Московский экономический журнал 7/2019

image_pdfimage_print

УДК 334

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-17047

ПРОБЛЕМЫ ИДЕНТИФИКАЦИИ АУДИТОРИИ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО АРТ-ПРОСТРАНСТВА

THE PROBLEM OF IDENTIFYING THE AUDIENCE OF CONTEMPORARY RUSSIAN ART SPACES ABSTRACT

Калязина Елена Геннадьевна, кандидат экономических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный экономический университет

Kalyazina E.G., Cand.Sc.(economics), St.-Petersburg State University of Economics

Аннотация: Предложены основы системного подхода изучения современного арт-пространства. Выявлены субъекты арт-менеджмента; разработаны ключевые цели современного российского арт-пространства; проведена идентификация аудитории арт-менеджмента.

Summary: The proposed framework of the system approach for the study of contemporary art spaces. The subjects of art management are identified; the key goals of the modern Russian art space are developed; the audience of art management is identified.

Ключевые слова: арт-пространство; арт-менеджмент; субъекты арт-менеджмента; цели арт-менеджмента; системный подход.

Keywords: art space; art management; subjects of art management; objectives of the art of management; systems approach

Российское искусство во все времена было ценно и популярно, имело вес в международном арт-сообществе. На весь мир гремели имена не только известных художников, скульпторов, но и общественных деятелей культуры – С.И. Мамонтов, С.П. Дягилев, П.М. Третьяков.

Сегодня нельзя похвастаться российским авторитетом в сфере современного искусства, сейчас на передовой: Великобритания, Китай, США. Стоит отметить, Китай в этом списке оказался совсем недавно. Бурный рост экономики взрастил целое поколение обеспеченных людей, готовых приобретать предметы искусства и поддерживать этот рынок.

Ситуация с арт-рынком в России неоднозначна. Некоторые эксперты говорят о повторении ситуации с Китаем, поэтому необходимо уже сейчас инвестировать в данную отрасль. Другая половина апеллирует фактом закрытия трех крупнейших галерей Москвы и уповает только на финансовые силы государства.

В первую очередь, стоит определить, что входит в понятие арт-рынка, какие цели он преследует: увеличить продажи отечественных картин или увеличить их авторитет?

В статье рассмотрены основы системного подхода изучения современного арт-пространства «Цель

Аудитория» с помощью определения субъектов арт-менеджмента. Арт-менеджмент является связующим звеном между современным искусством и публикой, благодаря различным средствам продвижения, общество может наслаждаться предметами искусства. 

Цели арт-менеджмента напрямую зависят от аудитории, на которую направлены, поэтому для эффективного их достижения требуется точная формулировка и идентификация категории аудитории – объекта арт-менеджмента.

Для исследования предложены три вида идентификации аудитории: население России в целом; потенциальный покупатель; мировое сообщество ценителей искусства.

Рассматривая аудиторию, на которую нацелено современное российское искусство, как население России, продвигающей и связующей силой обозначено государство. В современных реалиях приоритетными сферами государственной поддержки являются кинематограф, телевидение. Изобразительное искусство пока остается в стороне.

Основными видами содействия остаются финансирование государственных музеев, в том числе и музеев современного искусства. В большинстве из них проводятся временные выставки и экспозиции молодых художников. Многих талантов, не сумевших пробиться в столичные залы, поддерживает малая Родина в лице региональных музеев в отдаленных уголках нашей страны. 

Директор фонда поддержки современного искусства «Артпроект» Дмитрий Гражевич говорит об успешном диалоге с представителями власти [4]. Помощь оказывается в виде активного финансового участия в выпуске журналов об искусстве, возрождения журнала «Декоративное искусство», в организации фестиваля молодых художников-выпускников российских художественных вузов.

К слову, самые авторитетные и престижные высшие образовательные учреждения в сфере искусства являются государственными. Количество бюджетных мест, финансируемых государством, позволяет талантливым молодым людям из глубинки реализовать свой потенциал, открывает новые возможности для развития.

С 2012 года Администрацией Санкт-Петербурга взят курс на актуальные во всем мире уличные экспозиции. Правда, пока в Китае отводят целые улицы под огромные художественные мастерские, у нас проводят небольшие выставки длительностью в 3-4 дня.

