Московский экономический журнал 8/2020

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10563

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

FACTORS OF DEVELOPMENT OF THE MUNICIPALITY AS A SOCIO-ECONOMIC SYSTEM

Хачатрян Аревик Врежовна, аспирант, Нижегородский институт управления – филиал РАНХиГС

Khachatrian Arevik Vrezhovna

Аннотация. Статья посвящена исследованию факторов социально-экономического развития муниципального образования. С позиции системного подхода рассмотрена структура муниципального образования. Предложена классификация факторов социально-экономического развития муниципального образования по признаку их «происхождения», определено содержание наиболее существенных факторов. Показано, что вектор и темпы социально-экономического развития муниципального образования определяются предпосылками и ограничениями, которые формируются факторами внутренней и внешней среды, и способностью администрации учитывать влияние факторов.

Summary. The article is devoted to the study of the factors of socio-economic development of the municipality. The structure of municipal formation is considered from the position of system approach. The classification of factors of socio-economic development of the municipality on the basis of their “origin” is proposed, the content of the most significant factors is determined. It is shown that the vector and pace of socio-economic development of the municipality are determined by the prerequisites and constraints that are formed by factors of internal and external environment, and the ability of the administration to take into account the influence of factors.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие муниципальных образований, структура муниципальных образований, элементы системы муниципальных образований, внутренние и внешние факторы развития, предпосылки и ограничения развития муниципального образования.

Keywords: socio-economic development of municipalities, the structure of municipalities, elements of the system of municipalities, internal and external factors of development, prerequisites and limitations of the municipality.

В условиях проведения социально-экономических и административных реформ в Российской Федерации возрастает потребность в развитии инициативы на местах и повышение эффективности функционирования муниципальных образований (далее МО).

В соответствии с действующим законодательством муниципальные образования наделяются определенным статусом и подразделяются на виды исходя из исторически сложившихся территориальных границ, численности и плотности населения, наличия и развитости инфраструктуры и др. (рис. 1)

Согласно статистике в России на сегодняшний день насчитывается 22397 муниципальных образований, из них 18170 сельских поселений, 1590 городских поселений, 1787муниципальных районов, 561 городских округов с внутригородским делением, 19 внутригородских районов, 267 внутригородских территорий с городами федерального значения.[2]

С позиции системного подхода в структуре муниципального образования можно выделить несколько взаимосвязанных подсистем:

  • муниципальное хозяйство, обеспечивающее условия жизнедеятельности населения (жилищно – коммунальное хозяйство; транспортный комплекс; дороги и инженерные коммуникации; комплекс потребительского рынка: торговля, общественное питание, бытовое обслуживание населения и др.);
  • производственная сфера (отрасли промышленности, предприятия реального сектора всех форм собственности и т.д.);
  • социальная сфера (образование, наука, здравоохранение, физическая культура и спорт, культура и искусство, социальная защита занятость населении и т.д.);
  • финансово-экономическая сфера (инвестиции, источник доходов и расходов бюджета, налоговая система, льготы, недвижимое имущество и собственность, рыночные институты, внешнеэкономическая деятельность);
  • управленческая деятельность (администрация муниципального образования, нормотворческая деятельность, службы общественной безопасности, органы контроля и т.д.)

С учетом изложенного структуру муниципального образования как системы можно представить в виде следующей схемы (рис.2).

Социально-экономическое развитие муниципального образования осуществляется под воздействием комплекса разнонаправленных факторов. Анализ показывает, что классификация факторов, определяющих вектор социально-экономического развития территории, может осуществляется по разным основаниям. Так, в зависимости от целей исследования их разделяют на управляемые и неуправляемые, объективные и субъективные, существенные и несущественные и др. Однако, мы считаем, что в современных условиях социально – экономического развития муниципального образования факторы целесообразно разделять исходя из их происхождения. С этой точки зрения, экономическая теория рассматривает две группы факторов: внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные) факторы, формирующиеся на разных уровнях пространственной иерархии: на мировом, национальном, региональном уровнях, на локальном уровне. Первые три группы факторов являются внешними по отношению к экономике муниципального образования, локальные факторы, соответственно, являются внутренними.

В числе факторов внутреннего характера лидером является накопленный в территории социально-экономический потенциал, характеризующий возможности развития при использовании всего комплекса имеющихся ресурсов с целью повышения уровня благосостояния населения муниципального образования.

Наиболее существенные из них приведены в таблице 1.

Как и всякая социально-экономическая система, муниципальное образование имеет внутреннюю среду, сформированную перечисленными выше внутренними факторами, и внешнюю среду, которая оказывает влияние на развитие территории посредством связей прямого и косвенного воздействия. Внешняя среда косвенного воздействия на муниципальное образование включает следующие факторы влияния: общеэкономические (наличие крупных корпоративных структур с участием государства, реализация национальных проектов, влияние экономических санкций и др.); общеполитические (формирование институтов устойчивой политической системы); научно-технические; природно-экологические, демографические. [4] Внешняя среда прямого воздействия включает взаимосвязи: с внешними поставщиками, внешними потребителями, посредниками, муниципальными  образованиями-конкурентами, организациями и учреждениями региональной  и  межрегиональной инфраструктуры.

Внешние факторы по существу носят характер предпосылок или ограничений по отношению к реализации региональными и местными органами управления наиболее важных функций управления муниципалитетами.

Поскольку МО не могут напрямую влиять на действие внешних факторов, то основное внимание в данном случае следует уделять организации мониторинга их изменения. Для этого должны быть рационально сформированы и поддерживаться в актуальном состоянии специальные базы данных о макроэкономических индикаторах развития.

Следовательно, вектор социально-экономического развития МО в большей степени определяется и теми ограничениями и предпосылками развития, которые, с одной стороны, изначально содержат социально-экономический потенциал территории и факторы внешней среды, а с другой,- напрямую зависят от способности и готовности администрации нейтрализовать ограничения и усиливать предпосылки развития.

С этой позиции, для повышения результативности практического управления муниципальным образованием важное значение приобретает необходимость формирования механизма согласования экономических интересов всех участников социально-экономических процессов территории (населения, бизнес – сообщества, органов местного самоуправления), активизации творческого потенциала населения, повышения сопричастности граждан к результатам социального и экономического развития  муниципального образования.

Список использованной литературы

1.      Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 01.05.2019) “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”

2.      Проваленова Н.В. Организационно-экономическое развитие сферы ЖКХ в малых муниципальных образований. –Дис. На соискателя уч. степени д.э.н. (08.00.05).- М., 2019, стр.31

3.      Жмачинский В.И., Озина А.М., Экономика и менеджмент в сфере услуг: моног.-Н.Новгород: Изд-во ВВАГС,2010.-139с.

4.      Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации.

5.      https://cyberleninka.ru

[1] Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 01.05.2019) “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”

[2] Проваленова Н.В. Организационно-экономическое развитие сферы ЖКХ в малых муниципальных образований. –Дис. На соискателя уч. степени д.э.н. (08.00.05).- М., 2019, стр.31

[3] Составлено автором по материалам

[4] Жмачинский В.И., Озина А.М., Экономика и менеджмент в сфере услуг: моног.-Н.Новгород: Изд-во ВВАГС,2010.-139с.