Московский экономический журнал 9/2021

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 091

doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10570

С.Н. БУЛГАКОВ – ЭКОНОМИСТ, ФИЛОСОФ, БОГОСЛОВ

S.N. BULGAKOV – ECONOMIST, PHILOSOPHER, THEOLOGIAN 

Нетребская Ольга Николаевна, кандидат философских наук, доцент кафедры «517 Философия», «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)», netrebskayaon@mai.ru

Netrebskaya Olga Nickolaevna, candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department “517 Philosophy”, Moscow Aviation Institute (National Research University), netrebskayaon@mai.ru

Аннотация. Цель статьи проанализировать взгляды знаменитого русского философа и богослова С.Н. Булгакова по вопросам социальной философии. Это представляет особый интерес в свете того, что первоначально мыслитель профессионально занимался экономикой и социальной наукой, что не могло не отразиться на его дальнейшей деятельности уже в качестве философа и богослова. В статье показано, что, будучи продолжателем теории В.С. Соловьёва по многим аспектам, Булгаков развивал и его социальную концепцию. Проблема общественного устройства решается обоими мыслителями в русле их учений о всеединстве и Софии. Как для Соловьёва, так и для Булгакова общественное устройство – это одна из сторон общего мирового обустройства, окончательный фазис развития истории как достижения ценностного бытия и софийного преображения мира на основе принципа всеединства. Очевидно, что для обоих религиозных философов этот софийно преображённый мир и есть Царствие Божие. Булгаков при этом делает особый акцент на культурной деятельности, выделяя иерархию различных форм культуры. Хозяйственная деятельность признаётся культурным творческим процессом. Наивысшей формой культуры, Булгаков, конечно, считает религию. Именно религия в первую очередь ведёт к построению совершенного общества – Царства Божьего.

Abstract. The purpose of the paper is to analyze the views of the famous Russian philosopher and theologian S.N. Bulgakov on the issues of social philosophy. This is of particular interest taking into consideration the fact that initially the thinker was professionally engaged in economics and social science, which could not but affect his further activities already as a philosopher and theologian. The paper shows that, being a follower of V.S. Solovyov’s theory in many aspects, Bulgakov developed his social concept as well. The problem of social structure is solved by both thinkers in trend with their teachings about all-unity and Sophia. For both Solovyov and Bulgakov, the social structure is one of the sides of the general world arrangement, the final phase of the development of history as the achievement of value existence and the Sophia transformation of the world based on the principle of unity. It is obvious that for both religious philosophers this Sophia transformed world is the Kingdom of God. Bulgakov at the same time places special emphasis on cultural activities, highlighting the hierarchy of various forms of culture. Economic activity is recognized as a cultural creative process. Bulgakov, of course, considers religion to be the highest form of culture. It is religion that primarily leads to the construction of a perfect society – the Kingdom of God.

Ключевые слова: экономика, социальная философия, труд, хозяйство, историческое развитие, всеединство, София, культура, религия

Keywords: economics, social philosophy, labor, economy, historical development, unity, Sofia, culture, religion

Суть обсуждаемой проблемы. Анализ взглядов религиозного мыслителя С.Н. Булгакова по социально-экономической проблеме.

Можно насчитать немало примеров, когда выдающиеся личности становились на путь философских изысканий не в самом начале своего творческого пути, а после приобретения некоторого опыта в иных сферах духовной деятельности. Чаще всего это учёные или литераторы. Эта закономерность свойственна как прошлым векам, так и современности. Примеры этому обнаруживаются и в западноевропейской, и в отечественной философии.

Что касается русской философии данное положение вполне применимо к таким выдающимся мыслителям как В.С. Соловьёв или П.А. Флоренский. Так, Соловьёв вначале поступает на физико-математический факультет Московского университета, но отучившись на нём несколько лет, переводится на историко-филологический. Именно тогда, во время учёбы на нём он испытал большое влияние преподавателя философии П.Д. Юркевича, а также преподавателя церковной истории А.М. Иванцова-Платонова. После окончания в 1873 г. университета Владимир Соловьёв по особому ходатайству был оставлен при кафедре философии для подготовки к профессорскому званию. Помимо этого он занимался литературным творчеством и около года проучился в Московской духовной академии вольным слушателем [1].

