http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 9/2020 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 9/2020

УДК 379.85

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10636

ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СФЕРЕ ТУРИЗМА В РЕГИОНАХ ВЕЛИКОГО ЧАЙНОГО ПУТИ 

FEATURES OF INTEGRATION PROCESSES IN THE TOURISM SPHERE IN THE GREAT TEA ROAD REGIONS

Работа выполнена в рамках государственного задания БИП СО РАН

Санжеев Эрдэни Доржиевич, кандидат географических наук, старший научный сотрудник, Байкальский институт природопользования СО РАН, г. Улан-Удэ

Осодоев Петр Васильевич, кандидат географических наук, младший научный сотрудник, Байкальский институт природопользования СО РАН, г. Улан-Удэ 

Sanzheev E.D., esan@binm.ru

Osodoev P.V., osodoev@binm.ru 

Аннотация. Статья посвящена анализу современных проблем развития туризма в сопредельных регионах России, Китая и Монголии, расположенных на Великом Чайном пути, в условиях изменения геополитической ситуации в мире. Проведен анализ въездных и выездных туристских потоков, показывающий лидирующие позиции Китая. Монголия тоже занимает значительное место во въездном турпотоке, что особенно отчетливо видно на региональном уровне. Эти страны имеют хорошие перспективы для развития туризма и туристского обмена с Россией. Изменение геополитической ситуации и падение обменного курса рубля по отношению к доллару благоприятствовало увеличению количества туристов из этих стран и способствовало снижению негативных последствий для экономик приграничных регионов России от санкций стран ЕС и США. Отмечается важность развития туристской отрасли для приграничных регионов сопредельных стран и положительные перемены в сотрудничестве России с Китаем и Монголией. Выделены и проанализированы проблемы, связанные с: неготовностью таможенной и пограничной служб России к увеличению турпотока; необходимостью обустройства пунктов пропуска через государственную границу; неравнозначностью туристского обмена между странами; ростом экспансии китайского турбизнеса в нашу страну; проблемами с монгольскими туристами. Предложены пути решения для построения равноправных партнерских отношений с Китаем и Монголией в сфере развития международного туризма. 

Summary. The analysis of modern problems of tourism development in the adjacent regions of Russia, China and Mongolia, located on the Great Tea Road in the context of changing geopolitical situation in the world is devoted in the article. The analysis of inbound and outbound tourist flows, showing the leading positions of China. Mongolia also occupies a significant place in the inbound tourist flow, which is especially clearly seen at the regional level. These countries have good prospects for the development of tourism and tourist exchange with Russia. The change in the geopolitical situation and the fall in the exchange rate of the roubles against the dollar favored an increase in the number of tourists from these countries and helped to reduce the negative consequences for the economies of the border regions of Russia from the sanctions of the EU and the United States. The importance of the development of the tourism industry for the border regions of neighboring countries and positive changes in Russia’s cooperation with China and Mongolia are noted. Highlighted and analyzed the problems associated with: unpreparedness of the customs and border services of Russia to increase tourist traffic; the need to equip checkpoints across the state border; unequal tourist exchange between countries; the growth of the expansion of the Chinese tourist business in our country; problems with Mongolian tourists. The ways of solutions for building equal partnerships with China and Mongolia in the development of international tourism are proposed.

Ключевые слова: въездной и выездной туризм, туристский поток, приграничный регион, Китай, Монголия.

Keywords: inbound and outbound tourism, tourist flow, border region, China, Mongolia. 

Введение

Изменения в геополитической ситуации в мире, связанные с ухудшением отношений России с США и странами Европейского сообщества, обусловили изменение вектора внешней политики на восточный. «Для нашей страны разворот на восток означает поиск стратегических партнеров в странах Восточной Азии для экономической кооперации по развитию Сибири и Дальнего Востока. В этих условиях встраивание последних в систему евразийских транспортных коридоров является важнейшей задачей» [1]. Это закономерно диктует необходимость налаживания отношений России с Китаем и Монголией.

В данных условиях происходящие перемены особенно сильно сказываются на социально-экономической ситуации приграничных территорий сопредельных стран, роль которых в реализации межгосударственных отношений значительно возрастает. Из отсталых, периферийных регионов они становятся плацдармом для развертывания совместных проектов в экономике, социальной сфере, науке, культуре и т.д. Одним из направлений в укреплении приграничного сотрудничества является развитие международного туризма.

