Московский экономический журнал 9/2019

image_pdfimage_print

УДК  004.415.3

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-19067

КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ КОНТЕНТОМ: ВИДЫ, ФУНКЦИИ

CLASSIFICATION OF CONTENT MANAGEMENT SYSTEMS: TYPES, FUNCTIONS

Муратова Елена Андреевна, к.э.н., доцент, зав. кафедрой информационных технологий и программной инженерии, Факультет экономики и информационных технологий, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, 614990, Пермь, ул. Петропавловская, 23.

Muratova Elena Andreevna, CSc, Information Technology and Software Engineering Department, Faculty of Economics and Information Technologies, Perm State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov. 614990. Perm, st. Petropavlovskaya, 23, muratova.elena.2011@mail.ru

Аннотация:В статье рассматриваются проблемы создания сайтов в современных реалиях цифровизации всех сфер общества. Современные технологии обеспечивают доступ к разработке интернет-ресурсов даже для неопытных пользователей Сети. Наиболее эффективной и популярной технологией является использование систем CMS. В работе подробно рассмотрен функционал подобных решений, их виды и отличия. Выделены наиболее популярные системы, рассмотрены вопросы безопасности и возможности каждой из них.

Summary:The article considers the problems of creating sites in the modern realities of digitalization in all areas of society. Modern technologies provide access to the development of Internet resources even for inexperienced Web users. The most effective and popular technology is the use of CMS systems. The work examined in detail the functionality of such solutions, their types and differences. The most popular systems are highlighted, security issues and the capabilities of each of them are considered.

Ключевые слова: технологии, разработка сайтов, веб-сайт, система управления контентом, CMS.

Keywords: technology, website development, website, content management system, CMS.

Развитие Всемирной сети происходит семимильными шагами. На сегодняшний день практически не осталось компаний, которые не имеют собственного веб-сайта. В условиях тотальной цифровизации экономики и развития информационных технологий наличие собственной страницы в Интернете является необходимым условием существования. Помимо погони за трендами, данный инструмент открывает новые перспективы для бизнеса, а именно:

  • возможность моментального информирования своих клиентов о важных событиях, формирование систем обратной связи и индивидуального сервиса поддержки каждого клиента;
  • широчайшие возможности интернет-маркетинга, контекстной и медийной рекламы;
  • привлечение новой аудитории потенциальных потребителей продукта или услуги.

Однако на пути к созданию собственного сайта возникают сложности. Профессиональные разработчики, программисты и веб-студии оценивают свои услуги очень дорого, далеко не все компании могут позволить себе такие затраты. На изучение языка программирования и написание сайта самостоятельно тоже зачастую мало как времени, так и средств. Именно для разрешения данных проблем разработаны новые технологии упрощенного создания сайтов. Наибольшую распространенность получила технология под названием система управления контентом CMS (от английского Content Management System).

Система управления контентом представляет собой информационную систему и программное обеспечение,  позволяющее создавать массивы информации, редактировать их и управлять их отображением на веб-странице. Технология призвана помочь человеку без специализированных знаний и подготовки, создать собственную веб-площадку, отредактировать её по собственному желанию и поддерживать её стабильное функционирование. [1]

Особенностью данных систем управления является наличие визуального редактора, представляющего собой программу создания и редактирования HTML-кода по упрощенной схеме. Благодаря такому решению, пользователи системы управления контентом больше не вынуждены зависеть от программистов и разработчиков. Даже без специальных знаний можно создать собственную интернет-страницу, сконструировать вид будущего веб-сайта, используя предложенные дизайн-шаблоны и компоненты.

