Московский экономический журнал 12/2019

image_pdfimage_print

УДК 631.14.636.22/.28.034 (470.025)

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-10267

ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ МОЛОЧНОГО СКОТОВОДСТВА ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF DAIRY FARMING IN PSKOV REGION

Комшанов Дмитрий Сергеевич, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики, менеджмента и торгового дела, ФГБОУ ВО «Великолукская государственная академия» (182112, Псковская обл., г. Великие Луки, пр-т. Ленина, д. 2), kds0000@rambler.ru

Павлов Александр Викторович, соискатель кафедры экономики, менеджмента и торгового дела, ФГБОУ ВО «Великолукская государственная академия» (182112, Псковская обл., г. Великие Луки, пр-т. Ленина, д. 2), pavlov.cfrtv@yandex.ru

Komshanov Dmitrii S., doctor of economics, associate-professor, Department of economics, management and trade, The State Agricultural Academy of Velikie Luki, kds0000@rambler.ru

Pavlov Alexander V., applicant, Department of economics, management and trade, The State Agricultural Academy of Velikie Luki, pavlov.cfrtv@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматривается ситуация в отрасли молочного скотоводства в 1990-2017 гг. в России в целом и Псковской области в частности. Дана характеристика поддержки сельского хозяйства в советский период и ее трансформация в результате перехода к рыночной экономике. Осуществлён анализ развития молочного скотоводства в 1990-2017 гг. в России и Псковской области, на основе которого определены основные сдерживающие факторы и выявлены тенденции развития отрасли. Проведена оценка уровня концентрации производства молока в Псковской области. Осуществлён анализ динамики государственной поддержки молочного скотоводства в Псковской области, в результате которого выявлены недостатки в государственном регулировании.

Summary: The article discusses situation in the dairy farming between 1990 and 2017 in Russia in general and in Pskov region in particular. The characteristics of agricultural support in the Soviet period and its transformation as a result of the transition to a market economy are given. An analysis of the development of dairy farming in Pskov region and Russia between 1990 and 2017 is presented, on the basis of which problems and trends in the development of dairy farming are identified. Assessment of the level of concentration of milk production in Pskov region is presented.  The analysis of the evolution of state support for dairy farming in Pskov region is carried out, as a result of which shortcomings in state regulations are identified.

Ключевые слова: экономика сельского хозяйства, молочное скотоводство, аграрная политика, бюджетная поддержка молочного скотоводства.

Key words: agricultural economics, dairy farming, agricultural policy, budget support for dairy farming.

Введение. Молочное скотоводство является одной из самых важных отраслей сельского хозяйства России и Псковской области. Производство молока занимает около 16% в структуре валовой продукции сельского хозяйства России. Во многих регионах молочное скотоводство является системообразующей отраслью сельского хозяйства, обеспечивая основной доход сельхозпроизводителям. Несмотря на положительные тенденции в сельском хозяйстве и молочном скотоводстве, наметившиеся в последнее десятилетие, все же нельзя сказать об окончательном выходе из кризиса. Для выработки правильной государственной политики, способствующей дальнейшему развитию отрасли, необходима изучение существующий тенденций в ее развитии.

В советский период сельскохозяйственная политика была направлена на обеспечение социальной стабильности и гарантированного снабжения населения дешевым продовольствием. В результате такой политики в 80-е годы сложился большой разрыв между закупочными ценами на сельскохозяйственную продукцию и низкими розничными ценами на продовольствие, что стало следствием высоких потребительских дотаций. Переход России к рыночной экономике в 1991 году привёл к разрушению существующей системы ценообразования в экономике и длительному кризису в сельском хозяйстве. В выводах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по обзору сельскохозяйственной политики России за период 1986 по 1997 год отмечается [4,c. 11], что в первые годы перехода к рыночной экономике фактически не было никакой стратегии аграрной политики. Политика в области сельского хозяйства ограничивалась мерами быстрого реагирования, направленными на решение сиюминутных проблем аграрного сектора. Свободное ценообразование привело к резкому ухудшению положения сельхозтоваропроизводителей в межотраслевой конкуренции, так называемому диспаритету цен. Для компенсации потерь производителей животноводческой продукции от либерализации цен, в марте 1992 года правительство ввело животноводческие дотации. В 1993 году эти дотации были переведены на региональный уровень, в результате чего образовалась дифференциация в поддержки сельского хозяйства, которая была связан с политикой конкретных регионов и наличием средств в их бюджете.