Материалы и методы

Для анализа международных туристских потоков информационной базой послужили данные и статистика Федерального агентства по туризму России (Ростуризм), Пограничной службы Федеральной службы безопасности России (ПС ФСБ России), Федеральной службы государственной статистики России (Росстат), Государственного статистического управления Китая, Национальной статистической службы Монголии. В работе также использовалась информация региональных органов власти: министерств и ведомств. В проведении исследования применялись сравнительно-географический, статистический, аналитический методы исследования.

Результаты исследования

Практика становления и развития экономических связей между пограничными регионами разных стран свидетельствует о том, что в ходе реализации внешних связей возникает уникальный механизм эффективного интеграционного межрегионального сотрудничества. В рамках такого механизма возможно ускоренное возрождение экономических контактов между регионами сопредельных государств, формирование и приумножение относительных конкурентных преимуществ, которыми располагает каждая территория [2].

Использование преимуществ приграничного положения является одним из факторов развития туристской отрасли сопредельных регионов. Через приграничные регионы проходят основные международные грузовые и пассажирские потоки. Географическая близость позволяет снизить транспортные расходы туристов, которые, как правило, составляют большую часть расходов на отдых, и определяют рекреационную привлекательность регионов для посещения с точки зрения их минимизации.

Развитию международного туризма в приграничных регионах способствуют структурные изменения во въездном и выездном туризме России, связанные с уменьшением доли выездного и увеличением доли въездного туризма. Основными причинами сокращение объемов выездного туризма стали мировой экономический кризис 2008 г. и, в дальнейшем, введение экономических санкций со стороны стран Европейского сообщества и США против России. В 2014 г. эти события привели к падению обменного курса рубля по отношению к доллару США, вследствие чего резко возросла стоимость зарубежных туров для туристов из России. С другой стороны, это положительно сказалось на развитии внутреннего туризма и увеличении объемов въездного туризма.

Проведение исследований в туризме преимущественно базируется на статистических показателях. В связи с этим, существенной проблемой становится несовершенство статистики въездного и выездного туризма. В частности, существуют проблемы с оценкой туристов в общем количестве въезжающих и выезжающих. Для решения данной проблемы в своей работе А.Ю. Александрова ставит «вопрос о создании единой методологической и организационной основы отечественной статистики туризма, обеспечивающей ее гармонизацию с международными стандартами» [3].

Как неоднократно отмечалось специалистами, несовершенство статистики туризма усложняется еще тем, что показатели по учету количества иностранных туристов в разных странах рассчитываются на основе принципиально разных методологических подходов и несопоставимы между собой. Для преодоления данного противоречия, А.Г. Манаков и др. считают, что «наиболее приемлемой для оценки трансграничных туристских потоков является показатель количества пересечений границы через пункт пропуска, который равнозначен для стран и регионов по обе стороны границы» [4].

На основе официальных статистических данных Росстата и ПС ФСБ России был проведен анализ въездных и выездных туристских поездок. Согласно данным по въездному туризму, Россию в 2019 г. посетили 32866,3 тыс. иностранных граждан. Однако по разным источникам цели посещения сильно различаются. Так, по данным Росстата, 74,3 % из общего числа въехавших в Россию иностранных граждан являлись туристами. По данным ПС ФСБ России, лишь 15,4 % указали целью поездки туризм (табл. 1) [5, 6]. В данном случае считаем, что сведения Росстата отражают истинное положение вещей, поскольку иностранные граждане, посещающие Россию, пользуются услугами коллективных средств размещения, транспорта, предприятий общественного питания и т.д., то есть могут классифицироваться как туристы.

В последние годы остается стабильным число туристов, въезжающих в Россию. В 2019 г. количество туристов составило 24418,7 тыс. чел. Основными странами-лидерами по количеству туристов, приезжающих в Россию, в 2019 г. были: Украина – 7760,2 (31,8 %), Казахстан – 3563,6 (14,6 %), Китай – 1882,8 (7,7 %), Азербайджан – 910,9 (3,7 %), Финляндия – 895,9 тыс. чел. (3,7 %). Туристы из Монголии находились на 14 месте – 375,7 тыс. чел. [6]. Это достаточно существенный показатель, учитывая, что в 2019 г. численность населения Монголии составляла 3296,9 тыс. чел. [7]. То есть 11,0 % от общей численности населения страны посещали Россию.