Говоря о Флоренском, можно напомнить, что он с отличием закончил всё тот же физико-математический факультет Московского университета и ему предлагали остаться на кафедре для продолжения научной работы, предрекая блестящее будущее в области точных наук, но он выбирает карьеру священника и лишь позже приходит к философии. К тому же Флоренский выказал талант и во многих других областях: естественнонаучной, искусствоведческой, художественной и др., – так, что его даже именуют русским Леонардо да Винчи.  

С.Н. Булгаков также не сразу проявил себя на философском поприще. Окончив в 1894 г. (после недолгого обучения в духовной семинарии и гимназии) юридический факультет по кафедре политической экономии и статистики Московского университета, он был оставлен на факультете для последующей защиты докторской диссертации, читал, в качестве приват-доцента и профессора, курсы политической экономии, истории экономических учений и другие сопредельные дисциплины. В итоге вскоре приобрел широкую известность в качестве ученого и публициста – знатока политической экономии и аграрного вопроса [2].  

В студенческие годы и на протяжении некоторого периода после окончания университета Булгаков увлекается марксизмом и даже вступает в ряды социал-демократической партии. И хотя, марксизм оказался, по словам самого учёного, лишь «кратковременной болезнью роста», отнюдь не случайно, то, что он привлёк пристальное внимание и интерес нашего философа. Ни для кого не секрет, какое место в марксистской теории отведено вопросам политэкономии и социальной философии.

В 1918 г. Булгаков принимает сан священника. В 1922 г. его высылают из России. Он жил вначале в Праге, а затем переехал в Париж, где работал профессором богословия и деканом Православного богословского института.

На рубеже XIX-XX веков одно за другим выходят солидные произведения Булгакова на экономическую тематику. Так, в 1897 г. был опубликован труд «О рынках при капиталистическом производстве. Теоретический этюд», в котором автор делает вывод, что «процесс товарно-капиталистического обмена есть процесс обращения товарных капиталов, а побудительным мотивом капиталистического производства является не потребление, а возрастание стоимости капитала» [3].

Книга «От марксизма к идеализму: сборник статей (1896-1903)» увидела свет в 1903. В неё вошли статьи, посвященные различным вопросам социальной философии, в частности вопрос о социальном идеале. Сначала автор решал его в области позитивной марксистской социологии, в дальнейшем этот вопрос трансформируется для Булгакова в религиозно-метафизическую проблему, уходящую в глубины метафизического мировоззрения и религиозного мироощущения.

Вслед за ней появились курсы лекций по аграрному вопросу и истории экономических учений, которые Булгаков читал в Московском Коммерческом Институте (ныне Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова) в 1908-11 гг.

В курсе лекций по аграрному вопросу «изложены представления о системах земледелия, частной собственности на землю, видах ренты, условиях производства, разных формах земледельческого предприятия, сельскохозяйственной кооперации; рассмотрена история английского, немецкого, американского земледелия; приведена статистика русского землевладения 1905 года и его особенности». В лекциях по истории экономических учений «раскрывается исторический характер политической экономии, связь экономического мировоззрения с общим мировоззрением эпохи» [3].

Позже Булгаков заинтересовался учением В.С. Соловьёва, что предопределило его дальнейшую профессиональную вовлеченность в философское творчество. Начиная с этого времени Булгаков становится членом «Общества памяти Вл. С. Соловьева»; вместе с Бердяевым редактирует журнал «Новый путь» (1905-1906 гг.); печатается в сборнике статей русских философов начала XX века о русской интеллигенции и её роли в истории России «Вехи» (1909). Много позже уже заграницей сотрудничает с издательством религиозно-философской литературы «Путь».

В итоге Булгаков становится автором собственного религиозно-философского учения, тематика которого весьма разнообразна. Прежде всего, он, вслед за Соловьёвым разработал собственную оригинальную концепцию метафизики всеединства. Большое внимание в теории Булгакова уделено вопросам софиологии и языка. Его интересуют и проблема соотношения знания и веры, и проблема подлинной истины.

