Московский экономический журнал 7/2022

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 337

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_7_404

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

METHODS OF TEACHING ECONOMIC DISCIPLINES

Гарин Александр Петрович, к.э.н., доцент кафедры Экономики предприятия, ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический  университет им. Козьмы Минина, E-mail: rp_nn@mail.ru

Угарова Анна Владимировна, кафедра Профессионального образования и управления образовательными системами, ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический  университет им. Козьмы Минина, E-mail: annaugarova1@gmail.com 

Бессольнова Алена Сергеевна, кафедра Практической психологии, ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический  университет им. Козьмы Минина, E-mail: bessolnova99@mail.ru

Рубанова Алина Александровна, кафедра Практической психологии, ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический  университет им. Козьмы Минина, E-mail: alina.rubanova@mail.ru

Garin Alexander Petrovich, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Enterprise Economics, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, E-mail: rp_nn@mail.ru

Ugarova Anna Vladimirovna, of the Department of Professional Education and Management of Educational Systems, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, E-mail: annaugarova1@gmail.com

Bessolnova Alena Sergeevna, of the Department of Practical Psychology, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, E-mail: bessolnova99@mail.ru

Rubanova Alina Alexandrovna, of the Department of Practical Psychology, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, E-mail: alina.rubanova@mail.ru

Аннотация. Актуальность темы статьи обусловлена тем, что методы обучения экономическим дисциплинам дают возможность наиболее эффективного запоминания и изучения. Использование преподавателями активных методов при преподавании экономических дисциплин способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей студентов. В данной статье проанализированы два активных метода обучения экономическим дисциплинам – ролевая игра и кейс-технология. В статье выделены особенности и сущность данных методов обучения, а также было охарактеризовано их значение и эффективность при преподавании экономических дисциплин.

Abstract. The relevance of the topic of the article is due to the fact that the methods of teaching economic disciplines enable the most effective memorization and study. The use of active methods by teachers in teaching economic disciplines contributes to overcoming stereotypes in teaching, developing new approaches to professional situations, and developing students’ creative abilities. This article analyzes two active methods of teaching economic disciplines – role-playing game and case technology. The article highlights the features and essence of these teaching methods, and also characterized their significance and effectiveness in teaching economic disciplines.

Ключевые слова: экономическая дисциплина, мышление, экономическое обучение, способы обучения, форма обучения, методы обучения, педагог

Keywords: economic discipline, thinking, economic education, methods of education, form of education, teaching methods, teacher

Использование преподавателями активных методов при преподавании экономических дисциплин способствует преодолению стереотипов в обучении, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей студентов. В рамках работы были выделены два метода обучения – ролевая игра и кейс-технология, которые впоследствии будут разработаны по конкретным экономическим дисциплинам. Рассмотрим в общем виде их сущность и специфику применения в процессе подготовки молодых специалистов в колледже.

Ролевая игра — это метод имитации принятия управленческих или производственных решений в искусственно смоделированных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам. Имитационное моделирование реальных условий профессиональной деятельности специалиста, как правило,  предполагающих наличие одной или нескольких проблемных ситуаций позволяет представить во всем многообразии служебные, социальные и личностные связи. Ролевая игра представляет собой вид деловой игры.

Педагогические особенности и обучающие возможности игры, а также оптимистическое отношение к ней студентов позволяют включить данный вид деятельности в учебный процесс в колледже и сделать его средством педагогической коммуникации. Причем несомненное преимущество игры перед другими средствами обучения обнаруживается в том, что она способна обеспечить на занятии все формы работы (индивидуальную, парную, групповую и коллективную), что позволяет каждому обучающемуся максимально эффективно использовать учебное время и ощутить работу языка как средства живого общения, что влияет на эффективность усвоения экономических знаний [5].

Говоря далее о ролевой игре, следует заметить, что образовательная функция ролевой игры очень значима, поскольку она позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватное по сравнению с традиционным обучением условие формирования личности специалиста.

К основным характеристикам ролевых игр относят:

  • наличие модели управляемой системы, включенной в конкретную социально-экономическую систему. Такой моделью может стать фабрика, завод, магазин, музей, библиотека или подразделение какой- либо организации;
  • наличие ролей;
  • различие целей участников игры, исполняющих разные роли;
  • взаимодействие ролей;
  • наличие общей цели у всего игрового коллектива;
  • многоальтернативность решений;
  • наличие группового или индивидуального оценивания деятельности участников игры;
  • наличие управляемого эмоционального напряжения.

