Московский экономический журнал 1/2020

image_pdfimage_print

УДК 331.52

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10064

ОПЫТ ЕВРОСОЮЗА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ НЕСТАНДАРТНОЙ ЗАНЯТОСТИ

EU EXPERIENCE IN SOLVING PROBLEMS OF NON-STANDARD EMPLOYMENT

Лизина О.М., кандидат экономических наук, доцент кафедры теоретической экономики и экономической безопасности, Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, Саранск, Россия

Федонина О.В., кандидат экономических наук, доцент кафедры Теоретической экономики и экономической безопасности, Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, Саранск, Россия

Lizina O.M., E-mail: lizinaom@yandex.ru 

Fedonina O.V., E-mail:  oks_fedon@mail.ru

Аннотация. В статье освещаются теоретические подходы к определению понятий нестандартной занятости, ее структуры. В этом аспекте рассмотрены вопросы, связанные с проблемой устойчивого развития России в контексте изменения политики в области занятости и использования опыта Евросоюза. Предложены рекомендации в области совершенствования государственной социально-экономической политики на основе ликвидации пробелов в законодательстве; совершенствовании систем коллективных переговоров; повышении эффективности социальной защиты; реализации государственной политики для регулирования социальных рисков и реализации возможности перехода к стандартной занятости.

Summary. The article highlights the theoretical approaches to defining the concepts of non-standard employment and its structure. In this aspect, the issues related to the problem of sustainable development of Russia in the context of changing employment policy and using the experience of the European Union are considered. Recommendations for improving the state social and economic policy based on eliminating gaps in legislation, improving collective bargaining systems, and improving the effectiveness of social protection are proposed; implementation of state policy to regulate social risks and implement the possibility of switching to standard employment.

Ключевые слова: нестандартная занятость, самозанятость, интернет-занятость, прекариат, Стратегия «Европа 2020», «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года».

Keywords: non-standard employment, self-employment, Internet employment, precariat, “Europe 2020” Strategy, “Transforming our world: the 2030 agenda for sustainable development”.

Актуальность

Тенденция развития нестандартных форм занятости стала абсолютной для современных рынков труда начиная с 90-х годов XX века. В настоящее время нестандартно занятые составляют значительный и один из наиболее динамичных сегментов рабочей силы на рынках труда многих стран мира, включая Евросоюз, что подтверждается многочисленными исследованиями. Однако эта тенденция противоречит действующему трудовому законодательству отдельных стран, которое создано для условий стандартной занятости индустриального общества.  В условиях того, что  нестандартные формы занятости приводят к снижению социальной защищенности работников и повышают неустойчивость занятости, вопросы их оценки, мониторинга и управления приобретают важное экономическое и социальное значение. Определенный опыт в решении этих проблем имеет Евросоюз.

Нестандартные формы занятости оказывают различное влияние на рынок труда: временная, неполная вынужденная, неформальная приводят к повышению незащищенности (прекаризации) занятости и ухудшают положение работников; самозанятость, вторичная занятость, интернет-занятость часто выступают в качестве механизма адаптации граждан на рынке труда, так как позволяют снизить риски безработицы и обеспечить дополнительный доход. Неоднозначность влияния нестандартных форм занятости на рынок труда и социальную незащищенность населения, их динамика и социально-экономические последствия обусловили необходимость формирования концептуального подхода к управлению нестандартными формами занятости в России, чтобы обеспечить целенаправленную поддержку развития тех ее форм, которые позитивно влияют на рынок труд а, и снизить риск распространения нежелательных форм занятости и их последствий.[1].

Основная часть

Обобщая выводы многих ученых по проблемам нестандартной занятости (К. Харт, Э. Де Сото, Л.Я. Косалс, О.В. Синявская, Р.И. Капелюшников, В.Е. Гимпельсон, Л.Е. Тихонова, Н.Ч. Бокун и др.) можно выделить предпосылки, обусловливающие распространение нестандартных форм занятости в современных условиях: развитие технологий, переход к постиндустриальному обществу, четвертая промышленная революция; формирование цифровой экономики; повышение гибкости рынка труда; сегментация рынка труда; усиление глобальной конкуренции; снижение влияния профсоюзов.[3,8].

