Московский экономический журнал 9/2020

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10609

УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК

SUPPLY CHAIN MANAGEMENT 

Ильясов Марат Умалатович, Московский государственный университет, Россия, г. Москва

Черников Александр Васильевич, доцент, кандидат экономических наук, Московский государственный университет, Россия, г. Москва

Ilyasov Marat Umalatovich, Moscow state University, Russia, Moscow

Chernikov Alexander Vasilievich, associate Professor, candidate of economic Sciences, Moscow state University, Moscow, Russia 

Аннотация. В данной статье рассмотрены основные аспекты управления цепями поставок. Изучено определение и сущность концепции «Индустрия 4.0». Выделены важные точки зрения исследователей о новой экономике. Описаны основные характеристики неоиндустриализации. Также в работе приведено определение управления цепями поставок, его необходимости и последующего развития. Помимо этого, дано описание логистической и маркетинговой составляющей в условиях неоиндустриализации. Рассмотрены характерные черты, основные элементы и показатели логистики, которые необходимо развивать в условиях концепции «Индустрия 4.0». Выделены тенденции в управления цепями поставок при переходе к Индустрии 4.0. Кроме того, описано состояние отечественной логистической составляющей на предприятиях и их готовность к развитию.

Summary. This article discusses the main aspects of supply chain management. The definition and essence of the “industry 4.0” concept is studied. Important points of view of researchers about the new economy are highlighted. Describes the main characteristics of neo-industrialization. The paper also provides a definition of supply chain management, its necessity and subsequent development. In addition, the description of the logistics and marketing component in the conditions of neoindustrialization is given. The characteristic features, main elements and indicators of logistics that need to be developed in the context of the “industry 4.0” concept are considered. Trends in supply chain management during the transition to Industry 4.0 are highlighted.in Addition, the state of the domestic logistics component at enterprises and their readiness for development are described.

Ключевые слова: цепи поставок, логистика, Индустрия 4.0, неоиндустриализация, интернет-технологии.

Keywords: supply chains, logistics, industry 4.0, neoindustrialization, Internet technologies.

Для выбора определенной стратегии развития цепей поставок и отдельных организаций, необходимо точным образом представлять какие преобразования может внести грядущая неидустриальная эпоха в их производственную и логистическую составляющую. Уже установленные и хорошо зарекомендовавшие себя механизмы могут в значительной степени совершенствоваться под воздействием различных изменений индустриального характера. «Индустрия 4.0» представляет собой так называемую четвертую революцию. С данным понятием связаны и некоторые другие определения, такие как «промышленный интернет вещей» и «цифровое предприятие», но их значение является более узким, нежели концепция «Индустрия 4.0». Стоит отметить, что другая концепция под названием «Индустрия 3.0» была ориентирована непосредственно на автоматизацию отдельных машин и процессов, в то время как «Индустрия 4.0» предусматривает сквозную цифровизацию всех физических активов и их внедрение в цифровую экосистему вместе с коллегами, которые также принимают участие в цепочке формирования стоимости.

Достижение качественного и полноценного эффекта от реализации концепции «Индустрия 4.0» является возможным только в том случае, если все процессы получения, обмена и анализа данных становятся полностью налаженными. Кроме того, важно указать, что само понятие «Индустрия 4.0» начало встречаться все чаще и в самых различных контекстах.

Логистика считается достаточно чувствительной областью ко всем изменениям окружающего пространства. Прежде всего, каждая из основных функций логистики, а именно производство, снабжение и сбыт чутким образом реагирует на любые изменения научно-технического прогресса. Быстро и верно уловить основные направления развития логистики — главная задача, от выполнения которой зависит не только успех управления цепями поставок, но и общее развитие систем логистики. Переход к масштабному применению электронных устройств, а также внедрение в бизнес-процессы вычислительных и контрольных систем в совокупности с системами хранения и передачи информации затронули все сферы деятельности, в том числе и логистику.