Критерием истинности познания С.Н. Булгаков считал соответствие философских построений христианским догматам. Он также полагал, что в отличие от рационалистической философии христианское умозрение способно выразиться без искажений лишь в форме догматического богословия [4].

Но и своему первому профессиональному увлечению – социально-экономической науке Булгаков остался верен. Наряду с указанными выше, одной из важнейших философских тем для него была «проблема истинного принципа, на котором должно быть основано устройство общественной жизни» [5].

Об этом свидетельствует выход в свет в 1912 г. книги с говорящим само за себя названием, – «Философия хозяйства». Это одна из наиболее известных книг Булгакова. В ней автор «стремится осветить проблемы социальной философии и политэкономии с точки зрения религиозной христианской философии» [5].

И.И. Евлампиев, исследуя творчество Булгакова, важнейшей темой его работы «Философия хозяйства» признал «возможности для человечества … привести материальный мир к идеально-божественному, совершенному состоянию» [6]. Именно это положение является для философа отправным, когда он определяет своё видение общества будущего.

В 1917 г. публикуется книга «Свет Невечерний: Созерцания и умозрения», в которой мыслитель продолжил развивать темы, поднятые в «Философии хозяйства» и считал её завершением последней.

В предисловии «Философии хозяйства» Булгаков пишет «проблема хозяйства берется в настоящем исследовании сразу в троякой постановке: научно-эмпирической, трансцендентально-критической и метафизической». Автор указывает на уместность обращения в начале к политической экономии как науке о хозяйстве, но призывает отказаться от односторонности феноменологического подхода и устремиться в общефилософскую область в попытке осмыслить факт хозяйства: «социальная наука, несомненно, нуждается в оплодотворяющей связи с философией, чтобы с помощью её справиться с настигающим её внутренним саморазложением» [7].

 Обратившись в начале работы к эмпирической области, к тому, что  составляет предмет «опыта» и, следовательно, ставит проблемы науке, мыслитель определил всё человеческое хозяйство как частный случай биологической борьбы за существование. Основной признак хозяйственной деятельности, он увидел в  целенаправленном усилии – труде; само хозяйство расценил как трудовую деятельность. «Мир как хозяйство – это мир как объект труда, а постольку и как продукт труда. Печать хозяйства кладется именно трудом, в этом права трудовая теория ценности, права политическая экономия, которая верно чувствует универсальное, космическое значение труда» [7].

Хозяйство, рассмотренное со стороны познавательных форм, предстаёт как построение «трансцендентального субъекта», и далее «бытийными своими корнями уходит в метафизическую землю». В содержании хозяйственного процесса, согласно Булгакову, «выражается стремление превратить мертвую материю, действующую с механической необходимостью, в живое тело, с его органической целесообразностью, поэтому в пределе цель эту можно определить как превращение всего космического механизма в потенциальный или актуальный организм, в преодоление необходимости свободой, механизма организмом, причинности целесообразностью, как очеловечение природы» [7]. 

Великий предшественник Булгакова В.С. Соловьёв также не остался в стороне от решения вопроса построения справедливого общественного строя, который решался им в рамках учения всеединства. Конечная цель всеобщего развития будет достигнута, согласно Соловьёву, когда все сферы и степени общечеловеческого существования сольются в органическое целое – цельную жизнь. Соловьёв пишет, что общая цель человечества, представляющая собой окончательный фазис исторического развития, «выражается в образовании всецелой жизненной организации, долженствующей дать объективное удовлетворение всем коренным потребностям и стремлениям человеческой природы и потому непосредственно определяемой как summum bonum» [8].

Сформулированное Соловьёвым понятие цельной жизни означает ответ на вопрос о цели существования или смысле жизни как достижении ценностного бытия и софийного преображения мира на основе принципа всеединства [4].

Для Булгакова, который последовательно развивает учение Соловьёва, достижение идеального состояния мира – это также осуществление принципа всеединства. Вместе с тем софиологию, основополагающую для русской религиозно-философской мысли «можно определить как своего рода интерпритацию идеи всеединства» [9]. Достижение ценностного бытия и софийного преображения мира у Булгакова связано с понятием культурной деятельности, – с необходимостью «через формы культуры организовать падшее бытие и привести его к полноте и исполненности» [10], к спасению мира и человечества. Мысли о. Сергия о культуре и творчестве коренились «в общих основаниях его софиологии» [11].

