Московский экономический журнал 8/2021

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 911.53

doi: 10.24411/2413-046Х-2021-10510 

ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ НАРОДА МАРИ КАК СОЦИОПРИРОДНАЯ СИСТЕМА (НА ПРИМЕРЕ СЕЛА ВЕРХ-УШНУР РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ-ЭЛ)

ETHNOCULTURAL LANDSCAPE OF THE MARI PEOPLE AS A SOCIO-NATURAL SYSTEM (ON THE EXAMPLE OF THE VILLAGE OF VERKH-USHNUR OF THE MARI EL REPUBLIC) 

Дегтева Жанна Федоровна, кандидат географических наук, доцент эколого-географическое отделение, ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», г. Якутск, ул. Белинского, 58,

Degteva Zhanna Fedorovna, PhD in Geography, assistant professor environmental-geographical department, North-Eastern-Federal University, Yakutsk, st. Belinsky, 58, degteva.z@bk.ru 

Аннотация. Цель исследования – определить качества и свойства этнокультурного ландшафта народа мари, которые раскрывают его уникальность и способствуют устойчивости. В статье представлены результаты полевых исследований села Верх-Ушнур Советского муниципального района республики Марий Эл. На основе методологической модели «внутреннего ландшафта» выявлены духовные и культурные ценности местного сообщества, определены вернакулярные районы территории исследования. Раскрыты основные свойства этнокультурного ландшафта как социоприродной системы: центрированность, полимасштабность, анизотропность. Рассмотрены сакральные объекты этнокультурного ландшафта народа мари, в том числе Священная роща как часть гармоничного единства этнической общности и природы. Научная новизна работы заключается в подходе к изучению этнической территории народа мари с позиции концепция культурного ландшафта. особое внимание уделено пространственной организации.

Abstract. Purpose of the study is to determine qualities and properties of the Mari people’s ethnocultural landscape, which reveal its uniqueness and contribute to sustainability. The article presents result of field research in a village of Verkh-Ushnur (Sovetsky District, Mari El Republic). On the basis of methodological model of the “internal landscape”, spiritual and cultural values of the local community are identified, people’s districts of the studied territory are determined. Main properties of the ethno-cultural landscape as a socio-natural system are revealed: centering, multiscale, anisotropy. Sacred objects of the ethnocultural landscape of the Mari people, including the Sacred Grove, are considered as part of harmonious unity of the ethnic community and nature. Scientific novelty of the article lies in the approach to the study of the ethnic territory of the Mari people from the point of view of the concept of cultural landscape, with special attention paid to spatial organization.

Ключевые слова: этнокультурный ландшафт, социоприродная система, народ мари, традиционная культура, сакральное место

Keywords: ethno-cultural landscape, socio-natural system, Mari people, traditional culture, sacred place

Марийцы – потомки древнего населения Среднего Поволжья. Начало формирования народа относится к первому тысячелетию нашей эры. Народ мари является носителем уникальной культуры и традиций, унаследованных от предков. До настоящего времени марийцам удалось сохранить свою самобытность, культурные особенности ведения быта и взаимоотношения с природой.

В современном мире этническая культура испытывает все большее влияние глобализации, что нередко способствует зарождению поликультурных ценностей, приводит к унификации этнической и господству массовой культуры. В связи с этим, проблема сохранения этнокультурного своеобразия, рассматриваемого как ресурс устойчивого развития Российской Федерации приобретает актуальность.

Этническая культура многогранна, она проявляет себя в особенностях одежды, пищи, благоустройства жилища, системы расселения, языка, местной терминологии, верования, ритуальных практик, фольклора, народных промыслов и др. При этом географическая среда, как отмечал В.И. Козлов, накладывает сильный отпечаток на хозяйство и быт живущих в ней людей, отражается в их духовной культуре и самосознании, повышая тем самым ее социально-образующее влияние. Природа этнических территорий с раннего детства остается в сознании и становится непременным фоном народных сказаний, песен и других видов фольклора, играющих видную роль в формировании этнического самосознания [1]. Важно отметить, что не только культура местных этнических общностей формируется под влиянием природного ландшафта, но и сам природный ландшафт наполняется культурными ценностями, смыслами, образами и символами, проживающего в нём народа.

