Московский экономический журнал 9/2019

image_pdfimage_print

УДК 338.1

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-19081

РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНКИ КОММЕРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ИННОВАЦИЙ

Development of technology assessment of commercial potential of innovations

Скоробогатов Михаил Владимирович,кандидат экономических наук, профессор, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, г. Санкт-Петербург

Ивлев Илья Юрьевич, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, г. Санкт-Петербург

Skorobogatov M.V., mvskor@rambler.ru

Ivlev I.Y., admin@prf60.ru

Аннотация: В статье рассматривается основные подходы и виды оценки коммерческого потенциала инновационных проектов (ИП), используемые в зарубежной и Российской практике. Особое внимание уделено изучению методике оценки инновационных проектов, использующейся Фондом содействия инновациям при проведении конкурсного отбора проектов по программе «УМНИК». Предложена технология оценки коммерческого потенциала, в основе которой лежит представленная конкурсная методика.

Summary: The article discusses the main approaches and types of evaluation of the commercial potential of innovative projects (PI) used in foreign and Russian practice. Particular attention is paid to the study of the methodology for evaluating innovative projects used by the Innovation Assistance Fund during the competitive selection of projects under the «UMNIK» program. A technology is proposed for assessing commercial potential, which is based on the submitted competitive methodology.

Ключевые слова: оценка, потенциал инноваций, программа “УМНИК”.

Keywords: evaluation, innovation potential, “smart GUY” program”.

ПОТЕНЦИАЛА ИННОВАЦИЙ

В данной статье инновации будем рассматривать как инновационный проект (далее – ИП). Он включает в себя подробный бизнес-план вместе с возможностями команды готовой его реализовать. Перед внедрением на рынок любой ИП проходит экспертизу в целях оценки коммерческого потенциала, для принятия окончательного решения об инвестировании.  В зависимости от потребностей, существует несколько вариантов оценки.

Внутренняя экспертиза проекта, представленная на рисунке 1, производится для собственного убеждения в прибыльности и реализуемости проекта, в целях инвестирования в него собственных. Также может проводится в виде моделирования прохождения внешней экспертизы, для прогнозирования результатов оценки в реальных условиях. Внешняя экспертиза проводится потенциальными инвесторами (грантодателями) для выявления объектов финансирования.

Как видно из таблицы 1, процедура экспертизы коммерческого потенциала ИП проводится, чтобы инициатору проекта удостоверится в возможности его успешной реализации, комплексно оценив правдоподобность расчетов из бизнес-плана и необходимые компетенции команды. [5]

Внешняя экспертиза потенциальным инвестором проводится, в том случае, если он заинтересовался проектом. Целью данной проверки проекта является получение дополнительных гарантий об успешной реализуемости проекта. Такие оценки либо проводятся самим инвестором, либо по заказу в аудиторских фирмах. У крупных компаний имеются собственные методики, например, для выбора объектов инвестирования в компании Lambic Innovation разработали методику TAME (Technology And Market Evaluation). [6]

Исходя из представленной информации в таблице 2, можно сделать выводы, что существующие внешние процедуры (конкурсная оценка, технологический аудит), удовлетворяют потребности в оценке коммерческого потенциала ИП, как у инициатора, так и у инвестора (грантодателя). Однако стоит отметить, что в первую очередь, они ориентированы на организаторов экспертизы, являясь их инструментом для достижения целей, (реализация государственной политики развития и поддержки в научно-технической сфере; создание инвестиционного портфеля проектов с целью минимизации рисков и максимизации прибыли). Главными недостатками внешней экспертизы являются: длительная процедура оценки и отсутствие обратной связи для большинства проектов.

Внутренняя оценка коммерческого потенциала ИП является инструментом для самостоятельного проведения экспертизы проекта при минимальных затратах и в необходимый момент. Отсутствие жестких рамок при организации работы экспертной комиссии, а также при определении процедуры и выбора методов, позволит моделировать условия прохождения внешней экспертизы близкие к реальным. Что, в свою очередь, открывает перед разработчиком проекта широкий ряд возможностей:

  • Выявление слабых сторон проекта (с учетом условий и специфики экспертизы)
  • Получение рекомендаций (обратная связь с большим числом независимых специалистов из разных областей)
  • Адаптация ИП под требования заявки (под конкретный конкурс или грант)
  • Экономия личного времени (на основании результатов оценки возможен отказ от идеи, минуя длительную конкурсную экспертизу и/или трудоемкую процедуру технологического аудита)
  • Проверка идеи на жизнеспособность при различных исходных условиях (освоение определенного, а не требуемого количества денежных средств; с учетом высокой стоимости привлечения венчурных инвестиций)    