В общем смысле будем понимать под нестандартной формы занятостью тип трудовых отношений, характеризующийся многообразием форм заключения трудовой сделки по ее условиям (срок, продолжительность рабочего времени, нормативное оформление), расположению рабочего места и типу работодателя.  Таким образом можно выделить типы нестандартной занятости в зависимости от длительности трудовых отношений, продолжительности рабочего времени, расположения рабочего места, типа работодателя, степени формализации трудовых отношений, что позволяет выявить существующие риски прекаризации (неустойчивости) занятости для обоснования мер их регулирования и повышения эффективности использования нестандартных форм занятости. Мы выделяем временную, неполную, неформальную, сверхзанятость, самозанятость, интернет-занятость, заемный труд).

В условиях перехода к постиндустриальной экономике особое внимание в исследовании уделено интернет-занятости, которая появилась  в процессе формирования интернет-экономики и перехода к информационному обществу, что обусловило возможность появления дистанционных трудовых отношений между работодателем и его сотрудниками. Интернет – занятостьопределена как тип занятости, характеризующийся двумя особенностями: нахождением работника на расстоянии от работодателя и использованием информационных технологий (для общения, контроля, передачи заданий, результатов труда, оплаты труда).[5]. Она может осуществляться в следующих формах: работа на дому; в специально оборудованном офисе за пределами помещений работодателя); работа по найму у конкретного работодателя или самозанятость (фриланс));  по направлению деятельности (информационно-коммуникационные технологии; дизайн, архитектура, проектирование; консультационные, финансово-банковские, образовательные, медицинские услуги и др.).[9].

По данным исследований дв 2016 г. в ЕС  количество занятых на основе трудового договора (контракта) составило 14,2 % от всех работающих по найму. В структуре неполной занятости преобладает вынужденная неполная занятость преимущественно женщин, что соответствует мировым тенденциям; растет число самозанятых, интернет-занятость является одним из наиболее перспективных направлений развития нестандартных форм занятости. Однако дистанционные социально-трудовые отношения в России пока не имеют должного институционального закрепления в трудовом законодательстве, а отсутствие социальной и правовой защиты занятых дистанционно имеет ряд негативных последствий для всех субъектов социально-трудовых отношений.

В результате анализа масштабов распространения нестандартных форм занятости в странах ЕС выделены следующие общие тенденции, связанные с ростом масштабов их использования и многообразия:  увеличение доли временных работников (до 14 % от всех занятых), что выступает в качестве альтернативы постоянной занятости для неквалифицированных работников в возрасте от 25 до 49 лет в традиционных секторах экономики и социальных услуг; гендерная и отраслевая дифференциация неполной занятости; распространение самозанятости в основном среди мужчин с высшим и средним уровнем образования в трудоспособном возрасте, занятых в развивающихся и наиболее прибыльных секторах экономики, для которых характерно развитие малого бизнеса, самостоятельность в характере работы; расширение сектора цифровой экономики, который по оценкам МОТ включает около 60 млн интернет-занятых (2 % от занятого населения в 2016 г.).

Распространение нестандартных форм занятости является абсолютной мировой тенденцией, но приводит к различным социально-экономическим последствиям. С одной стороны, применение нестандартных форм занятости способствует повышению гибкости рынка труда, приспособляемость его к изменению структуры отраслей экономики и циклическим колебаниям экономической конъюнктуры, увеличивают возможности для трудоустройства различных групп населения. С другой — очевидно наблюдается ослабление обязательств работодателей в отношении высвобождения работников, дестабилизация отношений в труде.[6].

