Московский экономический журнал 9/2019

image_pdfimage_print

УДК 316.472.4

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-19001

СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ КАК СПОСОБ КОММУНИКАЦИЙ И ПРОДВИЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

SOCIAL NETWORKS AS A WAY OF COMMUNICATION AND PROMOTION OF EDUCATIONAL SERVICES

Муратова Елена Андреевна, к.э.н., доцент, зав. кафедрой информационных технологий и программной инженерии, Факультет экономики и информационных технологий, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, 614990, Пермь, ул. Петропавловская, 23.

Muratova Elena Andreevna, CSc, Information Technology and Software Engineering Department, Faculty of Economics and Information Technologies, Perm State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov. 614990. Perm, st. Petropavlovskaya, 23, muratova.elena.2011@mail.ru

Аннотация: В работе раскрыта сущность социальных сетей, определены взаимосвязи элементов социальной сети, определены признаки и характеристики социальных сетей, дана классификация соцсетей на основе типа межличностных связей. определены функциональные возможности использования социальных сетей в системе образования, их влияние на систему образования в России и раскрыты социальные сети как способ определения уровня удовлетворенности образованием.

Summary:The paper reveals the essence of social networks, defines the interrelationships of social network elements, defines the characteristics and characteristics of social networks, gives a classification of social networks based on the type of interpersonal connections. We identified the functional possibilities of using social networks in the education system, their influence on the education system in Russia and revealed social networks to determine the level of satisfaction with education.

Ключевые слова: продвижение образования, интернет-маркетинг, социальные сети.

Keywords: education promotion, internet marketing, social networks.

Глобальная сеть Интернет стала неотъемлемой частью современного общества, посредством которой образовалась всемирная коммуникационная среда. В настоящее время Интернет предоставляет пользователям огромные возможности, среди которых можно выделить получение и передачу информации, совершение разнообразных операций (платежи, заключение сделок, размещение рекламы), общение в социальных сетях, получение дистанционного образования, работу на удаленной основе и т.д. Благодаря разнообразным возможностям значимость социальных сетей существенно возросла, и ее уровень продолжает повышаться. [1]

Социальные сети – современный инструмент коммуникаций

На сегодняшний момент социальные сети представляют собой коммуникационный инструмент, в связи с чем его популярность среди населения находится на высоком уровне. Благодаря соцсетям отдельный человек, группы, сообщества или хозяйствующие субъекты имеют возможность решать самые разнообразные вопросы. К примеру, компании могут размещать рекламу о своей деятельности, тем самым повышая свою активность и привлекая потенциальных клиентов.

Социальные сети (social networking service) представляют собой многопользовательский интернет-ресурс, который постоянно пополняется контентом, размещаемым посетителями сайта. При этом для каждого пользоваться создается индивидуальный аккаунт с указанием какой-либо информации, по которой пользователь может быть найден в социальной сети. По-другому социальные сети можно назвать онлайн-сервисом или веб-сайтом, которые используются для организации, построения и дальнейшего осуществления взаимоотношений между пользователями сети. [2]

Сущность социальных сетей

На данный момент понятие «социальная сеть» используется как специальный термин в пространстве Интернета. Впервые о нем упоминалось в начале 30-х гг. XX в. как о способе общения и взаимодействия внутри конкретной группы. В 1954 г. специалист социологии Джеймс Барнс предложил новое для того времени понятие как «социальная сеть» в виде социальной структуры, состоящую из групп социальных объектов, а также связей между ними. Фундамент современного анализа социальных сетей основывается на комплексе социологических и математических методов исследований, сформированных в 70-х гг. XX в.

В современных условиях существуют различные трактовки термина «социальная сеть». В общем виде социальная сеть представляет собой специализированную онлайн-платформу, которая предназначена для организации, построения и дальнейшего осуществления социальных взаимоотношений между пользователями сети. Кроме того, социальную сеть можно представить как интернет-сообщество пользователей сети, которые объединены по определенным признакам на базе одного сайта. Построение социальной сети в Интернете аналогично реальным взаимоотношениям, но отличается тем, что для построения системы важно не географическое местоположение участников соцсети, а иные критерии, например, пол, возраст, национальность, профессия, финансовое положение и т.д.

