Московский экономический журнал 8/2021

image_pdfimage_print

Научная статья

Original article

УДК 33

doi: 10.24412/2413-046Х-2021-10453

СОСТОЯНИЕ РЫНКА ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В РОССИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА С КНР

THE STATE OF THE ARTIFICIAL INTELLIGENCE MARKET IN RUSSIA AND THE PROSPECTS FOR COOPERATION WITH CHINA

Грин Даниил Михайлович, факультет международных экономических отношений, Финансовый Университет при Правительстве РФ, г. Москва, Email: danil-grin@yandex.ru

Grin Daniil Mikhailovich, Faculty of International Economic Relations, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Email: danil-grin@yandex.ru

Аннотация. Россия – важная часть истории мирового развития искусственного интеллекта. Советская модель не только оставляет ценное технологическое наследие, но и ограничивает быстрое развитие искусственного интеллекта в современной России. Современная российская индустрия искусственного интеллекта сформировала уникальную «слабую рыночную модель», которая в основном проявляется в параллельном развитии трех основных секторов правительства, вооруженных сил и рынка.

Abstract. Russia is an important part of the history of the world development of artificial intelligence. The Soviet model not only leaves a valuable technological legacy, but also limits the rapid development of artificial intelligence in modern Russia. The modern Russian artificial intelligence industry has formed a unique “weak market model”, which is mainly manifested in the parallel development of three main sectors of government, the military and the market.

Ключевые слова: ИИ, Искусственный интеллект, Россия, Китай

Key words: AI, Artificial intelligence, Russia, China

Россия – важная часть истории мирового развития искусственного интеллекта. Советская модель не только оставляет ценное технологическое наследие, но и ограничивает быстрое развитие искусственного интеллекта в современной России. Современная российская индустрия искусственного интеллекта сформировала уникальную «слабую рыночную модель», которая в основном проявляется в параллельном развитии трех основных секторов правительства, вооруженных сил и рынка.

Государственный сектор занимает сильное и доминирующее положение, военный сектор образует замкнутый цикл независимого развития, а рыночный сектор подвержен множественным давлениям.

В следующие 10 лет Россия не внесет фундаментальных изменений в существующую модель развития, но будет способствовать технологическому и промышленному развитию посредством соответствующих корректировок на политическом уровне, что ограничит пространство и скорость ее развития. Китай и Россия по-прежнему имеют большой потенциал для сотрудничества в области гражданских технологий искусственного интеллекта, национальной безопасности и глобального управления.

Как точно оценить текущий статус развития индустрии искусственного интеллекта в России и как точно определить положение России на текущей глобальной карте развития технологий искусственного интеллекта – распространенная проблема, которая беспокоит всех исследователей в области искусственного интеллекта и экспертов по региональным вопросам. Глобальная индустрия искусственного интеллекта, являющаяся наиболее передовой областью технологических инноваций, сформировала относительно стабильную и зрелую систему оценки развития отрасли с учетом специфики страны.

Ежегодно многие профессиональные исследовательские институты публикуют отчеты об оценке индустрии искусственного интеллекта в различных странах. Однако в существующих аналитических отчетах Россия либо отсутствует, либо находится на крайне низком уровне, что сопоставимо со многими развивающимися странами, которые все еще находятся на начальных этапах индустриализации. Хотя эта ситуация в определенной степени отражает текущую проблему России в развитии технологий искусственного интеллекта, нет исследователей, которые хорошо разбираются в какой-либо области российской науки и технологий или знакомы с историей компьютерной индустрии и кибернетики. связанные теории. С советских времен российские ученые оказали важное влияние на развитие теории и практики искусственного интеллекта и сформировали отличительные идеи технологического развития.

Эти особые идеи развития, накопленные в процессе роста, постепенно сформировали особое развитие искусственного интеллекта в России. Модель по-прежнему оказывает важное влияние на строительство и продвижение смежных отраслей в России. Однако, как только историческая модель будет завершена, она неизбежно будет иметь зависимый от траектории эффект на институциональном уровне, что в конечном итоге приведет к тому, что развитие российской индустрии искусственного интеллекта будет явно отличаться от глобальной основной модели развития.