В ролевой игре обучение участников происходит в процессе совместной деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей ролью и функцией. Общение в ролевой игре — это не просто общение в процессе совместного усвоения знаний, но первым делом — общение, имитирующее, воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой  профессиональной деятельности, где у каждого специалиста есть своя роль и профессиональная функция. Ролевая игра – это не просто совместное обучение, это обучение совместной деятельности, умениям и навыкам сотрудничества.

Рассмотрев значение ролевых игр при преподавании экономических дисциплин можно отметить следующие преимущества перед другими видами деловых игр, которые были перечислены ранее:

  • ролевая игра показывает, насколько студенты понимают сущность своей будущей профессии, свой будущий функционал и собственные профессиональные возможности, а также развитость у себя экономических компетенций.
  • ролевая игра дает возможность преподавания экономических дисциплин в сжатые сроки;
  • ролевая игра является специфической формой обучения, дополняющая и активизирующая известные методы обучения – лекции, практические занятия;
  • ролевая игра способствует повышению профессиональной подготовки в сфере экономики, так как в настоящем производстве у каждого работника есть своя роль и функционал;
  • ролевая игра концентрирует практический опыт принятия решений на основе экономических знаний;
  • ролевая игра порождает интеллектуальную конкуренцию, что приводит к углублению процесса усвоения знаний в области экономики;
  • ролевая игра развивает способность вести дискуссию в рамках экономических дисциплин;
  • ролевая игра выявляет характерные признаки поведения студентов (пассивность, многословность, недисциплинированность).

Ролевая игра, представляющая собой групповое упражнение по выработке решения, имитирующих реальность, является одним из эффективных способов решения проблемных ситуаций в учебном процессе. Ролевая игра как форма проблемного обучения представляет собой надежное средство пробуждения интереса к изучению экономических дисциплин и условие для продолжения студентами процесса познания самостоятельно, вне стен учебного заведения. Ролевая игра есть также своеобразная практика, и нарабатываемый в ней опыт достаточно близок к профессиональной деятельности экономиста, где каждый специалист решает данные ему профессиональные задачи, как самостоятельно, так и в команде.

Методика организации ролевых игр даёт возможность эффективного сочетания профессионального интереса обучающихся по экономическим дисциплинам и современных методов профессиональной подготовки с духом персонального соперничества [10.

Ролевая игра как специальный вид деятельности, направленный на усвоение и применение конкретных экономических знаний, умений и навыков, является средством обучения, основной смысл и назначение которого – научить действовать. Она является эффективным методом обучения при преподавании экономических дисциплин.

Ролевые игры позволяют активно вовлечь студентов в процесс обучения экономическим дисциплинам, вызвать интерес к их изучению, а также к формированию и развитию экономических компетенций. Они создают отличные условия для установления обратной связи сразу же по окончании игрового взаимодействия. С помощью ролевых игр легче принимаются новые идеи и изменяются установки студентов.

Ролевые игры основаны на обучающем эффекте совместных действий с целью формирования навыков коммуникации и профессионального взаимодействия. С психологической точки зрения содержанием ролевой игры является не предмет, его употребление или изменение человеком, а отношения между людьми, осуществляемые через действия с предметами; не человек- предмет, человек-человек, а если говорить о профессиях, то специалист-специалист.

Ролевая игра представляет собой также способ расширения опыта участников анализа посредством предъявления им неожиданной ситуации, в которой предлагается принять позицию (роль) кого-либо из участников и затем выработать способ, который позволит привести эту ситуацию к достойному завершению.

Таким образом, ролевая игра является достаточно оптимальным и эффективным методом обучения для его применения при преподавании педагогами колледжа экономических дисциплин.

В свою очередь, в процессе преподавания экономических дисциплин также активно используются кейс-технологии, которые подразумевают анализ студентами, объединенными в подгруппы, реальной или гипотетической ситуации и разработка критериев решения проблем и программы действий. Анализ ситуации предполагает выделение не столько фактов, сколько признаков проблемы и ее факторов. Залогом проблемности является самостоятельная выработка обучающимися собственных предположений [3].

