http://rmid-oecd.asean.org/situs slot gacorlink slot gacorslot gacorslot88slot gacorslot gacor hari inilink slot gacorslot88judi slot onlineslot gacorsitus slot gacor 2022https://www.dispuig.com/-/slot-gacor/https://www.thungsriudomhospital.com/web/assets/slot-gacor/slot88https://omnipacgroup.com/slot-gacor/https://viconsortium.com/slot-online/http://soac.abejor.org.br/http://oard3.doa.go.th/slot-deposit-pulsa/https://www.moodle.wskiz.edu/http://km87979.hekko24.pl/https://apis-dev.appraisal.carmax.com/https://sms.tsmu.edu/slot-gacor/http://njmr.in/public/slot-gacor/https://devnzeta.immigration.govt.nz/http://ttkt.tdu.edu.vn/-/slot-deposit-dana/https://ingenieria.unach.mx/media/slot-deposit-pulsa/https://www.hcu-eng.hcu.ac.th/wp-content/uploads/2019/05/-/slot-gacor/https://euromed.com.eg/-/slot-gacor/http://www.relise.eco.br/public/journals/1/slot-online/https://research.uru.ac.th/file/slot-deposit-pulsa-tanpa-potongan/http://journal-kogam.kisi.kz/public/journals/1/slot-online/https://aeeid.asean.org/wp-content/https://karsu.uz/wp-content/uploads/2018/04/-/slot-deposit-pulsa/https://zfk.katecheza.radom.pl/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/https://science.karsu.uz/public/journals/1/slot-deposit-pulsa/ Московский экономический журнал 8/2020 - Московский Экономический Журнал1

Московский экономический журнал 8/2020

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10589

Инвестиции как один из важнейших  факторов повышения эффективности сельскохозяйственного производства

Investment as one of the most important factors in increasing the efficiency of agricultural production

Якубович Екатерина Николаевна, к.э.н., старший научный сотрудник ВНИОПТУСХ – филиала ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ, г. Москва, Россия, тел.: 8(495)700-06-71, е-mail: katerina_yakubovich@mail.ru

Келеметов Эльдар Магомедович, к.э.н., старший научный сотрудник ВНИОПТУСХ – филиала ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ, г. Москва, Россия, тел.: 8(495)700-06-71, е-mail: kelemetoff@gmail.com

Yakubovich Ekaterina Nikolaevna, Ph.D., Senior Researcher

Kelemetov Eldar Magomedovich, Ph.D., Senior Researcher

Аннотация. В статье рассмотрена важность инвестиций в развитии аграрного сектора страны, роль инвестиционного процесса в повышении эффективности функционирования отраслей АПК, перечислены основные направления государственной инвестиционной и инновационной политики в аграрной экономике

Summary. The article considers the importance of investments in the development of the country’s agricultural sector, the role of the investment process in increasing the efficiency of the functioning of the agro-industrial complex, lists the main directions of the state investment and innovation policy in the agricultural economy

Ключевые слова: государственная инвестиционная и инновационная политика, экономическая эффективность, конкурентоспособность, агробизнес.

Key words: state investment and innovation policy, economic efficiency, competitiveness, agribusiness.

Сельское хозяйство – одна из важнейших отраслей экономики. Перед сельскохозяйственным производством стоят задачи по удовлетворению потребностей населения в продуктах питания и обеспечению сырьем перерабатывающей промышленности, ведь эти компоненты не могут быть произведены в других сферах или заменены иными видами продукции.

В целях оптимального выполнения стоящих перед сельским хозяйством задач необходимо повышать эффективность сельскохозяйственного производства, что является актуальным на современном этапе.

Эффективность – сложная экономическая категория, отражающая взаимодействие природных, организационных, экономических и социальных условий функционирования субъекта хозяйствования.

В сфере агропромышленного производства эффективность можно рассматривать как отношение конечного результата производственной деятельности к затратам труда и средств производства на его получение [1].

Общую эффективность функционирования социально-экономической системы определяет степень достижения цели. Целью экономического развития является удовлетворение растущих потребностей общества на основе повышения эффективности функционирования народного хозяйства и отдельных его отраслей, в том числе и в сельском хозяйстве. Общая цель социально-экономических систем – собственное воспроизводство на расширенной основе. Данная общая цель конкретизируется, находит проявление в системе целей, отражающих систему экономических интересов.

Агропромышленный комплекс России пережил несколько стадий с начала формирования рыночных отношений в стране — от полного развала и дезориентации, до консолидации и импортозамещения. При этом аграрное производство в нашей стране является отраслью с множеством проблем, которые, однако, не мешают ей оставаться достаточно интересной для инвестиций, в том числе иностранных.