К несомненным преимуществам использования систем CMS следует отнести:

  • простоту интерфейса, понятного пользователям любого уровня. Администратору сайта больше не нужно получать специальных знаний, весь функционал управляется интуитивно. Заполнение сайта контентом производится в виде простейшего текстового редактора с возможностью менять стили шрифта, его цвет и размеры. Можно отдельно выделять ссылки, вставлять изображения и различные графики.
  • для заполнения сайта не нужно останавливать его работу. Весь процесс администрирования и обновления площадки производится в режиме on-line. Изменения и новые элементы никаким образом не нарушают стабильности работы ресурса и становятся доступны пользователям сразу после их добавления. Кроме того, вносить изменения в собственный веб-ресурс можно с любого устройства и независимо от территориального местоположения, необходим лишь доступ к Интернету.
  • отсутствие затрат на редизайн сайта. Помимо простейшего обновления контента страницы, в системе доступна работа и с графическим содержимым. Можно поменять дизайн отдельных элементов: баннеров, кнопок и блоков. Помимо этого, можно с легкостью изменить визуальный шаблон всего ресурса.
  • обратная связь с пользователями. В систему встроены функции анализа действий пользователей, разграничения их прав доступа. Предусмотрены возможности создавать опросы, онлайн-голосования и формы обратной связи. Такая интерактивная связь наиболее интересна для посетителей.

У CMS или «движка сайта» имеются и заметные недостатки. В первую очередь, системы управления контентом не способны обеспечить эксклюзивность веб-страницы. Ведь все сайты, выполняемые посредством данного обеспечения, создаются по шаблонам, которые могут обеспечить приятный внешний вид и функциональность, но не всегда могут отвечать задумкам его создателей. Кроме того, важным является вопрос защищенности сайтов, ведь CMS-система не способна обеспечить высокую степень защиты ресурса.

Российский рынок CMS достаточно молодой и не имеет критериев классификации «движков сайтов». Но от правильного выбора системы зависит эффективность работы сайта, а также простота и удобство использования. Чаще всего существующие предложения классифицируют на коммерческие и бесплатные.   

Коммерческие системы создаются предпринимателями с целью извлечения прибыли от разработки и технической поддержки пользователей. Основным достоинством подобных систем является наличие гарантий стабильной работы и эффективности. Есть система выставления претензий к разработчику и решения насущных проблем. [2]

Бесплатные системы наиболее популярны. Причем это заслуга не только низких финансовых затрат, но и комплекса иных достоинств. В первую очередь, бесплатные CMS являются трудом группы энтузиастов и содержат открытый код, с которым может работать каждый разработчик, усовершенствуя его, добавляя различные расширения, модули и доработки на собственные ресурсы. Решение проблем обычно решается коллективными усилиями на форумах разработчиков.

Вторым существенным достоинством бесплатной системы является наличие дополнительных модулей в открытом доступе. Если работа в системе на коммерческой основе ограничивается предложенными разработчиками модулями и расширениями, которые очень редко обновляются, то в бесплатной CMS расширение можно создать самому, либо воспользоваться открытым каталогом общедоступных плагинов.  

Безопасность собственного сайта будет наиболее эффективной именно при использовании бесплатного программного обеспечения CMS. Благодаря развитию системы целым сообществом специалистов, обеспечивается быстрое обнаружение и устранение уязвимостей программного кода «движка сайта». В то время как платные проекты разрабатывают меньшее число экспертов.

Функционал бесплатных и коммерческих систем управления контентом схож, удобство администрирования сайтов и их создания одинаково высоко, а защищенность систем зависит от компетентности разработчика. [1]

Внушительный перечень функций систем CMS можно сгруппировать в виде нескольких категорий:

  • создание сайтов – предоставление пользователям максимально удобных и доступных средств создания контента для своих веб-страниц;
  • управление уже созданными решениями. Сюда относится хранение предыдущих версий документов, контроль над их изменением, доступом пользователей в разделы их ответственности. Сюда же относится и удобство интеграции с информационными системами извне и управление потоками поступающих документов.
  • публикация контента – автоматическое размещение изменений администратора сайта. Пользователю достаточно лишь выполнить загрузку нового контента, а специальные инструменты самостоятельно совместят его с дизайном всего сайта.
  • предоставление дополнительных функций, которые позволяют улучшить восприятия информации пользователями, например построение графиков, навигационных структур и пр. [3]

На сегодняшний день рынок CMS представлен большим количеством систем управления контентом. Нельзя назвать даже приблизительное число подобных решений, практически еженедельно появляются новые проекты. Будущему пользователю необходимо четкое осознание того факта, что от правильного выбора системы зависит успешность его будущего сайта и, возможно, его бизнеса в целом. Верный выбор «движка сайта» обеспечит удобное и простое развитие интернет-ресурса. Чаще всего выбор системы определяется на основе рейтингов.

