Московский экономический журнал 7/2019

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-17051

Правовое образование в школах Российской Федерации как фактор экономического развития страны

Ашихмин Андрей Алексеевич, Багаутдинов Азат Ильгамович, студенты ФГБОУ ВПО «КГЭУ», » Сайфудинова Назиля Зарифовна преподаватель кафедры «Менеджмент»

Аннотация: В данной статье обсуждается отсутствие должного правового образования в школах Российской Федерации. Показан уровень современной правовой и экономической грамотности в средних образовательных учреждениях. Особое внимание уделено необходимости внедрения расширенного правового образования в школах Российской Федерации. Предложена общая модель правового образования и воспитания экономической грамотности в современной школе.         

Summary: This article discusses the lack of proper law education in schools of the Russian Federation. The level of modern law and economic literacy in secondary educational institutions is shown. Special attention is paid to the need to introduce extended law education in schools of the Russian Federation. The General model of law education and education of economic literacy in modern school is offered.

Ключевые слова: правовое образование, экономическое развитие, правовая грамотность подростков, современная школа, образовательные учреждения.

Развитие полноценного гражданского общества и правового государства в нашей стране на сегодняшний день сталкивается с проблемой низкой правовой грамотности (далее – ПГ) и экономической грамотности (далее – ЭГ) граждан, и особенно молодежи, что порождает массу проблем как для подростков, не знающих ни законов своей страны, ни своих прав, ни безопасных путей развития бизнеса, так и для всего государства, поскольку именно подрастающее поколение является потенциалом социального, экономического развития, а в дальнейшем формирования устойчивого и экономически стабильного общества.
Именно это поколение позднее должно создать прочный фундамент для построения сильной, гибкой, конкурентоспособной экономики, путем развития бизнеса, пополнения ряда специалистов и профессиональных сотрудников различных организаций. Нарушение же закона несовершеннолетними, произошедшее умышленно или по незнанию, свидетельствуют о недостатке воспитания, отсутствии условий, несвоевременности создания программ для привлечения молодежи в активную правовую и экономическую  деятельность общества и государства.  Не случайно именно предупреждение правонарушений на раннем этапе, среди несовершеннолетних, рассматривается в масштабах мирового сообщества как важнейший аспект предотвращения правонарушений в целом. Важно предотвратить возможные ошибки молодого поколения, пресечь на корню, свести на нет правовую безграмотность.           

Как один из важнейших социальных институтов Российского общества, школа, помимо своей первоначальной цели – общего образования учащихся , отвечает так же за формирование гражданской позиции детей, за их правовое образование (далее – ПО), ведь задача правового образования учащихся является прямой перспективой построения правового общества, заявленной в Конституции Российской Федерации. [1]         

На данном этапе развития Российской экономики (далее – РЭ), неосведомленность граждан в правовых и экономических вопросах может нанести по ней серьёзный удар. Единственным возможным выходом представляется разработка и применение на практике государственной политики в сфере образования, направленной на формирование и воспитание гражданской, ЭГ и ПГ  несовершеннолетних.       

Заканчивая школу, и вступая в полную дееспособность при достижении совершеннолетия, подростки не имеют точного понятия о своих обязанностях и правах, считают это лишней информацией, не придавая ей значения. Взрослая жизнь, порой слишком неожиданно для ребят, полностью охватывает их: кто-то пробует себя в бизнесе,  кто-то стремится получить образование, кто-то просто идет работать, чтобы иметь свой доход. Но понятия о цели и процессе своей деятельности для них слишком размыты, они всё ещё дети, они не имеют ни малейшего понятия как вести себя в сложных, «взрослых» ситуациях, и , столкнувшись с ними, могут допустить ошибки, которые нанесут вред не только им, но могут повлечь за собой более серьезные последствия, связанные в том числе с законом. Примером тому служат многие молодые фирмы, которые получают повестку в налоговую инспекцию раньше чем первую прибыль, юноши и девушки, сталкивающиеся с недобросовестными работодателями, которые нарушают сроки и порядки  выплат заработных плат, и похожих примеров множество. Вступая во взрослую жизнь, подростки имеют лишь довольно поверхностное представление о ней либо со слов родителей, либо из собственных источников. Однако отдельные советы родителей и даже собственная заинтересованность и эрудированность не способны дать четкой и целостной картины реальной жизни. Именно поэтому правовое образование в школах так актуально, ведь такое образование должно быть централизованным, последовательным и объективным, а главное – одинаковым и актуальным для всех.