Природные и культурные компоненты культурного ландшафта, обращал внимание В.Л. Каганский, равноправны, взаимосвязаны и дополнительны. Местное сообщество осваивает ландшафт и поддерживает его в соответствии, не только со своими прагматическими устремлениями, но и духовными потребностями [2]

Методологической основой исследования служит концепция культурного ландшафта, она позволяет осуществить интегральный подход с применение различных парадигм: объектной, признающей главенство материи и субъектной, сфокусированной на опыте личности и культурных смыслах [3]. Структура культурного ландшафта включает два слоя: культурный и природный; культурный состоит из материальной и духовная культуры; культуры наследия и современной культуры; природный –  из преобразованной и естественной природы [4]. В исследованиях культурных ландшафтов применяются различные подходы: информационно-аксиологический, феноменологический [5], этнокультурный и другие. Для выявления специфики культурного ландшафта марийцев был использован этнокультурный подход. Этнокультурный подход раскрывает представление о культурном ландшафте как о сложной культурно-природной динамической системе, сформировавшейся в процессе материального и духовного взаимодействия местного этнического сообщества с природой.

Выбранный подход обуславливает необходимость исследования «внешней» и «внутренней» моделей, составляющих культурный ландшафт [6]. Существование двух моделей ландшафта на одной территории объясняется существованием двух исследователей с разными ценностными установками, в роли которых выступают, с внутренней стороны ландшафта – местное сообщество, с внешней – ученые и управленцы. Кроме того, этнокультурный ландшафт как социоприродная система имеет сложную структуру, основными свойствами которой являются: центрированность, полимасштабность, анизотропность. Поэтому в исследовании применялись объектно-компонентная и методологическая модели культурного ландшафта, предложенные В.Н. Калуцковым. [6].

В работе использовались теоретические и эмпирические методы естественных и гуманитарных наук: наблюдения, описания, опроса, экспедиционный, математико-статистический, картографический, геоинформационный. Экспериментальной базой являются результаты, полученные в ходе экспедиционных исследований территории села Вер-Ушнур республики Марий-Эл в августе 2021 года. Информационной базой послужили официальные статистические данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики республики Марий-Эл [7]; материалы официального интернет-портала республики [8] и материалы полевых исследований. На подготовительном этапе произведен анализ научной литературы, статистического материала и официальных интернет источников, осуществлен подбор картографического материала, выбраны ключевые участки, определен маршрут полевых исследований. На полевом этапе проведены обход села, окрестностей и наиболее важных для местных жителей объектов, изучена традиционная планировка двора. Незаменимым в исследовании стало глубинное интервьюирование, поскольку оно помогло выявить этнотерриториальную идентификацию, мировоззрения и ценности местного сообщества.

Основной территорией проживания марийского народа является республика Марий-Эл, в республике проживает более 50% марийцев Российской Федерации. Марий Эл является многонациональной республикой, в которой наряду с доминирующими по численности этническими общностями: марийцами и русскими, проживают татары, чуваши и представители других национальностей.

Для уточнения этнических границ на территории со смешанным расселением был применен расчет коэффициента этнической общности [9]. Хотя результаты в некоторой степени условны, они все же позволяют определить так называемые оптимальные этнические территории для полевых исследований, на этих территориях коэффициент этнотерриториальной общности имеет максимальное значение (рисунок 1).

Для выявления общих закономерностей структуры этнокультурного ландшафта луговых марийцев было выбрано несколько ключевых участков, в том числе Верх-Ушнурское сельское поселение Советского района. Сельское поселение включает 16 деревень, поселок Комсомольский и село Вер-Ушнур. История села неразрывно связана с храмом апостолов Петра и Павла, который был построен в 1760 году.

Село Верх-Ушнур расположено на эрозионно-денудационной равнине западной части Марийско-Вятского Увала. Долина реки Малый Кундыш придает поверхности умеренную пересечённость. Для реки характерен асимметричный поперечный профиль долины при более крутом левом склоне. Осложняют рельеф овраги с высотой склонов от 3 до 8 м, склоны оврагов задернованы.

