Московский экономический журнал 7/2021

image_pdfimage_print

DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10425

MICE как инструмент реализации творческих проектов

MICE as a tool for implementing creative projects 

Каннер Даниил Дмитриевич, аспирант 3 года обучения факультета управления, Южный Федеральный университет

Лысоченко А.А., научный руководитель, д.э.н., профессор, Южный Федеральный университет, kannerdan@yandex.ru

Kanner Daniil Dmitrievich, Postgraduate student of 3 years of study at the Faculty of Management, Southern Federal University

Lysochenko A.A., Scientific supervisor,Doctor of Economics, Professor, Southern Federal University, kannerdan@yandex.ru 

Аннотация: Статья посвящена оценке MICE-индустрии и ее значимости в рамках национальной и региональной экономик. В статье анализируется  MICE как структурная часть Event и туристической индустрий, а также позицию на рынке, которую занимает данная отрасль. В рамках статьи рассматривается человеческий трудовой ресурс в аспекте творческого и интеллектуального труда, его возможности в реализации творческих проектов в различных отраслях. Также в статье представлено условное долевое соотношение людей, работающих в различных сферах жизнедеятельности и занятый в интеллектуальном, творческом секторе труда. В статье приводится пример того, как MICE-индустрия может быть инструментом для создания и реализации творческих проектов с целью улучшения экономических и инвестиционных показателей.

Summary. The article is devoted to the assessment of the MICE industry and its significance within the national and regional economies. The article analyzes MICE as a structural part of the Event and tourism industries, as well as the position in the market that this industry occupies. The article considers the human labor resource in the aspect of creative and intellectual work, its capabilities in the implementation of creative projects in various industries. The article also presents a conditional proportion of people working in various spheres of life and employed in the intellectual, creative labor sector. The article provides an example of how the MICE industry can be a tool for creating and implementing creative projects in order to improve economic and investment indicators.

Ключевые слова: MICE, event-сфера, деловой туризм, творческие проекты, интеллектуальный труд, творческий труд, инвестиции.

Keywords: MICE, event-sphere, business tourism, creative projects, intellectual work, creative work, investment.

В настоящее время подавляющее большинство всех экономических процессов переходит на инновационные, модернизированные системы управления. Предприниматели различных уровней бизнеса ищут новые способы и методы повышения эффективности хозяйсветнной деятельности экономических субъектов, пытаются внедрить новые механизмы и инструменты в бизнес процессы организаций. Исключением не стали и сферы event’а и туризма. Более того, изменения в данных отраслях несут самое актуальное значение, поскольку недавние мировые события (речь о пандемии коронавируса) негативно, а порой и катастрофически повлияли на состояние данных сфер. Именно поэтому работодатели задумались о поиске новых решений и идей для реализации их в рамках собственного бизнеса.

Если говорить подробнее о сферах event’а и делового туризма, то здесь мы видим тенденцию по достижению эффекта синергии путем совмещения и интеграции бизнес процессов различных объектов и субъектов экономической деятельности данных сфер в единое целое, единую бизнес-модель. Одним из ярких примеров такого эффекта синергии является одно из ответвлений в деятельности сфер event’а и делового туризма – MICE. Данная отрасль предполагает объединение бизнеса, туризма и ивента, что уже является само по себе синергией, объединением сильных сторон и черт данных сфер жизнедеятельности в одну ради достижения целей и улучшения экономических показателей города, региона или страны. Более того, MICE становится той самой площадкой, в контексте которой могут получать развитие различные небольшие, перспективные проекты предпринимателей малого и среднего бизнеса, экономическая деятельность которых может стать фактором роста национальной и региональной экономики. Одним из таких направлений, которому MICE может дать путевку в жизнь и активно включать в бизнес-процессы организаций, работающих в данной отрасли, могут стать различные творческие проекты.

Для более глубокого понимания сути MICE-индустрии и возможности включения в нее реализации творческих проектов, необходимо подробнее рассмотреть понятийно-категориальный аппарат сферы MICE. Начнем непосредственно с определения понятия MICE.

Изначально, MICE – это аббревиатура слов английского происхождения: meetings – встречи, incentive – инсентив, conferences – конференции и конгрессы, exhibitions – выставки. Данная аббревиатура раскрывает направления деятельности MICE-индустрии и показывает, насколько близко и плотно могут взаимодействовать бизнес, туризм и ивент. Если говорить о научном определении MICE, то здесь, к сожалению, стоит говорить о том, что круг научных исследований достаточно узок и ограничен изучением отдельных аспектов. MICE как явление в научный литературе носит скорее описательный, нежели научно-аналитический характер. Но при этом, стоит понимать, что понятие «деловой туризм» находит более широкий отклик в работе различных исследователей. Так, например, И.В. Зорин и В.А. Квартальнов трактуют понятие «деловой туризм» как временные командировки и поездки со служебными целями, включая участие в конференциях, конгрессах и других мероприятиях [1]. В то же время И.Т. Балабанов и А.И.Балабанов дают определение деловому туризму как поездки бизнесменов с деловыми целями [2].