Президент США в своем «Экономическом докладе» за 2001 г. связал образ новой экономики только с цифровой сферой и Интернетом, сказав о том, что радикальные изменения американской экономики за последние восемь лет дали основание полагать, что в настоящее время люди являются свидетелями формирования новой экономики, которая состоит из организаций и областей, особо связанных с революцией в цифровой технологии и с развитием Интернет-технологий [5]. В «Википедии» подчеркивается нематериальный характер новой экономики, где упоминается, что экономическая инфраструктура, определяющаяся непосредственно преобладанием различных неосязаемых активов, иначе говоря, услуг и технологий, а также значительным понижением роли осязаемых активов. Тем самым, это своеобразная экономика знаний, новых технологий и процессов, которые обеспечивают лидерство и конкурентоспособность. Постепенным образом новой экономике начали приписывать более элегантные характерные черты, которые стали подчеркивать её уникальную и информационную сущность.

Профессор Авдокушин, в свою очередь, в одной из своих работ писал, что новая экономика представляет собой так называемую экономику знаний и интеллектуальных услуг. По его мнению, экономика знаний является такого рода экономикой, где интеллектуальный её компонент значительным образом перевешивает традиционно установившиеся материальные факторы [4]. С тех пор начали возникать новые многоуровневые систематизированные понятия, которые предлагали определять новую экономику во всех смыслах, а также стали выдвигать не менее четырех подходов к пониманию данного феномена и множество критериев. Один из таких критериев — дематериализация создаваемого продукта. Его сущность обусловлена тем, что в новой экономике происходит существенное снижение доли и значимости материальной составляющей любого продукта, но вместе с этим растет ценность вложенного в него интеллекта.

Стоит отметить, что человечество прошло через несколько индустриальных революций: революцию, которая была связана с силой воды и пара (Индустрия 1.0), с силой электричества (Индустрия 2.0), с силой ЭВМ (Индустрия 3.0). В текущий момент человечество стоит на пороге масштабных изменений, связанных непосредственно с вступлением в новую эпоху Индустрии 4.0, связанную с силой Интернета вещей.

Объективный ход развития событий в мировой индустриальной сфере после 2009 г., появление и закрепление в лексиконе бизнеса множества новых определений, которые бесспорным образом указывают на главенствующую роль производственных процессов — третья или четвертая промышленная революция, Индустрия 4.0, интеллектуальное производство, — всё это заставляет признать очевидный факт, заключающийся в том, что концепция так называемой неоиндустриализации наиболее точно показывает сущность всех преобразований, к которым приступили современные передовые общества. Тем самым, новая экономика получает «новое» содержание.

На сегодняшний день в экономической литературе существуют неупорядоченные представления относительно значений таких определений как «новая индустриализация», «неоиндустриализация». Значительный вклад в определение и понимание таких процессов внес профессор С.С. Губанов, который отождествляет данные термины следующим образом. Под новой индустриализацией понимается исторически закономерный процесс развития сил производства, который разворачивается после завершения в основном первой фазы — электрификации [3]. Иначе говоря, такой процесс является второй фазой индустриализации, а именно: автоматизацией и компьютеризацией производственного аппарата. Конечный результат индустриализации заключается в достижении технотронного уровня развития производительных сил, который базируется непосредственно на так называемой технотронной триаде: совокупный работник — ЭВМ — автоматизированные средства производства.

Подъем сил производства на новый уровень гарантирует то, что наука превратится в полноценную производительную силу общества. Таким образом, вся совокупность уникальных особенностей второй фазы индустриализации складывается в ее наукоемком характере, который имеет особую связь с полным замещением трудоемких рабочих мест на так называемые машиноемкие и трудосберегающие. Стоит отметить, что в самом определении неоиндустриализации выделяются некоторые качественные характеристики данного процесса: полномасштабная электронизация и автоматизация процессов производства, становление интеллектуального труда как главенствующего, а тавже последующее вытеснение и замена работников машинами. Важно также отметить, что все элементы интеллектуального и уникального характера, которыми должна обладать новая индустриализация, полноценным образом имеют связь с сектором материального производства без каких-либо направлений в сторону постиндустриальной среды. Кроме того, следует отметить, что данную тему профессор Губанов начал разрабатывать ещё за длительное время до того момента, когда в других развитых странах приступили к действительной разработке основ такого процесса.

Основная сущность новой промышленной революции, или говоря иначе, неоиндустриализации, заключается непосредственно в том, что она привела к тотальной реализации электронных устройств не только в процессы финансового управления компаниями (что случилось в результате предыдущего этапа), но и в производство и смежные с ним процессы дизайна, разработки, дистрибуции и обслуживания готовой продукции. В итоге электроника получила возможности самоорганизации и выполнения таких контрольно-управляющих функций, которые раннее выполнялись только людьми. Так, техника впервые в истории начала освобождать человека от выполнения рутинных управленческих операций по всему циклу производства. Можно сказать, что неоиндустриализация представляет собой такой процесс, когда техника управляет техникой.

