Московский экономический журнал 7/2022

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 631.162

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_7_401

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЮФО, РЕГИОНА РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЕГО ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ (ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ)

ECONOMIC SECURITY OF THE SOUTHERN FEDERAL DISTRICT, THE REGION OF THE ROSTOV REGION, ITS NATURAL RESOURCE POTENTIAL (ADVANTAGES AND DISADVANTAGES)

Салтанова Ангелина Георгиевна, к.э.н., доцент кафедры экономики, философии и социальных дисциплин, ФГБОУ ВО Донской государственный аграрный университет, E-mail: Angelina467@yandex.ru

Saltanova Angelina,Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics, Philosophy and Social Disciplines, FSBEI HE Don State Agrarian University

Аннотация. Исследование принципов, обеспечивающих экономическую безопасность отдельно взятого субъекта и государства в целом, которые базируются на взаимовыгодном сотрудничестве между регионами России, способствующее выравниванию социально-экономического развития и созданию предпосылок для их стабилизации и роста, в настоящее время приобретает особое значение, т.к. сложная политическая ситуация в мире, имеет способность оказывать негативное влияние на благосостояние предприятий и населения в сторону ущемления интересов. Определена актуальность разработки теоретических и методических инструкций, с применением расчетных экономических коэффициентов, которые будут практически доступны в использовании заинтересованным пользователям, таким как инвесторы, и являться составной частью региональной политики по достижению устойчивого состояния экономической безопасности в условиях интеграционных процессов. Проведено исследование дефиниции «Экономическая безопасность», «Экономическая безопасность региона»; обозначены факторы, влияющие на экономическую безопасность региона Ростовская область; выделена роль управленческих структур региона при распределении и использовании природно-ресурсного потенциала; рассмотрены положительные и отрицательные качества природно-ресурсного потенциала ЮФО и найдены варианты роста финансовой стабильности предприятий АПК.

Abstract. The study of the principles that ensure the economic security of a single entity and the state as a whole, which are based on mutually beneficial cooperation between the regions of Russia, contributing to the alignment of socio-economic development and the creation of prerequisites for their stabilization and growth, is currently of particular importance, because the complex political situation in the world has the ability to have a negative impact on the welfare of enterprises and the population in the direction of infringement of interests. The relevance of the development of theoretical and methodological instructions with the use of calculated economic coefficients, which will be practically available to interested users, such as investors, and be an integral part of regional policy to achieve a stable state of economic security in the context of integration processes, is determined. The study of the definition of “Economic security”, “Economic security of the region” is carried out; the factors affecting the economic security of the Rostov region are identified; the role of the administrative structures of the region in the distribution and use of natural resource potential is highlighted; the positive and negative qualities of the natural resource potential of the Southern Federal District are considered and options for increasing the financial stability of agricultural enterprises are found.

Ключевые слова: ЮФО (Южный федеральный округ), агропромышленный комплекс (АПК), ресурсы, природно-ресурсный потенциал,  учетно-аналитическая система управления, экономическая безопасность, экономическая безопасность региона, экономические коэффициенты, региональная политика, финансовая стабильность

Keywords: Southern Federal District (Southern Federal District), agro-industrial complex (AIC), resources, natural resource potential, accounting and analytical management system, economic security, economic security of the region, economic coefficients, regional policy, financial stability

Ведение. Важнейшим условием для эффективного развития экономики региона -Ростовская область, субъектов, входящих в ЮФО и в масштабах всей страны, в условиях политической блокады и санкционной политики, является переход на новый интеграционный уровень межрегиональных отношений, направленный на тесное сотрудничество и взаимовыручку, способствующее сокращению уровня межрегиональной дифференциации социально-экономического развития всех регионов страны, поиск и применение действенных рычагов для стабилизации их положения и укрепления экономической безопасности.

Одним из действенных рычагов, способствующих, преследуемым целям по улучшению показателей безопасности страны, является исследование предпосылок, определяющих экономическую безопасность в рамках конкретных регионов, детально рассматривая все его особенности от природно-ресурсного потенциала, до управленческих административных структур и анализа их решений, а затем проведение укрупненного анализа по всем регионам в совокупности, с детализированным выделением положительных, отрицательных факторов и обозначением действенных вариантов изменения ситуации в лучшую сторону. На основании проведенного детализированного анализа должны быть сформированы систематизированные методики поведения административных управленческих аппаратов, по рачительному управлению вверенному им имуществу и природным богатствам, с целью укрепления экономики на уровне региона, страны, накопления финансовых ресурсов, и распределение их на увеличение благосостояния населения [8, с. 23-26].