Межрегиональные различия в практике регулирования сельскохозяйственного производства, различные подходы к использованию животноводческих дотаций, побуждали местные власти ограничивать межрегиональные потоки продовольствия, что вело к развалу общероссийского рынка. В 1997 году трансферты из государственного бюджета регионам для дотирования животноводства были отменены, однако дотации из региональных бюджетов продолжали выплачиваться.

До перехода к рыночной экономике поддержка по молоку была самой высокой из всех животноводческих продуктов как в абсолютном, так и в процентном выражении. Чистый процентный эквивалент субсидии производителя (ЭСПР) составлял в 1986 году – 106%, в 1990 году – 91%, 1991 году – 64%. Переход к рыночной экономике резко ухудшил положение дел в молочном скотоводстве. В 1992 году ЭСПР упал до минус 155%, что было связано с падением курса рубля. Для поддержки производителей молока были введены дотации, а начиная с 1994 года введены меры таможенной защиты внутреннего рынка молока, что способствовало росту значения поддержки рыночной цены. В результате в 1995 году чистый ЭСПР достиг 41%, в 1996 году – 46%, а в 1997 году – 40%. [4, c. 178]. Однако дотирование производства в 1995-1997 гг. не позволило сельскохозяйственным товаропроизводителям поучать прибыль от реализации молока (таблица 1).

Анализ развития молочного скотоводства показывает, что разрушение существующей в советское время системы ценообразования привело к кризису в отрасли. С 1990 года фактически по настоящее время наблюдается постоянное сокращение поголовья коров. В 2017 году по сравнению с 1990 годом поголовье коров в России сократилось в 2,6 раза. Производство молока в 1995 году упало на 30% , а в 1998 году на 40% по сравнению с 1990 годом. В дальнейшем производство фактически стабилизировалось на данном уровне. Институциональные преобразования в экономике России изменили структуру производства молока по секторам. В 1990 году на долю сельскохозяйственных организаций приходилось 76,1% всего производства молока. В дальнейшем кризисные явления в экономике привели к сокращению производства в сельскохозяйственных организациях. В 1998 году на долю сельскохозяйственных организаций уже приходилось 50% производства. В последние 10 лет наблюдается некоторый рост производства молока в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах, что связано с государственными программами развития сельского хозяйства, которые действуют с 2008 года. В результате в 2017 году на долю сельскохозяйственных организаций приходится уже 51,9%, крестьянских (фермерских) хозяйств 40,2%, хозяйств населения 40,2%.

Одним из направлений развития молочного производства в мире является рост продуктивности коров. Та же тенденция четко прослеживается и в России. Несмотря на благополучное положение дел в молочном скотоводстве в последние годы советского периода, продуктивность коров была невысокой. Среднегодовой надой молока на одну корову в сельскохозяйственных организациях составлял всего 2781 кг. В начале переходного периода произошло снижение среднегодового надоя. Пик, которого пришелся на 1996 год. В дальнейшем наблюдается постоянное повышение продуктивности коров, в особенности, начиная с 2012 года. В результате в 2017 году среднегодовой надой молока на одну корову превысил уровень 1990 года более чем в два раза.

Вместе с тем экономическое положение в молочном скотоводстве можно считать неблагоприятным. Свободное ценообразование привело к резкому ухудшению конъюнктуры рынка для молочного скотоводства страны, что проявляется в диспаритете цен на молоко и приобретаемые сельским хозяйством промышленные товары и услуги (таблица 3).

Существующая система цен для молочного скотоводства фактически уже сложилась к 1993 году. Сельхозтоваропроизводители, реализовав молоко могут приобрести почти в 4 раза меньше промышленных товаров и услуг по сравнению с 1990 годом, что негативно отразилось на экономике отрасли в особенности в 90-е годы.

Похожая ситуация наблюдается и в молочном скотоводстве Псковской области, только проявляется более ярко (таблица 4).

