие характер долговременного действия на
экономику России и в частности на ее агропромышленный комплекс (АПК), от
успешного развития которого зависит продовольственная безопасность страны и
жизненный уровень населения.  Обозначены
основные приоритеты аграрной политики России и направления рыночного
реформирования АПК.

Summary. The article considers agrarian policy – an integral part of the state economic policy in the field of agriculture and agro-industrial production.  The main priorities of the agrarian policy of Russia and the direction of the market reform of the agroindustrial complex are outlined.  A component of the state’s economic policy in the sphere of agriculture and agro-industrial production has been singled out.  Issues are discussed that bear the character of a long-term effect on the Russian economy and, in particular, on its agro-industrial complex, on the successful development of which the country’s food security and the living standards of the population depend. 

Ключевые слова: продовольственная безопасность, аграрная политика, сельское хозяйство, модернизация АПК, агропромышленный комплекс.

Keywords: food security, agrarian policy, agriculture, modernization of agroindustrial complex, agro-industrial complex.

Введение. Для эффективного развития и
регулирования сельской экономики государство разрабатывает и реализует аграрную
политику. Обострение продовольственной проблемы обуславливает чрезвычайную
необходимость устойчивого развития сельского хозяйства, смежных с ним отраслей,
развития аграрных отношений и совершенствования аграрной политики.

Рыночные преобразования в
экономике страны коренным образом изменили систему продовольственного
обеспечения населения, вызвав необходимость формирования новой аграрной
политики на федеральном и региональном уровнях и осуществления системы
тактических и долгосрочных стратегических государственных мер.

Методология проведения
исследования.
Противоречие между современными потребностями
ускоренного экономического роста и традиционно сложившейся методикой
экономико-статистического анализа в аграрной политике вызывает необходимость
совершенствования методологии статистического анализа и определяет актуальность
исследования.

Результаты и
обсуждение.
Аграрная
политика является одним из направлений государственной экономической политики.
Меры и направления аграрной политики позволяют определить ее специфику и
особенности аграрных отношений в современных условиях.

Аграрная политика включает структурные элементы, представленные на рисунке 1. 

Государственная аграрная политика представляет собой составную часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий (рис.2).

Российская аграрная
политика не выработала эффективных механизмов обеспечения перспективного
развития сельского хозяйства, а различные модели, разрабатываемые советскими, а
теперь уже российскими экономистами, не обеспечили достижение высокого уровня
конкурентоспособности аграрного сектора экономики страны.

Аграрную политику нельзя
ограничивать только системой разработанных мер, содержащихся в принимаемых
решениях и законах. Современная аграрная политика связана с разработкой и
реализацией экономической стратегии и тактики эффективного развития всего АПК в
соответствии с требованиями объективных экономических законов.

В настоящий момент
выделение аграрной политики как относительно самостоятельной области в общей
экономической политике государства обусловлено особенностями
сельскохозяйственного производства, спецификой регулирования аграрных
отношений. В аграрной политике большое внимание должно уделяться достижению
более высоких конечных результатов производственной деятельности как в сельском
хозяйстве, так и во всем агробизнесе, обеспечению стабильных темпов роста
производства, повышению его эффективности и социальному развитию деревни.

Важнейшей частью
проводимых в России и ее регионах для радикальных экономических преобразований
является аграрная политика. Аграрная политика высветила многие проблемы,
носящие характер долговременного действия на экономику России и в частности на
ее агропромышленный комплекс (АПК), от успешного развития которого зависит
продовольственная безопасность страны и жизненный уровень населения [1]. 

Аграрная политика – это
политика, направленная на динамичное и эффективное развитие не только
сельскохозяйственного производства и других отраслей агробизнеса, но и
обеспечения на этой основе социального развития села, занятости сельского
населения и роста его жизненного уровня.

Следует отметить, что
трудности в сельском хозяйстве в значительной мере объясняются именно
несовершенством аграрной политики, недооценкой значения и роли аграрного
сектора в экономике страны.