Учитывая объективную закономерность расширения нестандартных форм занятости в мире и принимая во внимание позитивный зарубежный опыт регулирования их развития, ключевыми задачами управления ими являются минимизация негативных последствий и рисков для субъектов рынка труда на микро- и макроуровнях, соблюдение оптимального баланса между экономической эффективностью занятости и обеспечением социальной защищенности работников, социальной устойчивости общества.

В 2008 году президентом РФ была официально утверждена «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».[2]. В настоящее время стало очевидно, что цели и задачи, сформированные в концепции, оказались неосуществимыми. Поэтому закономерно использовать европейский опыт. Европейский Союз в 2010 году принял стратегию экономического развития на 10 лет «Европа 2020 Стратегия разумного, устойчивого и инклюзивного роста». Стратегия была разработана как продолжение Лиссабонской стратегии 2000-2010 гг., так как положения последней не были реализованы в установленный период. В качестве главных проблем Европейская Комиссия отметила высокий уровень безработицы, медленный экономический рост и возрастающий уровень внешнего долга.

Стратегия «Европа 2020» определила три основных фактора укрепления экономики: разумный рост: развитие экономики, основанное на знаниях и инновациях; устойчивый рост: создание экономики, основанной на целесообразном использовании ресурсов, экологических требований и конкуренции; интегрирующий рост, способствующий повышению уровня занятости, достижение социального и территориального сплочения. В стратегии развития отмечены 8 целей, разбитых по пяти основным направлениям деятельности. Таким образом, перед ЕС стояли следующие цели на 2020 год: занятость, исследования и инновации, изменение климата и энергетика; образование, борьба с бедностью.[10].

Для нашего исследования ключевой является – занятость (75% населения в возрасте от 20 до 64 лет должны быть трудоустроены). Ввиду того, что государства-члены ЕС изначально не равны в экономическом плане, поставленные цели приобрели общий характер для Европейского Союза. Таким образом, количественный результат, которого необходимо добиться в соответствии с целями стратегии, высчитывается исходя из совокупности результатов всех государств, входящих в Европейский Союз. Достижение поставленных целей отслеживала Европейская Комиссия на протяжении 10 лет, публикуя ежегодные доклады о достигнутом прогрессе.

Достигнуть поставленных целей невозможно без серьезного реформирования законодательства, поэтому Европейский Союз сразу же приступил к реформированию своего надзорного механизма по наблюдению за стратегией «Европа 2020». В частности, реформы коснулись правил надзора за экономической деятельностью государств-членов ЕС и её координации в случае чрезвычайных ситуаций. Главной целью надзора являлось предупреждение ошибок в европейском плане экономического развития. Новые правила начали действовать с 2011 года и получили названия: Six-pack, Two-pack и Финансовый пакт. Правила надзора Six-Pack были приняты в 2011 году, а в мае 2013 года были дополнены, после чего за ними закрепилось название Two-Pack. Нововведением, которое внес надзор Two-Рaсk, является обязанность государств-членов ЕС ежегодно, 15 октября, представлять Комиссии ЕС проекты своих бюджетных планов на следующий год. Особенностью данного пакта стали две процедуры, при которых на государств-членов ЕС можно наложить финансовые санкции в одностороннем порядке. Эти процедуры касаются надзора при чрезмерном дефиците в бюджете и чрезмерном макроэкономическом дисбалансе. Чрезмерным дисбалансом считается такой макроэкономический дисбаланс, который ставит под угрозу функционирование ЕС.[18].

В соответствии с отчетом Евростата за 2019 год, в целом, в ЕС наблюдается положительная динамика по всем поставленным целям, начиная с 2015 года. С 2008 года наибольшего прогресса ЕС удалось достигнуть в области высшего образования, занятости и сокращения выбросов парниковых газов.