Таким образом, существующая общая система оценки не может полностью отображать общую картину развития индустрии искусственного интеллекта в России, а также существует определенное отклонение в позиционировании российской технологии искусственного интеллекта на глобальной карте. Это отклонение может ввести в заблуждение исследования и суждения по важным вопросам в смежных областях.

Пока что, хотя в России имеется относительно глубокое академическое накопление и даже философское мышление о самой технологии искусственного интеллекта и ее социальном воздействии, исследований по развитию индустрии искусственного интеллекта все еще мало, и большинство из них остается на уровне мгновенного описания или международного сравнения. Нет систематического рассмотрения с точки зрения структуры промышленности в сочетании с характеристиками российской истории, политики, экономики и международных отношений. Конечно, существующие результаты по-прежнему обеспечивают относительно богатый набор знаний для этого исследования. В европейских и американских академических кругах с ростом исследований, связанных с искусственным интеллектом, некоторые исследователи также начали анализировать и объяснять в развитии искусственного интеллекта и связанных с ним областей в советское время и в современной России, хотя в большинстве исследований все еще трудно избавиться от западной точки зрения.

В мировом научном сообществе внимание к теме искусственного интеллекта в России появилось только в конце 2019 года, и связанные с этим исследования все еще редки. Но в целом глубокие исследования и анализ развития российской индустрии искусственного интеллекта все еще остаются пустыми в академическом сообществе.

После 2010 года, когда появились многоуровневые нейронные сети и технологии глубокого обучения, искусственный интеллект открыл новый виток быстрого цикла разработки. В особенности с развитием эпохи Интернета и быстрым развитием информационных технологий, таких как большие данные и облачные вычисления, текущий раунд прогресса технологий искусственного интеллекта начал приближаться к порогу крупномасштабных коммерческих приложений. Из-за огромного потенциала развития технология искусственного интеллекта рассматривается странами всего мира как ведущая технология нового витка промышленной революции, и постепенно началась международная конкуренция ведущих мировых держав вокруг самой технологии и промышленного развития. Перед лицом волны развития технологий искусственного интеллекта и сопутствующего давления со стороны международной конкуренции Россия также уделяет все внимание технологиям искусственного интеллекта и промышленному развитию.

В данном случае российская индустрия искусственного интеллекта, на которую все еще в значительной степени влияет исторический путь развития, была вытеснена на новую глобальную арену искусственного интеллекта. Под совокупным влиянием множества внутренних и внешних факторов Россия сформировала уникальную модель промышленного развития. Из-за большой разницы между этим уникальным бизнес-форматом и международным основным бизнес-форматом, его сложно полностью представить в рамках общей системы оценки. Тем не менее, мы можем предоставить панорамный обзор состояния его развития в соответствии с характеристиками его бизнес-формата и проанализировать основные проблемы, существующие в процессе его развития. Проанализируйте и объедините свою модель развития, чтобы дать разумную оценку позиции российской индустрии искусственного интеллекта в мире.

С морфологической точки зрения, нынешняя российская индустрия искусственного интеллекта в основном состоит из трех параллельных промышленных секторов. Это три сектора: государственный сектор, военный сектор и рыночный сектор. Между тремя промышленными секторами существуют связи, но в значительной степени они также развиваются параллельно в своих соответствующих областях, создавая, таким образом, уникальную форму развития индустрии искусственного интеллекта.

В июле 2017 года правительство России одобрило «План развития цифровой экономики Российской Федерации», в котором развитие цифровой экономики рассматривается как важный фактор восстановления экономики. В этих рамках российское правительство начало организовывать силы для обсуждения развития российского искусственного интеллекта в национальной экономической системе и, наконец, утвердило «Национальную стратегию развития искусственного интеллекта до 2030 года» в октябре 2019 года и Федеральную комиссию по цифровому развитию. Подкомитет по разведке был создан при нем, чтобы конкретно руководить реализацией национальной стратегии развития. Это означает, что развитие и применение технологий искусственного интеллекта формально стало неотъемлемой частью национальной стратегии развития России. Во-вторых, с точки зрения координации реализации стратегии развития искусственного интеллекта, российское правительство в основном использует государственные предприятия, государственные холдинговые компании, государственные компании и другие учреждения, которые имеют тесные отношения с правительством для организации и координации. Это также общий нынешний путь России по содействию развитию высокотехнологичной промышленности. пытается. Во всей сфере информационно-коммуникационных технологий развитием технологии 5G занимаются «Ростелеком» и «Ростех».