Значительная составляющая работы в анализе жизненного цикла (LCA) базируется на физических и биологических науках, а также на системной инженерии, тогда как в области управления цепочками поставок (SCM) основная часть работы основывается на исследования операций и экономики. Обе точки зрения не противоречат друг другу, однако совершенно по-разному освещают одни и те же вопросы.

Между тем, предприятия и регулирующие органы проявляют все больший интерес к концепциям и методам IE, в особенности к таким как LCA и углеродная печать. Для надлежащего взвешивания экологических, экономических и социальных последствий продуктов, учреждениям следует понимать их сразу при рассмотрении новых правил.

Системы управления цепями поставок (Supply Chain Management, SCM) предназначены непосредственно для автоматизации и управления всеми этапами снабжения предприятия, а также для контроля всего товародвижения на предприятии. Данные системы позволяют полноценным образом удовлетворить спрос на продукцию предприятия и существенно снизить расходы на логистику и закупки. SCM охватывает полный цикл закупки сырья, производства и распространения продукции. Специалисты выделяют несколько различных отраслей, на которых сосредоточено управление цепями поставок. К данным отраслям относятся следующие: производство, поставки, месторасположение, запасы, транспортировка и информация.

Управление цепями поставок представляет собой особый процесс планирования, исполнения и контроля с точки зрения снижения расходов на сырье, материалы, производство, информацию и т.д. от начала зарождения заявки до точки потребления (в том числе импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения) [7]. Суть такого управления заключается в рассмотрении логистических операций в течение всего цикла изготовления продукции.

Управление цепями поставок считается масштабным и развивающимся процессом. Влияние на окружающую среду, имеющее место на протяжении всей цепи поставок, является существенным и достаточно распространенным. Стоит отметить, что управление цепями поставок — это особенно сложная задача для глобальных компаний при слабых или неопределенных правилах, а также при отсутствии единообразия.

Иначе говоря, управление цепями поставок является отдельной стратегией бизнеса, которая обеспечивает качественное управление различного рода потоками (материальными, финансовыми и информационными) для непосредственного обеспечения из синхронизации в распределенных организационных структурах компании.

Среди различных индикаторов логистической активности страны можно выделить один, который в полной мере раскрывает ее сильные и слабые стороны, — это международный рейтинг индексов эффективности логистики (Logistics Performance Index — LPI). Индустрия 4.0 по своей сути является базой для пересмотра управления цепями поставок от предприятия до конечного потребителя, что, бесспорно, будет воздействовать на рейтинги LPI стран, активным образом продвигающих такую философию. Расчет этого показателя осуществляется на базе бенчмаркинга по нескольким различным параметрам, основными из которых являются следующие: сервис таможни, инфраструктура логистики, качество международных перевозок, логистические компетенции, возможность отслеживания груза, а также своевременность доставки продукции. Показатели отображают сравнительные баллы от 1 до 5 для всех стран, которые вошли в рейтинг. Такие показатели необходимы для оценки как эффективности логистики в целом, так и для сравнения по другим параметрам. Кроме того, в значение оцениваемых параметров вложены и другие характеристики, к которым относятся следующие:

  • таможенный сервис — качественное таможенное оформление (к примеру, скорость, простота, предсказуемость формальностей и др.) от органов пограничного контроля и таможни;
  • логистическая инфраструктура — наличие и качество транспортной и другой необходимой инфраструктуры (к примеру, порты, железные и автомобильные дороги, информационные технологии и т.д.);
  • эффективность международных перевозок — простота организации по конкурентоспособным стоимостям грузов в международных перевозках;
  • компетенции логистики — компетентность специалистов, которые предоставляют услуги по логистике (транспортные операторы, таможенные брокеры и др.);
  • возможность отслеживания грузов — наличие на территории страны всех технических и иных возможностей отслеживать грузы по пути их следования;
  • своевременность доставки грузов — возможность своевременно доставлять грузы в пункт назначения в пределах запланированных сроков поставки [6].