В 2018 году 73,2% населения ЕС в возрасте от 20 до 64 лет было трудоустроено. При этом наблюдается существенный разрыв в трудоустройстве мужчин и женщин. Так, было трудоустроено 79% мужчин и только 67,4% женщин. Тем не менее, эти показатели выше на 1,2% и 4,7% по сравнению с 2008 годом, соответственно, что свидетельствует о значительном прогрессе в трудоустройстве женщин. ЕС также отмечает, что люди в возрасте от 20 до 29 и от 55 до 64 относятся к группам риска и их уровень занятости ниже, чем у людей в возрасте от 30 до 54 лет. Если проследить динамику занятости на протяжении последних лет, то можно с уверенностью утверждать, что ЕС не сможет добиться 75% занятости всего населения, остановившись на отметке 74,2 или 74,4. Так или иначе, это достойный показатель.

ЕС удалось значительно сократить количество молодежи, которая прекращает образование. В 2008 году этот показатель равнялся 14,7%, а в 2018 уже 10,6%. В соответствии с отчетом, более 50% молодых людей, бросивших образование в возрасте от 18 до 24 лет, сталкиваются проблемами на рынке труда. Несмотря на некоторую стагнацию, наблюдающуюся с 2016 года, у ЕС есть все шансы достичь планового показателя к концу 2020 года. Наконец, существенный прогресс был достигнут в цели, в соответствии с которой не менее 40% людей в возрасте от 30 до 34 лет должны иметь высшее образование. В 2008 году этот показатель равнялся 31,1%, а в 2018 уже 40,7%. Таким образом, ЕС удалось повысить количество людей, имеющих высшее образование.[13,14].

В 2017 году на римском саммите ЕС главы 27 европейских государств подписали декларацию, которая определила дальнейший курс развития Евросоюза без Великобритании и обозначила необходимость ответа новым вызовам, среди которых региональные конфликты, терроризм, рост миграционного давления, протекционизм и социально-экономическое неравенство. Лидеры ЕС договорились следовать четырем принципам: безопасная Европа – предполагает работу над укреплением безопасности сообщества, защиту внешних границ, борьбу против терроризма, реформу миграционной политики и соблюдение международного права; процветающая и устойчивая Европа – работа над созданием рабочих мест, улучшение условий для малых и средних предприятий, удешевление энергии и обеспечение чистой окружающей среды; социальная Европа – экономический рост и социальный прогресс, равенство мужчин и женщин, борьба с безработицей, дискриминацией, социальной изоляцией и бедностью. (повторяет цели стратегии развития Европы 2020 и продлевает срок их выполнения до 2025 года).[17].

Кроме того, на этом же саммите, Европейская Комиссия презентовала Белую Книгу, в которой описала 5 одинаково возможных сценариев развития союза до 2025 года.

Сценарий 1. Продолжать в том же направлении. ЕС продолжит концентрироваться на создании рабочих мест, экономическом росте и инвестировании, путем укрепления единого рынка и наращивании инвестиций в цифровой, транспортной и энергетической отрасли. Во внешней политике ЕС будет стремиться к наращиванию торговых соглашений по всему миру и укреплению внешних границ. ЕС продолжит выступать как единое целое на международной арене. Ожидается, что ЕС сможет положительно повлиять на такие глобальные повестки дня, как климат, финансовая стабильность и устойчивое развитие.

Сценарий 1. Ничего кроме единого рынка.  При этом сценарии нивелируется значение миграционного законодательства ЕС, сотрудничество в области безопасности низводится до двусторонних соглашений. ЕС перестает представлять себя как единое целое на международных форумах и конференциях из-за возможных разногласий между государствами в области внешней политики. ЕС прекращает вкладывать средства в гуманитарную помощь. Иными словами, все кроме единого рынка товаров и капиталов, отдается на откуп государствам-членам.

Сценарий 3. Кто хочет больше, сделает больше. Группа государств-членов сможет работать сообща для достижения больших результатов в области обороны и укреплении четырех свобод ЕС. Это касается, например, создания общей научно-производственной базы, совместных закупок и повышения общей боеготовности государств для участия в миссиях за рубежом. Возможно укрепление внутренней безопасности, правосудия, сотрудничества между спецслужбами для борьбы с организованной преступностью и терроризмом. Углубленная интеграция касается гармонизации налогового законодательства, повышения социальных стандартов и улучшения условий труда.