В выездном туризме, россияне совершили 48072,4 тыс. поездок за границу, из них, по данным Росстата, туристские поездки составили 94,3 %, по данным ПС ФСБ России, выезд с целью туризма указали 33,8 % россиян (табл. 2). В 2019 г. лидерами по приему туристов из России были такие страны, как Турция – 6756,2 тыс. чел. (14,9 %), Абхазия – 4787,3 (10,6 %), Финляндия – 3652,7 (8,1 %), Казахстан – 3163,4 (7,0 %), Украина – 2527,0 (5,6 %), Китай – 2333,7 (5,1 %). Монголию посетили 129,6 тыс. чел. и по этому показателю страна занимала 42 место среди других стран [8, 9].

Как показывает анализ статистических данных, во въездном и выездном туризме России лидируют преимущественно сопредельные страны, которые входили в состав бывшего СССР. Это указывает не только на устоявшиеся связи с этими странами, но и на высокую степень интеграционных процессов в сфере туризма. Также лидерами по объемам въездного и выездного туризма стали страны, непосредственно граничащие с Россией. Следует отметить, что наибольшую протяженность государственной границы с Россией имеют Китай (4209 км) и Монголия (3485 км), которые также занимают заметное место в объемах въездного и выездного туризма. Поэтому можно предположить, что эти страны имеют значительный потенциал для развития туризма, особенно приграничные регионы России и сопредельных стран, сотрудничество которых активно развивается. 

Развитие туризма приграничных регионов России и Монголии

На границе с Монголией находятся четыре субъекта федерации: республики Алтай, Тыва, Бурятия и Забайкальский край. С другой стороны границы расположены восемь аймаков Монголии: Баян-Ульгий, Увс, Завхан, Хувсгел, Булган, Сэлэнгэ, Хэнтий, Дорнод. Приграничные регионы России и Монголии имеют давнюю историю сотрудничества в разных сферах, экономике, культуре, науке, спорте и др. За последние годы произошли серьезные изменения в сотрудничества двух стран, выразившиеся в расширении и углублении связей в разных сферах.

В сентябре 2014 г. состоялся визит Президента России В.В. Путина в Монголию. В ходе визита был подписан ряд важных документов, касающихся сотрудничества двух стран. В том числе, было подписано Соглашение о безвизовом режиме, которое действует с 14 ноября 2014 г., что позволяет гражданам посещать соседнюю страну без визы на срок до 30 дней. Со времени заключения этого Соглашения значительно возросло торгово-экономическое сотрудничество, которое способствует росту количества туристов, взаимообмену в приграничных регионах.

В 2019 г. количество монгольских граждан, въезжающих в Россию, составило 375,7 тыс. чел., что в 2,9 раза больше чем россиян, выезжающих в Монголию. На рис. 1, 2 представлена информация о количестве людей, пересекших границу в двух направлениях с 2010 по 2019 гг. В 2019 г. через российско-монгольской границу количество въезжающих и выезжающих составило 1030,7 тыс. чел. [7]. Основными пунктами пропуска являются «Кяхта – Алтанбулаг» – 63,2 % (651,1 тыс. чел.), «Ташанта – Цагааннуур» – 10,7 % (109,9 тыс. чел.), «Хандагайты – Боршоо» – 10,3 % (106,3 тыс. чел.), «Наушки – Сухэ-Батор» – 7,9 % (81,1 тыс. чел.) и др.

С введением безвизового режима только в 2016 г. через пункт пропуска «Кяхта – Алтанбулаг» проследовало 929,7 тыс. чел., в 2013 г. – 392,6 тыс. чел. За три года эта цифра увеличилась в 2,4 раза, преимущественно за счет посещения монгольскими гражданами Республики Бурятия. Жители Монголии приезжают на выходные и праздничные дни в республику, как за покупками, так и с туристскими целями. Наиболее популярными объектами посещения для монгольских туристов являются Всероссийский центр буддизма – Иволгинский дацан, оз. Байкал и Тункинская долина. Девальвация рубля способствовала увеличению розничной торговли в приграничных регионах России. Вследствие этого, по итогам 2015 г. по темпам роста розничной торговли Республика Бурятия вышла на лидирующие позиции среди субъектов Сибирского федерального округа.

