Московский экономический журнал 9/2021

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 000.00.0

doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10544

ПРОГНОЗ ЧИСЛЕННОСТИ ПОЛУЧАТЕЛЕЙ СТРАХОВОЙ ПЕНСИИ В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩЕГО ПОВЫШЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА И СТАРОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА БЕЗ ПОВЫШЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА ПЕРИОД ДО 2036 ГОДА

THE FORECAST OF THE NUMBER OF RECIPIENTS OF THE INSURANCE PENSION UNDER THE CURRENT LEGISLATION PROVIDING FOR AN INCREASE IN THE RETIREMENT AGE AND THE OLD LEGISLATION WITHOUT RAISING THE RETIREMENT AGE IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN FOR THE PERIOD UP TO 2036

Вафин Э.Я., управляющий Отделением Пенсионного фонда России по Республике Татарстан, кандидат экономических наук

Vafin E.Ia.

Аннотация. Автор приводит сравнительный анализ прогнозных моделей численности получателей страховой пенсии в условиях действующего законодательства, предусматривающего повышение пенсионного возраста и старого законодательства, действовавшего до 2019 года без повышения пенсионного возраста на период до 2036 года.  В результате моделирования автор делает ряд выводов, касательно того, что в целом на протяжении всего прогнозируемого периода число новых назначений страховых пенсий будет подвержено сильным колебаниям, но к концу прогнозируемого периода совокупное количество этих назначений снизится на 9%, что будет способствовать укреплению финансового положения и устойчивости системы пенсионного обеспечения в Республике Татарстан в условиях нового законодательства, предусматривающего увеличение пенсионного возраста. Результаты сравнительного анализа результатов моделирования прогнозных параметров численности получателей страховых пенсий в условиях старого законодательства, не предусматривающего повышение пенсионного возраста также на примере системы пенсионного обеспечения Республики Татарстан, показали, что к концу прогнозируемого периода численность населения в трудоспособном возрасте по сравнению с 2018 г. уменьшится, а численность получателей новых страховой пенсии к концу прогнозируемого периода практически не изменится, что в результате не повысит финансовой устойчивости пенсионной системы Республики Татарстан.

Abstract. The author provides a comparative analysis of forecast models of the number of recipients of an insurance pension under the current legislation providing for an increase in the retirement age and the old legislation in force until 2019 without raising the retirement age for the period up to 2036.  As a result of modeling, the author draws a number of conclusions regarding the fact that, in general, throughout the forecast period, the number of new appointments of insurance pensions will be subject to strong fluctuations, but by the end of the forecast period, the total number of these appointments will decrease by 9%, which will contribute to strengthening the financial situation and stability of the pension system in the Republic of Tatarstan under the new legislation providing for an increase in the retirement age. The results of a comparative analysis of the results of modeling the forecast parameters of the number of recipients of insurance pensions in the conditions of the old legislation, which does not provide for an increase in the retirement age, also using the example of the pension system of the Republic of Tatarstan, showed that by the end of the forecast period, the number of working-age population compared to 2018. it will decrease, and the number of recipients of new insurance pensions by the end of the forecast period will practically not change, which as a result will not increase the financial stability of the pension system of the Republic of Tatarstan.

Ключевые слова: моделирование, прогноз, действующее законодательство, старое законодательство, повышение пенсионного возраста, пенсионная система, финансовая устойчивость

Keywords: modeling, forecast, current legislation, old legislation, raising the retirement age, pension system, financial stability

Начиная с 30-х годов прошлого века в России было установлено законодательно право выхода на страховую (трудовую) пенсию по старости для мужчин с 60 лет, для женщин с 55 лет. За прошедший период в стране произошли значительные и необратимые изменения как в экономической, так и в демографической областях. И прежде всего, это перемены, связанные с ростом продолжительности жизни, сокращением доли экономически активного и трудоспособного населения по сравнению с ростом доли пожилых граждан страны. Все эти проблемы как нарастающий снежный ком с каждым годом усугубляли отрицательную динамику параметров финансовой устойчивости Пенсионного фонда России и все большим бременем ложились на федеральный бюджет.

