Московский экономический журнал 8/2020

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10553

ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ НЕФТЕГАЗОВЫХ КОМПАНИЙ

FEATURES OF INNOVATIVE STRATEGIES OF OIL AND GAS COMPANIES

Мишкевич Владимир Михайлович, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ПНИПУ); специальность “Организация и управление охраной труда и безопасностью производства”; группа ОУОТ-19-1м; эл. почта: Mishka1996@bk.ru

Mishkevich Vladimir Mikhailovich

Аннотация. Нефтяная промышленность в значительной степени ориентирована на инновации из-за своей экономической направленности. Инновации – это ключ к поддержанию высоких краткосрочных затрат для достижения долгосрочной эффективности в нефтяной промышленности. В статье дается оценка инновационных подходов, а также описание проблем и барьеров, с которыми сталкиваются компании нефтегазового сектора.

Summary. The oil industry is largely focused on innovation because of its economic orientation. Innovations are the key to maintaining high short-term costs to achieve long-term efficiency in the oil industry. The article assesses innovative approaches and  describes the problems and barriers faced by companies in the oil and gas sector.

Ключевые слова: инновационные стратегии, нефтегазовые компании, инновации, инновационный портфель.

Keywords: innovative strategies, oil and gas companies, innovations, innovation portfolio.

Предприятия по добыче и переработке нефти являются стратегически важными для любого государства, особенно для экономики России, где наблюдается сырьевая зависимость [Гатина, 2012]. В настоящее время лидерами по производству и запасам углеводородного сырья на душу населения являются страны Ближнего Востока (Катар, Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия, Оман, Бахрейн, Ливия), а также некоторые развитые страны – Норвегия, Австралия, Канада [Сергеева, 2012]. Российские предприятия нефтегазового сектора имеют высокий промышленный и интеллектуальный потенциал, который также позволит нефтяным компаниям выйти на траекторию инновационного развития. Но стоит отметить, что динамика перехода на этот путь не соответствует современной инфраструктуре инновационной деятельности, так как реализация потенциала отечественной нефтехимической промышленности требует решения ряда вопросов технико-технологического, нормативно-правового, экологического, экономического характера [Лисина, 2014].

Компания PWC, предлагающая услуги в области консалтинга и аудит, провела исследование о том, как инновации влияют на рост нефтегазовых предприятий. Так, инновации в нефтегазовой отрасли сосредоточены не только на увеличении добычи, а также на обеспечение безопасного выполнения операций. Это может означать поиск новых способов контроля целостности материалов в изменяющихся условиях или создание новых систем контроля, технического обслуживания. По мере того, как индустрия входит в более сложные условия, инновации для обеспечения безопасности становятся все более важными. Генеральный директор компании Anadarko, которая занимается глубоководным бурением, сравнил используемые методы с теми, которые необходимы для высадки человека на Луну. Некоторые крупные игроки в этой отрасли сотрудничают с НАСА, чтобы разработать волоконно-оптические зондирующие системы, которые сделают морские буровые платформы более безопасными.

PWC опросила несколько компании из всей цепочки создания стоимости нефти и газа, включая как небольшие компании, так и очень крупных игроков в нефтегазовом секторе (Рис. 1). Для 43% опрошенных руководителей нефтегазовой отрасли инновации уже являются “конкурентной необходимостью”, и это число возрастает до 51% за пять лет, что говорит о том, что инновации необходимы для каждого сегмента отрасли.

Но только около половины этих нефтегазовых компаний говорят, что у них есть четко определенная стратегия и что они ее реализуют. Это серьезная проблема для тех, кто не имеет четкого видения, потому что исполнение начинается с продуманной стратегии.

Одним из ключевых факторов стимулирования роста является ориентация на сбалансированный инновационный портфель. Это означает поиск правильного сочетания инвестиций в инкрементные, прорывные и радикальные инновации по всему спектру инновационных направлений. Правильное сочетание для нефтегазовых компаний будет зависеть от того, где они находятся в цепочке создания стоимости. Руководители нефтегазовых компаний уже ожидают, что от 32% до 47% их инноваций будут крупными достижениями во всех областях (Рис. 1). Переход к более высоким уровням прорывных и радикальных инноваций является одним из важных сигналов инновационной трансформации, которая уже происходит в различных отраслях промышленности.

Независимо от того, насколько велика или мала компания, очень важно четко определить свои цели в области инноваций. То, где работаете компания в цепочке создания стоимости, будет иметь большое влияние на то, какой тип инноваций имеет наибольший смысл.

Слишком много инноваций может привести к истощению ресурсов. Слишком мало инноваций и возможностей для роста растрачивается впустую. Как только компания разработала четкую дорожную карту, важно продолжать оценивать стратегию, так как компания может потерять преимущества перед своими конкурентами.

Инновации охватывают все предприятие, а не только его научно-исследовательскую функцию. Исследования и разработки в области технологий, бизнес-систем и процессов для вышестоящих компаний или продуктов и услуг для нижестоящих компаний, безусловно, жизненно важны. Но важно также искать возможности для роста в таких областях, как бизнес-модели и цепочки поставок. Технологические инновации оказали глубокое влияние на все аспекты цепочки поставок. Достижения в области сейсмологии, начиная от 3-D и 4-D сейсмологии и заканчивая усовершенствованиями в области дистилляции и изомеризации до сжижения и регазификации, оказали глубокое влияние на то, как компании исследуют, бурят, добывают, перерабатывают и распределяют нефть и газ. Будущее будет содержать еще много достижений, поскольку энергетические компании начнут изучать нанотехнологии, биотехнологии и устойчивые химические решения.