Наиболее полная трактовка термина «социальная сеть» может быть следующей: Социальная сеть – это многопользовательская система (веб-сайт, платформа, онлайн-ресурс), представляющая собой сетевую социальную структуру, включающую социальные объекты (люди, группы, сообщества) и социальные связи между ними, на основе которых выстраиваются взаимоотношения между пользователями (рис. 1). [3]

Основные характеристики, классификация и популярность социальных сетей в России

Платформа или веб-сайт считаются социальной сетью, если удовлетворяют следующим характеристикам:

  • предусмотрено создание индивидуального профиля (аккаунта);
  • разрешено взаимодействие пользователей между собой (просмотр аккаунта, переписка, комментарии);
  • предоставлена возможность достигать общую цель путем кооперации (поиск друзей, ведение блога сообщества);
  • предусмотрена возможность обмена ресурсами (отправка файлов);
  • предоставлена возможность удовлетворять потребности за счет накопления ресурсов.

Наиболее важные характерные особенности социальной сети представлены на рис. 2.

На сегодняшний момент нет единой четкой классификации социальных сетей, и в основном она основывается на технологическом, целевом, географическом принципе разделения.

Классификация соцсетей на основе типа межличностных связей:

  1. универсальные соцсети, основной функцией которых является поиск людей и дальнейшее общение с ними. На этих платформах можно создавать группы или сообщества, организовывать мероприятия, размещать видео/аудио или текстовые материалы;
  2. соцсети дневникового типа, к которым относятся блоги – регулярно обновляемые веб-страницы, размещенные на специальном блогхостинге. Все записи (видео, аудио или текст) размещаются в хронологическом порядке, а сами блоги характеризуются публичностью с возможностью комментирования;
  3. соцсети, имеющие конкретную специализацию (профессиональную, национальную, родственную и т.д.)

Классификация соцсетей на основе аудиторного критерия:

  1. массовые соцсети с широкой аудиторией;
  2. специализированные соцсети для конкретного сегмента участников;
  3. соцсети, ориентированные на конкретные возрастные группы;
  4. соцсети, разделенные по гендерному признаку пользователей;
  5. соцсети религиозного направления;
  6. соцсети, ориентированные на национальные признаки пользователей;
  7. соцсети, характеризующиеся территориальной принадлежностью участников.

По данным исследований TNS за октябрь 2013 г. наиболее популярными соцсетями в России были: ВКонтакте, Одноклассники, FaceBook, LiveJournal, Twitter. На данный момент к ним присоединилась соцсеть  Instagram, а популярность таких социальных сетей как LiveJournal, Twitter несколько снизилась. [3]

Функциональные возможности использования социальных сетей в системе образования

Исследователи в области образования приходят к единому мнению, что социальные сети можно использовать для повышения качества образования. Современные интернет-технологии имеют внушительный педагогический потенциал, который можно оценить на теоретическом уровне и внедрить в практическую деятельность.

На данный момент существуют различные соцсети, созданные именно для организации образовательного процесса и развития системы образования. Они ориентированы именно на сферу образования, имеют различные функции для прохождения процесса обучения, однако их возможности не используются в полной мере школьниками и студентами. Развитие социальных сетей именно для сферы образования позволит:

  • использовать функционал, позволяющий в оперативном порядке обмениваться информацией между преподавателями и студентами, обсуждать какие-либо вопросы, создавать совместный проект;
  • изучать новые методы и средства коммуникации с различными людьми, обладающими разными чертами характера, обучаться эффективному поиску информации от них;
  • поменять мнение учащихся об Интернете как о развлечении и сфокусировать внимание на возможности его применения для рабочих целей;
  • организовать рабочие процессы межу сотрудниками в любое время и сформировать постоянность учебного процесса;
  • использовать различную информацию (видео, аудио, текст, изображения) для глубокого изучения темы;
  • узнать более полно о характере, интересах и увлечениях обучающегося.

При использовании соцсетей в образовательном процессе можно достичь следующих результатов:

  1. создание единого информационного пространства;
  2. формирование базы качественных и доступных образовательных ресурсов;
  3. создание кадрового потенциала педагогического состава;
  4. мотивация учителей, мастеров и учеников к креативному мышлению и профессиональному развитию;
  5. консультирование участников образовательного процесса по возникшим вопросам;
  6. создание инновационной системы мышления на работе.

Вопросы в области применения интернет-маркетинга рассматриваются в работах В.П. Черданцева [4] [5]. Социальные сети как составная часть интернет-маркетинга открывают новые возможности для системы образования, в том числе создание привычной среды для учащихся, использование разнообразных форм коммуникации, обеспечение широких возможностей для совместной работы. [3]

Влияние социальных сетей на систему образования в России

Социальные сети при своем активном развитии оказывают существенное влияние на различные области жизнедеятельности общества, в том числе и на систему образования. При этом специалисты отмечают развитие у обучающихся специфических ценностей, особенным образом влияющих на систему образования в России. Одной из самых главных является информационное единство людей по всему миру, благодаря чему появилось такое понятие как краудсорсинг, при котором граждане участвуют в создании социально значимой информации.

