http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 13/2019 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 13/2019

УДК  339.97

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10282

Таможенно
– тарифное регулирование в особых экономических зонах

Customs and tariff regulation in
special economic zones

Ахмедзянов Р.Р.,
кандидат экономических
наук, доцент кафедры «Таможенное дело», Калужский государственный университет
им. К. Э. Циолковского, ЧОУ ВО Институт управления, бизнеса и технологий,  Россия,  г. Калуга

Алексеева Е.В.,
кандидат экономических наук, доцент кафедры
«Таможенное дело» Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского,
ЧОУ ВО Институт управления, бизнеса и технологий, Россия, г. Калуга

Филиппов М.И.,
Калужский государственный университет им.
К. Э. Циолковского, Россия, г. Калуга

Мосеенкова А.О.,
Калужский государственный университет им.
К. Э. Циолковского, Россия, г. Калуга

Akhmedzyanov R.R., rakhmed@yandex.ru

Alexeeva E.V., katkat@yandex.ru

Filippov M.I., filippov.maksim.00@mail.ru

Moiseenkova A.O., moseenkova.alenka@yandex.ru

Аннотация:
Всовременном
мире подавляющее большинство стран проявляют особый интерес и уделяют
достаточное внимание вопросам экспансии объёмов внешнеэкономической
деятельности. Немаловажную роль при этом играет применение льготных режимов
международной торговли и разделения труда в пределах территориальных
образований с особыми экономическими условиями функционирования – особых
экономических зон (или свободных экономических зон). В статье рассмотрены
сущность особых экономических зон, их виды, а также проведен сравнительный
анализ таможенно – тарифного регулирования особых экономических зон в странах
Евразийского экономического Союза.

Summary: in the modern world, the vast majority of countries show special
interest and pay sufficient attention to the expansion of foreign economic
activity. An important role is played by the application of preferential
regimes of international trade and division of labor within the territorial
entities with special economic conditions of operation-special economic zones
(or free economic zones). The article deals with the essence of special
economic zones, their types, as well as a comparative analysis of customs and
tariff regulation of special economic zones in the countries of the Eurasian
economic Union.

Ключевые
слова:
таможенно–тарифное регулирование, особые экономические
зоны, перспективы развития, Евразийский экономический Союз, международная
торговля.

Keywords: customs
and tariff regulation, special economic zones, development prospects, Eurasian
economic Union, international trade.

Создание наиболее приемлемых условий для ускоренного темпа
экономического развития в особых экономических зонах (ОЭЗ – далее) гарантирует
привлечение крупных инвестиций и успешную деятельность предприятий. При
совокупном снижении налоговых ставок и за счёт внушительного товарооборота
государство получает весомую выгоду, а предприниматели – наиболее оптимальные
условия для процветания своего бизнеса и ведения полноценной профессиональной
деятельности.

Особые экономические зоны, являясь, по сути, так называемыми
«полюсами роста», выступают в качестве части экономического пространства
страны, способного самостоятельно развиваться и аккумулировать инвестиции с
целью их дальнейшего перенаправления в обрабатывающие и высокотехнологичные
отрасли. Сосредоточение на территориях ОЭЗ различных инноваций (организационно –
управленческих, технологических, социальных, институциональных и прочих)
невозможно без преференциальных условий осуществления предпринимательской
деятельности.

На данный момент в России функционирует 25 ОЭЗ (9
промышленно-производственных, 6 технико-внедренческих, 9
туристско-рекреационных и 1 портовая). За 12 лет работы в ОЭЗ
зарегистрировались более 650 резидентов, из которых более 100 компаний с
участием иностранного капитала из 35 стран мира. За эти годы общий объем
заявленных инвестиций составил более 850 млрд. рублей, вложенных инвестиций –
более 260 млрд. рублей, было создано более 25 тысяч рабочих мест, уплачено
более 67 млрд. рублей налоговых и таможенных платежей.