В связи с этим, в целях преодоления отрицательных тенденций и восстановления и поддержания финансовой устойчивости отечественной пенсионной системы, а также снижения финансовой нагрузки на федеральный бюджет Федеральным законом от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» [1] было предусмотрено постепенное повышение пенсионного возраста, начиная с 01.01.2019 г.

На основании прогноза численности населения Республики Татарстан, было осуществлено моделирование получателей страховой пенсии на период до 2036 г. в условиях поэтапного повышения возраста. Прогноз распределения численности населения Республики Татарстан по возрастным контингентам по новому законодательству повышения пенсионного возраста в период с 2018 по 2035 годы представлен на рис. 1. Как свидетельствуют данные прогноза согласно модели численность населения старше трудоспособного возраста сократиться на 8,0 тыс. человек и в 2035 году составит 994,6 тыс. человек, а  удельный вес населения в возрасте старше трудоспособного будет иметь незначительную тенденцию к сокращению и снизится с 25,3% в 2018 году до 24,8% в 2035 году. При этом существенно за прогнозируемый период увеличиться доля трудоспособного населения в общей численности населения Республики Татарстан с 55,2% в 2018 году до 59,4% в 2035 году, что обусловлено, главным образом, постепенным увеличением старшей возрастной границы трудоспособности, которая у женщин составила по достижению 60 лет, у мужчин – до 65 лет согласно новому пенсионному законодательству.

При этом результаты моделирования прогнозируют неравномерное снижение численности населения старше трудоспособного возраста. За весь период прогноза минимальное его значение приходится на 2027 год и составит 22,8%. После чего прогнозируется его медленный рост до значений в 24,8% к 2036 году.

Доля населения в возрасте моложе трудоспособного, составлявшая в начале периода моделирования в 2018 году 19,5% от общей численности постоянного населения Республики Татарстан, снизится на 132,1 тыс. человек и к началу 2036 года составит 628,7 тыс. человек, или сократиться с 19,5% до 15,7% в общей численности населения региона. Результаты моделирования прогнозируют также неравномерность этого процесса, когда в период с 2018 года по 2023 год доля этой группы населения будет расти с 19,5% до 19,7% и только затем наблюдается выраженный процесс снижения ее удельного веса в общей численности населения региона.

В свою очередь процесс роста удельного веса трудоспособного населения прогнозируется с равномерным ростом на протяжении всего периода моделирования с 2018 по 2035 годы.

В результате прогнозируемых параметров ожидается снижение общей демографической нагрузки с 812 человек на 1 тыс. человек трудоспособного населения в 2018 году до 682 человек на 1 тыс. человек трудоспособного населения в 2035 году, что положительно скажется на поддержании финансовой устойчивости пенсионной системы Республики Татарстан.

Анализ результатов моделирования прогнозных параметров численности получателей страховых пенсий в условиях действующего законодательства в Республике Татарстан, которые представлены на рис. 2, показывают, что на протяжении всего периода моделирования отмечается неравномерное колебание численности получателей страховой пенсии по старости и неравномерный рост получателей страховой пенсии по инвалидности, что напрямую связано с динамикой увеличения возраста выхода на пенсию. Так, общее количество получателей страховой пенсии в Татарстане согласно модели прогноза даже вырастет с 1069,6 тыс. человек в 2018 году до 1086,1 тыс. человек в 2035 году или на 1,5%. При этом процесс  будет протекать достаточно неравномерно. Минимального значения этот показатель, согласно прогнозу, достигнет в 2027 году и составит 1031,9 тыс. человек, после чего начнется его плавный рост до уровня 1086,1 тыс. человек в 2035 году, что также связано с неравномерной динамикой увеличения возраста выхода на пенсию жителей региона.