Записано со слов местных жителей, без корректировки автора. Село стоит на горе, отсюда и название «Верх-Ушнур», что в переводе значит «Верхнее поле», старые люди «ӱшнур» называют. Гора наша непростая, машина на нее легко заезжает, будто ее кто тянет. Образовалось село давно-давно, уже никто и не помнит когда. Церковь в селе есть, называется Петра и Павла, она всегда притягивала людей со всей округи. Раньше возле церкви базар размещался, самая большая торговля была 12 июня на Петров день (Л.В. Соловьева). Церковь святых апостолов Петра и Павла с. Верх-Ушнур – памятник истории и культуры. Это объект культурного наследия регионального значения. Это храм-памятник, возведенный в честь победы России над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. Строительство храма было завершено в 1816 г., вместо обветшалой деревянной церкви, построенной в 1760 г. Это свидетельство приобщения к православию народа мари, бывшего до присоединения к России языческим, правда, священные рощи сохранены в Марий Эл до сегодняшнего дня (В.В. Александрова).

Планировочная структура села Верх-Ушнур сложнорасчленённая, ее сформировали две взаимно перпендикулярные оси деления: одна – это река Малый Кундыш, вторая – транзитная автомобильная дорога регионального значения Йошкар-Ола – Сернур. Таким образом, село Верх-Ушнур состоит из четырех зон, каждая из которых, имеет свое собственное название, несет определенную функциональную нагрузку, отличается пространственной планировкой (рисунок 2).

«Мари мучаш» имеет линейную пространственную планировку, вдоль улицы Нагорной с обеих сторон линиями выстроились дома фасадами к улице. «Черке урем» также имеет линейную планировку по улице Школьной. А вот на территории «Посёлка» можно наблюдать смешанные формы планировки: наряду с линейной и порядковая (по ул. Заречной) наблюдается, квартальная застройка.

На улице Нагорной сейчас осталось всего около 30 домов, а когда-то это была отдельная деревня. Деревню основали два брата и назвали «Мари-мучаш», что значит «марийский конец», здесь жили одни марийцы, здесь не было русских, и сейчас их нет. Взяли они себе фамилия Рыбаков и Соловьев. Соловьев в этих местах много было и рыбы в реке водилось много. Деревней называлась, потому что не было своей церкви, а если церковь есть – это уже село. (В.В. Соловьев). За рекой, на Поселке находятся администрация, почта, школа, ФАП, дом культуры. На этой стороне дороги, через реку, расположена ферма КРС ещё есть гаражи администрации и зернообработка. Когда-то мельница на реке стояла, зерно на ней мололи (Е.В. Петрова).

Обследование марийского дома. По традиции марийский дом имеет прямоугольную форму, узкой стороной ориентирован к улице. На улицу обычно выходят окна уна вер (гостиной) и малыме вер (комнаты для ночного сна). Дом имеет два входа, которые располагаются с боковых сторон дома. Выходы на задний и передний двор соединены прямым коридором. Коридор делит дом на две части – теплую и холодную. В теплой части дома имеются уна вер, малыме вер и кочмо вер (кухня). В холодной части дома обязательными помещениями являются пӧлем и чулан. Пӧлем предназначен для обеденного отдыха. Чулан в большинстве случаев по размерам больше, чем комната, в нем хранят одежду, обувь, одеяла и другие вещи. В каждом марийском доме есть портйымал (в переводе – дом внизу).

Главным местом в доме является Красный угол, где висит икона. Красный угол определяется еще до начала строительства, как определили где он будет – кладут на это место серебряную монету и ставят молодую ель, просят, чтобы в доме были достаток и счастье (Г.Н. Волкова).

Во дворе, на расстоянии около десяти метров от дома, в ряд, под одной крышей расположены сарай, баня, хлев. В некоторых домах сохранилась клеть – это самостоятельная пристройка к задней стороне дома, выполняет роль хранилища. Баня в каждом дворе должна быть, мы чистоту любим, обычно топим баню раз в неделю, в один из выходных дней, летом, если жарко, то можно и каждый день (В.В. Соловьев).

На заднем дворе размещается огород, здесь выращивают капусту, лук, помидоры, огурцы, картофель. В колхозе выращивают рожь, пшеницу, горох, картофель; разводят крупный рогатый скот, коз и кур. Местные жители ловят рыбу: карпа, сазана, окуня, карася, щуку, охотятся на бобра, зайца, лис, уток (Н.А. Бирюкова, Н.В. Виноградова).

На территории Верх-Ушнурского сельского поселения сохранились Священные рощи, они находятся рядом с деревнями и обычно носят одноименные названия (рисунок 3).