С 1990 года по 2017 год наблюдается постоянное снижение поголовья коров. В 2017 году по сравнению с 1990 годом оно уменьшилось в 6,3 раза, а по сравнению даже с 2005 годом в 2,1 раза. Общее производство молока за данный период сократилось в 3,1 раза. При этом в хозяйствах населения сокращение произошло в 7,7 раза. До 1996 года наблюдался рост производства молока в хозяйствах населения, что было связано с развитием предпринимательства на селе. Однако начиная с 1998 года происходит резкое падение производства молока, что обусловлено сокращением  сельского населения и сельского уклада жизни. Крестьянские (фермерские) хозяйства не играют большой роли в молочном скотоводстве области. Их удельный вес в общем производстве молока составлял в 2017 году 6,8%, причем значительный рост произошел после 2010 года, когда их удельный вес составлял 1,1%. Только с 2016 года по 2017 год производство молока в крестьянских (фермерских) хозяйствах выросло в 1,7 раза.

В сельскохозяйственных организациях производство молока в 2017 году по сравнению с 1990 годом уменьшилось в 2,5 раза. Однако с 2000 года наблюдается увеличение производства молока и как следствие рост значения сельскохозяйственных организаций в общем производстве. На сегодняшний день можно констатировать, что состояние отрасли определяется именно сельскохозяйственными организациями, причем крупными. В 2017 году удельный вес организаций в структуре производства молока составлял 78,7%. В последние годы среди сельскохозяйственных организаций наблюдается тенденция банкротства мелких неэффективных организаций и наращивание высоко технологичного производства. В 2017 году среднегодовой надой молока на одну корову в сельскохозяйственных организациях составил 6851 кг, что в 3 раза больше чем в 1990 году и на 21% выше, чем в среднем по России. В таблице 5 показана концентрация производства молока, составленная на основе данных комитета по сельскому хозяйству и государственному техническому надзору Псковской области.

Пятнадцать крупнейших производителей в 2017 году производили 122,4 тыс.тонн молока, что составляет 61,4% от общего производства хозяйств всех категорий. Десять крупнейших производителей производили 53,1%, пять – 43,0%, три – 37,6%, один (ООО «Слактис») – 26,1%, что говорит о достаточно высокой концентрации производства. Крупнейшие производители молока – это высокотехнологичные предприятия, имеющие высокие показатели среднегодового надоя молока на одну корову. Причем чем крупнее производитель, тем выше среднегодовой надой молока.

Важнейшее значение в молочном скотоводстве области имеет ООО «Слактис», образованное в 2007 году ЗАО «Великолукский молочный комбинат» с целью обеспечения производства молочным сырьем и имеющее четыре производственные площадки в разных районах области. В 2017 году среднегодовой надой молока на одну корову на данном предприятии составил 10617 кг, что в 1,5 раза выше чем в среднем сельскохозяйственным организациям Псковской области и в два раза выше среднего по России показателя. В настоящее время в молочном скотоводстве Псковской области высокотехнологичное производство сочетается с ведением производства по устаревшим технологиям. В рейтинге лучших хозяйств по надою молока, 35 позицию в 2017 году занимало хозяйство с надоем 3129 кг, оставшиеся сельхозтоваропроизводители имеют еще меньший показатель.

Такое положение дел связано с неблагоприятной ценовой ситуацией на молочном рынке. В результате которой развиваются только предприятия, имеющие значительные финансовые ресурсы и надежные каналы сбыта продукции.

В настоящее время проблема повышения эффективности молочного подкомплекса России поставлена в число приоритетов государственной аграрной политики, которому оказывается бюджетная поддержка в рамках реализуемых целевых программ. [3, c. 5]

Ученые отмечают объективность необходимость поддержки молочного скотоводства, которая объясняется особенностями отрасли, диспаритетом цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности, инфляцией и созданием возможностей для стимулирования его роста и эффективности. [5, c. 93] Ввиду большой значимости молочного скотоводства во многих регионах в рамках государственной программы развития сельского хозяйства действуют подпрограммы, направленные на развитие данной отрасли. Несмотря на то, что государственной поддержке производителей молока уделяется внимание и на федеральном уровне, существуют недостатки в распределении субсидий. Следует согласится с учеными экономистами, считающими что, механизм предоставления средств федерального бюджета очень громоздок и не безупречен [1, c. 159]. Дополнительные критерии, учитываемые при субсидировании производства молока, такие как выход телят, минимальные показатели белка и жира не способствуют эффективному развитию производства молока, а только усложняют механизм получения субсидий.