Российская государственная группа технологий также отвечает за разработку квантовых датчиков, блокчейна и узкополосного Интернета вещей. Росатом специализируется на квантовых вычислениях и новых материалах, а РЖД отвечает за квантовые коммуникации. Официальным лидером в области развития искусственного интеллекта является крупнейший в России государственный коммерческий банк -Сбербанк – Сбер, также этим учреждением была разработана «Стратегия развития искусственного интеллекта до 2030 года». После обнародования «Стратегии развития искусственного интеллекта до 2030 года» Россия также учредила «Российский альянс искусственного интеллекта», состоящий из крупных отечественных предприятий. В его состав входят Сбер, Газпром, Яндекс, Почта. Ru, МТС и Российского фонда прямых инвестиций, миссия альянса – контролировать реализацию стратегии развития искусственного интеллекта. Эта договоренность также еще раз показывает, что абсолютное доминирование крупных государственных предприятий является ключевой идеей для развития индустрии искусственного интеллекта в России. В-третьих, в продвижении исследований в области искусственного интеллекта государственные фонды занимают абсолютное доминирующее положение. С 2007 по 2017 год Россия поддержала в общей сложности 1386 исследовательских проектов в области искусственного интеллекта, из которых 1229 были некоммерческими проектами в рамках федерального специального плана или финансировались различными фондами, на общую сумму 23 миллиарда рублей (286 миллионов долларов США). Государственная финансовая поддержка поступила в государственные ведомства, такие как транспорт, оборона и безопасность. При нынешней системе управления технологиями большая часть российских инвестиций в НИОКР в области науки и технологий поступает из государственных средств. В области информационных технологий в 2019 году 71,2% средств на НИОКР составляли государственные средства, а 25,8% – средства предприятий. Однако пока неизвестно, сколько из них было инвестировано государственными предприятиями или государственными холдинговыми компаниями. Ожидается, что средства государственных предприятий должны занять большую долю. пропорция. Кроме того, Российский государственный суверенный фонд отвечает за привлечение международных инвестиций.

Российский фонд прямых инвестиций опирался на свои отношения сотрудничества с 15 различными национальными суверенными фондами, чтобы получить 2 миллиарда долларов США в виде инвестиций в искусственный интеллект, надеясь помочь российским компаниям выйти на международный рынок. Нет сомнений в том, что в нынешней структуре российской индустрии искусственного интеллекта государственный сектор является лидером в российских исследованиях и разработках технологий искусственного интеллекта, а также в промышленном развитии, и его сильное влияние превзошло масштабы обычного промышленного планирования, но пытается принять на себя крупные государственные предприятия Роль непосредственно регулирует микроразвитие отрасли. Такое развивающее мышление по-прежнему является инерционным продолжением советской модели развития искусственного интеллекта. На уровне научно-технической системы управления не произошло принципиальных изменений. Мощный государственный сектор в корне определяет облик российской индустрии искусственного интеллекта.

Однако, поскольку участие военных ведомств в исследованиях искусственного интеллекта и контент, связанный с приложениями, тесно связан с военной безопасностью и имеет высокую степень конфиденциальности, исследователям из разных стран трудно иметь полное и точное представление о состоянии его разработки. Во многих случаях можно только толстой линией описать его статус развития через различную общедоступную информацию, которая просто раскрывается. Но закрытие этой информации также отражает еще одну ключевую особенность военного сектора, то есть военный сектор является независимым и замкнутым блоком развития во всей системе искусственного интеллекта.