Бывает и такое, что деревня умирает, а священная роща остается. Так было с деревней Шем Памаш (Черный ключ). Заставил председатель в той роще деревья пилить, один работник отказался, а у другого семья была, он не стал перечить, пилил деревья, так заболел он вскоре, вслед за тем и совсем слёг (В.В. Соловьев).

Общественные моления в Священных рощах имеет и практический смысл, этот ритуал сплачивает людей, дает им ощущение комфорта и защиты [10].

В Советском районе 72 Священные рощи (Кӱсото), некоторые действующие, а в некоторых давно не проводились обряды. Существует обрядовый календарь, его печатают в местной газете. Обряды в Священной роще начинаются с весны, в конце сентября бывают крупные моления. Бывает, что моления проводят и не по календарю, например, если нет дождя, тогда местные жители обращаются к своему карту (жрецу), согласовывается дата. В этом году в июле из деревни Колокуда одна улица не вышла на моления. И что вы думаете? Прошел хороший дождь по всей деревни, а на той улице, которая не пришла на моления дождь уничтожил весь посев (С.И. Волков).

Нас согласились сопровождать в священную рощу на границе с Куженерским районом, от трассы около 200 м (рисунок 4). Вход в Священную рощу расположен с восточной стороны, обозначен столбами. Древесный состав смешанный: ели, осины, березы, рябины. Тропа заросла, видимо несколько лет не проводились обряды. На поляне стоит беседка с названием «Казначей», в ней сложены щиты с надписями: Тӱня кумалтыш, Тӱҥ Ош Кугу Юмо, Мэр Юмо, Шочын ава Юмо, Мланде ава, Курык кугыза. Вокруг беседки располагаются строения для проведения обрядов. Наши проводники ходят осторожно, разговаривают тихо. Предупредили, что в роще запрещено громко говорить, ломать ветки, собирать цветы, ягоды и что-либо выносить из рощи.

В Кӱсото каждому богу отводится свое место, на нем находится: тул олмо (место для костра), ӱстел вер (для стола), ӱстымбал (для полотенец), и др. Заранее выбираешь какому богу в этом году будут твои моления, обычно каждый год перемещаются по кругу. Тӱҥ Ош Кугу Юмо самый главный бог, можно за все молиться; Курык кугыза, переводится как «на горе» – все мечты исполняет, бог любых желаний; Мэр Юмо – бог мира, молятся за тех, кто идет в армию, служит, уезжает, чтобы деньги водились, был достаток; Шочын ава Юмо (Божья Матерь) – место, где молятся за детей, чтобы родились, чтобы были здоровы, за семью; Мланде ава – за землю молятся, за урожай, если планируешь дом построить или благодаришь, что построил. Сначала начинаются семейные моления, в роще рядом с деревней – Еш кумалтыш, затем Ял кумалтыш (моления поселения), позже наступают Всемирные моления – Тӱня кумалтыш, они бывают один раз в пять лет, в октябре этого года Тӱня кумалтыш будут у нас (Г.Н. Волкова, С.И. Волков, Л.В. Соловьева, Н.А. Петрова).

Священная роща как часть этнокультурного ландшафта луговых марийцев выступает как единая сакральная природно-культурная система. Материальное жизненное пространство этнокультурного ландшафта народа мари осмыслено и упорядочено духовными регламентами в пределах принятой духовной культуры и традиций.

Границы локального этнокультурного ландшафта чаще всего совпадают с природными рубежами: рекой, оврагом, лесом. При этом важно отметить, что при изменении границ поселений администрация учитывала сложившуюся историко-культурную целостность населенного пункта и Священной рощи.

Свойство центрированности культурного ландшафта проявляется на отдельных, локальных территориях населенного пункта. Так исторические, этнокультурные и социальные особенности сформировали в селе Верх-Ушнур три вернакулярных района: «Мари-мучаш», «Черке урем» и «Посёлок». В каждом вернакулярном районе происходит процесс организации своего центрированного пространства с более плотным центром и разреженной периферией.

Полимасштабность связана с масштабированием значимых мест этнокультурного ландшафта в сознании общества и соответственно при изображении их на карте. В культурном ландшафте существуют «абсолютные крупномасштабные» места, такими для села Верх-Ушнур являются река, роща, дорога. Вместе с тем семантика других мест существенном образом меняется в зависимости от того в каком вернакулярном районе производилось обследование. Результаты исследования могут быть использованы при разработке вопросов национальной и культурной политики с целью сохранения традиционной культуры и обеспечения устойчивого развития.