В свою очередь, согласно прогнозу, численность пенсионеров по старости за моделируемый период снизится на 3,3 тыс. человек или на 0,3% и составит 985,2 тыс. человек в 2035 году.   При этом численность пенсионеров по инвалидности, наоборот, вырастет за моделируемый период на 21,8 тыс. человек или на 40,5%, достигнув в 2035 году величины в 75,7 тыс. человек, соответственно.

Как показывают результаты моделирования прогнозных параметров численности получателей пенсии по старости с учетом численности пенсионеров по инвалидности в условиях действующего законодательства, то они имеют неравномерный волнообразный характер, что объясняется условиями переходного периода, а именно отсутствием новых назначений страховых пенсий по старости на общих основаниях в 2023, 2025 и 2027 годах. Специфика экого процесса представлена на рис. 3. Так, в модели прогноза численности получателей страховой пенсии по старости в Республике Татарстан в период до 2035 года в условиях повышения пенсионного возраста явно выражены периоды снижения численности получателей страховой пенсии в эти годы. Так, в отмеченные в модели прогноза периоды по сравнению с соответствующим предыдущим годом численность пенсионеров по старости, например, в 2023 г. снизится на 13,1 тыс. человек, в 2025 г. – на 14,7 тыс. человек, а в 2027 г. – на 15,9 тыс. человек.

Низший уровень прогноза численности получателей пенсии по старости в перечисленные периоды позволит восстановить финансовые параметры системы пенсионного обеспечения региона. Однако к 2035 году численность этой категории пенсионеров вновь вырастит до уровня 985,2 тыс. человек, что не на много меньше начального этапа прогнозирования в 2018 году на уровне 988,5 тыс. человек или на 3,3 тыс. человек.

На рис. 4. представлены результаты моделирования прогнозных параметров численности получателей страховой пенсии, пенсия которым назначена в отчетном году, в Республике Татарстан в период до 2035 года в условиях повышения пенсионного возраста. Как показывают результаты моделирования, совокупная численность новых назначений получателей страховой пенсии за моделируемый период сократиться с 51 тыс. человек в 2018 году до 46,4 тыс. человек в 2035 году. Однако данный процесс в рамках прогнозной модели будет проходить крайне неравномерно, что связано преимущественно с динамикой прогнозных параметров новых назначений пенсий по старости.

Так, наименьших значений этот показатель достигнет также в 2023, 2025 и 2027 годы, количество новых назначений получателей страховой пенсии составит, соответственно, 22,2 тыс. человек, 22,6 тыс. человек и 23,3 тыс. человек при показателе базового 2018 года равном 51 тыс. человек. Однако после 2027 года динамика этого процесса по прогнозу выравнивается и численность «новых» пенсионеров по старости снизится на 6,3 тыс. человек (на 14,2%) и составит в 2035 году 38,2 тыс. человек.          

Относительно равномерной прогнозируется динамика роста новых назначений по инвалидности, численность которых за прогнозируемый период увеличится на 1,4 тыс. человек или на 31,4% и достигнет в 2035 году 5,9 тыс. человек.

Значительно более низкими темпами прогнозируется прирост числа новых получателей пенсии по случаю потери кормильца, количество которых вырастет только на 0,3 тыс. человек или на 17,1% и составит в 2035 году 2,3 тыс. человек.

 Таким образом, в целом на протяжении всего прогнозируемого периода число новых назначений страховых пенсий будет подвержено сильным колебаниям ввиду описанных выше условий назначения пенсий, но к концу прогнозируемого периода совокупное количество этих назначений снизится на 9%, что будет способствовать укреплению финансового положения и устойчивости системы пенсионного обеспечения в Республике Татарстан в условиях нового законодательства, предусматривающего увеличение пенсионного возраста.

Логика исследования требует сравнительного анализа результатов моделирования прогнозных параметров численности получателей страховых пенсий в условиях старого законодательства, не предусматривающего повышение пенсионного возраста также на примере системы пенсионного обеспечения Республики Татарстан.