Это напрямую связано с военно-стратегическими целями федерального центрального правительства, но связано с частными компаниями. Практически отсутствует пересечение с рыночным сектором, а совпадение ресурсов и технический прогресс военного сектора не перекинулись на гражданский рынок. Это также важная структурная особенность развития индустрии искусственного интеллекта в России. Сложные и растущие сегменты рынка. Для большинства стран, когда речь идет об индустрии искусственного интеллекта, объекты, к которым она относится, на самом деле являются компаниями, занимающимися искусственным интеллектом, и научно-исследовательскими учреждениями, участвующими в рыночной деятельности по умолчанию. Однако в России рыночный сектор в настоящее время является самой слабой категорией во всей системе индустрии искусственного интеллекта. В глобальном сравнении российский рынок искусственного интеллекта находится в относительно отсталой позиции с точки зрения размера рынка и статистики развития предприятий. мы и находится на начальном этапе разработки сложных исследований в условиях жесткой конкуренции на международном рынке. Во-первых, внутренний рынок искусственного интеллекта в России относительно невелик. Согласно статистике Российской ассоциации электронных коммуникаций, объем рынка искусственного интеллекта и машинного обучения в 2017 году составил 700 млн рублей. Но ожидается, что к 2023 году объем рынка увеличится до 28 миллиардов рублей (около 500 миллионов долларов США).

Хотя кажется, что темпы роста ожидаются большими, на российский рынок искусственного интеллекта приходится очень малая доля мирового рынка искусственного интеллекта, а слишком маленький внутренний рынок крайне пагубно сказывается на поддержке роста российских стартапов. Фундаментальной причиной недостаточного масштаба отечественного рынка искусственного интеллекта в России является ограниченный потребительский спрос на технологии искусственного интеллекта. 90% российских продюсерских компаний по-прежнему применяют классическую «доцифровую» модель производства. По состоянию на ноябрь 2019 года только около 30% крупных российских компаний уже используют технологии искусственного интеллекта или программное обеспечение со встроенными технологиями искусственного интеллекта. Хотя статистика показывает, что еще 70% компаний планируют внедрить искусственный интеллект и когнитивные технологии в ближайшие 1-2 года, масштабы и масштабы применения технологий не могут быть гарантированы из-за приверженности россиян к сохранению бумаги. «Экономическая и социальная цифровизация» – важный показатель, косвенно влияющий на потенциал развития искусственного интеллекта. Низкая цифровая зрелость России привела к нехватке ресурсов данных, а качество и доступность данных также низки, что, в свою очередь, делает спрос на внутреннем рынке искусственного интеллекта в России неспособным сформировать геометрическую прогрессию роста.

Разработка программного обеспечения для искусственного интеллекта в России имеет свою внутреннюю логику как одно из направлений развития рыночного сегмента. С одной стороны, у рынка программного обеспечения для искусственного интеллекта светлое будущее. В мировом масштабе объем продаж программного обеспечения, содержащего элементы искусственного интеллекта, составил 3 миллиарда долларов США в 2017 году и 8,1 миллиарда долларов США в 2018 году. Ожидается, что в 2025 году этот показатель достигнет 105,8 миллиарда долларов США. Если он сможет занять выгодное положение в этой области, он сможет эффективно способствовать росту компаний, связанных с Россией. С другой стороны, алгоритмы, вычислительная мощность и данные как основные базовые условия современной технологии искусственного интеллекта имеют ключевое влияние на развитие технологии искусственного интеллекта. В настоящее время Россия явно не способна конкурировать с пограничными странами в области технологий искусственного интеллекта с точки зрения вычислительной мощности и данных.