Положительными сторонами безвизового режима стало развитие туризма, рост оптово-розничной торговли, укрепление сотрудничества в сфере культуры, образования, спорта, религии. Вместе с тем, возникли проблемы, связанные с неготовностью таможенной и пограничной службы России к увеличению пассажиропотока (в 2-3 раза).

Предполагается, что реконструкция и обустройство пунктов пропуска через границу, перевод их на круглосуточный режим в будущем будет способствовать увеличению пассажиропотока. Так, с 1 июля 2014 г. на круглосуточный режим работы перешел пункта пропуска «Кяхта – Алтанбулаг». С 2012 г. на российской стороне осуществляется реконструкция пункта пропуска, дополнительно оборудуются четыре полосы движения. В настоящее время пропускная способность на российской стороне, имеющей две полосы, составляет 100 %, а на монгольской стороне, располагающей восемью полосами – 50 %. В среднем, здесь через границу за сутки перемещается более 500 автомобилей и 1500 человек. При этом имеются проблемы, связанные со значительными затратами времени гражданами на пересечение границы.

Перспективным направлением развития туризма Бурятии и Монголии является использование туристско-рекреационных ресурсов трансграничной системы «Байкал – Хубсугул». Осуществляется продвижение туристского бренда «Великий Чайный путь». Для создания благоприятных условий по развитию международного туризма необходимо придание международного статуса двухстороннему автомобильному пункту пропуска «Монды – Ханх» для привлечения туристов из других стран. Пока этот пункт пропуска в обоих направлениях могут пересекать только граждане России и Монголии.

Развитие туризма приграничных регионов России и Китая

С Китаем граничат шесть субъектов Российской Федерации: Республика Алтай, Забайкальский край, Амурская область, Еврейская автономная область, Хабаровский и Приморский края. На границе с Россией находятся четыре региона Китая, в том числе Автономный район Внутренняя Монголия и провинция Хэйлунцзян, небольшие участки границы имеют Синьцзян-Уйгурский автономный район и провинция Цзилинь. Сотрудничество с соседней страной для приграничных регионов России является одним из факторов роста экономики.

Китайский туристский рынок с точки зрения выездных и внутренних потоков оценивается как самый емкий и быстрорастущий [10]. Как показывает анализ, развитие туризма в приграничных регионах Китая начинается со второй половины 90-х годов XX века на фоне оживления и укрепления торгово-экономических связей с приграничными регионами России. Для российских туристов наиболее привлекательными стали провинция Хэйлунцзян и Автономный район Внутренняя Монголия.

В начале XXI века в связи с возрастанием интереса со стороны правительства Китая к социально-экономическому развитию северо-восточных провинций и увеличением объема инвестиций в экономику этих регионов, туризм становится важным направлением развития.

В рамках Плана возрождения старопромышленных баз была разработана программа развития туризма на Северо-Востоке, и с 2005 г. действует Соглашение городов Северо-Восточного Китая о построении туристического района свободного от внутренних барьеров «4+1». При развитии туристической отрасли центральные и региональные власти преследуют ещё одну цель – расширение занятости [11].

Целенаправленные меры, предпринимаемые правительством Китая по развитию туризма, и безвизовый обмен, способствовали оживлению российско-китайского туризма. Количество россиян, посетивших Китай в 2019 г., составило 2606,7 тыс. чел. (табл. 3). В 2018 г. на два приграничных региона, провинцию Хэйлунцзян и Автономный район Внутренняя Монголия, приходилось более 71,2 % поездок россиян. В целом, провинцию Хэйлунцзян посетило 854,4 тыс. чел., Автономный район Внутренняя Монголия – 782,2 тыс. чел. [12, 13]. В структуре туристов в этих регионах россияне занимают значительную долю, в провинции Хэйлунцзян – 82,1 %, в Автономном районе Внутренняя Монголия – 41,6 %.

За последние годы активно растет въездной туристский поток из Китая. С 2010 г. въезд граждан Китая вырос в 3,0 раза и в 2019 г. составил 2257,0 тыс. чел. (табл. 4) [5].

По экспертным оценкам, суммарный доход транспортной отрасли, индустрии гостеприимства, розничной торговли, а также учреждений культуры от въездного туризма из Китая в 2017 г. составил как минимум 110,2 млрд рублей [14]. Следовательно, по расчетам в 2019 г. суммарный доход от туристов из Китая мог составить не менее 139,7 млрд руб.