При построении моделей демографического прогноза и прогноза  численности получателей страховых пенсий была  принята гипотеза о сохранении прежних возрастныхе границ трудоспособного возраста населения, то есть 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Результат моделирования свидетельствует о стабильном усилении демографической нагрузки в Республике Татарстан с 812 чел. на 1 тыс. человек трудоспособного населения в 2018 г. до 876 человек на 1 тыс. человек трудоспособного населения в 2035 г. При этом на рост численности пенсионеров существенное влияние оказывает гипотеза высокого варианта развития населения Республики Татарстан, связанная с увеличением продолжительности жизни населения, что при неизменном пенсионном возрасте ведет к существенному увеличению доли пожилых граждан и росту демографической нагрузки. Динамика прогноза этого процесса представлена на рис. 5.

Как показали результаты моделирования прогнозных параметров распределения удельного веса возрастных контингентов в общей численности населения Республики Татарстан в условиях сохранения прежних возрастных границ выхода на пенсию по старости, к концу прогнозируемого периода ожидается снижение доли трудоспособного населения с 55,2% в 2018 г. до 53,3% в 2035 г. Соответственно прогнозируется увеличение доли населения в возрасте старше трудоспособного с 25,3% в 2018 году до 31,0% в 2035 году.

Необходимо отметить, что поскольку изменение пенсионного законодательства затрагивает лишь старшие возрастные границы трудоспособности, прогнозирование доли граждан младше трудоспособного возраста остается на том же уровне, что и в первом варианте прогноза.

Однако главным результатом моделирования прогнозных параметров демографической ситуации в условиях старого законодательства, не предусматривающего повышение пенсионного возраста в регионе является тот факт, что к концу прогнозируемого периода численность населения в трудоспособном возрасте по сравнению с 2018 г. уменьшится на 18,0 тыс. человек или на 0,8% и в 2035 г. составит 2133,3 тыс. человек.

При прогнозировании аналогичным образом было учтено, что при достижении общеустановленного пенсионного возраста, который имеет постоянное значение на протяжении всего прогнозируемого периода, большинство пенсионеров по инвалидности перейдут на страховую пенсию по старости. В связи с чем, при расчете к спрогнозированному на текущий год числу пенсионеров по старости прибавятся пенсионеры по инвалидности, достигшие возраста 55 лет для женщин и 60 лет для мужчины, которые из категории получателей пенсии по инвалидности, достигшие указанного возраста, соответственно, выбывают. Причем данный алгоритм будет действовать на протяжении всего периода прогнозирования, что еще более усугубит финансовую ситуацию.  

Таким образом, можно заключить, что результаты моделирования прогнозных параметров численности получателей страховой пенсии в условиях старого пенсионного законодательства, действовавшего до 2019 г., показали традиционный сценарий развития пенсионной системы Татарстана, характеризующийся стабильным поступательным ростом численности получателей страховой пенсии по старости и относительно неравномерным снижением численностей получателей страховых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, что нашло свое отражение на рис. 6.

Как свидетельствуют данные моделирования прогноза в условиях без повышения пенсионного возраста к концу прогнозируемого периода в 2035 году по сравнению с 2018 годом общее число получателей страховых пенсий увеличится на 167,8 тыс. человек или на 15,7%. При этом численность пенсионеров по старости вырастет на 170,5 тыс. человек или на 17,3%, а численность пенсионеров по инвалидности напротив снизится на 0,7 тыс. человек или на 1,3%, что составит в 2035 году 1159,0 тыс. человек и 53,2 тыс. человек, соответственно. В свою очередь численность получателей пенсии по случаю потери кормильца также снизится на 1,9 тыс. человек по сравнению с 2018 г. или на 7,1%.

Данные проведенного моделирования прогнозных параметров пенсионной системы региона показали, что за прогнозируемый период динамика новых назначений по старости в условиях пенсионного законодательства, действовавшего до 2019 г., будет крайне неравномерна. В период с 2018 года их численность будет падать и снизится с 44,5 тыс. человек в 2018 году до 37,8 тыс. человек к 2026 году. Однако затем, начиная с 2027 года прогнозируется устойчивый рост количества новых назначений пенсий по старости, который вырастит с 37,8 тыс. человек в 2027 году до 43,8 тыс. новых назначений в 2035 году. Динамика этого прогноза представлена на рис. 7.