Особые экономические зоны могут быть привлекательными «полюсами роста» в основном для предприятий малого и среднего бизнеса. При этом не все ОЭЗ являются таковыми, а исключительно те, в которых преобладают быстро развивающиеся отрасли хозяйства, порождающие цепную реакцию возникновения и развития новых промышленных центров, стимулируя при этом инновационное развитие экономики всей страны, а также которые создавались на территориях обусловленных логистической доступностью и достаточно богатой инвестиционной активностью. В настоящее время существует целая система оценок экономической эффективности особых экономических зон. На федеральном уровне правила оценки эффективности ОЭЗ неоднократно пересматривались, однако на данный момент актуальными являются правила, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 № 643 «О порядке оценки эффективности функционирования особых экономических зон» (вместе с «Правилами оценки эффективности функционирования особых экономических зон»). Основу официально утверждённых подходов к оценке эффективности ОЭЗ составляет сопоставление фактических и прогнозных (плановых) значений показателей функционирования ОЭЗ. Некоторые показатели эффективности экономических зон представлены в таблице 1.

Из представленных в таблице 1 данных видно, что показатели
эффективности деятельности свободных экономических зон с каждым годом все
увеличиваются. Например, общий объем суммы таможенных платежей, уплаченных
резидентами ОЭЗ в 2018 году увеличился на 14,61% по сравнению с 2017 г., и на
57,72 по сравнению с 2016 г., а объем выручки от продажи товаров, выполнения
работ, оказания услуг за вычетом НДС, акцизов возрос на 23,66 п.п. в 2018 годом
и на 67,58 п.п. по сравнению с 2016 годом.

Одним из ключевых элементов функционирования особых
экономических зон является особый таможенный, административный и налоговый
режим, каждый из которых необходимо рассмотреть отдельно.

Наиболее интересен для инвесторов, осуществляющих
внешнеторговую деятельность в ОЭЗ, льготный таможенный режим таможенной
процедуры свободной таможенной зоны (СТЗ – далее). Данная процедура, ввиду
вступившего в силу с 1 января 2018 года Таможенного кодекса Евразийского
экономического Союза (ТК ЕАЭС – далее), находит своё отражение в главе 27.
Содержание таможенной процедуры СТЗ заключается в том, что это «таможенная
процедура, применяемая в отношении иностранных товаров и товаров Союза, в
соответствии с которой такие товары размещаются и используются в пределах
территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных,
антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров
под эту таможенную процедуру и их использования в соответствии с такой
таможенной процедурой [1]. В отношении резидентов ОЭЗ предусмотрен соответствующий
преференциальный режим для ввозимых и вывозимых товаров на территорию особой
экономической зоны. Следует отметить, что в России применение процедуры СТЗ
допустимо на территориях промышленно – производственных, технико – внедренческих
и портовых особых экономических зонах. На территориях туристско -рекреационных
ОЭЗ таможенная процедура СТЗ не применяется.

Действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны
является хорошим стимулом, например, для импорта высокотехнологичного
оборудования. Данная процедура предполагает, в частности, что всё сырьё и
технологичные компоненты могут импортироваться в зону и вывозиться за
территорию Союза без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную
стоимость.

Одно из действующих положений Соглашения по вопросам
свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории
Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от
18.06.2010 гласит о том, что товары, ввезённые на территорию СЭЗ, на которой
действует процедура СТЗ, и помещённые под данную процедуру, рассматриваются в
качестве находящихся вне таможенной территории Союза для целей применения
таможенных пошлин, налогов и мер нетарифного регулирования. Обращая внимание на
данный факт, необходимо уточнить действие таможенной процедуры СТЗ, а именно
рассмотреть вопрос исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин,
налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин [2].