MICE – индустрия тесно связана со сферой делового туризма и ивента (с деловым туризмом с большей степени), поэтому можно говорить о том, что MICE является частью структуры делового туризма. Для наглядности понимания места MICE в структуре делового туризма, рассмотрим приведенную ниже схему:

Из представленной схемы видно, что MICE охватывает большой спектр событий, начиная от классических деловых конференций, заканчивая событиями, который носят характер сплочения коллектива, повышения его трудоспособности и мотивации (речь идет о инсентив-событиях). Следует также добавить, что MICE сектор является лидирующем направлением в рамках туризма в аспекте экономических показателей. Об этом можно судить, основываясь на исследованиях компании HorvatConsulting, показывающих отношение уровня прибыли конкретного сектора туризма, и доля рынка, которую данный сектор занимает [3]:

Из данной таблицы мы видим, что MICE занимает лидирующую позицию на туристическом рынке, что позволяет говорить о том, что присутствует необходимость роста количества материальных и нематериальных инвестиций в данный сектор экономики, а также во внедрении различных новых методик и инструментов, которые помогут не только сохранить данную отрасль на плаву, но еще и дать ей новый толчок для роста и улучшения экономических показателей национальной и региональных экономик в целом.

Возвращаясь к теме реализации творческих проектов в рамках MICE направления, то здесь можно судить о том, что использование потенциала творческих проектов прямым образом может влиять на качество и эффективность данных событий, поскольку так или иначе в каждом из обозначенных сегментов, присутствует event-составляющая (в большей или меньшей степени, в зависимости от специфики мероприятия). Творческий аспект является важным элементом в любом Event-событии и помогает раскрыть более глубоко задумку специалиста или режиссера, донести нужную мысль до гостей и тем самым добиться того эффекта, который планирует достичь организатор в рамках проведения делового события.

Стоит отметить, что в настоящее время на рынке труда в целом очень высоко ценятся интеллектуальные и творческие способности. Люди с нестандартным, творческим мышлением занимают более высокие позиции в рамках трудоустройства, а компании ценят кадры, которые способны находить новые, креативные решения в поставленных задачах. Тем самым можно судить о том, что подобный класс рабочей силы может служить катализатором создания творческих проектов, стартапов, идей и решений для бизнеса уже работая в рамках различных отраслях экономики. Причем здесь идет речь не только об отраслях, где творчество как таковое занимает превалирующую позицию. Даже в, казалось бы, прикладных отраслях экономики находится место для креатива и нестандартных решений в рабочем процессе. Данное утверждение подкрепляется исследованием специалистов арт-кластера «Флакон» (город Москва), в котором зафиксировано процентное соотношение рабочей силы, занятой творческим трудом в рамках той или иной отрасли экономики [4]:

Из данных диаграммы мы видим, что значительная доля рабочей силы занята творческим и интеллектуальным трудом в так называемых «креативных индустриях» (искусство, дизайн, цифровые технологии, образование и наука), но при этом немалая доля присутствует и в прикладных отраслях экономики, что говорит о том, что возможно образование и создание различных творческих проектов, решений и идей в рамках какой-либо отрасли экономики и интеграции ее с отраслью MICE, поскольку так или иначе, большая часть представленных отраслей косвенным или прямым образом связана с туризмом и повышением конкурентоспособности и привлекательности конкретного города, региона или страны.

Как и было представлено ранее, сфера MICE плотно связана с event-сферой, соответственно, преимущества создания на базе MICE-сферы творческих проектов и дальнейшая их интеграция в бизнес процессы неоспорима. Креатив и поиск новых решений в деловом туризме предоставляет немалое количество возможностей и решений, например:

  • Повышение социально-культурной значимости принимающего города, региона или страны. Через различные театральные перформансы, спектакли, интерактивные инструменты можно очень качественно и эффективно передать необходимую для заказчика атмосферу и донести конкретную мысль в рамках форума, конференции и т.д.
  • Создание объектов привлечения человеческого и материального капитала в регион. Творческие кластеры могут служить источником не только источником культурного достояния города или региона, но и площадкой для проведения конференций, встреч, а также объектом для привлечения инвестиций извне, т.е. создание нового финансового потока в регионе
  • Интеграция различных отраслей экономики в сферу MICE путем нестандартного, креативного представления результатов их экономической деятельности, что также может послужить увеличением лояльности приезжающих гостей и перспективой для создания источников для привлечения инвестиций в новые отрасли

Таким образом, можно говорить о том, что MICE-индустрия служит эффективной платформы для привлечения творческого и интеллектуального человеческого ресурса, которые в свою очередь могут реализовать на данной платформе различные творческие проекты и инициативы, которые впоследствии могут быть интегрированы и послужить эффективным инструментом для увеличения экономических показателей и уровня привлекательности инвестиций для города, региона или страны.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Зорин И.В. Энциклопедия туризма: справочник // И.В.Зорин, В.А. Квартальнов. – М.: Финансы и статистика, 2004 г. – 65 с.
  2. Балабанов И.Т. Экономика туризма: учебник // И.Т.Балабанов, А.И.Балабанов. – М.: Финансы и статистика, 2002 г. – 250 с.
  3. Сайт информационного агентства HorwarConsulting. [Электронный ресурс]. Режим доступа www.horwatconsulting.com
  4. Практическое руководство по созданию креативного кластера // Сайт дизайн-завода «Флакон». [Электронный ресурс]. Режим доступа flacon.ru
  5. Морозова Н.Н. Деловой туризм как социально-экономический инструмент инновационного развития региона // Вестник ДГТУ. 2012. №3 (64). С. 94-100