Сложившиеся в условиях неоиндустриализации тенденции в управлении цепями поставок можно классифицировать по нескольким направлениям, которые затрагивают инфраструктуру, технологии, коммуникации, информацию и компетенции всех участников системы логистики. Каждое из данных направлений определяется различными характерными особенностями, которые могут быть рассмотрены в качестве ориентиров для создания логистической стратегии в условиях новой производственной парадигмы как системы в целом, так и отдельных фирм и процессов логистики.

Принципы систематизации вышеуказанных направлений логично будет свести к ускорению времени доставки; приспособлению к постоянно изменяющемуся спросу, интеграции дизайна и производства; интеграции производителей и потребителей. Их воздействие в условиях заметно снижающейся динамики мировой торговли, замедлении темпов роста ВВП некоторых стран, усилении геополитических рисков будет значительно возрастать, что потребует впоследствии более пристального внимания к совершенствованию таких элементов как:

  • Поиск и формирование достаточно низко расходных вариантов между сырьевыми ресурсами и центрами производства;
  • Обеспечение безопасности в каналах между поставщиками и клиентами продукции;
  • Формирование современных транспортных средств и интеллектуальных транспортных систем;
  • Поиск и создание новых возможных способов доставки;
  • Разработка других вариантов идентификации товарно-материальных ценностей на основе силы Интернета вещей;
  • Создание концепции по концентрации главных видов ресурсов;
  • Совершенствование компетенций у сотрудников в области логистики.

Стоит отметить, что главные изменения в Индустрии 4.0 с наибольшей вероятностью будут иметь связь с усилением роли потребителя в процессе производства и выборе сервиса логистики, поэтому очевидным будет наращивание объёмов применения так называемых аддитивных технологий (3D-принтинга). Первые изделия, которые были созданы на основе компьютерных 3D-моделей, возникли несколько десятков лет назад, и связаны с именами Чарльза Халла и Скотта Кампа.

Неоиндустриализация выводит такое направление на новый виток своего совершенствования. Несомненно, в данных условиях будет усиливаться роль развития робототехники и повсеместного применения роботов, в том числе в цепи поставок. Вследствие применения роботов будут осуществляться значительные перемены в конфигурации линий производства, а также начнет сокращаться время переналадки оборудования. Кроме того, могут быть пересмотрены подходы к производственной логистике в целом, но, прежде всего, к роли сотрудников.

Помимо этого, ещё одной особенностью Индустрии 4.0 является передача данных с применением технологий. На сегодняшний день информационные потоки, которые сопровождают любую продукцию на всем пути следования в логистической цепи, уже применяют определенные методы автоматической идентификации. Разработанные специалистами Центра электроники и гибких дисплеев (Flexible Electronics and Display Center – FEDC) Университета штата Аризона сгибаемые микросхемы на гибких подложках с применением картриджей на основе графена, могут стать новым шагом в развитии такого направления логистики.

Применение технологий печатной гибкой электроники при снижении себестоимости изготовления так называемых «умных микросхем» может заменить уже существующие способы идентификации товарно-материальных ценностей в цепи поставок посредством возможности переноса больших объёмов информации и понижения ограничений для её считывания. Перенос производства ближе к сырьевым ресурсам в условиях применения аддитивных технологий будет требовать развития дистанционного управления и внесения определенных изменений в управлении цепями поставок, поэтому применение таких технологий может быть достаточно веским фактором. Важно указать, что при таких условиях важность идентификации товарно-материальных ценностей в цепи поставок будет выходить на одно из первых мест.

По версии The Boston Consulting Group Индустрия 4.0 предполагает изменения в девяти различных технологических областях, каждая из которых в дальнейшем может значительным образом воздействовать на управление цепями поставок, и в результате повлиять на маркетинговую и логистическую составляющие данной цепи (табл. 1).

Правила логистики являются необходимым грузом, имеющим нужное качество в требуемом числе, который должен быть доставлен в конкретное время, в необходимое место с минимальными расходами определенному потребителю. На сегодняшний день «правила логистики» дополнены восьмым правилом – по персонифицированным каналам.

