http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 10/2020 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 10/2020

УДК 338.242

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10690

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ИННОВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БИЗНЕС-ИНФРАСТРУКТУРЫ 

DEVELOPMENT STRATEGY OF THE ECONOMIC POLICY OF THE STATE IN THE FIELD OF INNOVATION-ORIENTED PRODUCTION BUSINESS INFRASTRUCTURE 

Бунчиков Олег Николаевич, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедры Экономики, философии и социальных дисциплин, ФГБОУВО «Донской государственный аграрный университет, Ростовская область, п.Персиановский

Bunchikov O.N., bunchikov.oleg@mail.ru

Джуха Владимир Михайлович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедры Инновационного менеджмента и предпринимательства ФГБОУВО «Ростовский государственный экономический университет» (РИНХ), г.Ростов-на-Дону

 Juha V.M., dvm58@yandex.ru

Булгаров Мурат Ахмедович, старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина», г. Краснодар

Bulgarov M.A., muratti_82@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с деятельностью государства в области политики развития инновационно-ориентированной инфраструктуры. Рассматриваются вопросы, связанные с такими формами государственной поддержки как различные формы финансирования инновационных проектов, юридическая, информационная, политическая и другие виды поддержки в области инновационного предпринимательства.

Summary. The article discusses issues related to the activities of the state in the field of innovation policy. Issues related to such forms of state support as various forms of financing innovative projects, legal, informational, political and other types of support in the field of innovative entrepreneurship are considered.

Ключевые слова: инновационное предпринимательство, государственная поддержка инноваций, конкуренция, нововведения, коммерциализация инноваций, НИОКР, фирмы, рынки.

Keywords: innovative entrepreneurship, government support for innovation, competition, innovation, commercialization of innovation, R&D, firms, markets.

Инновационная составляющая экономики, как отдельная ее часть, возникла в XX веке, она рассматривалась как способ повысить уровень жизни населения, а также ускорить развитие технологий страны. Основной двигающей силой в развитых странах на тот момент являлся частный предпринимательский сектор. Люди, занимающиеся инновациями и новациями – предприниматели.

Инновации в технологиях позволяют увеличить качество, скорость и надежность производства в стране, обеспечить экологическую безопасность, понизить нагрузку на человеческий капитал, а соответственно увеличить продолжительность и качество жизни.

Социальные инновации играют большую роль в развитии государства, а также являются одним из наиболее эффективных способов сокращения издержек. Они заключаются в улучшении качества и увеличении количества социальных услуг, затрачивая при этом меньшее количество ресурсов [4].

Инновационной политикой государства называется комплекс мер, принимаемых государством для ускорения и стимулирования развития различных технологий, усилении заинтересованной активности научного, технического и производственного потенциала в ускорении практической реализации каких-либо изобретений. При этом, применяются экономические, правовые и организационные рычаги воздействия.

Основными ее принципами являются:

  • Инновационная политика строится силами государства в интересах государства.
  • Государство не имеет тотального контроля над инновациями, а лишь регулирует и стимулирует их.
  • Участники инновационного процесса вольны выбирать методы реализации инноваций, партнеров и т.д.
  • Сохранение за государством права на участие или полный контроль над проектами, имеющими государственное или мировое значение.
  • Поддержание государством любой инициативы, которая не противоречит законодательству. Инициатором может быть как организация, так и отдельный индивид.

Как показывает опыт, только наличия рыночной экономики в стране недостаточно для достижения прогресса. Государство должно правильно выстраивать свою политику. Поддержка предпринимательства, а в особенности инновационных проектов, является ключом к развитию экономики, уровня жизни и технологий в стране [2].

При реализации инновационной политики государству необходимо учитывать инвестиционный характер инноваций, то есть оно не должно рассчитывать на моментальную окупаемость проекта. Окупаемость, зачастую, занимает длительный период времени, причем она может быть как явной – получение прибыли от реализации инновации, так и неявной – окупаемость за счет сокращения издержек на производство.

Оптимизация инновационной политики является важной задачей любого государства, так как это позволяет устранить неопределенность в развитии страны, ускорить его, а также найти новые методы и направления, благодаря которым государство может освоить новые рынки и составить конкуренцию на мировой арене.