Признаки  кейс-технологий можно представить следующим образом:

  • наличие модели социально-экономической  системы, состояние которой рассматривается  в некоторый дискретный момент  времени;
  • коллективная выработка решений;
  • многоальтернативность решений, то есть принципиальное отсутствие  единственного решения;
  • единая цель при выработке решений;
  • наличие системы группового оценивания  деятельности;
  • наличие управляемого эмоционального напряжения  обучаемых.

Технологические особенности метода кейс-технологии:

  1. Кейс-технология представляет собой специфическую  разновидность исследовательской  аналитической технологии, т.е. включает  в себя операции исследовательского  процесса, аналитические процедуры.
  2. Кейс-технология выступает как технология  коллективного обучения, важнейшими  составляющими которой выступают  работа в группе (или подгруппах) и взаимный обмен информацией.
  3. Кейс-технологию в обучении можно рассматривать как синергетическую технологию, суть которой заключается в  подготовке процедур погружения  группы в ситуацию, формировании эффектов умножения знания, инсайтного озарения, обмена открытиями и т.п.
  4. Кейс-технология интегрирует в себе технологии развивающего обучения, включая  процедуры индивидуального, группового  и коллективного развития, формирования  многообразных личностных качеств  обучаемых.
  5. Кейс-технология выступает как специфическая разновидность проектной технологии. В обычной обучающей проектной  технологии идет процесс разрешения  имеющейся проблемы посредством  совместной деятельности студентов,  тогда как в методе case-study идет  формирование проблемы и путей  ее решения на основании кейса,  который выступает одновременно  в виде технического задания  и источника информации для  осознания вариантов эффективных  действий.
  6. Кейс-технология концентрирует в себе значительные достижения технологии «создания  успеха». В нем предусматривается  деятельность по активизации  студентов, стимулирование их  успеха, подчеркивание достижений  обучаемых. Именно достижение  успеха выступает одной из  главных движущих сил метода, формирования устойчивой позитивной  мотивации, наращивание познавательной  активности.

Кейс метод как форма обучения и активизации учебного процесса позволяет решать следующие задачи:

  1. Овладеть навыками и приемами всестороннего анализа ситуаций из сферы профессиональной деятельности.
  2. Отработать умение востребовать дополнительную информацию, необходимую для уточнения исходной ситуации.
  3. Приобрести навыки применения теоретических знаний для решения конкретных ситуаций.
  4. Выработать умение осуществлять презентацию, то есть убедительно преподносить, обосновывать и защищать свою точку зрения.
  5. Отработать навыки конструктивного критического оценивания различных точек зрения.
  6. Научиться самостоятельно принимать решения на основе группового анализа ситуации.
  7. Овладеть умениями извлекать пользу из своих и чужих ошибок, опираясь на обратную связь

Основная  функция кейс-технологии – научить  студентов решать сложные неструктурированные  проблемы, которые не возможно решить аналитическим способом. Кейс-технология активизирует студентов, развивает аналитические и коммуникативные способности, оставляя обучаемых один на один с реальными ситуациями.

Кейс технологии можно классифицировать в зависимости от того, какой именно творческой работы они требуют. В частности, выделяются методы инцидента, разбора деловой корреспонденции и ситуационного анализа [7].

Метод инцидента заключается в том, что студент должен сам отыскать нужную информацию для принятия решения по обозначенной проблеме. Зачастую в открытом доступе имеются разноречивые оценки того или иного события, явления, проблемы, а это означает, что учащемуся придется сформировать собственную позицию (либо стать на чью-то сторону, либо оставаться сторонним наблюдателем, констатирующим полярность мнений) и на основании этого делать выводы.

Метод разбора деловой корреспонденции предполагает получение кейса с подробным описанием ситуации: пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (в том числе документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы учащиеся могли выбирать нужную информацию) и вопросы, которые позволяют найти решение.

Самым распространенным на сегодняшний день является метод ситуационного анализа, позволяющий глубоко и детально исследовать проблему. Учащемуся предлагается текст с подробным описанием возникшей ситуации и ставится задача, требующая решения. Могут быть также предложены для анализа уже реализованные шаги. В таком случае главной задачей будет определить (путем анализа) их целесообразность.

Естественно, при использовании каждого из перечисленных методов студенты получают также пакет вопросов, на которые им необходимо найти ответы для понимания сути проблемы. Кроме того, кейс технологии предполагают как индивидуальную работу над пакетом заданий, так и коллективную, что развивает умение воспринимать мнение других людей и умение работать в команде.