Материалы и методы. На фоне современной ситуации в стране, и поведения не дружественных стран, понятия – «Экономическая безопасность страны» и «Экономическая безопасность региона», приобретают все более важное значение, и рассмотрение их сущности, факторов, способов анализа, контроля, блокировки негативных действий из вне, выходят на первоочередной уровень, так как обеспечение защиты населения страны от влияния отрицательных явлений и снижения возможных способов причинения ущерба – одна из основных задач государственного аппарата управления – формировать и укреплять позиции государства на мировой арене. Если достигнут стабильный уровень экономической безопасности, то соблюдаются интересы государства и принимаются качественные социально-экономические решения.

Литературный обзор. Термин «Экономическая безопасность» был введен в экономический лексикон в 1934 году, президентом США Рузвельтом Т., при создании гос. структур – Комитета и Консультативного совета по экономической безопасности, в Росси – в 1996 году, при разработке и утверждении Государственной стратегии по экономической безопасности.

В таблице 1 произведем обзор содержания дефиниции «Экономическая безопасность», по мнению научных деятелей экономики.

Результаты. Анализируя трактовки, данные экономическими деятелями можно систематизировать определение дефиниции, а именно: Экономическая безопасность – это самостоятельная экономическая категория, при достижении определенного стабильного уровня, обеспечивает устойчивый рост финансово-экономических и социальных показателей, максимальное удовлетворение потребности населения в масштабах страны, защиту интересов государства на внутреннем и внешнем уровнях.

Согласно нашего определения экономическая безопасность является самостоятельной экономической категорией, некоторые ученые называют – «явление», и его можно применить как в масштабах всего государства, так и в разрезе регионов, а так как безопасность всей страны базируется на безопасности каждого, отдельно взятого субъекта федерации, то становится актуальным исследование экономической безопасности в разрезе регионов, которые в совокупности выступают грантом безопасности всего государства Россия.

Дадим определение дефиниции «Экономическая безопасность региона» – это самостоятельная экономическая категория, при достижении определенного стабильного уровня, обеспечивает устойчивый рост финансово-экономических и социальных показателей, максимальное удовлетворение потребности населения в масштабах региона, защиту интересов на межрегиональном и государственном уровне, является промежуточным звеном между индивидуальной (физических и юридических лиц региона) экономической безопасностью и экономической безопасностью страны.

Исследование экономической безопасности региона – Ростовская область начинаем с выделения факторов или условий, влияющих на достижение устойчивого уровня экономической безопасности региона. Обозначим основные: ресурсный потенциал региона (природно-климатические, материальные, трудовые, финансовые ресурсы), административный ресурс, инвестиции, экономическое развитие (затраты на технологические инновации региона), благосостояние населения. Между перечисленными ресурсами существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость, изменение удельного уровня одного влечет изменение всех остальных, и в конечном итоге находит свое отражение на динамике показателя – финансовое состояние населения.

Наличие в достаточном количестве и качестве перечисленных ресурсов не дает гарантию полного удовлетворения потребностей населения благами, важную роль играют факторы эффективного использования, управления, и контроля за ресурсами со стороны регионального аппарата управления и государственного регулирования, которое направлено на сбалансированное развитие всей территории Российской Федерации, с целью укрепления ее экономического единства.

Стратегия укрепления экономического единства и стабилизация безопасности региона включает в себя анализ его особенностей и проблем, тормозящих интенсивность развития.

Обозначим экономические особенности Ростовской области:

  1. Агроклиматические. Ростовская область расположена в степной зоне и имеет разнообразные естественные ресурсы. Благоприятные климатические условия – южное положение (46-500 северной широты – обилие солнечного света и тепла) способствуют активному развитию агропромышленного комплекса.
  2. Почвы. Территория Ростовской области занимает 10 096,70 тысяч гектар, 84,30% от общего количества занимают земли сельскохозяйственного производства, которые в свою очередь подразделяются на: 69,9% – пашни, 0,7% – многолетние насаждения, 1% – сенокосы, 28,4% – пастбища. Данное распределение земель сельскохозяйственного назначения связано с мягкими и теплыми природно-климатическими условиями региона и составом почвенного покрова, который составляют почвы черноземов (65% территории области) и каштановые почвы. В связи с чем, Ростовская область занимает 10 место в Росси по уровню плодородия почв (пашне), 50-е по сенокосам, 61-е по пастбищам и 13-е место в целом по сельхозугодиям по стране.
  3. Растительные (кормовые), животные. Предприятия АПК Ростовской области специализируются в разрезе основных двух специализаций:
  • растениеводство, по выращиванию зерновых культур область занимает 2-е место в России, так как под данные культуры отведено 67% всех посевных площадей (выращивают пшеницу (озимую, яровую), рожь (озимую), ячмень (яровой, озимый), овес (яровой), тритикале, и др. культуры;
  • животноводство, в Ростовской области преимущественно выращивают мясной скот, повсеместно разводят свиней и овец, область занимает 5-е место по производству молока в России, 2-е место в ЮФО, по производству яиц – 3-е по России и 1-е по ЮФО (разводят коров (мясное и молочное скотоводство), овец, коз, лошадей, птицу, утки, рыбу, кроликов, пчел. Также возможны дополнительные промыслы, но в незначительном количестве.

