Московский экономический журнал 13/2019

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10339

Финансовая политика как основа системы органов власти и управления в Российской Федерации

System of authorities and management in the Russian Federation

Ибрагимова Элина Саламбековна, ФГБОУ ВО «ЧГУ»,  ассистент

Ibragimova Elina Salambekovna

Аннотация. Орган государства – это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций государства.

По уровню деятельности различают федеральные органы и органы субъектов Федерации.

На федеральном уровне система органов государственной власти включает в себя: Президента РФ, федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, а также федеральные органы исполнительной власти и суды Российской Федерации.

В субъектах Федерации государственную власть осуществляют образуемые ими органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Система органов исполнительной власти РФ строится на основе конституционного принципа распределения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Это еще раз свидетельствует о том, что органы исполнительной власти субъектов Федерации проводят единую политику в сфере государственного управления, исполнения федеральных законов как Правительством РФ, так и правительствами республик — субъектов РФ, а также государственной администрацией других субъектов Федерации.

Summary. An organ of the state is a legally formalized, organizationally and economically separate part of the state mechanism, consisting of civil servants, endowed with state authority and the necessary material means for the implementation within its competence of certain tasks and functions of the state.

According to the level of activity, Federal bodies and bodies of the subjects of the Federation are distinguished.

At the Federal level, the system of public authorities includes: the President of the Russian Federation, the Federal Assembly of the Russian Federation, the Government of the Russian Federation, the constitutional Court of the Russian Federation, the Supreme Court of the Russian Federation, the Federal Executive authorities and the courts of the Russian Federation.

In the constituent entities of the Federation, state power is exercised by the legislative, Executive and judicial authorities they form.

The system of Executive authorities of the Russian Federation is based on the constitutional principle of distribution of powers between the Russian Federation and its subjects. This shows once again that the Executive authorities of subjects of Federation carry out a common policy in the field of public administration, enforcement of Federal laws by the Russian Government and governments of republics — subjects of the Russian Federation and state administration, other subjects of the Federation.

Ключевые слова: государство, позиция, исполнительная власть, субъект, министерство, национальная безопасность.

Keywords: the government position, the Executive branch, the subject, the Ministry of national security.

Наделенная юридической силой и экономически обособленная часть правительственного механизма, в состав которой входят работники государства, наделенные полномочиями для осуществления поставленных задач власти, называется государственным органом.

Различают органы субъектов Федерации. На федеративном уровне верховная власть состоит из:

  • Президента РФ,
  • Федерального Собрания РФ,
  • Правительства РФ,
  • Конституционного Суда РФ,
  • Верховного Суда,
  • Высшего Арбитражного Суда страны,
  • органов исполнительной власти и судов России.

По характеру осуществляемых задач госорганы подразделяются на четыре вида:

  • законодательную власть;
  • исполнительную власть, в основе деятельности которой – исполнительно-распорядительная;
  • органы судебной власти, совершающие правосудие. К тому у них есть право прилагать меры государственного принуждения;
  • органы контрольной власти, их задача – контролировать действия органов власти и госслужащих:

1) несменяемые, они создаются без ограничения срока действия;

2) временные, которые установлены на некоторый срок.

Государственные органы разнятся в зависимости от того, на какой правовой базе они образованы, это:

  • Верховный закон России – Конституции РФ;
  • федеральные конституционные законы, федеральных законов;
  • указы Президента России;
  • постановлений Правительства РФ;
  • законодательных актов субъектов страны

Официальные органы отличаются друг от друга тем, что одни из них – коллегиальные, другие – осуществляются единолично.

Кроме того, органы власти подразделяются по их роли, месту и назначению в структуре государства.

Изучение всех видов правительственных органов подразумевает их полное рассмотрение с учетом взаимосвязи всех названных выше и, возможно, существуют еще основания для их типологии.

В России верховные органы власти держаться на трех китах: исполнительной, законодательной и судебной системах.

Президент страны имеет главенствующую позицию над всеми властными структурами. Его персона – одновременно и гарант Конституции страны и в тоже время соединительное звено между тремя ветвями власти. Но при этом он не принадлежит ни к одной из них.

Законодательная власть включает в себя Совет Федерации и Государственную Думу. Все вместе они являются Федеральным собранием страны. Главная задача Федерального собрания издавать законы, имеющие равную силу во всех субъектах Российской Федерации.