Амплитуда колебаний в диаграмме прогнозных параметров численности получателей новых страховой пенсии практически идентична амплитуде колебаний прогнозных параметров численности получателей страховых пенсий по старости. И если в начале прогнозного периода параметры численности получателей новых страховой пенсии несколько снижаются с 51,0 тыс. человек в 2018 году до 44,6 тыс. человек 2026 году, то затем мы наблюдаем устойчивый рост этого параметра, который достигает в 2035 году практически того же уровня, что и в начале периода – 50,8 тыс. человек. Эти колебания численности новых назначений по видам пенсий в прогнозируемом периоде объясняются принятой гипотезой по расчету новых назначений, зависящей от распределения населения по одногодичным возрастам и матрицей долей базового года.

Иначе говоря, при старом законодательстве без повышения пенсионного возраста численность получателей новых страховой пенсии к концу прогнозируемого периода практически не изменится, что в результате не повысит финансовой устойчивости пенсионной системы Республики Татарстан.

Сравнительный прогноз численности получателей страховой пенсии в Республике Татарстан в условиях без повышения и в условиях повышения пенсионного возраста на период до 2035 года представлено на рис. 8. Как свидетельствуют представленные данные моделирования к концу прогнозируемого периода в 2035 году численности получателей страховой пенсии в Республике Татарстан в условиях повышения пенсионного возраста составит 1086,1 тыс. человек, что на 151,3 тыс. человек меньше, чем при варианте прогноза численности получателей страховой пенсии в Республике Татарстан без повышения пенсионного возраста. Иначе говоря, повышение пенсионного возраста при высоком прогнозе демографического развития дает эффект более низких значений показателей численности пенсионеров как в абсолютном выражении, так и в относительном. Все это, соответственно, находит свое отражение в более низком показателе удельного веса пенсионеров в общем составе  населения региона, модель параметров которого представлена на рис. 8.

Как свидетельствуют представленные данные моделирования к концу прогнозируемого периода в 2035 году удельный вес получателей страховой пенсии в Республике Татарстан в условиях повышения пенсионного возраста составит 27,1%, в то время как в варианте прогноза удельного веса получателей страховой пенсии в Республике Татарстан без повышения пенсионного возраста эта доля составит в концу прогнозируемого периода в 2035 году 30,9% (см. рис. 9).

Иначе говоря, повышение пенсионного возраста при высоком прогнозе демографического развития дает эффект более низких значений показателей доли пенсионеров в общей численности населения Республики Татарстан.

Таким образом, результаты прогнозирования развития пенсионной системы Республики Татарстан в условиях действующего законодательства, показали снижение общей демографической нагрузки на трудоспособное население, что вызвано повышением границ старших возрастных групп трудоспособного населения Татарстана.  К 2035 г. за счет снижения долей населения в возрастных группах младше трудоспособного и старше трудоспособного, произойдет рост доли граждан в трудоспособном возрасте, а на протяжении всего рассматриваемого периода будет наблюдаться ежегодный прирост удельного веса трудоспособных граждан в составе населения региона. Все это в совокупности позволит значительно улучшить прогноз финансовой устойчивости системы пенсионного обеспечения в Республике Татарстан.

Список источников

  1. Федеральный закон от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_308156/

References

  1. Federal`ny`j zakon ot 03.10.2018 g. № 350-FZ «O vnesenii izmenenij v otdel`ny`e zakonodatel`ny`e akty` Rossijskoj Federacii po voprosam naznacheniya i vy`platy` pensij» https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_308156/

Для цитирования: Вафин Э.Я. Прогноз численности получателей страховой пенсии в условиях действующего законодательства, предусматривающего повышение пенсионного возраста и старого законодательства без повышения пенсионного возраста в Республике Татарстан на период до 2036 года // Московский экономический журнал. 2021. № 9. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-9-2021-31/

© Вафин Э.Я., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 9.