Сценарий 4. Делать меньше, но эффективнее. ЕС сосредотачивает усилия на разработке следующих направлений развития: инновации, торговля, миграция, управление границами и оборона (создается оборонный союз). Основное внимание уделяется совершенствованию НИОКР и инвестированию в цифровизацию и декарбонизацию. В области внешней политики ЕС продолжает выступать как единое целое. В свою очередь, разработка новых стандартов в области здравоохранения, защиты прав потребителей и окружающей среды отодвигается на второй план. Все, что не связано с приоритетными направлениями развития, остается на усмотрение государств-членов и им предоставляется свобода «экспериментировать».

Сценарий 5. Делать вместе намного больше. Наверное, самый утопичный и наиболее благоприятный для ЕС вариант из всех перечисленных. ЕС объединяет усилия, для того, чтобы развиваться сразу во всех направлениях с наибольшей эффективностью. Все остается по-прежнему (как в сценарии 1), но создается оборонный союз, активизируется сотрудничество в области безопасности, продолжается борьба с изменением климата, а также оказание гуманитарной помощи. Происходит укрепление единого рынка в области энергетики, цифровых технологий и услуг, создаются свои «кремниевые долины», включающие в себя крупные, высокотехнологичные компании. В целом, данный сценарий можно описать, как совокупность решений всех предыдущих сценариев, но без необходимости жертвовать чем-либо из этого для достижения максимальной эффективности.

Последним вызовом для Европы становятся «Цели в области устойчивого развития» ООН  – всеобщий призыв к действиям по искоренению нищеты, обеспечению защиты от загрязнения окружающей среды и повышению качества жизни каждого человека во всем мире. «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 2015 году, содержит 17 целей и 169 задач, выполнение которых должно поспособствовать процветанию всего человечества[4]. Для поддержки этого документа Европейская Комиссия выпустила в 2016 году сообщение «Следующие шаги для устойчивого Европейского будущего».[11]. С 2017 года, Евростат публикует ежегодные отчеты о мониторинге достижения  целей устойчивого развития. В 2019 году Европейская Комиссия представила аналитический доклад «На пути к устойчивой Европе к 2030 году», в котором обозначены конкурентные преимущества ЕС и возможности проявить себя на глобальной арене, став примером для других государств.[12].

В частности в сфере нестандартной занятости приняты рекомендации МОТ основанные на документах ООН. На основе исследования международных документов в области трудовых отношений и реальной практики стран могут быть реализованы рекомендации по следующим основным направлениям:

1) ликвидация пробелов в законодательстве;

2) совершенствование систем коллективных переговоров;

3) повышение эффективности социальной защиты;

4) государственная политика для регулирования социальных рисков и реализации возможности  перехода к стандартной занятости.[7].

Вполне очевидно, что базой рекомендаций послужили выводы о том, что труженик  с нестабильной занятостью более уверен в своем будущем в том случае, если  живет в стране с развитой системой социального защиты и гарантий, имеет гарантированный минимум со стороны государства реализуемый через систему  социальных мер. Кроме того всем понятно, что стабильность доходов определяется прежде всего регулярной трудовой деятельностью, и что без «высокопроизводительных рабочих мест» не будет достаточно возможностей для снижения нестабильности работников.

Выводы

Как отмечалось выше, рынок труда подвижен и постоянно ставит новые вызовы, требующие адекватных социально-экономических решений. Необходимо постоянно актуализировать действующие нормативно-правовые акты и корректировать политику обеспечения достойного труда для всех. Кроме того, необходимо активнее принимать меры, способствующие эффективной реализации существующих норм. Это особенно касается тех отраслей и профессий, в которых регулирующий надзор традиционно неэффективен, а участие в коллективных переговорах ограничено.

