Московский экономический журнал 7/2021

image_pdfimage_print

УДК 377.131

DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10392

ТЕХНОЛОГИИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БУДУЩЕГО СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

TECHNOLOGIES FOR FORECASTING THE PROFESSIONAL FUTURE OF STUDENT YOUTH

Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РФФИ № 20-413-660013 р_а «Прогнозирование профессионального будущего студенческой молодежи в цифровую эпоху»

Acknowledgments. The study was carried out with the financial support of the RFBR grant No. 20-413-660013 r_a “Forecasting the professional future of student youth in the digital age.”

Церковникова Н.Г., кандидат психологических наук, доцент кафедры профессиональной педагогики и психологии, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Екатеринбург, Россия. E-mail: ppp_ts@mail.ru

Третьякова В.С., доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры психологии образования и профессионального развития Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург, Россия. E-mail: tretyakova1738@gmail.com

Tserkovnikova N.G.

Tretyakova V.S. 

Аннотация. В статье представлены технологии тьюторского сопровождения процесса прогнозирования профессионального будущего, направленные на формирование прогностических компетенций, обеспечивающих результативность профессионального пути: технологии личностно-ресурсного картирования, профильных и профессиональных проб и др. Описан опыт формирования прогностических компетенций с помощью технологии личностно-ресурсного картирования.

Summary.  The article presents the technologies of tutor support for the process of predicting the professional future, aimed at the formation of predictive competencies that ensure the effectiveness of the professional path: technologies of personal resource mapping, profile and professional tests, etc. The experience of the formation of prognostic competencies using the technology of personal resource mapping is described.

Ключевые слова: профессиональное будущее, прогнозирование, прогностическая компетентность, технологии прогнозирования, опыт исследования прогностических компетенций.

Keywords: professional future, forecasting, predictive competence, forecasting technologies, experience in researching predictive competencies.

В современной ситуации неопределенности будущего, возникновения тревоги по поводу заражения коронавирусной инфекцией, чувства беспомощности, а порой и безысходности личности необходимо научиться способам совладания с этим напряжением и трудными ситуациями, что возможно сделать с помощью выстраивания временных и смысловых перспектив, осуществления прогноза. Наделение смыслом настоящего необходимо для осмысления будущего и роли человека в контексте непрерывного развития себя в той или иной профессии.

Нельзя сказать, что представителям какого-то поколения в данной обстановке сегодня хуже или лучше. Наиболее уязвимыми являются те, кто находится на рубеже возрастных периодов, на пути выбора профессионального пути, испытывая возникновение вполне понятных чувства тревоги, страха, беспомощности. Именно подросткам и представителям современной студенческой молодежи сейчас нужна помощь специалистов, помогающих определиться с будущим, чтобы восстановить целостность личности.

Прогнозирование профессионального будущего – это опережающий план личности своего профессионального самоопределения, определяющий направления развития личности, сущность которого заключается в установлении целей, направленности и результативности профессионального пути, в наполнении его актуальными, центрирующими профессиональные планы событиями, в установлении их динамики и взаимосвязи. В качестве предикторов прогнозирования будущего выступают прогностические компетенции личности.

На основе структурно-функциональной модели прогнозирования Э.Ф. Зеером, В. С. Третьяковой и Н. Г. Церковниковой была определена структура прогностической компетентности. Она включает четыре структурных компонента: 1) аффективный (эмоциональный) компонент: чувства и переживания, которые связаны с представлениями о профессиональном будущем; 2) когнитивный (познавательный) компонент: качества мышления (аналитичность, осознанность, гибкость, перспективность, глубина, доказательность мышления), профессиональные знания и знания о своих возможностях и предыдущем опыте профессиональной деятельности, осознание своего «Я» во времени, временная направленность личности, структурирование времени, его осознавание и осмысление; 3) мотивационно-ценностный компонент: жизненные ценности, цели жизненного пути, значимые идеальные объекты, центрирующие профессиональные планы (события, люди, деятельность и др.); 4) регулятивный компонент: адаптивность к изменяющимся условиям, локус контроля личности, рефлексия и корректировка своих ресурсов, способов действий и жизненной стратегии [3, с. 167-168]. Помощь в развитии прогностических компетенций, построении индивидуального образовательного маршрута в современных условиях развития образования может оказать тьютор, который выполняет роль образовательного навигатора.