Исполнительная власть представлена государственными органами исполнительной власти. Издание постановлений, решений и законодательных актов – одна из ее основных функций. Правительство России – основной исполнительный орган страны. Ему подвластны территориальные органы исполнительной власти: федеральные службы, министерства, агентства и их территориальные представительства. При этом важно помнить, что их утверждает Президент РФ.

Федеральные суды объединяет судебная власть. В ее состав входят: Верховный суд России, Конституционный суд и прочие федеральные органы. Их главное предназначение – вершить справедливое правосудие, устанавливать верховенство закона.

Центральный банк не относится к главным государственным органам страны.

Президентская власть в нашей стране выделяется в особую группу власти. В Российской Федерации у Президента более широкие властные полномочия. Они закреплены в Конституции, а проведение выборов главы государства регулируется Федеральным законом 19-Ф3 “О выборах Президента”.

Глава государства полагается на близкие к нему властные органы. Один из них – Совет безопасности РФ. Он влияет на внутреннюю и внешнюю политику страны и обеспечивает национальную безопасность державы. Президенту подотчетна эта структура. Глава государства – также председатель Совета безопасности. Все решения, касающиеся национальной безопасности принимаются через голосования членов Совета. После заседания все утвержденные вопросы заносят в протокол и заверяются подписью Президента страны.

Помимо прочего Совет безопасности организует совещания. Они проходят раз в неделю с непременным участием председателя. Межведомственные комиссии созданы в качестве рабочей структуры. Состав таких комиссий согласовывается секретарем Совета безопасности. Членов Совета назначает Президент.

Государственный совет РФ. Он призван способствовать Президенту в реализации своих полномочий в вопросах взаимодействия государственных органов. Госсовет организует заседания, частота их сборов: один раз в три месяца. Все решения этого органа имеют статус рекомендаций. Госсовет может инициировать рабочие группы с привлечением ученых и различных специалистов.

Федеральное собрание принимает главные законы страны. В Собрание входят Госдума и Совет Федерации. В Госдуме 450 депутатов от разных фракций, они избираются во время выборов. В Совет Федерации входит 178 законодателей. В его составе представители всех регионов РФ.

Государственная Дума заседает обособленно от Совета Федерации. Одной из главных задач Федерального собрания – утверждение бюджета страны, который на рассмотрение предлагает Правительство страны. Сначала за бюджет должна проголосовать Дума, и лишь затем документ направляется на утверждение Советом Федерации. Лишь после этого бюджет становится обязательным к исполнению.

Отличительная особенность Государственной Думы – утверждение законов, которые действуют на территории всей страны. Принятие законов, как правило, проходит три этапа. Эти этапы еще носят названия «чтений».

В первом чтении коллегиально рассматривают, изучают, обсуждают основные положения предложенного закона. Во втором – происходит более пристальное рассмотрение и изучение всех положений законопроекта. На третьем этапе депутаты путем прямого голосования «за» или «против» решают судьбу внесенного закона. На последнем чтении уже невозможно внести изменения или поправки в предлагаемые закон.

Чтобы страна получила новый закон, он должен набрать более 50% голосов депутатов. Ели речь идет о принятии конституционного законодательного акта, то требования к голосованию выше – свой голос за него должны отдать минимум 2/3 от числа парламентариев.

После принятия Государственной Думой закон переходит на утверждение Советом Федерации, и только после этого он может вступить в правовую силу. При этом у Совета Федерации есть право отклонить предложенный законодательный акт, если он плохо проработан.

Чтобы закон был утвержден Советом Федерации, его должны поддержать большинство (более половины) членов палаты. Если же Совет Федерации в течение двух недель не рассмотрит данный закон, то он принимается автоматически, за исключением законов особой важности.

Государственная Дума может предложить импичмент – досрочную отставку Президента. Совет Федерации может поддержать инициативу нижней палаты Парламента и тогда избранный всенародным голосованием глава государства должен подчиниться всеобщему решению депутатов – сложить свои полномочия и покинуть пост. Президенту могут вручить ноту недоверия в связи с подозрением его в государственной измене, взяточничестве, недопустимое превышение своих полномочий, нерадивое выполнение своих обязанностей и так далее.

Правительство относится к исполнительной ветви федеральной государственной службы. В состав правительства входят председатель, заместители председателя и министры. Правительство отвечает за разработку общего бюджета страны, проект которого одобряет Госдума. В компетенции Правительства – решать, как расходовать государственные средства, в том числе на социальную сферу.