Благодаря краудсорсингу социум переходит на другой уровень мышления, понимания вопросов и проблем и их решений. При таком поведении используется коллективный разум как принципиальный компонент информационного развитого общества.

Социальные сети на основе метода краудсорсинга могут дать синергетический эффект. В соответствии с этим появляются инновации, в том числе и социальные. Появляются новые компетенции работников, которые закрывают перечень незакрытых вопросов. Кроме того, электронные ресурсы позволяют специалистам, ученым, студентам работать над коллективным проектом в интерактивном режиме.

Другой важной специфической ценностью соцсетей является информационная доступность. Интернет-ресурсы дают возможность абсолютно каждому человеку получать разнообразную информацию в целях образования и использовать ее по своему усмотрению. Социальные сети, предоставляя такую информацию, позволяют человеку получать образование, развивать свои навыки, тренировать мышление.

Существенной проблемой является тот факт, что система образования опаздывает за социальными процессами из-за применения устаревших методов и технологий. Университеты уступают учебным центрам повышения квалификации. Для исправления ситуации необходимо проводить индивидуализацию учебного процесса, то есть использовать принципиально новые педагогические технологии. При этом необходимо учитывать, что активное развитие соцсетей несет некоторые проблемы, влияющие на систему образования, в том числе [3]:

  • информационное неравенство;
  • социальное разделение;
  • манипуляция сознанием людей;
  • стремительное развитие виртуальной реальности;
  • проблема самореализации в сети Интернет;
  • ограниченные сенсорные возможности;
  • присутствие анонимности;
  • развитие зависимости от соцсетей;
  • утрата ощущения пространства;
  • рост информационной преступности.

Задачей системы образования при активном развитии социальных сетей является необходимость формирования информационной этики, адекватной новой информационной культуре личности и общества.

Социальные сети как способ определения уровня удовлетворенности образованием

Использование соцсетей в системе образования позволит определить уровень удовлетворенности (как педагогов, так и учащихся) производимым процессом. Для этого учебным заведениям необходимо как можно больше внимания уделять качеству получаемых образовательных услуг, их доступности учащимся. Это мероприятие можно осуществлять путем изучения контента, который содержится в соцсетях и размещается непосредственными пользователями сети Интернет.

 На основании проводимого анализа контента, размещенного в соцсетях, можно разрабатывать пути повышения привлекательности образовательных услуг учебного заведения. Например, к ним можно отнести [6]:

  • увеличение количества проводимых мероприятий (форумов, соревнований и т.д.);
  • повышение имиджа учебного заведения (или отдельных специальностей);
  • внедрение понятной системы оценки знаний и стимуляции творческой деятельности обучающихся;
  • использование активной политики поощрения обучающихся, достигших определенных успехов в образовании.

Выводы Социальные сети стали неотъемлемой частью современного общества. Они используются в различных областях человеческой деятельности, в том числе и в системе образования. Для продвижения образовательных услуг учебным заведениям необходимо внедрять политику активного использования социальных сетей, через которые можно повысить качество предоставления образовательных услуг, усовершенствовать систему взаимодействия между педагогами и обучающимися, повысить привлекательность самого учреждения.

Список литературы

  1. Медведева Э.А., Водатурская Я.Р. Оценка эффективности продвижения вуза в социальных сетях // Общество: политика, экономика, право. 2013. №4. – с. 96-101.
  2. Голодова А.А. Социальные сети как инструмент профориентационной работы вуза на рынке образовательных услуг // Проблемы экономики и менеджмента. 2014. №3 (31). – с. 31-34.
  3. Чванова М.С., Храмова М.В., Лыскова В.Ю., Михайлова Д.И., Моргунова А. Ю., Молчанов А.А. Развитие социальных сетей и их интеграция в систему образования России // ОТО. 2014. №3. – с. 472-493.
  4. Плотников А.В., Черданцев В.П. Анализ сайтов сельскохозяйственных академий Приволжского федерального округа // В сборнике: Агротехнологии XXI века. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования “Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова”. 2017. С. 56-58.
  5. Плотников A.В., Черникова С.А., Черданцев В.П. Анализ внутренних факторов сайтов аграрных вузов в ПФО // В сборнике: Информационные технологии в стратегии реиндустриализации АПК региона. материалы. Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова. 2018. С. 187-192.
  6. Матасова О.И. Контент-анализ студенческих публикаций в социальных сетях как способ определения направлений повышения удовлетворенности студентов образовательными услугами вуза // Kant. 2017. №4 (25). – с. 219-221.