Обязанность по уплате данных платежей возникает при
наступлении ряда обстоятельств:

  • Во – первых, при вывозе с территории
    СЭЗ иностранных товаров или товаров, изготовленных из иностранных, до
    завершения действия процедуры СТЗ либо без разрешения таможенного органа в
    случаях, например, когда указанные товары вывозятся на остальную часть территории
    Союза для совершения операций по их техническому испытанию, исследованию,
    проверке, тестированию, демонстрации в качестве образцов, за исключением
    случаев, когда такие товары могут быть вывезены без завершения действия
    процедуры СТЗ, например, при перевозке товаров с одной территории СЭЗ на другую
    территорию СЭЗ в соответствии с процедурой транзита.
  • Во – вторых, в случае передачи
    товаров, помещённых под процедуру СТЗ или товаров, изготовленных из иностранных
    товаров и также помещённых под процедуру СТЗ, иному лицу без завершения
    действия процедуры СТЗ, за исключением передачи таких товаров, например, во
    владение или пользование перевозчику для перевозки или лицам, которые будут
    осуществлять ремонт товаров для поддержания их в нормальном (рабочем) состоянии.
  • В-третьих, в случае невозврата до
    истечения срока на территорию СЭЗ товаров, вывезенных с территории СЭЗ в
    случае, например, необходимости совершения операций по переработке,
    изготовлению и иных операций. Иные обстоятельства в полной мере раскрыты в пунктах
    6 и 7 статьи 208 ТК ЕАЭС.

Важно также подчеркнуть, что в случае возникновения
рассмотренных обстоятельств, ввозные таможенные пошлины, налоги, специальные,
антидемпинговые, компенсационные пошлины подлежат уплате, как если бы такие
иностранные товары помещались под таможенную процедуру выпуска для внутреннего
потребления без применения тарифных преференций и льгот по уплате ввозных
таможенных пошлин, налогов. Особо примечательным является вопрос завершения
действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны, поскольку для вывоза
товаров с территории СЭЗ они должны быть помещены под определённую таможенную
процедуру с соблюдением соответствующих условий помещения товаров под выбранную
таможенную процедуру. Определяющими факторами в вопросе завершения действия
таможенной процедуры свободной таможенной зоны выступают статус товаров и
направления вывоза товаров с территории СЭЗ. Всё это непосредственно находит
своё отражение в положениях статьи 207 ТК ЕАЭС, включающей в себя также
информацию о случаях завершения действия таможенной процедуры СТЗ.

Таким образом, необходимо отметить, что законодательством
государств – членов ЕАЭС определены особенности таможенного регулирования в
вопросе завершения действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны,
что, в свою очередь, является важным аспектом для участников
внешнеэкономической деятельности, а также таможенных органов.

Помимо этого, законодательством регламентируются и иные
аспекты действия таможенной процедуры СТЗ на территории ОЭЗ, а именно: условия
помещения товаров под процедуру; условия использования товаров в соответствии с
процедурой; действия, совершаемые в отношении товаров и другие [5].

Говоря об особенностях административного режима,
действующего на территории особой экономической зоны, необходимо отметить, что
данный режим предполагает: «предоставление государственных услуг по принципу
«одного окна», предоставление права выкупа земельных участков, предоставление
резидентам доступа к инфраструктуре, необходимой для организации производства».
Особенностью подобного административного режима является гарантия стабильности
инвестиционных условий, что крайне важно для резидентов ОЭЗ, в частности в
России, поскольку это предполагает защищённость от неблагоприятного изменения
законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Данная гарантия
предусмотрена на законодательном уровне, а именно, Федеральным законом от
22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

Функционирование особых экономических зон сопровождается
предоставлением резидентам налоговых льгот, хоть и не самых больших в мировой
практике, но, тем не менее, дающих уникальную синергию предпринимательского
потенциала ОЭЗ. Конкурентным преимуществом ОЭЗ для инвесторов является снижение
их начальных издержек до 30 % от сумм капитальных вложений за счёт
предоставления государством налоговых льгот, а также социальных льгот и
строительства за счёт средств федерального и регионального бюджетов объектов
общей инженерной и транспортной инфраструктуры. Всё это является достаточно
привлекательным для инвесторов, готовых стать резидентами ОЭЗ, вести свой
бизнес на этих территориях, реализовывать новые проекты и создавать
конкурентоспособную качественную продукцию.