Такие изменения не в последнюю очередь будут затрагивать концепцию SCM. Это будет осуществляться не только в отдельных звеньях цепи поставок, но и в глобальных сетях. Воздействие Индустрии 4.0 на управление цепями поставок по версии Materialhandling&Logistics затронет четыре основных составляющих: формирование интеллектуальных производств, возможность расширенного анализа больших объемов данных и фокусировка на знаниях и умениях сотрудника на всех этапах цепи поставок. Важно указать, что изменения затронут по большей части объёмы и структуру перевозок и хранения. В меньшей части будут затронуты подходы к созданию системы закупок и запасов [2]. Усиление роли управления взаимоотношений с поставщиками (Supplier Relationship Managemen, SRM) должно получить в условиях неоиндустриализации особое значение. По мере приближения основного производства к сырьевым ресурсам и сокращения участников цепи поставок наличие объективной информации и контакты с поставщиками будут иметь наиболее важное значение. Стоит отметить, что расширение возможностей SRM в цепи поставок должно произойти в результате широкого применения технологий, которые имеют связь с Интернетом вещей.

Концепция вычислительной сети физических объектов, которые оснащены встроенными технологиями для взаимодействия друг с другом или с окружающим пространством, имеет название Интернета вещей (Internet of Things, IoT). Данная концепция уже вносит значительные изменения как в процессы маркетинга, так и в область логистики. В IoT полная автоматизация процессов логистики осуществляется вследствие взаимодействия объектов с самыми разными видами идентификаторов, к которым относятся уникальные (Unique Identifier) и виртуальные (Virtual Identifier). Те или иные объекты формируют постоянные или же временные сети, что происходит непосредственно при их взаимодействии и изменении их определенных свойств, а также при приспособлении данных объектов к окружающему пространству. Основой Интернета вещей является вычислительная сеть физических объектов, которая предусматривает возможность обмена информацией. Данный обмен осуществляется не только между всеми составляющими системы производства, но и между этой системой с окружающим пространством.

Разумеется, говорить о повсеместном применении и о принятии такой концепции пока рано. Согласно исследованиям, в рамках которых был проведен опрос среди руководителей фирм и предприятий о готовности применения Интернета вещей, только 7% участников опроса разработали целостную стратегию с необходимыми инвестиционными средствами. 73% опрошенных руководителей указали, что их предприятия не имеют определенных планов по применению концепции Интернета вещей. Среди факторов, которые значительным образом тормозят реализацию Интернета вещей, можно выделить следующие: недостаточно развитая инфраструктура, отсутствие должного уровня компетенции сотрудников и ограниченные предпосылки, крайне необходимые для поддержки повсеместного введения новых технологий. По данным других исследований, 40% руководителей предприятий считают, что Интернет вещей является фундаментальным технологическим направлением, которое готово к вложению инвестиционных средств в его реализацию и развитие. Тем не менее, 3% опрошенных руководителей не видят дальнейших перспектив для развития данной концепции. Несмотря на это, не признавать уже начавшегося воздействия на производство и распространение таких технологий нельзя. Чем раньше будут обозначены возможные изменения, тем успешнее будет управление маркетинговыми и логистическими составляющими.

К основным компонентам достижения IoT подходов, которые позволяют повышать ценность системы для потребителей, относятся тесные коммуникации, отсрочка производства до получения заказа, гибкость и модульный принцип построения производства. Так, тесные коммуникации требуют быстрой обработки потоков информации и большой точности, чему могут способствовать именно такие информационные технологии Индустрии 4.0. Отсрочка представляет собой процесс, при котором производство по заказам потребителей начинается как можно позднее, откладывая основное производство для времени получения определенного заказа с использованием 3D-технологии.

Гибкость, в свою очередь, заменяет традиционную последовательность стабильного технологического процесса, где производство имеет зависимости от заказов и отражается в системах поощрения, времени подготовки, трудовых моделей и программ инвестиций. Модульный принцип построения производства диктуется необходимостью в большей мере разработки продукции, которая соответствует индивидуальным потребностям клиента, открывая новые подходы в дизайне и радикальным образом меняя процесс производства при применении аддитивных технологий. На основе вышеизложенной информации уже сейчас можно прогнозировать то, что наметившиеся ориентиры сближения маркетинговой и логистической составляющей будут иметь связь:

  • с формированием абсолютно не вредных и низко расходных путей между сырьевыми ресурсами, центрами производства и непосредственно клиентами;
  • с созданием концепции по распределении ресурсов;
  • с поиском и совершенствованием новых возможных способов доставки;
  • с формированием других видов идентификации и маркировки на основе так называемых «умных микросхем» [1].