В Псковской области до 2007 года субсидии на молоко выплачивались из областного бюджета всем организациям в расчете на единицу реализованного молока, причем размер субсидии все время сокращался. С 2007 года субсидирование производства молока из областного бюджета осуществлялся при достижении продуктивности не менее 2000 кг. и было дифференцировано в зависимости от сортности. Субсидия составляла 800 рублей за тонну реализованного молока высшим сортом и 500 рублей – первым. С 2010 года субсидия составляет 700 рублей за тонну реализованного молока высшего, первого и второго сорта. Кроме этого выплачивалась дополнительная субсидия 1300 рублей за тонну произведенного молока при условии, что превышение производства молока по сравнению с предыдущим годом составило 5% и продуктивность составляет не менее 3000 кг. С 2011 года данная субсидия отменена. Начиная с 2013 года в субсидировании производства молока принимает участие федеральный бюджет.

В 2014-2015 годах размер субсидии стал меняться в течение одного календарного года, что вызывало неопределенность в ведении сельскохозяйственного бизнеса [2] (таблица 6). Так в 2014 году сельскохозяйственные предприятия при соблюдении определенных условий могли рассчитывать на следующую ценовую поддержку: в январе-сентябре за молоко, реализованное высшим сортом – 1,50 руб., в том числе 0,75 руб. из федерального бюджета и 0,75 руб. из областного бюджета; за молоко, реализованное 1 сортом – 0,50 руб., в том числе из федерального бюджета и 0,25 руб. из областного бюджета 0,25 руб. В октябре-декабре 2014 года сельхозтовапроизводители получали за молоко, реализованное высшим сортом – 1,25 руб., в том числе 1,20 руб. из федерального бюджета и 0,05 руб. из областного бюджета; за молоко, реализованное 1 сортом – 0,45 руб., в том числе из федерального бюджета и 0,40 руб. из областного бюджета 0,05 руб. В 2015 году в январе-июне субсидия составляла за молоко, реализованное высшим и первым сортом – 0,28 руб., в том числе из федерального бюджета и 0,18 руб. из областного бюджета 0,10 руб. С июля 2015 года субсидия составляет 1,10 руб., в том числе из федерального бюджета и 1,10 руб. из областного бюджета 0,10 руб.

Одним из условий для получения субсидий на молоко в этот период являлось недопущение снижения производственных показателей по отношению к предшествующему году, в число которых входят: поголовье коров, валовой надоя молока, надой молока на фуражную корову, выход телят на 100 коров.  В 2016 году произошли некоторые изменения в области аграрной Политики в Псковской области. Так, ликвидированы существовавшие ограничения на получение субсидий на молоко, касающиеся динамики различных показателей. В 2016 году субсидии предоставляются на реализованное и отгруженное на собственную переработку молоко высшего и первого сорта для сельскохозяйственных организаций и фермерских хозяйств, а также на реализованное молоко высшего, первого и второго сорта для личных подсобных хозяйств (таблица 7).

С 2016 года субсидия на молоко называется субсидия на повышение продуктивности в молочном скотоводстве. В 2016 году общий размер субсидии для сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств составлял 1,70 руб. В 2017-2019 гг. ставка субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве составляет 1,00 руб. на килограмм реализованного и (или) отгруженное на собственную переработку молока сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.

Субсидии законодательно установлены и для личных хозяйств населения. Размер субсидии составляет 2,00 руб. на килограмм сданного на переработку молока. Однако фактически, ввиду отсутствия сдачи молока личными подсобными хозяйствами на переработку она не выплачивается.

К ставке субсидии применяются дифференцированные коэффициенты.  Коэффициент 1 применяется к хозяйствам, снизившим или сохранившим продуктивность дойного стада в отчетном финансовом году к предшествующему финансовому году, а также вновь начавшие производство. Коэффициент 1,1 применяется к хозяйствам, превысившим показатели молочной продуктивности в отчетном финансовом году к предшествующему финансовому году.