Деятельность тьютора согласуется с концепцией персонализированного образования, нового тренда современного образования, способа проектирования и решения задач образовательного процесса, в котором обучающиеся выступают субъектом познавательной деятельности, а тьютор – мотиватор и реализатор образовательного потенциала личности, ее саморазвития и самоактуализации через удовлетворение образовательных потребностей субъекта деятельности.

Рассмотрим тьюторские технологии прогнозирования профессионального будущего современной студенческой молодежи. Одной из эффективных технологий прогнозирования профессионального пути является личностно-ресурсное картирование, главной целью которого является «профессиональное самоопределение, формирование у клиента готовности рассматривать себя развивающимся в рамках определенного времени, пространства и смысла» [8]. Осмысленное видение себя в ближайшем и отдаленном будущем позволяет личности наметить ближайшие планы, проанализировать имеющиеся ресурсы и способы восполнения недостающих ресурсов, эмоционально настроиться на воплощение задуманного.

Технология личностно-ресурсного картирования позволяет «субъективный мир личности объективировать посредством карты. Карты являются живым, постоянно достраиваемым и развивающимся пространством» [4, с. 137]. Посредством применения технологии личностно-ресурсного картирования возможно развитие когнитивного и мотивационно-ценностного компонентов прогностической компетентности.

Был получен положительный опыт создания и анализа студентами личностно-ресурсных карт на практических занятиях по дисциплине «Психология» (тема: Мотивационно-потребностная сфера личности) в ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (РГППУ). В качестве респондентов стали 86 студентов первого курса Института гуманитарного и социально-экономического образования РГППУ. Название карты было изначально определено как «Карта моего профессионального будущего». Всем студентам была рассказана методика составления карты, последовательность этапов ее создания [6], после чего они спроектировали и реализовали на бумаге формата А3 замысел, отразили вектор/направление движения по карте. Поскольку студенты обучаются на первом курсе, то на картах были отображены как образы учебно-профессиональной жизни, так и образы профессиональной жизни после окончания вуза. Примерно четверть участников ограничились образами учебно-профессиональной жизни в стенах вуза и спроектировали свое профессиональное образование на ближайшие 3 года. При этом часть студентов наметили повышение своей квалификации по различным образовательным программам, получая высшее образование. Большинство студентов первого курса представили на карте и более отдаленные от получения диплома о высшем образовании события, прогнозируя их примерно на 10-13 лет в будущее. В ряде карт профессионального будущего были отражены такие события, как «выйду замуж/женюсь», «переезд в другую страну» и др. Безусловно, планируемые события профессиональной жизни зачастую пересекаются с событиями личной жизни, при этом для кого-то они имеют даже большую значимость по сравнению с профессиональной линией жизни. Как раз в этом и проявляется принцип взаимодействия индивидуального, личностного и профессионального развития.

После создания карт профессионального будущего студенты, желающие их публично представить в группе, делали это. При этом слушатели имели возможность задать уточняющие вопросы по карте, высказать свою поддержку одногруппнику, пополнить «копилочку ресурсов» выступающего с помощью высказываний и обсуждения того, как можно добиться желаемого и какие альтернативные способы еще существуют. Такое групповое обсуждение помогало не только тем студентам, кто представлял карты, но и тем, кто активно слушал и обсуждал важные вопросы дальнейшего профессионального становления. Также на практических занятиях было осуществлено обсуждение карт профессионального будущего в парах по заданным ориентировочным вопросам. Студенты рассказали друг другу о том, что они изобразили на картах, что является самым важным и как они собираются достичь запланированного, анализируя субъективно самые важные объекты на карте. Студентам было дано задание подумать и рассказать о том, что нужно для осуществления задуманного объекта на карте, какими ресурсами они обладают, какие дефициты в настоящее время имеются, что именно нужно сделать для осуществления задуманного и в какие временные отрезки. Также студентам были заданы вопросы о том, с какими трудностями можно столкнуться при осуществлении задуманного и как их можно преодолеть.