Для рационального и прибыльного построения деятельности предприятий АПК региона необходимо придерживаться утвержденного календаря сельскохозяйственных работ, который разрабатывают, согласно специфике производства, с учетом климатических особенностей.

  1. Водные. Водные ресурсы в целом оцениваются в 27,7 км3, для региона это низкая водообеспеченность, в связи с чем, в некоторых областях наблюдается напряженность с поставкой водных ресурсов, что сказывается на специализации предприятий АПК.
  2. Дополнительные природные ресурсы области. Область обеспечивает себя топливно-энергетическими, строительными, металлургическими, агрохимическими и минеральными (удобрения) ресурсами, что также потребляется предприятиями АПК в процессе свой жизнедеятельности.
  3. Трудовые. Среднегодовая численность человек, занятых в сельскохозяйственном производстве Ростовской области, составляет 263 тысячи человек. На текущее время насчитывается 1,3 тысячи сельских предприятий, разных форм собственности, более 7,8 тысяч крестьянских фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей, 549 тысяч личных подсобных хозяйств [6, с. 234-239.]

Первоочередной задачей административного аппарата управления региона, является управление рациональным использованием экономическими ресурсами в целях производства продуктов питания и сырья для перерабатывающей промышленности, с целью укрепления благосостояния населения.

Обсуждение. Основными проблемами эффективного развития региона являются: не равномерное распределение водных ресурсов; загрязнение водных артерий промышленными отходами; не достаточный уровень финансовых вложений в научно-техническое обеспечение производственных мощностей ведущих отраслей; низкая обеспеченность квалифицированными кадрами; отток населения из сельскохозяйственных территорий в города; высокий уровень теневой деятельности в областях туризма (предоставление жилья н курортных территориях без оформления документов) и сельского хозяйства (продажа сельскохозяйственной продукции без оформления сертификатов качества); истощение запасов полезных ископаемых.

По нашему мнению, решением данных проблем является: 1.) активное поддержание развития межрегиональных интеграционных процессов, аккумулирующих создание благоприятных условий доступа к изобилующим ресурсам одного региона другим, посредством активизации инвестиционной и инновационной политики; 2.) развитие образовательных программ; 3.) поддержание специалистов и создание комфортных условий жизнеобеспечения; 4.) организация мероприятий по проведению трубопроводов в малообеспеченные регионы водой; 5.) обеспечение строгого контроля со стороны администрации за деятельностью промышленных предприятий за установкой фильтрующих и очистительных систем; 6.) уровень теневой деятельности должен быть сокращен посредством введения системы оплаты процентов с выручки и штрафов за неисполнение утвержденных региональных законов. Осуществление данных мероприятий способствует интенсивной реализации программы единого развития территорий государства и стабилизации экономической безопасности в регионе и стране.

Основываясь на государственные постановления и региональные программы стабилизации экономического положения, становится актуальным вопрос по разработке теоретических и методических инструкций для подведомственных субъектов, с применением расчетных экономических коэффициентов, которые будут практически доступны в использовании не только государственным служащим, для мониторинга экономической ситуации, но и другим заинтересованным пользователям, таким как инвесторы, и являться составной частью региональной политики по достижению устойчивого состояния экономической безопасности в условиях интеграционных процессов.