Таким образом, «Философия хозяйства» – первый труд Булгакова, представляющий детально проработанную софиологическую концепцию, в нём философ вскрыл творческий софийный характер хозяйственной деятельности человека. Определив хозяйство как сознательно выстраиваемое человечеством взаимодействие с окружающим природным миром в целях сохранения, воспроизводства и расширения жизни, он в то же время усматривает в нём творческий культурный процесс. «Хозяйство есть творческая деятельность человека над природой; обладая силами природы, он творит из них, что хочет. Он создает как бы свой новый мир, новые блага, новые знания, новые чувства, новую красоту, – он творит культуру» [10]. Всё это, убеждён Булгаков, возможно для человека благодаря его причастности Софии, но в то же время предупреждает, что хозяйство софийно только в своём метафизическом основании, – в эмпирическом проявлении, с ошибками и неудачами оно утрачивает «свет софийности». Построение справедливого, процветающего, счастливого общества, согласно христианскому учению Булгакова – это, по сути, достижение  Царства Божия.

Булгаков выявлял хозяйственную природу в науке, поскольку её главное предназначение в полезности, а не в Истине. С другой стороны, научные положения имеют логическую обоснованность, создающую научную достоверность. «Она есть идеальная структура познания, но вместе и транссубъективная связь вещей» [7]. Таким образом, наука, согласно Булгакову, является выражением Логоса мира. Мыслитель убеждён в софийности науки.

Менее прагматичны, а потому более причастны Софии – «софийны» философия, искусство и, особенно религия.

Касаясь философии, Булгаков подчёркивал, что в ней наиболее софийно то, что наиболее интуитивно и наименее дискурсивно. Искусство, по мнению философа более непосредственно знает Софию – «София открывается в мире как красота, которая есть ощутимая софийность мира» [10]. Отсюда явствует исключительное значение искусства, его иерархическая высота. В красоте природы равно как в созданиях искусства, как считал мыслитель, предвосхищается преображение мира, «явление его в Софии». В искусстве красота, являющаяся «преображающей, софиургийной силой», пробуждает и поддерживает «софиургическую тревогу» человека.

Однако и преображающая сила искусства частична, мгновенна и мимолётна. «Полное преображение мира, осияние его красотой, излияние даров Св. Духа лежит за пределами теперешнего бытия» и в этом веке оно доступно только для «святых и духоносных мужей» [10].   

Таким образом, наивысшей формой культуры Булгаков признавал религию, в которой наиболее адекватно организуется опыт трансценденции. Так,  в работе «Свет Невечерний» Булгаков обосновал тезис об абсолютном значении религиозной веры «для жизни человека и создаваемой им культуры». В этой связи мыслитель подчёркивает особую роль религии  в зарождении и развитии культуры – всех её форм [12].

Ведя своеобразную полемику с Марксом на страницах книги «Два града» (1911) по вопросу основы социума (по Марксу – это совместное материальное производство), Булгаков пишет: «Для меня является аксиомой, имеющей аподиктическую достоверность, что истинную основу общественности надо видеть в религии. Религия есть феномен общественности, тот «базис», на котором воздвигаются различные «надстройки». В этом смысле религия есть универсальное единящее начало, и человек есть существо общественное, лишь насколько он есть существо религиозное» [13]. 

Таким образом, истинным принципом, на котором должна быть основана экономика и общественная жизнь в целом, для христианского мыслителя С.Н. Булгакова является религия.