Проведя опрос, компания PWC дала рекомендации насчет инноваций в нефтегазовой сфере.  Инновации в нефтегазовой отрасли требуют тщательного планирования и четко определенной стратегии. Согласно проведенному опросу, нефтегазовая отрасль отстает от ведущих инноваторов в плане наличия определенной стратегии.

Инвестирование в научные исследования и разработки является важной частью инноваций, но это далеко не вся история. Энергетический сектор лидирует, когда речь заходит об этом, но нефтяные и газовые компании должны быть уверены в том, что они уделяют особое внимание стимулированию инноваций в таких областях, как бизнес-модели, продукты и опыт клиентов, а также в цепочке поставок.

Руководители, которых опросила PWC, говорят, что бывает очень трудно найти и удержать нужных людей на борту, чтобы осуществить инновации. Чтобы справиться с этим, нефтяные и газовые компании должны найти творческие способы привлечения новых рекрутов. И они должны быть уверены, что у них есть сильная инновационная культура, которая поддерживает лучшие таланты.

Необходимо сотрудничать с правильными партнерами в разных отраслях промышленности. Поиск правильных внешних партнеров является сложной задачей, но это особенно важно, учитывая сильную историю нефтегазовой отрасли как “технологического интегратора”. Бурение на глубине двух миль под океаном требует такой же технической изощренности, как и отправка человека в космос. Совместные проекты между нефтяными магистралями, операторами нефтесервиса и стратегическими партнерами, поставщиками или университетами становятся скорее нормой, чем исключением. Часто они являются частью открытых инновационных инициатив, но корпоративное предпринимательство также переживает ренессанс. Кроме, того необходимо тщательно измерять успех. Это означает разработку правильных KPI для различных типов инноваций и бизнес-единиц. И если рассматривать инновации через финансовую призму, то важны и другие перспективы.

Акцент на инновационное развитие позволит не только поднять технологический уровень нефтехимической промышленности, осуществив ее технологическую модернизацию, но и при минимальном использовании бюджетных средств создать научно-техническую базу для следующего поколения разработок нефтегазового сектора России и подготовить выход на международный рынок с высококонкурентной продукцией. Процесс организации производства и внедрения продукции должен развиваться в нескольких направлениях, в частности, целесообразным представляется создание консорциумов ориентированных на решение технологических задач определенной тематической направленности [Зинурова, Гаязова, 2012].

Объектом внимания становится проблема обеспечения поддержки инновационной деятельности и формирование соответствующей инфраструктуры, под которой следует понимать совокупность взаимодополняющих подсистем и организационных элементов, охватывающих весь цикл научно-технической деятельности. В настоящее время все отчетливее осознается необходимость активной государственной поддержки по ее развитию, в частности, подсистемы информационного обеспечения. К проблемам функционирования инновационной инфраструктуры относят также сложности технологического, маркетингового, финансового сопровождения, подготовку кадров, сбытовую поддержку и т.д [Лисина, 2014].

Для нефтяной промышленности можно выделить следующие специфические стратегические барьеры:

  • краткосрочная направленность
  • отсутствие ясности целей исследований и разработок
  • дисбалансы в распределении ресурсов (например, при решении технических долгосрочных задач, что может привести к увеличению разрыва между общей бизнес-стратегией и технологической стратегией нефтегазовой компании) [Ibrahimov, 2018].

Таким образом, нефтегазовый сектор – один из секторов, где процессные инновации оказывают значительное влияние не только на прибыль отдельных компаний, но и на национальную экономику. Для большинства нефтегазовых предприятий инновации являются основной частью их внутренней культуры и миссии компании. Нельзя отрицать, что за последнее десятилетие этот сектор добился поразительных успехов, но все еще есть чему поучиться у других отраслей и ведущих новаторов.

Существует много проблем, связанных с созданием инновационной культуры, но отдача высока для тех компаний, которые ставят развитие инновационной культуры приоритетным направлением. Возможно, некоторые из самых больших проблем для нефтяных и газовых компаний заключаются в поиске нужных талантов, поиске правильных партнеров и получении правильных показателей для измерения их инновационного прогресса.

Список литературы

  1. Гатина Л.И. Интернет-стратегии мировых компаний по добыче и переработке углеводородного сырья // Вестник Казанского технологического университета. 2012. Т.15. № 12. С.298-301.
  2. Зинурова Р.И., Гаязова Р.И. Особенности развития наноиндустрии в Российской Федерации // Вестник Казанского технологического университета. 2012. Т.15. № 12. С.311-313.
  3. Лисина О.В. Оценка инновационной активности нефтяных компаний и проблемы развития системы инфраструктурной поддержки инновационных процессов в российском нефтегазовом секторе. 2014
  4. Сергеева З.Х. Государство-петростейт («нефтегосударство»): проблема идентификации и оценка показателя развития// Вестник Казанского технологического университета. 2012. Т.15. № С.145-151.
  5. Ibrahimov, B. Open Innovation and application to Petroleum Industry. 2018
  6. PWC. Gateway to growth: innovation in the oil and gas industry. 2013 URL:https://www.pwc.com/gx/en/oil-gas-energy/publications/pdfs/pwc-gateway-to-growth-innovation-in-the-oil-and-gas-industry.pdf