Результаты исследования показали, что среднее количество прогнозируемых событий на карте профессионального будущего составило 9,37, при этом минимальное количество событий – 3, а максимальное – 24 события. Ориентируясь на нормативные показатели количества будущих событий по методике «Психологическая автобиография», равные 4,52+0,41 [1, с. 192], можно отметить, что наши студенты-первокурсники, находясь на новом этапе профессионального развития (профессиональном обучении), достаточно амбициозны, видят ближайшие и более отдаленные перспективы своего развития в профессии. В то же самое время Л.Ф. Бурлачук и Е.Ю. Коржова пишут о том, что «…чрезмерно высокая продуктивность, проявляющаяся в большом количестве называемых событий, может означать стремление преодолеть беспокойство, «разложив по полочкам» свою жизнь» [1, с. 192]. В ситуации неопределенности и преодоления коронакризиса прогнозирование достаточно большого количества событий в профессиональной сфере позволяет личности снизить уровень общей тревожности, наметить приоритетные направления развития, повысить уровень осмысленности происходящего.

Влияние непредвиденных ситуаций на карте профессионального развития учли 35% студентов (30 человек). Действительно, опыт проживания непредвиденных ситуаций (например, в виде пандемии) позволяет современной личности учитывать и этот фактор. Именно посредством выстраивания временных и смысловых перспектив в профессиональной и/или семейной жизни личность способна учиться совладать с трудными жизненными ситуациями. Работа с прогнозированием профессионального будущего позволяет человеку наделить смыслом настоящее, осмыслить предвосхищаемые события будущего и стабилизировать эмоциональное состояние личности.

Также студентам было предложено оценить по 100-балльной шкале вероятность того, что запланированные на карте события сбудутся. Наши участники с оптимизмом смотрят в профессиональное будущее, оценивая такую вероятность на 73,63%.

Поскольку в технологии личностно-ресурсного картирования изначально не задается в инструкции возможность создания альтернативных путей достижения профессиональных целей, то было решено спросить студентов об этом после создания карт профессионального будущего. Студенты имели возможность ответить на вопрос «Предусмотрены ли альтернативные пути на карте?» утвердительно или отрицательно. Так 59,5% студентов (51 участник) предусмотрели такие альтернативные пути. Технология личностно-ресурсного картирования позволяет учитывать психологические особенности представителей современного поколения Z, ориентированных на объемную логику («можно выстраивать многомерное пространство»).

Также студентам было предложено оценить уровень развития у них прогностических компетенций. Виды прогностических компетенций личности были разработаны нами [3] и для исследования были взяты те из них, которые было возможно оценить студентам, работая с картой профессионального развития. Средние значения самооценки уровня выраженности прогностических компетенций у студентов представлены на рисунке 1.

Участники исследования имели возможность оценить уровень выраженности прогностических компетенций по 10-балльной шкале. В целом поставленные студентами баллы находятся в интервале от 6,5 до 7,5 баллов, что соответствует повышенному уровню выраженности самооценки прогностических компетенций. В целом студенты способны ставить профессиональные цели, планировать свой образовательный маршрут, оценивать и соотносить собственные ресурсы с планируемым результатом.

При этом чуть в большей степени участники способны планировать достижение краткосрочных целей (7,5 баллов), чем достижение долгосрочных целей (6,5 баллов). И такая самооценка уровня развития прогностических компетенций объяснима с точки зрения теории прогнозирования.

На последний вопрос «От чего или от кого зависит успешность реализации запланированных на карте событий?» студенты имели возможность выбрать несколько вариантов ответов. 83% участников ответили, что успешность реализации запланированных на карте событий зависит от них самих. 28% студентов ответили, что это может зависеть от стечения обстоятельств и 14% участников ответили, что это может зависть от окружения, перечисляя имена конкретных людей и называя малые группы. Положительным является и тот факт, что интернальный локус контроля, взятие ответственности на себя за построение своей профессиональной жизни у студентов-первокурсников выражен в большей степени по сравнению с вариантами, связанными с зависимостью от обстоятельств и других людей.

В целом технология личностно-ресурсного картирования оправдала ожидания и может с успехом быть использована как инструмент, позволяющий прогнозировать профессиональное будущее личности.