Все это потребует полного пересмотра структуры рынков B2B и B2C, что неминуемым образом отразится не только на маркетинговой, но и на логистической составляющей. С абсолютной уверенностью можно заключить, что тенденции в управлении цепями поставок и переход к Индустрии 4.0 затронут многие сферы: коммуникации, инфраструктуру, технологии, информационную составляющую и подход к компетенциям.

Неоиндустриальные условия ведения бизнеса все больше начинают учитывать как возможность удовлетворения особых требований потребителя, так и возможность виртуального моделирования различных сценариев применения того или иного продукта. Способность приспособления под разный потребительский спрос на постоянно изменяющиеся продукты физическим образом сблизит группы, которые сотрудничают в вопросах дизайна, маркетинга и производства. Это потребует конвергенции подразделений маркетинга, логистики и производства на базе горизонтальной интеграции. Сокращение участников цепи поставок в результате приближения производства к сырьевым ресурсам в значительной мере снизит время поставки конечному потребителю. Это осуществится за счет модульного принципа построения производства, последующего совершенствования концепции так называемых «промышленных кластеров» и формирования интеллектуальных заводов. Управление значительными объёмами информации в совокупности оцифровкой интернет-вещей позволят обеспечить процедуру прослеживаемости на протяжении всей цепи логистики, что повысит доверие клиентов к приобретаемой продукции. Несмотря на высокие финансовые вложения, которых потребует реализация аддитивных технологий, роботизации и применения встраиваемых меток, осуществится понижение себестоимости. Ожидаемое понижение издержек вне производства должно произойти вследствие изменений при взаимодействии с поставщиками посредством создания безопасных и низко расходных путей между сырьевыми источниками и производством, а также за счет применения новых транспортных средств в связке с интеллектуальными транспортными системами. Описанные изменения в условиях неоиндустриализации потребуют и значительных изменений компетенции у сотрудников, которые не в последнюю очередь будут затрагивать маркетинговую и логистическую составляющие. Фокусировка на знаниях сотрудников в каждом этапе цепи поставок, принятие инженерным составом решений с учетом философии неоиндустриализации, создание логистических компетенций у персонала — это только минимум, которого будут требовать новые условия в Индустрии 4.0. В перспективе возможное замещение сотрудников машинами заставит все страны пересмотреть свои представления о роли людей в социальном процессе.

Как было сказано выше, создавшиеся в условиях неоиндустриализации тенденции можно распределить на несколько направлений, которые затрагивают инфраструктуру, технологии, коммуникации, информацию и компетенции участников логистической системы. Основные факторы перехода к Индустрии 4.0 и направления в развитии УЦП представлены ниже (табл. 2).

Выделение однородных групп для систематизации более логично проводить на базе вышеуказанных направлений в управлении цепями поставок, которые наметились в условиях неоиндустриализации. Такая систематизация считается предварительной и требует дополнений во внесении компонентов, а, возможно, и полного пересмотра указанных групп при учете изменений в технологиях и характерных особенностей работы в условиях определенных экономик, на основе эмпирических данных.

Тем самым, уже сейчас можно спрогнозировать некоторые моменты, которые затрагивают взаимодействие маркетинговой и логистической составляющей при условиях перехода к Индустрии 4.0. К данным моментам относятся следующие:

  • Значительное сокращение участников цепи поставок и изменение структуры рынков В2В и В2С.
  • Изменение отношения к сетям, а также к взаимодействию различных структурных подразделений как коллег по циклу производства.
  • Виртуальное моделирование тех или иных вариантов применения продукта и его непосредственного доведения до клиента.
  • Пересмотр полного осознания процесса производства посредством открытости данных по всем этапам формирования, самого производства и испытания продукции на основе обмена данных между устройствами и встроенными датчиками в реальном времени на каждой ступени производства.

Несомненно, такие положения являются только предварительными и могут изменяться по мере совершенствования новой индустриальной революции. Значительным является тот факт, что обозначенные ориентиры могут служить как основой для предварительного изменения подходов к внутрифирменному управлению предприятием, так и в формировании новых отраслевых моделей.

В установившейся ситуации российские компании в значительной мере проигрывают своим коллегам из зарубежных стран. И именно в неоиндустриальных условиях это будет лишь усиливаться. Одним из вариантов преодоления таких проблем во всем мире считается реализация требований определенных групп стандартов, которые обеспечивают цивилизованное ведение бизнеса. К примеру, самого известного в мире стандарта ИСО 9001, который выдвигает необходимость обеспечения отслеживания в цепи поставок.