Принцип  «Незнание закона не освобождает от ответственности» [1] раскрывает всю важность своевременного ПО и показывает, насколько беззащитны молодые люди перед лицом закона при отсутствии такого образования.  

Для полного осознания масштабов данной проблемы, мы приведем результаты одного достаточно простого на первый взгляд, но очень важного  социологического исследования в виде опроса [2], в ходе которого было опрошено 100 подростков  возраста от 14 до 17 лет, из них 46% юношей и 54% девушек (школьники 8, 9,10 и 11-х классов). На первый, самый простой  вопрос анкеты, кто, по мнению подростков, согласно законодательству РФ считается ребенком, школьники ответили так : лишь чуть больше половины опрошенных (53%) ответили верно: «ребенком является лицо, не достигшее 18 лет» [1]. Остальные 47% дали неверные ответы – 17% считают, что ребенком в России считается человек, не достигший 16 лет, а 30% – до 14 лет. [рис.1]

Зато  оказалось, что большая часть респондентов знают, с какого возраста несовершеннолетние обладают правоспособностью – 68% респондентов ответили верно («правоспособность человека наступает с момента его рождения» [1]). 32% ответили иначе – с 14 лет (13%),  с 16 лет  (10%) и с 18 лет  (9%). [рис.2]

Другие  результаты опроса показали, что дети не знают, во сколько лет они начинают нести административную ответственность: более половины опрошенных – 61% – ответили неверно (52% ответили, что административная ответственность наступает с 14 лет, а 9% – что несовершеннолетние вообще не несут административной ответственности). Только 39% знают, что несовершеннолетние несут административную ответственность с наступления 16 лет.          

В то же время более половины респондентов (52%) знают, что «уголовная ответственность наступает с 16 лет, но в исключительных случаях с 14» [3]. 18% полагают, что она наступает с момента совершеннолетия, 11% считают, что с 16 лет, а 19% – с 14 лет.[3] [рис.3]

Важно – на открытый вопрос о том, куда можно обратиться в случае нарушения прав несовершеннолетних, 46% (практически половина опрошенных) ответили, что не знают. Четверть респондентов ответили, что нужно обращаться в полицию (25%), 23% указали суд, и лишь 6% – к уполномоченному по делам несовершеннолетних. [рис.4]

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что ни результаты социологического опроса, ни обстановку правовой осведомленности юного населения, нельзя назвать утешительными, так как большая часть опрошенных несовершеннолетних лиц, плохо знакомы с положениями о своих правах. Становится сложно думать о будущем РЭ, зная на каком уровне находится правовая и экономическая грамотность подрастающего поколения.  Более того, молодые люди не знают социальные институты, которые должны защищать их права, а это, в свою очередь, означает, что в случае нарушения их прав они окажутся беззащитными. В сложившейся ситуации видно, что проблему тотальной правовой безграмотности подростков необходимо решать срочно, внедряя новые и наиболее эффективные методы обучения.            

По нашему мнению, наилучшего результата обучения ПГ юных граждан можно достичь только заставив их самостоятельно понять и оценить всю важность этих знаний и навыков и последствий неосведомленности в этой сфере. К сожалению, а может и к счастью, только самостоятельная заинтересованность подростков может улучшить уровень правовой осведомленности молодого поколения путем самостоятельного изучения или изъявления необходимости внедрения полноценной общеобразовательной программы ПГ в среднеобразовательных учреждениях и школах. Нужно показать юным гражданам все опасности, подстерегающие их на жизненном пути, подводные камни , подсказать наилучшие пути и стратегии развития бизнеса, создать мощный экономический фундамент из специалистов, знающих не только свои обязанности, но и права. Только взяв курс на подготовку и обучение молодёжи РЭ будет способна к собственному росту и развитию.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
  2. Опрос, проведённый Аналитическим центром НАФИ
  3. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015).
  4. Система правового образования в школе и воспитание гражданина России: Книга для руководителя школы / Под ред. Н.И. Элиасберг. – Спб.: СпецЛит, 2001. – С. 19.