В конце ХХ – начале ХХI века в сельском хозяйстве России
произошли радикальные изменения, объективная оценка которых позволяет разделить
их на несколько групп:

  • вопервых, это позитивные изменения, связанные
    с преодолением полного огосударствления аграрной экономики, появление
    многоукладности в сельском хозяйстве;
  • во–вторых,
    это противоречивые результаты в области земельной реформы хотя разрешена
    купля-продажа земли, осуществлена денационализация большей части земельных
    угодий и расширение землевладений, подъема сельскохозяйственного производства
    не произошло;
  • в–третьих,
    это изменения дестабилизирующего характера не повышается уровень жизни
    сельского населения, уменьшается доля экономически активных и профессионально
    подготовленных специалистов, занятых в аграрно–промышленном производстве,
    тормозится развитие цивилизованной кооперации, снижается социальный статус
    крестьянства.

Аграрный сектор последние
два столетия находится в постоянной череде реформ, однако ни одна из них не
была доведена до конца и не решила столь важного для развития страны вопроса,
потому что все аграрные реформы осуществлялись без глубоко продуманной
концепции. Для принятия и реализации мер по реформированию во все времена
характерны поспешность, скачкообразность, не комплексность и многое другое.

Решая аграрный вопрос,
необходимо основываться на естественных законах. На большой территории России
формы и направления развития сельского хозяйства различны. Однако аграрные
реформы должны исходить из единой концепции, определенной в общероссийском
законодательстве. В субъектах же Российской Федерации могут быть разработаны
соответствующие нормативные акты, рассчитанные на учет региональной специфики
[7].

Исторический опыт
показывает, что реформы не учитывающие национальную форму ведения сельского
хозяйства и местных особенностей, приводили к социальным потрясениям и кризису
сельскохозяйственного производства. В то же время права и свободы субъектов
сельскохозяйственной деятельности должны быть обеспечены на уровне норм не
только федерального, но и международного права [3].

Особая роль в аграрной
политике России принадлежит модернизации АПК. Потребность в модернизации
обуславливается, в первую очередь, тем, что значительное количество
сельскохозяйственной продукции многих регионов и страны в целом неконкурентоспособны,
что проявляется в виде значительного роста импорта продовольствия. Модернизация
обеспечивает переход к инновационной экономике, повышение ее конкурентоспособности.
Поэтому – модернизация экономики выступает важнейшим приоритетом аграрной
политики России [2].

Аграрные преобразования в
России в конечном итоге должны обеспечить эффективное функционирование
сельскохозяйственного производства и социальное развитие села. Для этого
необходима долгосрочная государственная программа социального развития села, адаптации
высвобождающегося из аграрного производства населения, модернизации структуры
сельской экономики. Наибольшее значение имеют задачи развития не аграрных
альтернативных систем занятости на селе, создания потенциала для мелкого и
среднего сельскохозяйственного бизнеса, торговли, ремесленничества, сельских
подсобных промышленных производств.

Реформирование АПК
предусматривает активную интеграцию отрасли в мировое хозяйство. В условиях
глобализации мировой экономики особое внимание государство должно уделять
развитию и регулированию внешнеторговой агропродовольственной деятельности,
созданию более совершенного механизма защиты отечественных товаропроизводителей
на внутреннем продовольственном рынке от импорта продукции и одновременно
обеспечению благоприятных условий для экспорта сельскохозяйственной продукции и
продовольствия [6].

К тому же следует
сказать, что проблема правовой концепции аграрных реформ в России – это не
только проблема науки аграрного права. От состояния аграрного строя в
значительной мере зависит вся общественно–политическая ситуация страны. В то же
время и изменения общественно–политической ситуации в целом, безусловно,
определяющим образом влияют на состояние аграрных отношений, вызывают
потребности в их совершенствовании.

Земельное и аграрное
реформирование должно проводиться постепенно и последовательно в соответствии с
основной концепцией правового регулирования и реформирования. Не должна также
навязываться государственная воля по созданию новых организационных форм, с
искусственным разрушением старых. В сельском хозяйстве нововведения должны
появляться естественным путем. Попытки быстро внедрить одну определенную форму
ведения хозяйства приводили к социальным и экономическим кризисам [5].