Инновационная политика государства должна предусматривать то, что цели, поставленные на долгосрочные перспективы, недостижимы при данном уровне развития технологий,  поэтому нужно рассчитывать на то, что при достижении этих целей, нужно будет создавать новые производственные возможности, технологии. Для оптимизации такой программы, государству нужно поддерживать краткосрочные и среднесрочные инновации на протяжении всего времени [1].

Выделяются три типа государственной стратегии в зависимости от формы поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности:

  1. Стратегия активного вмешательства. Государства, придерживающиеся данной стратегии, признают научную и инновационную деятельность основой успешного экономического роста страны. Государство поддерживает университетскую науку и предоставляет налоговые льготы малому бизнесу, а также предприятиям, занятым инновационными разработками. Примером государства с такой стратегией является Япония, Франция и Голландия.
  2. Стратегия децентрализованного регулирования. Придерживаясь данной стратегии, правительство страны не использует меры жесткого директивного вмешательства в три вышеперечисленные сферы, однако оно играет важную регулирующую роль. Такой подход делает данную стратегию более сложной. Государство берет на себя следующие обязанности: создание благоприятного инновационного климата, материальная поддержка инновационных проектов, выделение ресурсов, необходимых для их реализации, а также государство может являться инициатором инновационных проектов (или же заказчиком). Данной стратегии придерживаются, например, США и Германия.
  3. Смешанная стратегия. Данной стратегии придерживаются страны, в которых большая часть экономики представлена государственным сектором (Китай, Швеция). В таком случае, государство использует обе стратегии одновременно. К государственным организациям применяется стратегия активного вмешательства, а к частным – стратегия децентрализованного управления [3].

Базовые стратегии инновационного развития экономики – это стратегии развития экономики в сфере инноваций, сфокусированные на каких-либо определенных продуктовых или технологических новациях в определенных сферах экономики.

Выделяются четыре вида стратегий продуктовых и технологических новаций:

  • Стратегия псевдоинноваций. Данная стратегия подразумевает собой внедрение незначительных и малозатратных инноваций, реализующихся в короткие сроки. К этой стратегии можно прибегать в том случае, если количество ресурсов и времени ограниченно, или же если инновационный потенциал продукта исчерпан. Также может применяться при условиях высокой конкуренции, когда рынок требует постоянного совершенствования продукта.
  • Стратегия имитационных инноваций подразумевает собой поддержку лидеров рынка, использование в производстве старых, проверенных временем технологий и продуктов. Данная стратегия не требует больших инвестиций и имеет достаточно короткий срок окупаемости.
  • Стратегия модифицирующих инноваций. Использование инновационного потенциала существующих технологий и продуктов, что требует осуществление полного инновационного цикла, а соответственно влечет за собой средние сроки реализации, немалые капиталовложения, а также риски. Зачастую подобные проекты нуждаются в государственно-частном партнерстве.
  • Стратегия базисных инноваций по сути представляет собой создание инновации, ее внедрение и распространение. Требует большой степени вмешательства (помощи) со стороны государства, но в то же время несет в себе большую выгоду на долгосрочной перспективе, так как потенциально может обеспечить монополию на каком-либо рынке на достаточно долгий период времени [6].

Государство осуществляет поддержку инноваций с помощью правового, финансово-экономического и информационного обеспечений.

Правовое обеспечение инновационной политики включает в себя законы и прочие правовые меры, направленные на поддержку и регулирование национальной инновационной системы, которые принимаются на федеральном и региональном уровнях. Оно осуществляется по следующим направлениям:

  • Правовые вопросы экономики, такие как вопросы собственности, предпринимательства, финансовая и кредитная политика, налоговая политика.
  • Законы и нормы качества, стандартизация, защита прав потребителей и т.п.
  • Охрана прав интеллектуальной собственности.

Финансово-экономическое обеспечение проявляется в финансировании инновационных проектов. Информационное – в предоставлении необходимых информационных ресурсов, поддержке образования, предоставлении статистических данных и прочем.

Государство также должно заботиться о внутреннем рынке: инновационная деятельность компаний внутри страны может привести к монополии компании-новатора. Для этого государство может вводить антимонопольные ограничения, либо содействовать формированию похожих конкурентоспособных компаний на внутреннем рынке, что более целесообразно, это связано с тем, конкуренция выгодна государству, так как конкурирующие фирмы будут бороться за первенство, а соответственно и вводить инновации более активно.

Прежде, чем переходить к разбору инновационной политики конкретных государств, следует рассмотреть, как инновации в целом влияют на экономику отдельных стран и всего мира.