Правительство страны проводит реформы, финансовую политику. Это орган госвласти должен работать на то, чтобы как можно больше сократить недоимки федерального бюджета РФ. Также Правительство занимается вопросами науки, культуры, здравоохранения, образования, экологии и социального обеспечения. В ведении органа власти – объекты федеральной собственности, в том числе железные дороги, сооружения, предприятия и много другое. Важная миссия Правительства – социальная поддержка военнослужащих. Кроме того, соблюдение прав человека, общественного порядка, выполнением федеральных законов также в ведении Правительства.

В России федеральные органы власти включают в себя и судебную систему. Верховенство правосудия – их основная миссия. Верховный суд, Конституционный суд, Высший Арбитражный суд – основные ветви судебной системы Российской Федерации.

В состав системы органов государственной власти субъекта РФ входят:

1) законодательный орган государственной власти субъекта РФ;

2) высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ;

3) другие органы государственной власти субъекта РФ, которые создаются согласно Конституции (уставом) субъекта РФ.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации – это создаваемый населением при помощи выборов постоянно действующий высший и единственный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, который призван осуществлять законодательную власть в субъекте Российской Федерации.

Основным отличием законодательных органов субъектов РФ является их название – парламент, государственное собрание, областное собрание, областные думы и т.д. Имеются и нетипичные наименования законодательных органов субъектов Российской Федерации. Например, в Амурской области отмеченный орган называется областным Собранием, в Архангельской, Липецкой, Псковской областях – областным Собранием депутатов. Основным отличием таких органов является их структура – вместе с однопалатными во множестве субъектов Российской Федерации образованы двухпалатные парламенты.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ представляет собой постоянно действующий орган законодательной власти субъекта РФ. Правом законодательной инициативы в этом органе наделены депутаты, высшие должностные лица субъекта РФ, представители органов местного самоуправления. Конституция субъекта РФ может предоставить право законодательной инициативы другим органам или гражданам, которые проживают на территории этого субъекта РФ.

Система исполнительных органов государственной власти субъекта РФ является совокупностью органов государственной власти, которые призваны обеспечивать, осуществлять исполнительную власть в субъекте Российской Федерации при помощи государственного управления и наделенных для этого государственно-властными полномочиями, закрепленными в Конституции Российской Федерации, действующем законодательстве субъекта РФ, договорах с федеральными органами исполнительной власти в пределах предметов ведения этого субъекта.

Исполнительная власть в отличие от законодательной власти в субъекте Российской Федерации осуществляется системой органов, которая включается в себя высший исполнительный орган государственной власти и ряд других органов исполнительной власти. Система исполнительных органов государственной власти определяется действующим законодательством субъекта Российской Федерации, а их структура регламентируется в соответствии с Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и отмеченным законом устанавливается в качестве главы региона.

В качестве главы высшего исполнительного органа государственной власти соответствующего субъекта выступает высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации. В это же время можно отметить наличие некоторого дуализма исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, удаленность главы региона от коллегиального органа исполнительной власти. Например, федеральным и региональным законодательством предусматривается возможность отставки высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по инициативе регионального главы. Помимо этого, необходимо отметить нормативное закрепление в качестве самостоятельных полномочий главы региона и высшего исполнительного органа исполнительной власти. В отдельных субъектах Российской Федерации правительство субъекта Российской Федерации определяется как самостоятельный субъект права законодательной инициативы.

К основным функциям высшего должностного лица субъекта Российской Федерации относятся:

  • представление субъекта Российской Федерации в отношениях с региональными органами государственной власти, с органами местного самоуправления и в процессе ведения внешнеэкономических связей;
  • обеспечение координации деятельности исполнительных органов субъекта Российской Федерации с иными действующими региональными органами государственной власти, учреждениями взаимодействия исполнительных органов субъекта Российской Федерации с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления;
  • создание согласно региональному законодательству высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;
  • участие в законодательном процессе на региональном уровне.

Реализация полномочий главы субъекта Российской Федерации осуществляется при помощи создания актов – указов (постановлений) и различных распоряжений, не противоречащих Конституции Российской Федерации, действующим на федеральном уровне законам, приказам Президента Российской Федерации, указам Правительства РФ, Конституции РФ (уставу) и действующим законам субъекта Российской Федерации.

В отдельных субъектах Российской Федерации существует должность вице-главы, но это должностное лицо не обладает особыми полномочиями. Являясь должностными лицами Высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, такое лицо назначается главой региона.

Высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации создается непосредственно лицом, которое является главой региона. Вместе с этим действующим законодательством на территории субъекта Российской Федерации может устанавливаться необходимость получения согласия парламента субъекта для назначения на отдельные должности лиц в системе исполнительной власти региона. Кроме этого, недопустимой является и ситуация, при которой формирование всего состава регионального правительства осуществляется с участием законодательного органа.

К полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации относятся традиционные функции этого органа, базируясь на том, что он является органом общей компетенции и осуществляет управление всеми главными областями жизнедеятельности на уровне региона. Поэтому именно региональным правительством разрабатываются и реализуются меры, направленные на обеспечение комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, исполнение регионального бюджета и реализацию региональных программ. Помимо этого, региональное правительство распоряжается и управляет региональной собственностью, принимает непосредственное участие в проведении целостной государственной политики в сфере образования и экономики, а также здравоохранения, финансов и т. п., отвечает за реализацию мер по обеспечению и защите прав и свобод индивида и гражданина. Осуществляет региональное правительство (администрация) и определенный ряд надзорных полномочий: в частности, оно имеет право предложить выборному должностному лицу муниципального самоуправления привести разработанные ими правовые акты соответствующий вид согласно федеральному и региональному законодательству, а также имеет право обращаться в судебный орган.

Структура высших коллегиальных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации включает в себя функциональные и отраслевые подразделения. К числу таковых относятся:

  • министерства;
  • комитеты;
  • департаменты;
  • отделы и т.п.

При этом также может формировать другие (то есть не высшие) органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Подписание актов высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, зачастую осуществляется главой региона, и они также носят подзаконный характер.

Органы судебной власти субъектов РФ.

После того как был принят Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» судебные органы и мировые судьи субъектов Российской Федерации составляют одну целую судебную систему РФ.

К федеральным судам, которые функционируют на территории субъектов Российской Федерации, относят верховные суды республик, суды городов, имеющих федерального значения, суды автономных округов и т.д.

К судам субъектов РФ принято относить конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировых судей, которые являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Абсолютно новым в судебной системе республик стало появление конституционных судов, которые создаются на территории республик в качестве высшего органа судебной власти. К числу их функций относится проверка конституционности законов и нормативно-правовых актов республик, решение вопросов о конституционности политических партий, выдача заключений о действиях главы государства, разрешение споров о компетенции, выдача толкования республиканских конституций, рассмотрение жалоб, поступающих от населения страны о нарушениях конституционных прав и т.д. Хотя в разных республиках объем функций конституционных судов, как правило, отличается. Однако в целом их функции очень схожи с функциями Конституционного Суда Российской Федерации.

В иных субъектах Российской Федерации (края, области и др.) закрепление судебных органов и требования к судьям осуществляется в полном соответствии с федеральным конституционным регулированием. Подобные субъекты Российской Федерации, стали проявлять повышенный интерес к образованию судов, которые наделяются функциями конституционного контроля. Такие учреждения, которые проверяют соответствие законов уставу того или иного субъекта Российской Федерации, получили название уставных.

Список литературы

  1. Гимазова Ю.В., Омельченко Н.А. Государственное и муниципальное управление: учебник для академического бакалавриата /под общ. ред. Н. А. Омельченко. – М.: Издательство Юрайт, 2017.
  2. Государственные и муниципальные финансы учебник и практикум для академического бакалавриата /И.С. Ракитина, Н.Н. Березина. – М.: Издательство Юрайт, 2018.
  3. Зобнин А.В. Информационно-аналитическая работа в государственном и муниципальном управлении: Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник: Инфра- М, 2012.
  4. Кистанов В.В. Региональная экономика России: Учебник / В.В. Кистанов, Н.В. Копылов.- М.: Финансы и статистика, 2011.
  5. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. – М.: «Либроком», 2016.
  6. Невская Н.А. Макроэкономическое планирование и прогнозирование в 2 ч.: учебник и практикум для академического бакалавриата /Н.А. Невская – 2-е изд. испр. – М.: Издательство Юрайт, 2018.
  7. Охотский Е.В. Теория и механизмы современного государственного управления в 2 ч.: учебник и практикум для академического бакалавриата и магистратуры /Е.В. Охотский. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018.
  8. Региональное управление и территориальное планирование в 2 ч.: учебник и практикум для академического бакалавриата / Ю. Н. Шедько [и др.]; под ред. Ю.Н. Шедько. — 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2017.