Инвестиции в сельское хозяйство – одно из ключевых направлений в хозяйственной деятельности субъектов государства, благодаря которому поддерживается экономическая стабильность страны, повышается эффективность ведения аграрного производства. Привлекательность инвестиций в АПК в том, что это направление востребовано всегда, ведь продукты питания — жизненная необходимость.

Инвестиции в АПК выгодны в любой экономической ситуации: даже во время кризиса люди вынуждены покупать продукты, а наличие спроса является гарантией получения доходов от деятельности.

Как правило, частные инвесторы особенно интересуются сферами животноводства, а также тепличным овощеводством, закладкой садов и виноградников. По оценкам аналитиков, только за 2017-2019 гг. было просубсидировано порядка  500 инвестиционных проектов почти на 300 млрд рублей кредитных средств. Среди приоритетных инвестиционных направлений государства в ближайшее время выделяются развитие инфраструктуры агропродовольственного рынка, модернизация пищевой и перерабатывающей промышленности, развитие фермерства и малых форм хозяйствования, поддержка экспорта сельхозпродукции, реализация комплекса стратегических мер, направленных на снижение рисков неблагоприятных природно-климатических условий в сельском хозяйстве (поддержка мелиорации, изменение правил предоставление погектарной поддержки).

В таблице 1 представлен индекс физического объема инвестиций в основной капитал в агропромышленном секторе в процентах к предыдущему году за период 2015—2019 гг.

Таким образом, мы наблюдаем восходящий тренд, но с небольшими колебаниями, что вызвано сильным износом основных фондов в АПК (по разным оценкам, он достигает 60—70%), когда в остальных отраслях  промышленности износ составляет приблизительно 45—50%.

В последние годы несколько увеличился коэффициент обновления основных фондов, однако есть колебания в динамике (табл. 2).

За анализируемый период в стране снизился коэффициент выбытия основных фондов: в 2019 г. он уменьшился по сравнению с 2016 г. на 0,4 пункта (табл. 2). Анализ этого показателя по видам деятельности за 2016-2019 гг. показал, что наиболее высокий коэффициент характерен для сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства, здравоохранения и предоставления социальных услуг, строительства, обрабатывающих производств, финансовой деятельности; более низкий уровень – для производства и распределения энергии, газа и воды; транспорта и связи; операций с недвижимым имуществом; аренды и предоставления услуг [7].

Повышение эффективности аграрного производства непосредственным образом связано с перспективами технологического развития. Сложность данной проблемы заключается в том, что для обеспечения устойчивого технологического процесса требуется определить не только его основные направления, в первую очередь требующие поддержки государства, но и технологический уровень, которого они должны достичь. Во всех отраслях экономики России присутствуют элементы нескольких технологических укладов, они переплетаются друг с другом и находятся в своеобразном и тесном взаимодействии. В зависимости от того, на приоритетное развитие какого уклада направит свои усилия государство, нас ожидают принципиально различные варианты технологического и экономического будущего.

Государственная инвестиционная политика должна формироваться в контексте долговременных целей и задач развития агропромышленного сектора. Необходима разработка объективных критериев государственной поддержки отдельных инвестиционных проектов и программ. Кроме того, необходим четкий механизм управления инвестиционным процессом. Структура и адресность государственной поддержки должны базироваться исходя из политики государства в АПК, определяющей приоритетные направления развития отдельных его отраслей [2].

Государственная инвестиционная политика в аграрном секторе в современных условиях должна основываться на принципах самофинансирования значительной доли капитальных вложений, развития механизмов и инфраструктуры рынков материально-технических ресурсов, договорной и возвратной систем отношений между участниками инвестиционного процесса. Вместе с тем целый ряд программ потребует государственной поддержки.

В первую очередь определяются основные принципы межотраслевого воспроизводственного процесса. Затем по каждой группе отраслей намечается более конкретно ряд инвестиционных процессов и программ. Для обеспечения приоритетных направлений инвестиций необходимо обосновать основные источники инвестиций, включая инвестиции зарубежного и отечественного капитала. И, наконец, необходимо указать, какой должен быть механизм инвестиционной политики, при которой рыночный механизм будет не разъединять производителей смежных отраслей, а обеспечивать их партнерские интересы.