Особенно динамично развивался въездной туризм из Китая в 2017 г. на территориях г. Москвы, Приморского края, г. Санкт-Петербурга, Амурской и Иркутской областей. Указанные субъекты Российской Федерации приняли 90 % китайского турпотока [15]. В 2018-2019 г. выраженная положительная динамика безвизового въездного турпотока из Китая в России сохранилась. По данным туристской ассоциации «Мир без границ», лидерами по приему китайских туристов в 2019 г. остаются города Москва и Санкт-Петербург, Приморский край и Амурская область.

В 2017 г. на города Москву и Санкт-Петербург приходилось 52,0 % въездного туристского потока из Китая, а на приграничные регионы 39,0 %. В 2017 г. Приморский край посетили 213,0 тыс. чел., Амурскую область – 94,0, Иркутскую область – более чем 53,0, Забайкальский край – 36,0 [15]. Как видно, приграничные регионы Азиатской России принимают более чем 1/3 туристского потока из Китая и имеют существенный потенциал для дальнейшего роста.

Анализ статистических данных показывает, что туризм на приграничных территориях сопредельных стран активно развивается. Поэтому государственным органам и частному бизнесу необходимо приложить максимум усилий для получения выгод от экономико-географического положения приграничных регионов. Это касается, прежде всего, развития туристской инфраструктуры, брендинга рекреационных территорий, рекламы, разработки и продвижения на международный туристский рынок новых конкурентоспособных турпродуктов и т.д. 

Обсуждение результатов

Развитие туризма на сопредельных территориях разных стран объективно существующий процесс, которому благоприятствуют разные факторы. «Определяющими условиями для развития межрегиональных и трансграничных взаимосвязей являются наличие открытых межгосударственных переходов, исторически сложившиеся межконфессиональные и культурные связи, туристско-рекреационные объекты и маршруты» [16].

Основной движущей силой развития интеграционных связей в сфере туризма становится экономика. Перевоз товаров через границу, игра на разнице курсов национальных валют на первоначальном этапе способствует оживлению торгово-экономических отношений. В последующем, это благоприятствует укреплению связей и развитию туризма.

Экономические отношения в туристской индустрии регулируются на локальном, национальном, региональном и международном уровнях. Особое место в политике на региональном уровне занимают региональные интеграционные группы, в рамках которых осуществляется сотрудничество в данной сфере и ее регулирование институтами, программами, другими законодательными актами, различными методами и инструментами [17].

Современные потребности развития туристской деятельности на трансграничных территориях порождают необходимость разработки прогноза и стратегии её развития, как скоординированного процесса по обеим сторонам от границы [18]. В настоящее время Китай активно продвигает проекты по развитию международных транспортных коридоров в рамках концепции «Один пояс – один путь». Помимо этого, развивается сотрудничество России, Монголии и Китая в сфере туризма по разработке и реализации проектов трансграничных туристских маршрутов, в том числе туристский маршрут «Великий Чайный путь». Специалисты отмечают, что у стран нет опыта совместной реализации проектов в области туризма.

Государственные органы управления России, Монголии и Китая в полной мере осознают необходимость трехстороннего сотрудничества в создании Экономического коридора, поэтому не случайно c 2016 г. проводятся регулярные встречи представителей государственных органов трех стран, отвечающих за развитие туризма. Первая встреча состоялась в июле 2016 г. в г. Хух-Хото (Автономный район Внутренняя Монголия, Китай), вторая – в июне 2017 г. в г. Улан-Удэ (Республика Бурятия, Россия), третья – в июле 2018 г. в г. Улан-Батор (Монголия), четверная – в июне 2019 г. в г. Уланчаб (Автономный район Внутренняя Монголия, Китай).

В ходе встреч достигнуты договоренности об учреждении Международного туристического союза и международного туристического бренда «Великий Чайный путь», создан Координационный совет «На Великом Чайном пути», обсуждались различные вопросы, касающиеся визового режима, развития транспорта, подготовки кадров для сферы туризма, вопросы безопасности туристов, развития туристской инфраструктуры и др.

На приграничных территориях России в ряде государственных документов туризм признан приоритетным направлением социально-экономического развития. Улучшение социально-экономического положения субъектов федерации, увеличение реальных доходов бюджета, рост уровня жизни населения связывают именно с данной отраслью экономики. Однако, туризм несет за собой не только экономические выгоды, но и различные последствия для экономики и природных комплексов приграничных регионов.