Это также неизбежный выбор для России – проявить свои сравнительные преимущества и вмешаться в международную цепочку индустрии искусственного интеллекта, совершив прорыв в области алгоритмов. Однако, хотя разработка программного обеспечения алгоритмов является сравнительным преимуществом в собственной российской системе искусственного интеллекта, это преимущество неочевидно в глобальном масштабе. Из-за отсутствия в России полноценной системы индустрии искусственного интеллекта, если более разумная институциональная структура не может быть сформирована посредством международного сотрудничества, будет трудно полностью реализовать свой потенциал в этой области. В целом Россия описала свои амбиции и мечты в области искусственного интеллекта в Национальной стратегии развития искусственного интеллекта до 2030 года. Россия стремится ускорить общее развитие технологий и отрасли искусственного интеллекта, а не только для того, чтобы не оказаться в невыгодном положении. будущая конкуренция крупных держав, но также и для предотвращения ее маргинализации в мировой экономике. Но за этими амбициями традиционное мышление по-прежнему доминирует в общем дизайне промышленного развития России. Он всегда избегал глубокой реформы существующей промышленной модели, надеясь продолжить решение проблемы развития за счет полного руководства государства и всестороннего и всестороннего вмешательства в промышленное развитие. Препятствия, встречающиеся на пути к достижению желаемых целей. Преимущество этого метода регулировки заключается в том, что он относительно безопасен и оказывает меньшее влияние на изначально стабильную промышленную систему, но недостаток состоит в том, что он не может принципиально устранить оковы, мешающие развитию отрасли, и может быть отрегулирован только в пределах ограниченное пространство.

Как важные стратегические партнеры Китай и Россия создали эффективные и всесторонние механизмы сотрудничества во многих областях. Что касается текущего промышленного развития двух стран, все еще существует большой потенциал для сотрудничества между Китаем и Россией в области искусственного интеллекта, который требует дальнейшего изучения: во-первых, в области гражданской науки и технологий, Китая и России. Россия может усилить исследования по основам теории искусственного интеллекта. Сотрудничество с обучением персонала и другие аспекты. Есть различия в сравнительных преимуществах Китая и России в области искусственного интеллекта, и у них есть потенциал для создания дополнительных механизмов сотрудничества. На нынешнем макроэкономическом фоне, когда США одновременно оказывают давление на Китай и Россию в области науки и технологий, сотрудничество между двумя странами имеет большое значение для развития технологий искусственного интеллекта друг для друга. Российские ученые хорошо разбираются в фундаментальных теоретических исследованиях и обладают большим талантом в области программного обеспечения для алгоритмов. Китай является одним из важнейших рынков искусственного интеллекта в мире, здесь много конкурентоспособных компаний, занимающихся искусственным интеллектом, и имеется хороший капитал, инфраструктура и накопление данных. Сотрудничество между Китаем и Россией в области технологий и бизнеса способствует раскрытию потенциала России в области алгоритмов, с одной стороны, позволяя ей более активно участвовать в кооперации производственных цепочек и распределять дивиденды развития китайского рынка. С другой стороны, это также помогает. Благодаря открытиям в основных теориях китайских компаний, занимающихся искусственным интеллектом, многие ключевые технические проблемы были решены. В настоящее время между Российской академией наук и Китайской академией наук подписано соглашение о научно-техническом сотрудничестве, и стратегическое сотрудничество между китайскими и российскими компаниями также неуклонно развивается.

Таким образом, традиционная система управления, в которой полностью доминирует государство, подвергается суровым испытаниям. Согласно новой модели развития, построение новой системы управления с участием нескольких сторон будет основным путем к решению проблем управления искусственным интеллектом. В процессе пропаганды открытости и многостороннего участия в этой системе управления правительство как надзорный орган не может исключать частный сектор и сообщество из участия в деятельности по управлению. Однако с точки зрения национальной безопасности правительство является высшим гарантом всех рисков безопасности. Он несет ответственность и обязан следить за тем, чтобы риски, связанные с технологиями искусственного интеллекта, находились под контролем. Следовательно, как разумно определить способ взаимодействия и сотрудничества между государством и другими заинтересованными сторонами в новых технологических условиях – задача, стоящая перед правительствами на новом этапе развития. Китай и Россия имеют много общих черт в построении систем внутреннего управления, и они также накопили богатый опыт в процессе участия в глобальной системе управления. Столкнувшись с проблемами, вызванными развитием технологий искусственного интеллекта, две страны должны укрепить связь и координацию на всех уровнях и изменить положение органов управления, процедур и положений управления, а также разработать соответствующие законы и постановления.