Список источников

  1. Козлов В.И. Этнос и территория // Советская этнография. №6. 1971, С. 89-100.
  2. Каганский В.Л. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство: сборник статей / В.Л. Каганский. – Москва: НЛО, 2001. – 576.
  3. Рагулина, М.В. К методике исследования территориальной идентичности / М.В. Рагулина // Вопросы современной науки и практики – Университет им. В.И. Вернадского. – 2012. – №3 (41). – С. 10-14.
  4. Веденин, Ю.А. Культурно-ландшафтное районирование России – ориентир культурной политики / Ю.А. Веденин // Ориентиры культурной политики: информационный выпуск. – 1997. – № 2. – С. 3-99.
  5. Культурный ландшафт как объект наследия / под ред. Ю.А. Веденина, М.Е. Кулешовой. – Москва: Институт Наследия; Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2004. – 620 с
  6. Калуцков, В.Н. Ландшафт в культурной географии / В.Н. Калуцков. – Москва: Новый хронограф, 2008. – 320 с.
  7. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл: [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://maristat.gks.ru/
  8. Официальный интернет-портал Республики Марий Эл: [электронный ресурс]. – Режим доступа: http :// mari-el.gov.ru
  9. Липец Ю.Г. Системное моделирование в социальной и экономической географии. – М.: ВИНИТИ. 1987. – 167 с.
  10. А. Р. Бубнова, А. Д. Арманд, О. В. Кайданова Сакральные ландшафты как фактор формирования этнического экологического сознания (на примере горных марийцев республики Марий Эл) / Бубнова А.Р., Арманд А.Д., Кайданова О.В. // Известия Российской академии наук. Серия географическая. – 2018. – № 6. – С. 115-127.

References

  1. Kozlov V.I. Etnos i territoriya // Sovetskaya etnografiya. №6. 1971, S. 89-100.
  2. Kaganskij V.L. Kul’turnyj landshaft i sovetskoe obitaemoe prostranstvo: sbornik statej / V.L. Kaganskij. – Moskva: NLO, 2001. – 576.
  3. Ragulina, M.V. K metodike issledovaniya territorial’noj identichnosti / M.V. Ragulina // Voprosy sovremennoj nauki i praktiki – Universitet im. V.I. Vernadskogo. – 2012. – №3 (41). – S. 10-14.
  4. Vedenin, YU.A. Kul’turno-landshaftnoe rajonirovanie Rossii – orientir kul’turnoj politiki / YU.A. Vedenin // Orientiry kul’turnoj politiki: informacionnyj vypusk. – 1997. – № 2. – S. 3-99.
  5. Kul’turnyj landshaft kak ob”ekt naslediya / pod red. YU.A. Vedenina, M.E. Kuleshovoj. – Moskva: Institut Naslediya; Sankt-Peterburg: Dmitrij Bulanin, 2004. – 620 s.
  6. Kaluckov, V.N. Landshaft v kul’turnoj geografii / V.N. Kaluckov. – Moskva: Novyj hronograf, 2008. – 320 s.
  7. Territorial’nyj organ federal’noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Respublike Marij El: [elektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: https://maristat.gks.ru/
  8. Oficial’nyj internet-portal Respubliki Marij El: [elektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: http :// mari-el.gov.ru
  9. Lipec YU.G. Sistemnoe modelirovanie v social’noj i ekonomicheskoj geografii. – M.: VINITI. 1987. – 167 s.
  10. A. R. Bubnova, A. D. Armand, O. V. Kajdanova Sakral’nye landshafty kak faktor formirovaniya etnicheskogo ekologicheskogo soznaniya (na primere gornyh marijcev respubliki Marij El) / Bubnova A.R., Armand A.D., Kajdanova O.V. // Izvestiya Rossijskoj akademii nauk. Seriya geograficheskaya. – 2018. – № 6. – S. 115-127.

Для цитирования: Дегтева Ж.Ф. Этнокультурный ландшафт народа мари как социоприродная система (на примере села Верх-Ушнур республики Марий-Эл) // Московский экономический журнал. 2021. № 8. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-8-2021-61/

© Дегтева Ж.Ф., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 8.