Повышение результативности государственной инвестиционной политики с позиций повышения эффективности функционирования аграрного сектора в целом возможно при реализации следующих принципов:

  1. Создание условий для рыночной оценки активов предприятий.
  2. Создание условий для страхования инвестиций от некоммерческих рисков.
  3. Последовательная децентрализация инвестиционного процесса, в том числе путем развития многообразных форм собственности.
  4. Повышение роли внутренних источников накоплений аграрных производителей всех форм собственности для финансирования их инвестиционных проектов.
  5. Значительное расширение практики совместного (долевого) государственно-частного финансирования инвестиционных программ и проектов.
  6. Кредитование из госбюджетов всех уровней.
  7. Усиление государственного контроля над целевым расходованием средств федерального бюджета.
  8. Совершенствование нормативной базы в целях стимулирования привлечения иностранных инвестиций [6].

Проблема выработки приоритетов в государственной инвестиционной политике должна быть одним из важнейших направлений деятельности правительства и направлена на активизацию сектора аграрной экономики. Поэтому, учитывая ограниченность государственных ресурсов, необходимо для задействования механизма, приводящего в действие эффект мультипликатора-акселератора в аграрном секторе, прежде всего определить отрасли АПК, которым государство должно оказывать селективную поддержку.

При принятии решений государственной поддержки инвестиционных программ необходимо учитывать перспективы роста платежеспособного спроса на те виды продукции, которые выйдут на рынок. Заслуживает поддержки тот инвестиционный проект, в продукции которого заинтересован платежеспособный потребитель (в том числе перерабатывающая промышленность), а также тот, который имеет конкурентные преимущества.

С позиций повышения экономической эффективности необходимо учитывать мультипликативный эффект от реализации того или иного инвестиционного проекта, увеличивающего развитие производства во взаимосвязанных с ним отраслях (сырья, материалов, оборудования и т.п.). Мультипликативные эффекты повышают платежеспособный спрос, увеличивают количество рабочих мест, способствуют росту налоговой базы и, в конечном счете, ведут к оживлению и последующему подъему отрасли.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности в АПК осуществляется в разных формах:

  • принятие законов и других нормативных актов, обеспечивающих регулирование отношений и защиту интересов участников инвестиционно-инновационного процесса (в этой области ряд законов принят, однако правовое обеспечение деятельности несовершенно, что сдерживает приток инвестиций);
  • выработка долгосрочной инвестиционной стратегии с учетом показателей экономической эффективности и с определением национальных и региональных приоритетов;
  • косвенное воздействие на инвестиционный процесс с помощью амортизационной, налоговой, таможенной и иной политики;
  • формирование и поддержка инвестиционно-инновационной инфраструктуры,  подготовка и переподготовка кадров;
  • приоритетность инвестиционной и инновационной политики на федеральном и региональном уровнях.

Важным направлением в региональных инвестиционных программах развития является создание условий для повышения эффективности использования машин и оборудования посредством перестройки деятельности служб технического сервиса на основе кооперации ремонтно-обслуживающих предприятий и заводов – изготовителей техники, введения новых и совершенствования имеющихся организационных форм оказания услуг и проката техники, расширения фирменного обслуживания отраслей сельского хозяйства с использованием собственных ресурсов предприятий.

Также необходимо проведение региональной инвестиционной политики, способствующей ориентации других отраслей регионального хозяйства на производство машиностроительной и иной продукции для приоритетных отраслей АПК. При этом надо учитывать региональные факторы, от которых зависит прибыльность инвестиций: политические, экономические, природные, экологические и т.д. Опыт ряда субъектов РФ показывает, что создание благоприятного инвестиционного климата в аграрном секторе не только стимулирует приток инвестиций, но и увеличивает налоговые поступления в их бюджеты.

Государственная инновационная политика формируется и реализуется исходя из признания приоритетности инновационной деятельности для повышения конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции, обеспечения устойчивого экономического роста, повышения уровня и качества жизни населения, обеспечения продовольственной и экономической безопасности Российской Федерации.

Основными целями государственной инновационной политики являются в аграрном секторе являются:

  • создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности, обеспечивающих рост конкурентоспособной отечественной сельскохозяйственной продукции, эффективное использование научно-технических результатов, решение задач социально-экономического развития;
  • развитие, рациональное размещение и эффективное использование научно-технического потенциала, формирование его структуры;
  • увеличение вклада науки в развитие экономики АПК, реализацию важнейших социальных задач, в обеспечение прогрессивных структурных преобразований в сфере материального производства, повышение его эффективности и конкурентоспособности.

Для достижения поставленных целей государство должно решить следующие задачи инновационной политики в аграрном секторе:

  • определение и реализация приоритетов государственной инновационной политики;
  • обеспечение прогрессивных структурных преобразований в АПК;
  • создание и развитие инфраструктуры инновационной деятельности;
  • осуществление мер по развитию внешнеэкономической инновационной деятельности;
  • обеспечение взаимодействия науки, образования, сельскохозяйственного производства и финансово-кредитной сферы в развитии инновационной деятельности;
  • обеспечение эффективного использования научно-технического потенциала для стабилизации развития экономики АПК на главных направлениях, определяющих стратегию, темпы и пропорции развития отрасли и ее структурной стабильности [7].