Опыт других регионов показывает, что увеличение туристских потоков несет за собой различные риски социально-экономического, криминогенного, культурологического и другого характера. Поэтому на сегодняшний день особенно актуальной становится разработка механизмов и инструментов регулирования туризма и, в частности, управления туристскими потоками, рассредоточение туристов по территории.

В настоящее время российско-китайский туризм развивается не на равноправных условиях. Следует отметить, что рост числа китайских туристов, не принес в бюджеты регионов ожидаемых поступлений от туристской отрасли. «Сопоставление масштабов китайского туристического потока с доходами российских регионов позволяет говорить об экспансии китайского туристического бизнеса в Россию» [19]. Современная экспансия китайского турбизнеса вызвана наличием правовых лакун в отечественном законодательстве, регулирующем деятельность зарубежного бизнеса на российской территории, в том числе и, как следствие, отсутствие контроля и регулирования со стороны государства за деятельностью иностранных туроператоров, наличием серых схем ведения бизнеса и т.д.

С введением безвизового режима на российско-монгольской границе в 2014 г. резко увеличился поток монгольских туристов, особенно на побережье озера Байкал. По данным исследований Байкальского института природопользования СО РАН, лишь небольшое количество монгольских туристов останавливается в коллективных средствах размещения, большинство приезжает в составе групп на автобусах большой вместимости (40-45 мест) на побережье оз. Байкал. Организовывая временные лагеря, туристы из Монголии вырубают деревья, используют акваторию озера для бытовых нужд, оставляют бытовой мусор. Имелись случаи конфликтных ситуаций с местными жителями, между приезжими, криминальные происшествия. Местные жители неоднократно обращались с жалобами на монгольских туристов в различные инстанции. Для предотвращения повторения подобных ситуаций данные вопросы необходимо прорабатывать государственным органам совместно с туроператорами.

Проведенный анализ статистических данных демонстрирует стабильный рост туристских потоков из Монголии и Китая, на которые не повлиял экономический кризис 2013 г. Детальный анализ показывает неравнозначность пунктов пропуска на российско-монгольской границе. Только на один пункт пропуска «Кяхта –Алтанбулаг» приходится более 2/3 всего пассажиропотока. Аналогичная ситуация складывается на российско-китайской границе. Несмотря на предпринимаемые усилия по модернизации существующих пунктов пропуска, данных мер явно недостаточно для обеспечения комфортного преодоления границы для российских и иностранных граждан. Необходима разработка комплекса мероприятий по решению данной проблемы.

Заключение

Таким образом, геополитические процессы оказали значительное влияние на внешнюю политику России, на социально-экономическое положение страны в целом, и отдельных приграничных российских регионов. Произошли положительные перемены, которые позволили укрепить экономические, культурные, научные, религиозные и другие связи России с Монголией и Китаем.

Смена вектора внешней политики и изменение обменного курса национальной валюты, с одной стороны негативно сказались на социально-экономическом положении российских граждан. С другой стороны, они способствовали увеличению туристских потоков из Монголии и Китая. Рост объемов туристских потоков из Монголии, позволил в какой-то мере сгладить негативные явления в экономике и способствовал наполнению региональных бюджетов. В этом отношении, несмотря на резкое увеличение числа китайских туристов, существенного увеличения поступлений в бюджеты регионов от их посещения не произошло.

Необходимо в кратчайшие сроки, разработать и внедрить в практику законодательные и нормативно-правовые основы регулирования деятельности зарубежных туроператоров и систему поддержки мер отечественного турбизнеса для построения равноправных партнерских отношений с Китаем и Монголией в сфере развития международного туризма. Следует развивать сотрудничество турфирм с государственными органами, проводить разъяснительную работу, профилактику различных правонарушений со стороны иностранных туристов и туроператоров.

Рост эффективности использования туристско-рекреационных ресурсов возможен только при значительном объеме инвестирования в развитие базовой и туристской инфраструктуры, принятии мер по разработке совместных туристских проектов и их продвижении на международный туристский рынок. Необходимо срочное принятие мер в части совершенствования действующего законодательства и нормативно-правовой базы, регулирующего деятельность иностранных туристских компаний на рынке.