Появление неординарных, кардинально новых продуктов означает фазу зарождения нового технологического уклада, который будет развиваться достаточно медленно на начальном этапе из-за высокой монополизации рынка. Создатели инновации не делятся своими секретами ни с кем, их права защищены патентами и коммерческими тайнами, однако далее наступает фаза доминирования технологического уклада, когда инновация получает широкое распространение и становится легкодоступной. Инновационная политика государства влияет на скорость смены данных этапов, а также на временную продолжительность конкретного уклада. Обычно один технологический уклад длится около ста лет, при этом проходит через три фазы: зарождение и становление, перестройка экономики на новый лад, основываясь на новой технологии (это фаза доминирования технологического уклада, она является самой продолжительной), отмирание.

Диффузией инновации называется процесс ее равномерного распределения. Возможность диффузии определяется качеством инновации и ее востребованностью. Очень часто диффузные процессы связаны с технологическими инновациями, которые представляют собой технологии производства, воспроизводящиеся различными организациями на производствах.

Трансферт инноваций – инструмент, позволяющий изобретателям передавать права на новшества и нововведения другим лицам. Государства имеют специальные органы, обеспечивающие контроль за соблюдением прав патентодателя. Таким образом, трансферт инноваций является инструментом регулирования диффузионных процессов[5].

Инновационные преобразования осуществляются на протяжении четырех этапов:

  1. Постановка цели. На первом этапе устанавливаются цели, обозначается миссия, а также подчеркивается приверженность к инновационной деятельности.
  2. Стратегический анализ. Анализ внешней и внутренней сред, оценка инновационного потенциала и инновационного климата.
  3. Выбор инновационной стратегии. Составление стратегий инновационного развития и выбор наиболее оптимальной.
  4. Реализация инновационной стратегии. Разработка стратегического проекта с учетом характера преобразований, контроль реализации проекта, корректировка проекта, целей, стратегии в зависимости от эффективности реализации.

В инновационном процессе большую роль играют научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), поскольку появление новых продуктов и ресурсов требует использования новых методов производства и обработки. Основными их задачами являются:

  • Получение новых знаний в какой-либо области, либо же открытие новых областей.
  • Оценка реализуемости разработанных проектов с помощью теоретической и экспериментальной проверки.
  • Практическая реализация новшеств и инноваций.

Основным принципом НИОКР является применение уже существующих технологий и методов для решения любых проблем, ориентируясь при этом на развитие человеческого капитала.

Доля финансирования НИОКР из государственного бюджета в большинстве развитых стран составляет от 1% до 3% от ВВП. Однако НИОКР финансируется на счет частного сектора и развивается благодаря научным центрам частных компаний, которые опираются на систему образования, инфраструктуру и экономические льготы, предоставляемые государством.

Зачастую, развитые страны развивают НИОКР за счет венчурных фирм. Очень часто это фирмы, создающиеся специально под какой-либо проект, состоящие из энтузиастов, желающих воплотить его в жизнь и осознающих риск непринятия рынком инновации. Из-за рискованности проекта, зачастую он финансируется либо за счет заинтересованных во внедрении инновации лиц, либо за счет специальных фондов. Риск потери вложенных средств снижается, благодаря инвестициям нескольких венчурных фирм одновременно.

Разрабатывая инновацию, фирма может столкнуться с рядом проблем: риски, информационная неопределенность, длительная бесприбыльная стадия, недостаток ресурсов и другие[7].

Прикладные инновации поддерживаются с помощью финансовых и административных инструментов. К финансовым относятся гранты, условно-возвращаемые займы (денежные займы, которые возвращаются в случае успеха инновации), страхование и долевое участие. К административным – юридическая поддержка, которая заключается в помощи по вопросам авторского права, процедурам регистрации фирм, заключения контрактов и т.п., информационная поддержка – обеспечение организаций необходимыми информационными ресурсами, кадровая поддержка – помощь в поиске необходимых кадров, оценке и обучении персонала.

Управление рисками осуществляется с помощью следующих инструментов:

1) Четкое определение целей и приоритетных направлений развития инноваций позволяет распределять ресурсы более эффективно и снижает риск их распыления.

2) Привлечение экспертов в советы, целью которых является анализ и отбор наиболее перспективных проектов.

3) Моделирование деятельности компаний, в которые были вложены средства.

4) Распределение средств между многими фирмами, при этом покрывая минимальные потребности каждой.