Важнейшие принципы государственной инновационной политики в АПК:

  • стимулирование развития фундаментальных научных исследований в аграрной науке;
  • сохранение и развитие ведущих отечественных научных школ;
  • создание условий для здоровой конкуренции и предпринимательства в сфере аграрной науки, стимулирование и поддержка инновационной деятельности;
  • создание условий для организации научных исследований и разработок;
  • интеграция науки и образования, развитие целостной подготовки квалифицированных научных кадров всех уровней.

Основы инновационной политики закладываются путем принятия свода законодательных актов, адекватных реальной экономической, социальной и политической ситуации в стране. Именно в них определяются субъекты и объекты управления, их права, обязанности и ответственность.

Законодательство является основным регулятором инвестиционной и инновационной в АПК.

Мировой опыт показывает, что непременное социально-экономическое развитие государства и обеспечение его конкурентоспособности на внешнем рынке обеспечивается, прежде всего, наличием развитой национальной инновационной системы. Формирование и эффективное взаимодействие всех элементов национальной инновационной системы являются главной целью государственной инновационной политики [6].

Государственная инновационная политика той или иной страны, как правило, не является «чистым» выражением определенной модели, а представляет собой композицию мер различной направленности, при этом можно отметить существенную специфичность национальных инновационных политик. Можно выделить следующие важнейшие направления инновационной политики различных стран на современном этапе (табл. 3).

Подход к формированию государственной инновационной политики у каждой страны отличается в зависимости от национальных ее особенностей: Финляндия – диверсификация экономики; Франция – создание более мелких технологических фирм; США – поддержка реструктуризации национальной экономики.

Каждое государство, вырабатывая собственную инновационную политику, задается определенными целями и, учитывая всю совокупность внутренних и внешних факторов развития, выбирает тот или иной тип стратегии и тактики, позволяющий добиться требуемого уровня инновационной активности.

Главными направлениями инновационной политики РФ в сфере АПК являются:

  • аккумулирование инвестиционных ресурсов для финансирования приоритетных направлений научно-технической и инновационной деятельности за счет государственных и частных структур;
  • формирование и совершенствование законодательного обеспечения инновационных процессов, в том числе осуществление правовой защиты интеллектуальной собственности;
  • развитие экономического стимулирования инновационной деятельности на предприятиях различных форм собственности через систему налоговых льгот и регуляторов;
  • формирование инновационной инфраструктуры, включая информационное обеспечение научно-технических и инновационных процессов [5].

Таким образом, для обеспечения устойчивого развития агропромышленного производства и повышения его эффективности должна быть сформирована четкая государственная инновационная и инвестиционная политика.

Последнее десятилетие в мире характеризуется высоким спросом на продукцию сельского хозяйства. Продолжается рост населения, увеличивается уровень потребления (в первую очередь за счет развивающихся стран), и, как следствие, спрос на продукты питания будет расти. Россия, как один из крупнейших поставщиков продуктов питания на мировой рынок, планирует и дальше наращивать свое присутствие на мировом рынке, а значит, можно ожидать роста инвестиций в сельское хозяйство (пока уровень износа основных фондов очень высокий), внедрения новых технологий, что, в свою очередь, должно способствовать росту производительности труда, повышению конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и экономической эффективности ведения аграрного бизнеса.

Литература

  1. ГОСТ Р ИСО 9000:2015. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь (см. ISO 9000:2015 «Quality management systems — Fundamentals and vocabulary»).
  2. Нечаев В.И. Механизмы инновационного развития АПК России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2012. №11.
  3. Продовольственная безопасность России. – М.: ВНИИЭСХ, 2008.
  4. Серебрякова М.Ф. Особенности эффективного функционирования агропредприятий в условиях неопределенности и риска // Агропродовольственная экономика. 2016. № 11.
  5. Экономическая безопасность России. Гончаров В.Д., Селина М.В., Якубович Е.Н. Учебное пособие. – Москва, 2013. (3-е издание, дополненное).
  6. Якубович Е.Н., Келеметов Э.М. Приоритетные направления повышения эффективности сельского хозяйства // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2019. № 11 (56). С. 124-133.
  7. Якубович Е.Н., Ахмедова Ж.А. Прогнозирование развития агропромышленного комплекса // Системные технологии. 2018. №3.