Таким образом, были проанализированы два активных метода обучения – ролевая игра и кейс-технология. Были выделены их особенности и сущность, а также было охарактеризовано их значение и эффективность при преподавании экономических дисциплин.

Список источников

  1. Артезимова, М.Т. Современный рынок труда и проблемы его функционирования / М.Т. Артезимова // Социально-экономические явления и процессы. 2017. Т. 12. № 1. С. 7-13.
  2. Балабанов, В. С.Методика преподавания экономических дисциплин. Основы лекторского мастерства / В. С. Балабанов, В. Н. Кириллов, Р. Т. Юлдашев, Рос. акад. предпринимательства. – М. :Анкил, 2020. – 95с
  3. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Мокрова А.А. Применение игровых технологий в обучении студентов //Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 1 (35). С. 16-21.
  4. Гребнева Л.С. Методические материалы по экономическим дисциплинам для преподавателей средних школ и вузов: Программы, тесты, задачи, решения – М.: ГУ-ВШЭ, 2010.
  5. ГилязоваО.С.Модель развития современного российского университета: ретроспектива и перспектива. В сборнике: Университет XXI века: старые парадигмы и современные вызовы Материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции. Редакционная коллегия: Л.А. Закс, Л.А. Мясникова, С.Д. Балмаева, Г.А. Брандт, А.В. Дроздова, С.А. Мицек, Н.В. Хмелькова. 2018. С. 39-43
  6. Маркова С.М. Факторы интенсификации процесса профессионального обучения // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. 2020. С. 40-42.
  7. Маркова С.М. Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С 3.
  8. Пахневская О.Г., Романченко А.М., Романченко М.К. Системы профессионального образования России и зарубежных стран // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. №1 (25). – с.34-42.
  9. Прохорова М.П., Бушуева В.В., Ваганова О.И. Практико-ориентированные технологии формирования профессиональных компетенций студентов вуза//Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-8. С. 193-199.

References

  1. Artezimova, M.T. Modern labor market and problems of its functioning / M.T. Artezimova // Socio-economic phenomena and processes. 2017. V. 12. No. 1. S. 7-13.
  2. Balabanov, V. S. Methods of teaching economic disciplines. Balabanov V. S., Kirillov V. N., Yuldashev R. T. Fundamentals of lecturership, Ros. acad. entrepreneurship. – M.: Ankil, 2020. – 95s
  3. Vaganova O.I., Smirnova Zh.V., Mokrova A.A. The use of gaming technologies in teaching students //Innovation economy: prospects for development and improvement. 2019. No. 1 (35). pp. 16-21.
  4. Grebneva L.S. Methodological materials on economic disciplines for teachers of secondary schools and universities: Programs, tests, tasks, solutions – M.: SU-HSE, 2010.
  5. Gilyazova O.S. Development model of a modern Russian university: retrospective and perspective. In the collection: University of the XXI century: old paradigms and modern challenges Proceedings of the XVIII All-Russian Scientific and Practical Conference. Editorial Board: L.A. Zaks, L.A. Myasnikova, S.D. Balmaeva, G.A. Brandt, A.V. Drozdova, S.A. Mitsek, N.V. Khmelkov. 2018. S. 39-43
  6. Markova S.M. Factors of intensification of the process of vocational training // Innovative approaches to solving professional and pedagogical problems. 2020. S. 40-42.
  7. Markova S.M. Retrospective analysis of the development of vocational education in Russia // Bulletin of the Minin University. 2019. Vol. 7, No. 3. From 3.
  8. Pakhnevskaya O.G., Romanchenko A.M., Romanchenko M.K. Systems of vocational education in Russia and foreign countries // Vocational education in Russia and abroad. 2017. No. 1 (25). – p.34-42.
  9. Prokhorova M.P., Bushueva V.V., Vaganova O.I. Practice-oriented technologies for the formation of professional competencies of university students//Problems of modern pedagogical education. 2017. No. 56-8. pp. 193-199.

Для цитирования: Гарин А.П., Угарова А.В., Бессольнова А.С., Рубанова А.А. Методы обучения экономическим дисциплинам  // Московский экономический журнал. 2022. № 7. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-7-2022-14/

© Гарин А.П., Угарова А.В., Бессольнова А.С., Рубанова А.А., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 7.