Выводы. Эффективность молочного скотоводства связана с целым рядом причин, которые условно можно разбить на две категории: причины, не зависящие от сельхозтоваропроизводителей (практически неизмененные цены на молочное сырье, поставляемое на молочные заводы, и существенный рост цен на энергоносители, технику, комбикорма, минеральные удобрения); причины, которые могут быть устранены сельхозтоваропроизводителями (генетический потенциал молочного стада, относительно невысокий уровень выхода телят, улучшение содержания, сбалансированность кормления коров).

В последние годы советского периода в России был высокий уровень поддержки молочного скотоводства. Переход на рыночные отношения разрушил существующую систему ценообразования, что негативно сказалось на технологических и экономических показателях отрасли. Начиная с 2005 года реализуются крупномасштабные проекты развития сельского хозяйства, связанные с Национальной программой развития АПК, а впоследствии с Государственными программами развития сельского хозяйства, что положительно сказалось на развитии молочного скотоводства. В настоящее время Псковской области основное производство молока сосредоточено в нескольких крупных высокотехнологичных предприятиях, которые имеют большое поголовье коров, и высокие показатели по среднегодовому надою. Вместе с этим наблюдается сокращение производства в организациях, работающих по старым технологиям и в хозяйствах населения.

Несмотря на наметившиеся в последнее время тенденцию к росту производства молока, оно еще далеко от уровня 1990 года. Дальнейшее развитие отрасли сдерживается неблагоприятной ценовой конъюнктурой рынка для производителей молока и недостаточностью существующей бюджетной поддержки.

Литература

  1. Вернигор В.Ф. Совершенствование механизма государственной поддержки производства молока сельхозтоваропроизводителями Алтайского края / В.Ф. Вернигор, Д.А. Судницыин // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. – 2014. – № 2 (112).
  2. Комшанов, Д.С., Борбат А.Ю. Особенности развития и государственной поддержки сельского хозяйства Псковской области в рамках современной аграрной политики / Д.С. Комшанов, А.Ю. Борбат // Известия СПбГАУ. – 2016. – № 43.
  3. Молочный подкомплекс России: итоги работы в 2009 году / С.Н. Серёгин, Н.П. Свирина, О.Н. Каширина // Молочная промышленность. – 2010. – № 3.
  4. Обзор сельскохозяйственной политики. Российская Федерация. – ОЭСР, 1998.
  5. Развитие молочного скотоводства в Тамбовской области / А.Ю. Сытова, И.А. Минаков, М.В. Азжеурова // Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК – продукты здорового питания. – 2016. – № 6.
  6. Комитет по сельскому хозяйству и государственному техническому надзору Псковской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cx.pskov.ru, свободный. – Загл. с экрана.
  7. Территориальный орган государственной статистики по Псковской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pskovstat.gks.ru/statistic, свободный. – Загл. с экрана.
  8. Университетская информационная система Россия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://uisrussia.msu.ru/stat/Publications/Publications.htm, свободный. – Загл. с экрана.
  9. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// gks.ru, свободный. – Загл. с экрана.

References

1. Vernigor V.F. Improving the mechanism of state support for milk production in Altai region / V.F. Vernigor D.A. Sudnitsyn // Vestnik of the Altai State Agrarian University. – 2014. – N. 2 (112).

2. Komshanov D.S., Borbat A.Yu. Development and state support for agriculture in Pskov region in the framework of modern agricultural policy / D.S. Komshanov, A.Yu. Borbat // Proceedings of St. Petersburg State Agrarian University. – 2016. –  No. 43.

3. Dairy farming in Russia: results of work in 2009 / S.N. Seregin, N.P. Svirina, O.N. Kashirin // Dairy Farming. – 2010. – N. 3.

4. Agricultural policy review. Russian Federation. – OECD, 1998.

5. Development of dairy farming in Tambov region / A. Y. Sytova, I.A. Minakov, M.V. Azzheurova // Technologies of the food and processing industries – healthy products. – 2016. – N. 6.

6. Committee for Agricultural and State Technical Supervision in Pskov region [Electronic resource]. – Access mode: http://cx.pskov.ru.

7. Statistics Service of Pskov region [Electronic resource]. – Access mode: https://pskovstat.gks.ru/statistic.

8. University Information System of Russia [Electronic resource]. – Access mode: https://uisrussia.msu.ru/stat/Publications/Publications.htm.

9. Federal State Statistics Service [Electronic resource]. – Access mode: http: // gks.ru.