В отношении резидентов свободных экономических зон государств
– членов ЕАЭС также установлен и действует ряд льгот. В Республике Беларусь при
реализации резидентами за пределы государства нерезидентам или другим
резидентам товаров (работ, услуг) собственного производства, произведенных
этими резидентами на территории СЭЗ прибыль резидентов СЭЗ, полученная от
указанной реализации, освобождается от обложения налогом на прибыль в течение
десяти лет. В дальнейшем «налог на прибыль уплачивается по ставке, уменьшенной
на 50 % общеустановленной ставки, но не более чем по ставке 12% (с 1 января
2012 года ставка налога на прибыль в отношении указанной реализации составляет
9 %)» [6].

В Республике Казахстан для участников СЭЗ «Парк
инновационных технологий» предусмотрены льготы: уменьшение на 100 % социального
налога; увеличение предельной нормы амортизации, применяемой в целях
налогообложения, в отношении программного обеспечения – с 15 до 40%.

В Республике Армения, например, в СЭЗ «Альянс» резиденты
освобождаются от всех налогов, включая налоги на дивиденды, кроме налога с
фонда оплаты труда. Помимо этого, резиденты освобождаются от всех валютных
ограничений, им предоставляется право репатриации инвестиционных капиталов и
прибыли.

В Киргизской Республике для резидентов СЭЗ среди различных
льгот и преимуществ можно выделить оплату за право осуществления деятельности
на территории СЭЗ в качество субъекта СЭЗ, устанавливаемую в размере 0,5–2 %
выручки от реализации товаров, работ и услуг [3].

Таким образом, в настоящее время функционирование ОЭЗ (СЭЗ)
невозможно представить без мер государственной поддержки. Однако в России
льготные механизмы, представленные пониженными налогами в соответствии с
действующим законодательством, не представляют особого интереса для глобальных
инвесторов, так как по мировым меркам они достаточно малы и незначительны. Тем
не менее, для резидентов ОЭЗ решающими факторами остаются: доступ к необходимой
инфраструктуре, общий эффект от предоставляемых налоговых льгот и преференций
(какими бы незначительными они не казались на первый взгляд), а также
возможность ведения деятельности с минимумом административных барьеров. Учёт
данных факторов позволяет находить верные шаги для развития таможенно – тарифного
регулирования в ОЭЗ.

Библиографический список

  1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «Консультант Плюс»,URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/,(дата обращения 02.10.2019).
  2. Архипов А.Ю., Павлов П.В., Татарова А.В. Институты особой экономической зоны и приграничной торговли как структуры эффективного развития международной инвестиционной деятельности // М.: Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, – 2011. – 294 с.
  3. Безпалов В.В., Ломакина Е.А. Проблемы функционирования особых экономических зон в России // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. XLV междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: СибАК. – 2015. – № 1 (45). С. 1-8.
  4. Ефремова М.В., Руйга И.Р. Проблемы и перспективы развития особых экономических зон в Российской Федерации // Инновационная наука. – 2016. – 10 (ч. 1). – С. 42–47.
  5. Гомон И.В., Петрушина О.М., Непарко М.В. Иностранные инвестиции как инструмент регулирования внешнеторговой деятельности // Экономика и предпринимательство – 2016. – 11-3(76). – С.312-317.
  6. Министерство экономического развития РФ: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/main (дата обращения: 03.10.2019).
  7. Обзор делового климата, льгот инвесторам, свободных экономических зон, промышленных и научно-технических парков государств-участников СНГ (2017 год) //Интернет-портал СНГ, URL: e-cis.info/foto/pages/26038.doc, (дата обращения 02.10.2019).
  8. Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (Заключено в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010) (ред. от 11.04.2017). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_102087/ (дата обращения 02. 10. 2019).