Суммируя вышесказанное, можно выделить следующие основные
направления реформы агропромышленного комплекса:

1.Надо сформировать систему государственной поддержки
сельского хозяйства и тем самым усилить влияние государства как гаранта
развития рынка в аграрном секторе.

Государство должно косвенно воздействовать на спрос и
предложение сельскохозяйственных товаров, межотраслевой обмен в АПК с целью
создания в его отраслях равных условий для получения до-ходов, заботиться
наряду с муниципалитетами о социальном развитии села, улучшении природоохраны. При
этом необходим поэтапный переход от сложившейся системы государственной
поддержки АПК, ориентированной в основном на дотирование производства,
компенсацию производственных затрат и централизованное кредитование, к системе,
предусматривающей программно-целевую, избирательную поддержку доходов
сельскохозяйственных товаропроизводителей, развитие рыночной инфраструктуры и
рыночной информации, совершенствование системы кредитования, стимулирование
спроса на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие.

Приоритетное  направление 
аграрной политики России в преодолении кризиса – развитие и
совершенствование отечественного сельскохозяйственного производства. Для этого
следует создать правовые и экономические условия, которые обеспечат привлечение
частного капитала и капитала коммерческих структур в развитие АПК, развитие
малого предпринимательства. Немаловажное значение в развитии АПК имеет изучение
передового практического опыта и перспективных направлений аграрной политики в
России и за рубежом, взаимодействие государства, экономики и бизнеса в аграрном
секторе [4].

Заключение. Современной аграрной политике
свойственна некоторая двойственность: сочетание принципа самофинансирования
предпринимательской деятельности и необходимость государственной поддержки сельского
хозяйства, как приоритетной и социально значимой отрасли.

Приоритетами современной
аграрной политики являются: обеспечение продовольственной безопасности,
развитие и внедрение инноваций, сохранение ресурсного потенциала комплекса.

Таким образом, аграрная
политика – это составная часть экономической политики государства в сфере
сельского хозяйства и агропромышленного производства. Содержание аграрной
политики определяется ее целями, задачами, направлениями и мерами реализации.

Научно обоснованная экономическая
и аграрная политика – важнейшее условие стабилизации и эффективного развития
агропромышленного комплекса России, фактор роста благосостояния населения и
обеспечения продовольственной безопасности государства.

Конкурентоспособность и
лидерство экономики отечества в будущем во многом зависит от того насколько
будущие экономисты и управленцы смогут применять знания по инструментам
аграрной политики на пользу сельскохозяйственным предприятиям различных форм
собственности, в развитии региона, а значит и всей страны. Именно от этого
зависит продовольственная безопасность и независимость, формирование условий
успешного агробизнеса, качество жизни как сельского населения, так и горожан.

Литература

  1. Губина Ю.С. Использование зарубежного опыта для модернизации государственной агропродовольственной политики России.
    Региональные агросистемы: экономика и социология. 2016. № 1 (1). С.23
  2. Махотлова М.Ш. Агромониторинг и прогноз урожайности сельскохозяйственных культур. В сборнике: Роль и мессто информационных технологий в современной науке.  Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С.38-41.
  3. Махотлова М.Ш. Государственный мониторинг земель сельскохозяйственного назначения. В сборнике: Тенденции и перспективы развития науки  XXI века Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С.87-89.
  4. Мочалова Я.В., Шкарупа Е.А. Современные тренды, проблемы и перспективы инноватизации агропромышленного комплекса. Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2016. № 9. С.343-352.
  5. Семенова Н.Н., Князькина Е.О. Модернизация – основа инновационного развития аграрного сектора экономики. Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2012. № 17. С.22-27.
  6. Чирков Е.П. Творческое наследие А.В. Чаянова и современная аграрная политика России. Вестник Брянской ГСХА.  №1. 2014.  С.40 – 47.
  7. Ушачев И.Г. Аграрная политика России: проблемы и решения.
    Москва, 2013. № 3. С.58-63.