Список источников

  1. Электронный ресурс: http://mpgu.su/novosti/vydajushhijsja-russkij-filosof-myslitel-i-pojet-vladimir-sergeevich-solovev/
  2. Бобович И.М. Сергей Николаевич Булгаков: современное прочтение трудов. Электронный ресурс: http://gallery.economicus.ru/cgi-bin/frame_rightn.pl?type=ru&links=./ru/bulgakov/biogr/bulgakov_b2.txt&img=brief.gif&name=bulgakov
  3. ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». Электронный ресурс: https://www.rea.ru/ru/org/managements/biblcentr/Pages/author-Bulgakov.aspx  3
  4. Нетребская О.Н. С.Н. Булгаков о трагедии философии. Диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук. М. 2008
  5. Философские идеи С.Н. Булгакова. Электронный ресурс: https://www.grandars.ru/college/filosofiya/filosofiya-bulgakova.html
  6. Евлампиев И.И. История русской философии. М., Высшая школа. 2001.
  7. Булгаков С.Н. Философия хозяйства // Булгаков С.Н. Сочинения в двух томах. Т.1. М., 1993. С. 49-297
  8. Соловьёв В.С. Философские начала цельного знания // Соловьёв В.С. Собрание сочинений и писем в 15 томах. Т.1. М., 1992.
  9. Семаева И.И. Поиск идентичности: русская религиозная философия ХХ века и её духовные основания М. 2004.
  10. Булгаков С.Н. Свет Невечерний. Созерцания и умозрения. М., Фолио. 2001.
  11. Зандер Л.М. Бог и мир: Миросозерцание отца Сергия Булгакова. Париж, YMCA-PRESS. 1948.
  12. Нетребская О.Н. Творчество как софийное преобразование мира в творчестве С.Н. Булгакова // \\\\Сборник научных трудов VI научно-теоретической конференции «Творчество и культура в свете философской рефлексии. Творчество культуры и культура творчества». Ульяновск. 2018. с. 303-310
  13. Булгаков С.Н. Два града. Исследования о природе общественных идеалов. М., 1911.

References

  1. E`lektronny`j resurs: http://mpgu.su/novosti/vydajushhijsja-russkij-filosof-myslitel-i-pojet-vladimir-sergeevich-solovev/
  2. Bobovich I.M. Sergej Nikolaevich Bulgakov: sovremennoe prochtenie trudov. E`lektronny`j resurs: http://gallery.economicus.ru/cgi-bin/frame_rightn.pl?type=ru&links=./ru/bulgakov/biogr/bulgakov_b2.txt&img=brief.gif&name=bulgakov
  3. FGBOU VO «RE`U im. G.V. Plexanova». E`lektronny`j resurs: https://www.rea.ru/ru/org/managements/biblcentr/Pages/author-Bulgakov.aspx  3
  4. Netrebskaya O.N. S.N. Bulgakov o tragedii filosofii. Dissertaciya na soiskanie uchyonoj stepeni kandidata filosofskix nauk. M. 2008
  5. Filosofskie idei S.N. Bulgakova. E`lektronny`j resurs: https://www.grandars.ru/college/filosofiya/filosofiya-bulgakova.html
  6. Evlampiev I.I. Istoriya russkoj filosofii. M., Vy`sshaya shkola. 2001.
  7. Bulgakov S.N. Filosofiya xozyajstva // Bulgakov S.N. Sochineniya v dvux tomax. T.1. M., 1993. S. 49-297
  8. Solov`yov V.S. Filosofskie nachala cel`nogo znaniya // Solov`yov V.S. Sobranie sochinenij i pisem v 15 tomax. T.1. M., 1992.
  9. Semaeva I.I. Poisk identichnosti: russkaya religioznaya filosofiya XX veka i eyo duxovny`e osnovaniya M. 2004.
  10. Bulgakov S.N. Svet Nevechernij. Sozerczaniya i umozreniya. M., Folio. 2001.
  11. Zander L.M. Bog i mir: Mirosozerczanie otcza Sergiya Bulgakova. Parizh, YMCA-PRESS. 1948.
  12. Netrebskaya O.N. Tvorchestvo kak sofijnoe preobrazovanie mira v tvorchestve S.N. Bulgakova // \\\\Sbornik nauchny`x trudov VI nauchno-teoreticheskoj konferencii «Tvorchestvo i kul`tura v svete filosofskoj refleksii. Tvorchestvo kul`tury` i kul`tura tvorchestva». Ul`yanovsk. 2018. 303-310
  13. Bulgakov S.N. Dva grada. Issledovaniya o prirode obshhestvenny`x idealov. M., 1911.

Для цитирования: Нетребская О.Н. С.Н. Булгаков – экономист, философ, богослов // Московский экономический журнал. 2021. № 9. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-9-2021-56/

© Нетребская О.Н, 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 9.