5) Привлечение частных бизнес-посредников, что позволяет снизить риск неэффективного использования финансовых ресурсов.

6) Сопровождение инноваций на всех этапах всеми необходимыми материальными и нематериальными ресурсами и услугами.

7) Контроль результатов деятельности организации и корректировка стратегии.

На сегодняшний день страны мира используют шесть основных видов организационной структуры организаций, занимающихся поддержкой инноваций.

Фонды посевного финансирования (TEKENS, Финляндия) с помощью анализа находят перспективные проекты на самых ранних стадиях, помогают им в финансировании и организации, а позже помогают найти новых партнеров и/или спонсоров.

Бизнес инкубаторы (KAIST, ETRI, Южная Корея) предоставляют свои услуги начинающим стартапам на докоммерческой стадии. Суть инкубаторов заключается в том, что они предоставляют оборудование, услуги, помещения, технику и прочие ресурсы, необходимые для развития инновационного проекта на ранних стадиях. При этом, инкубаторы не занимаются финансированием. Зачастую, в одном инкубаторе развивается сразу несколько компаний, которые делят ресурсы инкубатора между собой и сотрудничают, если это возможно.

Государственные венчурные фонды (SBIC, США) отслеживают компании от создания до выхода на рынок и достижения коммерческого успеха. Они финансируют компании, привлекают новых инвесторов, участвуют в управлении. По достижении определенного уровня развития компании, фонды продают их, а вырученные деньги используют для покупки новых стартапов.

Универсальные институты поддержки инноваций (программа Аванчи, Мексика) в основном популярны в странах со слабо развитой инновационной средой. В отличие от вышеперечисленных организаций, данные институты оказывают поддержку практически по всем возможным вопросам на протяжении инновационного процесса, а не только на ранних стадиях. Также их особенностью является то, что они имеют свои исследовательские центры, занимающиеся разработками инноваций, и результатами деятельности которых институты делятся с компаниями, которым оказывают помощь.

Библиографический список

  1. Бунчиков О.Н. Проблемы эффективного развития свиноводства Ростовской области / Бунчиков О.Н., Озеров П.В. // Вестник СевКавГТИ. – 2017.– № 4 (31). – С. 31-34.
  2. Джуха В.М., Бунчиков О.Н., Грицунова С.В., Еремин Р.В. Современные детерминанты функционирования и развития растениеводческой отрасли АПК // Эпомен. – 2018. – №15 – С. 40-51.
  3. Бунчиков О.Н., Сафонова С.Г., Шейхова М.С. Анализ деятельности и пути повышения конкурентоспособности предприятия / Бунчиков О.Н., Сафонова С.Г., Шейхова М.С. // Московский экономический журнал. – 2019. – №6 – с. 24-32.
  4. Бунчиков О.Н., Джуха В.М., Гайдук В.И., Еремин Р.В., Бунчикова Е.О. Экономическая эффективность функционирования малых форм хозяйствования и реализации инвестиционных проектов в АПК Ростовской области / Бунчиков О.Н., Джуха В.М., Гайдук В.И., Еремин Р.В., Бунчикова Е.О. // Московский экономический журнал. – 2019. – №10 – с. 24-32.
  5. Bunchikov Oleg, Usenko Lyudmila, Usenko Anastasia, Kalashnikov Alexander, Eredzhepova Rimma. Eco-settlements as development factor for rural territories: experience from Southern Russia / Bunchikov Oleg, Usenko Lyudmila, Usenko Anastasia, Kalashnikov Alexander, Eredzhepova Rimma // E-SdPTCONICIT – Espacios. – Year 2019. – Vol. 40 (Number 35). – Page 27.
  6. Bunchikov Oleg, Shmatko Larisa, Yakovenko Zoya, Riabchenko Anastasia, Udovik Elena. State regulation of territorial development of agroindustrial region of southern Russia / Bunchikov Oleg, Shmatko Larisa, Yakovenko Zoya, Riabchenko Anastasia, Udovik Elena // E-SdPTCONICIT – Espacios. – Year 2020. – Published 15/01/2020 Vol. 41 (Issue 01) – Page 15.
  7. Гайдук В.И., Гришин Е.В., Бунчиков О.Н., Мирошников Д.М. Факторная среда развития отраслей промышленного сектора экономики / Гайдук В.И., Гришин Е.В., Бунчиков О.Н., Мирошников Д.М. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2016. – №119. – С.1036-1052.