Начиная с двустороннего сотрудничества, выгодное управление будет постепенно улучшаться. Опыт распространяется на многосторонний уровень и способствует построению системы управления, соответствующей характеристикам эпохи искусственного интеллекта. Короче говоря, у Китая и России есть большой потенциал для сотрудничества в области искусственного интеллекта. Китайско-российское сотрудничество может не только стать полезным дополнением к развитию индустрии искусственного интеллекта Китая, но и позволить российской индустрии искусственного интеллекта, которая долгое время находилась в особой модели развития, получить доступ к глобальному мейнстримовому пути развития. Это также будет способствовать общему развитию мировой индустрии искусственного интеллекта и окажет важное положительное влияние.

Список источников

  1. Азиз С., Доулинг М. Машинное обучение и искусственный интеллект для управления рисками // Disrupting Finance. – Palgrave Pivot, Cham, 2019. – С. 33-50.
  2. Баренкамп М., Ребштадт Дж., Томас О. Применение искусственного интеллекта в классической программной инженерии // Перспективы искусственного интеллекта. – 2020. – Т. 2. – №. 1. – С. 1-15.
  3. Бексултанова А. И., Садуева М. А., Назаева М. И. Применение цифровых технологий в агропромышленном комплексе России // Серия конференций IOP: Наука о Земле и окружающей среде. – IOP Publishing, 2021. – Т. 723. – №. 3. – С.205
  4. Беланче Д., Касало Л.В. и Флавиан, Ч. Искусственный интеллект в FinTech: понимание того, как клиенты используют робо-консультантов. Промышленный менеджмент и системы данных, 2019, стр.50
  5. Брабазон, А., Кампуридис, М., О’Нил, М., 2019. Применение генетического программирования в финансах и экономике: прошлое, настоящее, будущее. Генетическое программирование и развивающиеся машины, стр.1-21.
  6. Хагендорф, Т. Этика этики искусственного интеллекта: оценка руководящих принципов. Умы и машины, 30 (1), 2020, стр. 99-120.
  7. Хуан М. Х., Руст Р. Т. Помолвлены с роботом? Роль ИИ в сервисе // Журнал сервисных исследований. – 2021. – Т. 24. – №. 1. – С. 30-41.

References

  1. Aziz S., Douling M. Mashinnoe obuchenie i iskusstvenny`j intellekt dlya upravleniya riskami // Disrupting Finance. – Palgrave Pivot, Cham, 2019. – S. 33-50.
  2. Barenkamp M., Rebshtadt Dzh., Tomas O. Primenenie iskusstvennogo intellekta v klassicheskoj programmnoj inzhenerii // Perspektivy` iskusstvennogo intellekta. – 2020. – T. 2. – №. 1. – S. 1-15.
  3. Beksultanova A. I., Sadueva M. A., Nazaeva M. I. Primenenie cifrovy`x texnologij v agropromy`shlennom komplekse Rossii // Seriya konferencij IOP: Nauka o Zemle i okruzhayushhej srede. – IOP Publishing, 2021. – T. 723. – №. 3. – S.205
  4. Belanche D., Kasalo L.V. i Flavian, Ch. Iskusstvenny`j intellekt v FinTech: ponimanie togo, kak klienty` ispol`zuyut robo-konsul`tantov. Promy`shlenny`j menedzhment i sistemy` danny`x, 2019, str.50
  5. Brabazon, A., Kampuridis, M., O’Nil, M., 2019. Primenenie geneticheskogo programmirovaniya v finansax i e`konomike: proshloe, nastoyashhee, budushhee. Geneticheskoe programmirovanie i razvivayushhiesya mashiny`, str.1-21.
  6. Xagendorf, T. E`tika e`tiki iskusstvennogo intellekta: ocenka rukovodyashhix principov. Umy` i mashiny`, 30 (1), 2020, str. 99-120.
  7. Xuan M. X., Rust R. T. Pomolvleny` s robotom? Rol` II v servise // Zhurnal servisny`x issledovanij. – 2021. – T. 24. – №. 1. – S. 30-41.

Для цитирования: Грин Д.М. Состояние рынка искусственного интеллекта в России и перспективы сотрудничества с КНР // Московский экономический журнал. 2021. № 8. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-8-2021-5/

© Грин Д.М., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 8.