Московский экономический журнал 9/2020

image_pdfimage_print

УДК 338

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10655

Проблемные вопросы инновационного развития предприятий транспортного машиностроения

Problematic issues of innovative development of transport engineering enterprises

Лашко Константин Игоревич, аспирант, Балтийский технический университет (ВОЕНМЕХ), e-mail: lj.23@mail.ru

Lashko Konstantin Igorevich

Аннотация. В статье рассмотрены проблемные вопросы инновационного развития отрасли транспортного машиностроения в условиях санкций. Рассмотрены основные направления инновационного развития предприятий транспортного машиностроения.

Summary. The article deals with the problematic issues of innovative development of the transport engineering industry in the conditions of sanctions. The main directions of innovative development of transport engineering enterprises are considered.

Ключевые слова: предприятия транспортного машиностроения, инновационное развитие.

Keywords: transport engineering enterprises, innovative development.

С позиций бизнеса инновационное развитие предприятий транспортного машиностроения – один из интегральных инструментов регулярного менеджмента, способствующий достижению стратегических, тактических и оперативных целей за счет эффективного (с точки зрения снижения общих затрат и удовлетворения требований конечных потребителей к качеству продуктов и услуг) управления инновационным развитием предприятий транспортного машиностроения, которое включает в себя, при прочих равных условиях, управление материальными и сервисными потоками, а также сопутствующими им потоками информации и финансовых ресурсов. Причем одной из основных проблем в отрасли транспортного машиностроения является ее опережающее инновационное технологическое развитие, которое позволит в обозримом будущем (5 – 10 лет), по крайней мере, не только приблизится, но и по некоторым позициям опередить такие страны как: США, Китай, Франция, Германия, Италия и др. Машиностроение в этих странах занимает ведущие позиции и обеспечивает наибольшее число инноваций в экономике. Инновации в данной отрасли способствуют повышению конкурентоспособности продукции машиностроения, а также других отраслей, использующих машины и оборудование в производственном процессе.

Новые модели развития, новая база, внедрение технологий, влияющих на уровень и производительность труда, и плюс ко всему, импортозамещение – все это должно развиваться в основном на производственной отечественной базе. Что повлечет за собой существенное снижение рисков для всей экономики страны в целом.

Машиностроительный комплекс определяет состояние производственного потенциала Российской Федерации, обеспечивает устойчивое функционирование ведущих отраслей экономики (топливно-энергетический комплекс, транспорт и связь, агропромышленный комплекс, оборонные отрасли, строительство), а также наполнение потребительского рынка. От уровня развития машиностроения зависят важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта страны (материалоемкость, энергоемкость и т.д.), производительность труда в отраслях народного хозяйства, уровень экологической безопасности промышленного производства и обороноспособность государства.

Машиностроение во всем мире признано ведущей отраслью производства. Его развитие характеризует уровень как научно-технического потенциала страны, так и обеспечения ее безопасности.

Машиностроение в России как базовая системообразующая отрасль наиболее подвержена влиянию кризисных явлений. Постсоветский кризис машиностроительных предприятий был вызван несколькими причинами.

Во-первых, промышленность была построена по отраслевому принципу с высоким уровнем специализации и низким уровнем межотраслевого и внутриотраслевого обмена.

Во-вторых, разрушилось единое экономическое пространство СССР и стран СЭВ.

В-третьих, российская экономика во многом зависела от сырьевых цен и импорта капитала.

В-четвертых, в нашей стране искусственно сдерживалась инфляция, приведшая, кстати, к кризису в августе 1998г. Кроме того, машиностроительная отрасль страны была представлена большим количеством крупных маломобильных предприятий, менталитет руководителей которых был сформирован в период социалистической административно-плановой экономики. При этом машиностроительная отрасль в наибольшей степени пострадала от глобального экономического кризиса 2009г., а также введенных в 2014г. рестрикций в отношении Российской Федерации.    

В этой связи следует отметить, что в машиностроительной отрасли на любом этапе производства используются высокие технологии. Это означает, что инновационные решения в машиностроении востребованы практически постоянно. Развитие технологий требует постоянного капиталовложения, что в свою очередь возвращается высокими дивидендами для инвестора. Основными инновационными направлениями в машиностроении являются:

  • развитие и совершенствование технологий производства;
  • увеличение прочности и качества материалов;
  • использование принципиально новых технологических решений.

Машиностроение включает в себя инновационные решения в самых различных направлениях – инновации в механике, энергетике и других направлениях. Именно это делает инвестиции в развитие машиностроительных технологий является очень перспективным делом.

Инвестиции в машиностроительные инновации как правило в дальнейшем приносят солидный доход в связи с широким спектром применения новых технологий. Также в перспективе новые технологии данной отрасли с успехом применяются в автомобилестроении, авиастроении, кораблестроении и других самых разных направлениях хозяйственной деятельности.

Одной из самых сложных проблем в машиностроении является моральный и физический износ технологического оборудования, достигающий в подотраслях 60-80%. При этом инвестиционные вложения предприятий крайне малы, и темпы выбытия оборудования в 3-5 раз превышают темпы ввода новой техники. По данным Госкомстата РФ оборудование, которое можно назвать современным (срок эксплуатации которого меньше 5 лет), составляет по отрасли менее 5%. Такое положение складывается по ряду причин. Во-первых, многие предприятия загружены всего на 40-50% от своей мощности (в 2018г. средняя загрузка в машиностроении составила примерно 50%), что предопределяет недостаток у них не только инвестиционных, но и оборотных средств. Эта ситуация, в свою очередь, связана с недостаточной развитостью внутреннего рынка машиностроительной продукции и недостаточной конкурентоспособностью многих видов продукции на мировых рынках. При этом опыт электроэнергетики, где продукция вполне конкурентоспособна, и на мировых рынках (до 70% продукции эта отрасль поставляет на экспорт) показывает, что отсутствие развитого внутреннего рынка – это все же главное препятствие.