Усиление логистики в области закупочной деятельности за последнее десятилетие действия стандарта ISO 9001:2015 позволило его пользователям убедиться в важности данного положения для всех компаний и предприятий. Следствием этого стало отражение в стандарте перехода от различных отдельных функций логистики к внешнему обеспечению компании. Тем самым, по результатам опросов пользователей данного стандарта и по заключению специалистов существенным образом упрочить свои конкурентные достоинства и расширить потребительскую удовлетворенность компании могут, но это возможно исключительно при включении всех внешних обеспечений в виде логистической составляющей СМК.

Логистика является довольно-таки чувствительной областью ко всем изменениям окружающего пространства и исключительно верно выбранные направления развития для каждого участника цепи поставок считается залогом их успешного взаимодействия, качественной реализации товаротранспортных технологий и поиска новых ориентиров по логистической деятельности. Стоит отметить, что главным ориентиром являются международные стандарты на системы менеджмента, а самый известный стандарт — это ISO 9001. Стандарты ИСО являются только оптимальным вариантом достижения поставленной стратегии компании и от, верно, выбранного вектора совершенствования для достижения стратегии зависит успех компании [8].

Однако часть отечественных компаний, которые имеют сертификацию по такой группе стандартов, до сих пор относительно мала. Кроме того, в последние годы мир получил чисто российское новшество, когда компании при использовании недоработок в международной системе сертификации, получают сертификаты ИСО-9001, буквально не имея действующей системы менеджмента качества.

Несомненно, все это не способствует ни повышению авторитета российских компаний, ни завоеванию стабильных позиций на международных рынках. В данной ситуации уход государства от проблем надзора, контроля и сертификации влечет за собой серьезные разрушительные последствия. В том случае, если на качестве жизни российского потребителя это сказывается уже сейчас, то на отечественном бизнесе, в том числе и на возможности осуществить задуманные планы при проникновении на зарубежные рынки, результат проявится несколько позже. Это обусловит не только значительные финансовые потери, но и ухудшит репутацию компаний и государства в целом.

Таким образом, в заключении стоит сказать, что индустрия 4.0, или промышленный Интернет, являясь глобальным внедрением интернет-технологий в процесс производства, составляют центральное, но не единственное технологическое содержание неоиндустриализации. По нашему мнению, двумя другими технологическими прорывами межотраслевого характера являются 3D-технологии, или иначе говоря, аддитивное производство, а также новый этап применения роботов на производстве. Данные элементы неоиндустриализации в ближайшее время обещают радикальным образом преобразовать технологии обрабатывающей промышленности, привести к настоящим революционным сдвигам не только в индустриальной, но и в социальной базе человечества.

Список литературы

  1. Лисовский А.Л. Оптимизация бизнес-процессов для перехода к устойчивому развитию в условиях четвертой промышленной революции / А.Л. Лисовский. — Стратегические решения и риск-менеджмент. — 2018. — С. 14-17
  2. Налбандян Г.Г., Ховалова Т.В. (2018). Концепция Интернета энергии в России: драйверы и перспективы // Стратегические решения и риск-менеджмент. — № 3. — 2018. — С. 60–65
  3. Попов А.И. Неоиндустриализация российской экономики как условие устойчивого развития / А.И. Попов. — Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2014. — С. 44-46
  4. Сафиуллин А.Р. Основные направления политики неоиндустриализации в современной экономике / А.Р. Сафиуллин. — Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. — 2017. — С. 41
  5. Тарасов И.В. Индустрия 4.0: Понятие, концепции, тенденции развития / И.В. Тарасов. — Стратегии бизнеса. — № 6 (50). — 2018. — С. 58-60
  6. Трачук А.В. Бизнес-модели для гиперсвязанного мира // Управленческие науки современной России: В 2 т. — СПб.: Реальная экономика. — Т. 1, ч. 1. — 2014. — С. 20–26
  7. Хаммер М., Чампи Д. Реинжиниринг корпорации: манифест революции в бизнесе. М.: МИФ. — 2018. — 288 с.
  8. Хасанов А.Р. Влияние предиктивной аналитики на деятельность компаний // Стратегические решения и риск-менеджмент. — № 3. — 2018. — С. 108–113