На основании проделанного анализа внутренней и внешней экспертизы коммерческого потенциала ИП, можно сделать выводы об успешном применении внешних методов оценки, но при целом ряде ограничений (соблюдение условий и сроков конкурса; выполнение требований потенциального инвестора; попадание в число рекомендованных к прохождению ТА). Использование внутренней экспертизы проекта, за счет своей гибкости и адаптивности, создает предпосылки для разработки технологии оценки коммерческого потенциала.

Главная идея предлагаемой технологии заключается в предоставлении конкретных указаний и правил по проведению внутренней оценки проекта, с учетом инновационной составляющей. В качестве основы при проведении экспертизы предлагается использовать методику конкурса инновационных проектов «У.М.Н.И.К.», так как она наиболее широко распространена на территории Российской Федерации: в 2017 году поддержано примерно 1250 проектов, грант составляет 500 тыс.руб., проводится более чем в 70 регионах России, реализуется с 2013 года, составляет около 6 % от объема инвестиций (венчурных) в РФ, количество заявок за 2017 год 10 480 шт. [7]

Данные факты позволяют говорить о массовом применении методики конкурса, особенно на посевной и начальной стадиях проекта >30% от общего объема2. Освоение фондом содействия инновациям в рамках программы «У.М.Н.И.К» огромных бюджетных средств на протяжении многих лет, свидетельствует о доверии к разработанной методике экспертизы инновационных проектов со стороны органов государственных власти. Общая схема участия в конкурсе инновационных проектов проведения представлена на рисунке 2.

Данная схема описывает процесс проведения конкурса (экспертизы проекта), с момента начала участия, до заключения договора. Процедуры финансирования и контроля за расходованием денежных средств, не указаны на рисунке, так как не являются частью метода оценки потенциала (по программе «У.М.Н.И.К»).

На рисунке 3 представлена схема проведения процедуры оценки с использованием предложенной технологии. Проанализировав его, можно отметить, что итогом данной процедуры станет один их трех вариантов: рекомендован к реализации, требует доработки, по мнению экспертов его лучше завершить.

В таблице 3 рассмотрены процедуры оценки методики «УМНИК» проводимой в рамках программы конкурса Фонда содействию инновациям и по предложенной технологии. Следует отметить, что в отличии от стандартной методики, предлагаемая имеет меньше этапов, позволяя сократить сроки экспертизы.  

В заключении стоит обратить внимание на широкие возможности проведения экспертизы по предлагаемой технологии, которые открываются за счет выбора методики оценки. Представленная идея реализуется по средствам интернет сайта, на котором размещаются проекты и организовывается работа экспертной комиссии. На данный сайт запущен по адресу www.exp-of-inn.ru, но работает в тестовом режиме. [8]

Литература

  1. Абакумов Р.Г, Подоскина Е.Ю. Методы оценки эффективности инновационных проектов // Инновационная наука, 2016. – №1-1. –  с. 11-13.
  2. Гончарова Е. В., Дуйсекова З. Г. Методы оценки и критерии эффективности инноваций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – С. 3676–3680.
  3. Обзор рынка прямых и венчурных инвестиций за 2017 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rvca.ru/upload/files/lib/ RVCA-yearbook-2017-Russian-PE-and-VC-market-review-ru.pdf (дата обращения: 15.04.2019)
  4.    Дата обращения 25.11.2018
  5. Романова В.Е., Ведяева Е.С. Системный подход к оценке эффективности инновационных проектов // Вестник СГСЭУ. 2018. № 1 (70) С. 65-69.
  6. Скоробогатов М.В., Ивлев И.Ю. Основные подходы и методы, используемые для оценки коммерческого потенциала инновационных проектов // Московский экономический журнал – 2018. – № 5-3. – С. 138-145.
  7. Тихонов Н.А. Оценка коммерческого потенциала инноваций // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 26. С. 42–47.
  8. Фонд содействия инновациям [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://umnik.fasie.ru (дата обращения: 15.04.2019)
  9. Экспертиза инноваций онлайн [Электронный ресурс] – режим доступа: www.exp-of-inn.ru (дата обращения 01.05.2019)