Еще одна существенная проблема заключается в том, что машиностроительный комплекс (за исключением, может быть, автомобилестроения) слабо структурирован. В нем существуют многие весьма сильные ассоциации, объединения, группы, часть из них создается под непосредственным влиянием Минпромнауки России. Однако, в ряде подотраслей степень интеграции пока явно недостаточна. Это снижает устойчивость отрасли по отношению к ценовым колебаниям, снижает ее инновационный потенциал, не позволяет осуществлять отдельным предприятиям достаточные вложения в ниокровские работы, ограничивает возможности проведения масштабных маркетинговых исследований, рекламных кампаний, требующих серьезных финансовых затрат. 

К этой же проблеме примыкают вопросы развития лизинга дорогостоящей машиностроительной продукции и поддержка (в т.ч. со стороны государства) экспорта высокотехнологичных и наукоемких изделий. 

В качестве основных факторов, сдерживающих инновационную деятельность, выделяются: недостаток собственных финансовых средств (15,7%) и высокая стоимость нововведений (10,3%).Среди других причин, препятствующих проведению инноваций, следует отметить низкий инновационный потенциал организаций (6,4%), неразвитость рынка технологий (4,6%), длительные сроки окупаемости инновационных проектов (6,6%) и неопределенность сроков инновационного процесса (3,4%).

Преобразование и развитие машиностроения, как приоритетной отрасли промышленности, должно осуществляться путем ее реструктуризации, на основе эффективных хозяйственных и правовых механизмов, обеспечивающих предпринимательскую деятельность отечественных товаропроизводителей по выпуску наукоемкой конкурентоспособной продукции. Важная роль при этом принадлежит государству. Поэтому государство должно принимать на себя часть непосредственных расходов на науку.

В силу несовершенства на текущий момент кредитной, страховой, налоговой систем и законодательной базы, стимулирующих частный капитал к развитию в условиях рыночных отношений, государство должно создавать механизмы экономической заинтересованности предпринимателей в активном обновлении своего бизнеса.

Для системного развития машиностроения России необходимо стимулирование его со стороны государства, а также повышение инвестиционной активности в данном секторе экономики и более эффективное использование ресурсов частными собственниками машиностроительных предприятий. Так как машиностроительные отрасли характеризуются высокой ресурсоемкостью, то комплексный институциональный подход к их развитию является наиболее оправданным в настоящее время.

Несмотря на принятые в последнее время руководством многих предпринимательских структур усилия по модернизации предприятий, прогрессирующее технологическое отставание российского машиностроения остается не устранённым фактом и это может иметь крайне неблагоприятные последствия для всей национальной экономики.

Несмотря на положительные в целом темпы развития машиностроительного комплекса в течение последних пяти лет, его состояние характеризуется рядом проблем:

  • низкой конкурентоспособностью выпускаемой продукции, связанной  со старением и высокой степенью износа производственных фондов;
  • недостатком финансовых ресурсов в связи с низкой инвестиционной привлекательностью, слабой эффективностью взаимодействия финансово-кредитных организаций с предприятиями отрасли, опережающим ростом цен на продукцию и услуги естественных монополий;
  • недостаточной структурированностью комплекса в научной и технологической сферах;
  • дефицитом квалифицированных кадров для предприятий машиностроения.

Основная цель развития машиностроительного комплекса России – технологическая модернизация и удовлетворение внутреннего платежеспособного спроса на машиностроительную продукцию, расширение присутствия на внешних рынках. Ее достижение должно быть осуществлено на основе преобразования машиностроения в конкурентоспособный, эффективный, динамично развивающийся, высокотехнологичный и восприимчивый к инновациям комплекс, интегрированный в систему международного разделения труда.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • повысить конкурентоспособность машиностроительной продукции на основе использования новых технологий;
  • улучшить инвестиционную привлекательность предприятий отрасли, в том числе для иностранных инвестиций;
  • расширить рынки сбыта машиностроительной продукции, в том числе за счет совершенствования таможенно-тарифной политики и поддержки экспорта;
  • реструктуризировать машиностроительный комплекс, в том числе отраслевые научные учреждения и организации;
  • улучшить обеспечение высококвалифицированными научными и рабочими кадрами.

Указанные меры должны реализовываться в комплексе с принятыми и одобренными Правительством Российской Федерации программами, стратегиями и концепциями, а также межведомственными программами, соглашениями, крупными отраслевыми и межотраслевыми проектами.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Стратегия развития транспортного машиностроения на период до 2030 года. – Режим доступа: http://static.government.ru (дата обращения: 10.02.2020)
  2. Бабушкин В.П. Развитие транспортного машиностроения как условие обеспечения социально-экономической безопасности региона// Экономика региона. 2012. №4. С.196-201.
  3. Молодожёнова В.Н., Остапенко Т.П. Инновационное развитие машиностроительной отрасли // Известия высших учебных заведений. Машиностроение. – 2003 – № 9 – С. 49-52.