Работа с личностно-ресурсными картами может проводиться как в групповом формате, так и индивидуально. С некоторыми студентами был успешный опыт работы по построению индивидуальной образовательной программы, реализация которой во времени поддается рефлексии тьютора и тьюторанта.

Помимо личностно-ресурсного картирования к технологиям тьюторского сопровождения относится достаточно распространенная технология портфолио. С ее помощью можно изучить успешный опыт личности, ее индивидуальную траекторию развития, зафиксировать, накопить и оценить индивидуальные образовательные достижения обучаемого.

Технология социального продюсирования [7] позволяет реализовать индивидуализацию обучения и представляет собой проектируемое пространство выбора для реализации персонального пути образования и развития личности обучающегося. Социальный продюсер помогает вывести образовательную программу в социальную сферу, включение обучающихся в конференции, мастер-классы, конкурсы, профессиональные соревнования, грантовые программы и пр.

Образовательное путешествие – форма проектной деятельности, обеспечивающая освоение обучающимися «возможность перемещаться по миру в поисках образовательных ресурсов, быстро устанавливать связи с другими людьми и обмениваться с ними найденными ресурсами, но и формирование умения учиться в разных культурных средах, по различным источникам, а не только по учебникам и с учителем» [5]. Именно тьютор может организовать общую командную работу и взаимодействие обучающихся по нахождению знания в образовательном путешествии.

Профессиографическая экскурсия – это форма организации познавательной деятельности обучающихся, направленная на ознакомление обучающегося с производством и людьми, содержанием профессии. Обучающиеся дополнительно собирают общие сведения о профессиях, характеристике процесса труда, психофизиологических требованиях профессии к человеку, необходимости получения специальной профессиональной подготовки для осуществления трудовой деятельности.

Технология профильных и профессиональных проб помогает обучающимся «примерить на себе» вероятную будущую профессиональную деятельность. Другими словами это профессиональное испытание, в котором смоделированы элементы конкретного вида профессиональной деятельности, и у обучающегося появляется возможность определить соответствие той или иной деятельности собственным способностям и умениям, «примерить» профессию под свой личностный профиль. Помимо развития когнитивного компонента прогностической компетентности у обучающегося развивается и эмоциональное отношение к профессиональной деятельности, проявляясь в чувстве восхищения и восторга, или разочарования и полного равнодушия.

В результате применения тьюторских технологий в процессе прогнозирования профессионального будущего современной студенческой молодежи обучающийся получает индивидуальный образовательный маршрут и план его реализации. Происходит адаптация в жизненном пространстве, формируется умение видеть себя как потенциал и ресурс; четко представляются ценностные установки и ориентации; появляются новые идеи по достижению поставленных целей и запланированных событий. А главное, у обучающегося происходит понимание возможности прогнозирования собственного профессионального будущего, формируется готовность к его осуществлению, что обеспечивает полноценную реализацию образовательного потенциала обучающегося, его саморазвития и самореализации.

Список использованных источников

  1. Бурлачук Л.Ф., Коржова Е.Ю. Психология жизненных ситуаций. Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 263 с.
  2. Горюнова Л. В. Событийность как основа современного образования // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2011. № 1. С. 38–44.
  3. Зеер Э. Ф., Церковникова Н. Г., Третьякова В. С. Цифровое поколение в контексте прогнозирования профессионального будущего // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 6. С. 153–184. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-6-153-184
  4. Ковалева Т.М., Кобыща Е. И., Попова С.Ю., Теров А.А., Чередилина М. Ю. Профессия «тьютор» // Москва-Тверь: «СФК-офис». 2012. 246 с.
  5. Ковалева Т., Рыбалкина Н. Образовательное путешествие как модель сетевого обучения, как проект и как фон для рождения проектов. [Текст: электронный] // Режим доступа: http://setilab.ru/modules/conference/view.article.php/65
  6. Личностно-ресурсное картирование как средство работы тьютора и не только…: коллективная монография / Науч. ред. Т.М. Ковалева. М., 2018. 104 с.
  7. Митрошина Т.М. Социальное продюсирование как новая педагогическая технология: сайт Тьюторской ассоциации. 2009. [Текст: электронный] // Сайт – URL: http://www.thetutor.ru/pro/articles09.html
  8. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Институт практической психологии. 1996. 256 с.