Московский экономический журнал 8/2019

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-18028

Экспорт чая в мире

The export of tea in the world

Смоленцева Елена Викторовна,старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вятская государственная сельскохозяйственная академия», РФ, г. Киров

Smolentceva Elena,senior lecturer of the Department of Economics and management, Federal state budgetary educational institution of higher education “Vyatka state agricultural Academy”, Russian Federation, Kirov

Аннотация: Мировой рынок чая является важным элементом в структуре мировых продовольственных рынков. Экспорт чая обусловлен объемами производства и переработки этого продукта, и представляет из себя как экспорт чайных листьев, так и экспорт готовых упакованных видов чая, а также чаев с различными добавками. В статье рассматривается динамика и структура экспорта чая по основным регионам мира, а также по основным странам-экспортерам. Выявляются основные тенденции и особенности мирового экспорта чая.

Summary: The world tea market is an important element in the structure of the world food markets. The export of tea is determined by the volume of production and processing of this product, and represents both the export of tea leaves and the export of ready-Packed teas, as well as teas with various additives. The article discusses the dynamics and structure of tea exports by major regions of the world, as well as by major exporting countries. The main trends and features of the world tea export are revealed.

Ключевые слова: чай, мировой рынок, производство, экспорт, потребление.

Keywords: tea, world market, production, export, consumption.

Мировой рынок чая характеризуется высоким уровнем концентрации в силу особенностей выращивания этой культуры. Рассматривая производство чая в мире, можно отметить, что 40,3% мирового производства приходится на Китай, 21,7% – на Индию. Таким образом, две страны производят две трети мирового объема производства чая. Но необходимо отметить, что если в Китае внутреннее потребление чая составляет от 75% до 90% от собственного производства, то в Индии популярность чая не так велика и значительная доля его идет на экспорт. [3] Такая же ситуация характерна и для Шри Ланки и Индонезии, где потребление чая тоже относительно невелико, но по объемам производства Шри Ланка занимает четвертое место в мире с долей 5,73%, а Индонезия седьмое место с удельным весом 2,28%.То есть не всегда страны с большими объемами производства чая одновременно являются и его крупными экспортерами.

 Низкий уровень потребления чая характерен и для чаепроизводящих стран африканского континента – так в Кении производится до 8% мирового производства чая, а внутреннее потребление – минимально. Частично ситуация объясняется дороговизной чая для большей части населения Индии, Индонезии, африканских стран, а также отсутствием чайных традиций в этих регионах.

Мировой экспорт чая достиг 1,77 миллиона тонн в 2017 году, что на 5 процентов больше по сравнению с 2016 годом. Объемы экспорта черного чая выросли на 5,8 процента в 2017 году, а экспортные доходы увеличились на 10% — до 5,7 млрд. долл. США. [4]

Статистика ФАО по динамике экспорта чая в разрезе отдельных регионов и стран представлена данными только по 2016 год включительно. Рассмотрим динамику экспорта чая в разрезе регионов мира в таблице 1.

За рассматриваемый период мировой экспорт чая в натуральном выражении сократился с 2022,8 тыс. тонн до 1701,1 тыс. тонн, или на 15,90%. Такое сокращение обусловлено снижением экспорта из стран Азии – на 11,86%, Африки – на 30,22%, а именно эти регионы являются основными производителями чайного сырья. Также существенно – в 2,5 раза снизился экспорт из стран Центральной Америки и на 10,84% из стран Южной Америки. Наблюдается рост экспорта из стран Северной Америки – на 53,03% и стран Европы – на 6,66%. Но в абсолютном выражении эти цифры по отношению к мировым показателям незначительны.

Наибольшая доля в мировом экспорте чая в натуральном выражении приходится на страны Азии – 61,78%, причем наблюдается рост этого показателя (таблица 2). Такая тенденция обусловлена незначительным удельным весом остальных регионов в мировом экспорте чая.

Второе место среди регионов-экспортеров приходится на Африку – ее доля составляет от 24 до 32%, но за рассматриваемый период происходит ее уменьшение – на 5,05 п.п. Третье место занимает Европа, но этот экспорт в основном приходится на крупные предприятия, занимающиеся переработкой и упаковкой чая.

Стоимостное выражение экспорта зависит не только от объемов, но и от цен реализуемой продукции. Для любого рынка вполне естественно, что конечные виды продукции стоят больше, чем сырье, поэтому в ряде случаев т регионы, где чай не производится, а перерабатывается имеют большую долю в экспорте по сравнению с регионами, выращивающими чай (таблица 3).

Мировой экспорт чая в 2016 году в стоимостном выражении составил 6345,2 млн. долларов. И с 2010 года он практически не изменился, несмотря на резкое снижение экспорта в натуральном выражении. Связано это с ростом цен на чай, поставляемый из Азии. Самые высокие цены на мировых рынках отмечаются у чая, поставляемого из Шри Ланки. Структура экспорта в стоимостном выражении представлена в таблице 4.

64,40% мирового экспорта чая в денежном выражении приходится на Азию, страны Африки и Европы делят второе-третье места, на остальные регионы мира приходится не более 5% мирового экспорта чая.