Литература

  1. Санжеев, Э.Д. Теоретические и практические предпосылки развития туризма в регионах Великого чайного пути (на примере Республики Бурятия) / Э.Д. Санжеев, Д.Г. Будаева, А.Н. Бешенцев // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. – 2017. – Вып. 2. – С. 48-56. doi:10.18101/2304-4446-2017-2-48-56.
  2. Кылгыдай, А.Ч. Ретроспективный анализ развития транспортной инфраструктуры трансграничных территорий Тувы, Монголии и Китая / А.Ч. Кылгыдай // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2013. – №30 (219). – С. 39-45.
  3. Александрова, А.Ю. Формирование интегрированной системы статистики туризма в Российской Федерации / А.Ю. Александрова // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. – 2017. – №1. – С.41-61.
  4. Манаков, А.Г. Оценка величины туристского потока в пределах трансграничных туристско-рекреационных регионов на Северо-Западном порубежье России / А.Г. Манаков, Е.С. Голомидова, И.А. Иванов // Известия Русского географического общества. – 2019. – Т. 151. Вып. 5. – С. 18-31. doi:10.31857/S0869-6071151518-31.
  5. Въезд иностранных граждан в РФ. Пограничная служба ФСБ России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/38479/, свободный. – Загл. с экрана.
  6. Число въездных туристских поездок иностранных граждан в Российскую Федерацию. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/59466, свободный. – Загл. с экрана.
  7. Выезд граждан России. Пограничная служба ФСБ России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/38480/, свободный. – Загл. с экрана.
  8. Число выездных туристских поездок граждан Российской Федерации за рубеж. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fedstat.ru/indicator/59467, свободный. – Загл. с экрана.
  9. Mongolian statistical yearbook 2019. – Ulaanbaatar, National Statistical Office of Mongolia, 2020, 455 p.
  10. Джанджугазова, Е.А. Красный туризм в фокусе проблем развития российско-китайского экономического сотрудничества / Е.А. Джанджугазова // Сервис в России и за рубежом. – 2017. – Т. 11. Вып. 6. – С. 6-14. doi:10.22412/1995-042X-11-6-1.
  11. Кондратенко, Г.В. Приграничный туризм: перспективы и вызовы российско-китайского сотрудничества / Г.В. Кондратенко // Известия Восточного института. – 2018. – №4 (40). – С. 94-112. doi:10.24866/2542-1611/2018-4/94-112.
  12. Heilongjiang statistical yearbook 2018. – Heilongjiang provincial bureau of statistics survey organization of Heilongjiang of NBS. China Statistics Press, 2019, 655 p.
  13. Inner Mongolia statistical yearbook 2018. – Compiled by Inner Mongolia Autonomous Regional Bureau of Statistics. China Statistics Press, 2019, 810 p.
  14. В Ростуризме оценили доходы России от китайских туристов [Электронный ресурс] / «Интерфакс-Туризм» от 20.04.2018 г. – Режим доступа: https://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/48606, свободный. – Загл. с экрана.
  15. Эксперты: въездной туристический поток из Китая в Россию в 2018 году может достичь 2 миллионов человек [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.russiatourism.ru/news/16090/, свободный. – Загл. с экрана.
  16. Михеева, А.С. Современные интеграционные процессы в субрегионах Азиатской России и на сопредельных территориях / А.С. Михеева, А.А. Петрова // Бизнес. Образование. Право. – 2019. – № 3 (48). – С. 81-86.
  17. Ожигина, В.В. Опыт регулирования туризма на уровне интеграционных объединений и возможности его использования в ЕАЭС / В.В. Ожигина // Новая индустриализация как драйвер экономического роста в Казахстане в условиях глобализации: Сб. мат-лов междунар. науч. конф. молодых ученых. – Астана: ЕНУ им. Л.Н. Гумилева, 2016. – C. 236-240. – Режим доступа: https://www.enu.kz/downloads/materials/aef1.pdf, свободный. – Загл. с экрана.
  18. Новиков, А.Н. Трансграничные секторально-кольцевые структуры восточного стыка границ России, Монголии и Китая как матрицы территориальной организации туристско-рекреационной деятельности / А.Н. Новиков, М.С. Новикова, К.С. Козырева // Успехи современного естествознания. – 2017. – № 8. – С. 100-105.
  19. Ковальчук, Л.Б. Китайский въездной туризм в Забайкальском крае: проблемы и перспективы развития / Л.Б. Ковальчук // Российско-китайские исследования. – 2018. – Т. 2, № 1-2. – С. 45-53.