Весной 2019 году компания iTrack представила свой очередной рейтинг систем CMS на основе опроса более 5 млн. сайтов в юрисдикции российских провайдеров.

Лидирующие позиции на отечественном рынке систем управления контентом по результатам исследования заняли бесплатные решения WorldPress и Joomla. Более половины отечественных сайтов, построенных с помощью CMS, созданы именно на этих проектах. [1]

WorldPress – простая платформа по созданию сайтов. Любой пользователь Сети менее чем за час создать собственный интернет-ресурс. Есть возможность создания собственных рубрик, блога, форума, вкладок с мультимедийными файлами. Простота платформы обеспечивается большим набором шаблонов для установки на вновь созданную страницу. Однако, такая легкость создания, на практике оборачивается многочисленными уязвимостями. Сайты, созданные с помощью данной системы, подвержены DoS-атакам, кроме того, базы данных авторизации пользователей зачастую хранятся в незашифрованном виде. Для минимизирования рисков нужно регулярно обновлять систему и не раскрывать её версию, ведь каждая из них обладает своим перечнем уязвимостей.

Joomla является второй по популярности системой. В отличие от лидера рейтинга, она имеет частично платные функции, позволяющие создать серьезный ресурс с широким набором модулей и компонентов. Востребованной системы объясняется её безопасностью от взлома, так как каждые три месяца происходит полное обновление. Недостатком данной CMS является её сложность, рядовой пользователь должен будет некоторое время привыкать к интерфейсу, сложностями редактирования контента. [4]

Идеальных систем управления контентом не существует и вряд ли она появятся в обозримом будущем. Потенциальному пользователю CSM нужно определить список задач, предъявляемых будущему веб-сайту, и на их основе подобрать наиболее подходящую систему.

Критерии выбора системы управления можно сгруппировать в следующем виде:

  • информационная модель системы – основной критерий выбора. Структура наполнения сайта должна соответствовать данной информационной модели.
  • необходимость оптимизации для поисковых систем. Агрегаторы очень чувствительны к стандарту HTML, поэтому для максимального эффекта от интернет-маркетинга, нужно отдавать предпочтение CMS, которые создают максимально совместимый код небольшого объема.
  • поддержка расширений. Система должна быть максимально гибкой, поддерживать необходимые пользователю модули.
  • достаточная функциональность. Все требуемые пользователем функции должны поддерживаться системой, это обеспечит легкость и простоту использования. В случаях недоступности некоторых функций, их можно подключить, используя модули сторонних производителей.
  • системные требования, состоящие из используемого языка программирования и сервера баз данных, который использует выбранная система.
  • лицензия – использования бесплатной или коммерческой системы. Выбор зависит от финансовых возможностей пользователя и его требований к конечному продукту.
  • развитие системы – необходимо отдавать предпочтение исключительно эффективно развивающимся системам. [2]

Потребность пользователей в средствах создания и автоматизации веб-сайтов растет с каждым годом. Ниша систем управления контентом развивается бурными темпами, разработчики предлагают пользователям всё больше многофункциональных и интересных проектов. Следует помнить, что будущее сайта напрямую зависит от правильного выбора системы CMS, а его эффективность прямо пропорциональна простоте и удобству системы управления.

Список литературы

  1. Герасимова А.В. CMS Технологии как современное средство для создания веб-сайта // Наука, образование и культура. 2019. №6 (40). – с. 19-22.
  2. Диева А.В. Проблема выбора CMS системы для разработки и продвижения web-сайта // ГИАБ. 2014. №9. – с. 310-312.
  3. Бондаренко Р.В., Богданов С.В., Куликов Д.Д. Использование CMS систем для решения технологических задач // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2007. №44. – с. 48-53.
  4. Иванищева А.А., Комилов Х.И., Гехаев М.Д. Анализ бесплатных популярных CMS платформ по созданию web-сайта // Инновационная наука. 2019. №3. – с. 37-39.