Утверждение методики мониторинга экономической безопасности на основе расчета показателя, характеризующего уровень общественного состояния конкретного региона, такого как – валовый региональный продукт на душу населения (ВРП), который отражает соотношение объема регионального продукта, влияющего на него коэффициентов инфляции, рисков снижения ВРП и экономической безопасности регионального уровня, к численности населения региона. Зная числовые значения составляющих данный показатель, можно определить коэффициент вероятности риска снижения экономической безопасности регионального уровня, но для качественного определения интересующего нас показателя, административному управленческому аппарату необходимо создать информационную базу экономических показателей, доступную потенциальным пользователям, в которой будут еженедельно обновляться характеристики, влияющие на расчет ВРП и непосредственно коэффициента – риск снижения экономической безопасности региона.

Заключение. Используя актуальные расчетные показатели информационной базы, административный аппарат региона сможет систематично получать точные данные об уровне безопасности, и оперативно принимать качественные управленческие решения, дестабилизирующие негативное внешнее и внутреннее влияние. Инвесторы, также используя, данные информационной базы, и производя расчет показателей, будут принимать положительные решения об инвестиционных и инновационных проектах.

Значение данного показателя необходимо учитывать в процессе разработки и осуществления проектов по социально-экономическому развитию региона, и в случае отрицательной его динамики, срочно применять комплекс мер по распределению и перераспределению ресурсов региона, с целью более рационального их использования и ускорения процессов возобновления.    

Список источников

  1. Российская Федерация. Законы. О безопасности : Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ : [принят Государственной думой 7 декабря 2010 года : одобрен Советом Федерации 15 декабря 2010 года] // СПС Консультант плюс. – Текст : электронный.
  2. Вечканов Г. С. Экономическая безопасность: Учебник для вузов / Г. С. Вечканов. – Санкт-Петербург : Питер, 2007. – 245 с.
  3. Курочкин Ю. С. Экономическая война / Ю. С. Курочкин. – Новосибирск : Сибирское университетское издательство, 2001. – 149 с.
  4. Лукашин В. И. Экономическая безопасность: учебно-практическое пособие / В. И. Лукашин. – Москва : Флинт, 2010. – 210 c.
  5. Тамбовцев В. Л. Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура проблемы / В. Л. Тамбовцев // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. – 1995. – № 3. – С. 37–42.
  6. Салтанова А. Г. Перспективы развития сельскохозяйственных предприятий ЮФО // Russian Economic Bulletin / Российский экономический вестник 2021, Том 4, №5, с. 234-239
  7. Сенчагов В.К., Иванов Е.А. Структура механизма современного мониторинга экономической безопасности России. М.: Институт экономики РАН, 2015. 46 с.
  8. Удалова З. В., Салтанова А. Г., Тарасов А. Н. У 28 Развитие учетно-аналитического обеспечения управления собственным капиталом в сельскохозяйственных организациях: монография – Ростов н/Д ФГБНУ ВНИИЭиН; Изд-во ООО «АзовПринт», 2018. – 179 с.

References

  1. The Russian Federation. Laws. On Security : Federal Law No. 390-FZ of December 28, 2010 : [adopted by the State Duma on December 7, 2010 : approved by the Federation Council on December 15, 2010] // SPS Consultant Plus. – Text : electronic.
  2. Vechkanov G. S. Economic security: Textbook for universities / G. S. Vechkanov. – St. Petersburg : Peter, 2007. – 245 p.
  3. Kurochkin Yu. S. Economic war / Yu. S. Kurochkin. – Novosibirsk : Siberian University Publishing House, 2001. – 149 p.
  4. Lukashin V. I. Economic security: an educational and practical guide / V. I. Lukashin. – Moscow : Flint, 2010. – 210 p.
  5. Tambovtsev V. L. Economic security of economic systems: the structure of the problem / V. L. Tambovtsev // Bulletin of the Moscow University. Series 6: Economics. – 1995. – No. 3. – pp. 37-42.
  6. Saltanova A. G. Prospects for the development of agricultural enterprises of the Southern Federal District // Russian Economic Bulletin / Russian Economic Bulletin 2021, Volume 4, No. 5, pp. 234-239
  7. Senchagov V.K., Ivanov E.A. The structure of the mechanism of modern monitoring of Russia’s economic security. Moscow: Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, 2015. 46 p.
  8. Udalova Z. V., Saltanova A. G., Tarasov A. N. U 28 Development of accounting and analytical support for equity management in agricultural organizations: monograph – Rostov n/A FGBNU VNIIEiN; Publishing house of LLC “AzovPrint”, 2018. – 179 p.

Для цитирования: Салтанова А.Г., Экономическая безопасность ЮФО, региона Ростовская область, его природно-ресурсный потенциал (преимущества и недостатки) // Московский экономический журнал. 2022. № 7. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-7-2022-11/

© Салтанова А.Г., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 7.