Нужно признать, что сегодня ЕС обладает всеми необходимыми инструментами для решения стоящих перед ними вызовов. Прошедшее десятилетие наглядно показало экономическую силу ЕС и есть все основания утверждать, что в дальнейшем ЕС не остановится на достигнутом. Можно сказать наверняка – ЕС успешно меняется и будет меняться и дальше. Таким образом, по итогам проведенного анализа документов и фактов за прошедшее десятилетие, приходится признать, что, в отличие от России, ЕС не только ставит цели, но и успешно их реализует.

Литература

  1. Зайцева О. В. Нестандартные формы занятости: сущность, значение, регулирование  // Белорус. экон. Журн.  2015.  № 3.  С. 129-146.
  2.  Гальчева А. «Концепция развития России до 2020 года оказалась невыполнимой. Почему разошлись траектории национальных целей 2008 года и фактического развития страны». РБК. 02.11.19. URL: https://www.rbc.ru/economics/02/11/2019/5db946fb9a794742bc0d5b68
  3. Гимпельсон В. Нестандартная занятость и российский рынок труда / В. Гимпельсон, Р. Капелюшников. – М. : ГУ ВШЭ, 2005. – 36 с.
  4. Генеральная Ассамблея. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года (2015). A/RES/70/1
  5.  Лизина О. М., Федонина О. В. Влияние цифровизации экономики на состояние рынка труда: тенденции мира и России  // Контентус. 2019. № 7 (84). С. 93-100.
  6. Лизина О. М., Федонина О. В.  Нестандартная занятость как фактор роста продуктивности труда в регионе (на примере Республики Мордовия) //Russian Economic Bulletin. 2019. Т. 2. № 5. С. 100-107.
  7.  Нестандартные формы занятости. Анализ проблем и перспективы решения в разных странах. Обзорная версия. Международное Бюро Труда – Женева: МБТ, 2017  – 39 с.
  8. Синявская О. В. Неформальная занятость в современной России: измерение, масштабы, динамика  / О. В. Синявская. – М.: Поматур, 2005. – 56 с.
  9. Чесалина О. В. От нестандартных форм занятости до работы на основе интернет-платформ // Трудовое право в России и за рубежом. 2018. №1. С. 22–25. [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 20.06.2019).
  10. European Commission (2010), EUROPE 2020 A strategy for smart, sustainable and inclusive growth, COM(2010) 2020 final, Brussels.
  11. European Commission (2016), Next steps for a sustainable European future: European action for sustainability, COM(2016) 739, Brussels
  12. European Commission (2019), Reflection Paper ‘Towards a Sustainable Europe by 2030’, COM(2019)22, Brussels
  13. Eurostat, 06.01.2020 URL: https://ec.europa.eu/eurostat/cache/scoreboards/JAVA/Euro_2020/E2020_EN.html#
  14. Eurostat (2019), Sustainable development in the European Union — Monitoring report on progress towards the SDGs in an EU context, Publications Office of the European Union, Luxembourg
  15. Stability and Growth Pact. URL: https://ec.europa.eu/info/business-economy-euro/economic-and-fiscal-policy-coordination/eu-economic-governance-monitoring-prevention-correction/stability-and-growth-pact_en
  16. Smarter, greener, more inclusive? Indicators to support the Europe 2020 strategy, Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2019. URL: https://ec.europa.eu/eurostat/documents/3217494/9087772/KS-02-18-728-EN-N.pdf/3f01e3c4-1c01-4036-bd6a-814dec66c58c
  17. The Rome Declaration, 25.04.2017 URL: https://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2017/03/25/rome-declaration/pdf
  18. The Two-Pack on economic governance: Establishing an EU framework for dealing with threats to financial stability in euro area member states URL: https://ec.europa.eu/info/business-economy-euro/economic-and-fiscal-policy-coordination/eu-economic-governance-monitoring-prevention-correction/stability-and-growth-pact_en