Более детально имеет смысл рассмотреть экспорт чая по конкретным странам, так как даже те страны, где чай не выращивается могут являться достаточно крупными экспортерами в силу реэкспорта чая или продажи не сырья, а упакованного чая (таблица 5).

Китай является лидером как в производстве, так и в экспорте чая в мире. В 2016 году экспорт чая из Китая составил 328,7 тыс. тонн, что на 8,66% больше, чем в 2010 году. Особенностью экспорта чая из Китая является то, что чай не продается на аукционах, в отличие от других стран. Чайный рынок Китая контролируют правительственные организации – объединения ремесленников конкретного региона. Весь чай, предназначенный на экспорт, проходит тщательную проверку таких контор: чтобы купить чай в Китае крупным импортерам приходится договариваться именно с такими организациями. [6]

В 2018 году прогнозировалось сохранение экспорта китайского чая на уровне 300 тыс. тонн листового чая на сумму $1,5 млрд. Такой значительный экспорт связан с сохранением стабильного потребительского спроса на основных традиционных рынках поставок, таких как Европа, США и Африка. Доля зеленого чая в структуре китайского экспорта составила 83%. [8]

Второе место по экспорту чая занимает Кения с объемом 293,2 тыс. тонн. Основными экспортными направлениями для Кении остаются Пакистан (113 тыс. тонн чая), Египет (44,9 тыс. тонн) и Великобритания (31,1 тыс. тонн), Россия (13,5 тыс. тонн). Топ-10 замыкает Казахстан, куда в январе-августе было поставлено более 5 тыс. тонн кенийского чая. [2] При этом необходимо отметить снижение экспорта кенийского чая практически на треть.

Шри Ланка занимает третье место в мире по экспорту чая. Совет Шри-Ланки по чаю поставил цель на текущий год получить доходы от экспорта чая в размере 2,1 млрд. долларов США. [9]

Индия экспортирует 230,5 тыс. тонн чая и находится на четвертом месте среди стран-экспортеров чая. Но можно отметить, что в десятке ведущих экспортеров чая только в Китае происходит увеличение объемов экспорта, в остальных странах наблюдается снижение. Особенно ярко это видно в динамике экспорта чая таких стран как Вьетнам и Индонезия – экспорт сократился практически в два раза.

Страны, находящиеся во втором и третьем десятке экспортеров, показывают различные тенденции – так в Нигере экспорт чая увеличился в четыре раза, в Турции почти в три раза, в Мозамбике, Тайване и Польше – в два раза. В то же время экспорт чая в Уганде и Иране сократился более чем в 10 раз.

Структура экспорта характеризует удельный вес различных стран в мировом экспорте чая (таблица 6).

Таким образом 2/3 мирового экспорта приходится на четыре страны – Китай, Кению, Шри Ланку и Индию. На долю Аргентины и Вьетнама приходится по 4 – 5% мирового экспорта чая.

В 2018 году Вьетнам экспортировал 120 тыс. тонн чая на сумму 219 млн. $. Это было меньше объемов 2017 года на 8,4%. Среди десяти основных экспортных рынков вьетнамского чая на 2018 год крупнейшим является Пакистан: его импорт составил 33,25 тыс. тонн, достигнув 71,98 млн. долл. США, увеличившись на 14,76 % по объему и 15,88 % по стоимости. Средняя экспортная цена составляет 2164,96 долл. США за т, что на 0,98 % процента больше, чем в 2017 году. [7] Тайвань, Россия и Китай также являются крупными экспортерами вьетнамского чая.

Прогнозируется, что мировое потребление и производство чая будут расти в течение следующего десятилетия, что обусловлено твердым спросом в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Следовательно, страны, производящие и экспортирующие чай, могут существенно нарастить объемы экспорта в ближайшем будущем, и тем самым обеспечить возрастающие потребности в этом продукте.

Список литературы

  1. Гусакова, Д.А. Тенденции развития рынка чая в России и в мире [Текст]/ Д.А. Гусакова// Лучшая студенческая статья 2016: сборник статей II Международного научно-практического конкурса. –  Пенза, 2016. – с. 76 – 82.
  2. https://interfax.com.ua/news/economic/540752.html
  3. https://chai-cofe.com/articles/kto-snabzhaet-mir-chaem-i-kto-ego-pyet/
  4. http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreignEconomicActivity/economic_organization/russiaun/unpro
  5. https://shambala-tea.ru/pages/stati/osobennosti-proizvodstva-chaya-v-kitae/
  6. Снизились объем и стоимость экспорта чая из Вьетнама [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://www.coffeetea.ru/news/news-single/item/17017/
  7. Экспорт чая из Китая в 2018 году останется на уровне прошлого года [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://biang.ru/ru/news/eksport-chaya-iz-kitaya-v-2018-godu-ostanetsya-na-urovne-proshlogo-goda.html
  8. Экспорт чая из Шри-Ланки способствует резкому повышению доходов [Электронный ресурс]: – Режим доступа: https://www.tea-terra.ru/2013/10/08/8525/