Так, в июне 2012 года прошла уличная экспозиция «Звезда по имени Цой» на Малой Садовой улице, приуроченная к 50-летию основателя и лидера группы «Кино». В сентябре 2012 года Русский музей открыл на набережной канала Грибоедова экспозицию, посвященную Отечественной войне 1812 года. 25 января 2014 года была открыта экспозиция на Итальянской улице в честь 70-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в виде реконструкции – воссоздания «Улицы Жизни». Такая практика поддерживается и по сей день, площадками для работ художников и фотографов становятся многие сады и парки города, включая Летний сад, где каждый сезон активно поддерживают идею уличных экспозиций.

Такая тенденция весьма положительна. Именно такими способами нужно прививать любовь и интерес к искусству людям; привлекать для уличных экспозиций работы молодых художников, выпускников художественных вузов, начинающих фотографов. Ведь для посещения музея необходимо время и деньги, например, касса Русского музея закрывается в 17.30, а средняя цена входного билета – 350 руб.

Государство должно стремиться к тому, чтобы каждым русским человеком руководило патриотическое чувство, желание поддержать национальную современную русскую культуру.

Наиболее интересна для изучения с экономической точки зрения цель арт-менеджмента – приобретение произведения искусства. Здесь возникают абсолютно рыночные отношения, отсюда и термин «арт-рынок» – исключительно экономическая категория, подразумевающая общий порядок цен на художественные произведения того или иного автора, его инвестиционную привлекательность, посредничество заключению сделок по купле – продаже произведений искусства [1].

Правила рынка диктуют поиск и внедрение новых управленческих и экономических механизмов для привлечения потенциального покупателя.

Тенденции арт-рынка смещаются в сторону массового потребления, от восприятия «элитарности», «недоступности» культуры галеристы предлагают стремиться к досягаемости, лояльности, ориентации на средний класс. Предложения по покупке картины молодого художника классического содержания варьируются в среднем от 4 000 руб. до 20 000 руб. (масло, холст).

Благодаря креативному арт-менеджменту, многие галереи становятся финансово успешными. Рентабельность повышают за счет рационального режима функционирования: с 9.00 до 12.00 – детская художественная школа; с 12.00 до 19.00 – «магазин» картин; с 19.00 до 21.00 – корпоративные арт-курсы для развития эстетического вкуса персонала, арт-вечеринки, лекции об искусстве и т. д.

В дополнение к идее «основной покупатель – средний класс» аргументом выступает активный рост приобретения нового жилья. Лучшего предмета интерьера, чем уникальная картина с подписью автора, не найти.  

В связи с востребованностью профессий, помогающих приобрести искусство, с 2017 года в Петербурге открылись две новые программы: «Кураторские исследования» (магистратура факультета искусств и наук в СПбГУ) и «Арт-менеджмент» в школе Masters. «Потребность в этих профессиях есть уже давно, но раньше им в Петербурге не обучали. В этом году целый блок курса будет посвящен бизнесу и экономике, маркетингу и менеджменту в области культуры. Многое из тго, что изучают слушатели, – это не искусство в чистом виде, а продажи и пиар. Арт-менеджер – это не только потенциальный куратор, но и человек, который сможет возглавлять креативные институции», – рассказывает Полина Бондарева, основательница школы Masters. [5]

Мировая оценка любого произведения искусства означает присутствие в каталогах аукционных домов Sotheby’s и Christies. Любой художник ставит знак равенства между попаданием в Sotheby’s и мировым признанием. А удачная продажа продукта творчества на такого рода аукционах открывает двери любой галереи, будь она в Нью-Йорке, Лондоне или Санкт-Петербурге.

Возрастающий интерес к русскому искусству подтверждается статистикой мировых аукционных домов. С 2003 по 2007 годы оборот Русского отдела аукционного дома Sotheby’s увеличился почти вчетверо (с 50 до 180 миллионов долларов), а аукционного дома Christies почти в 7 раз (с 24 до 144 миллионов долларов). Общий оборот аукционного дома Sotheby’s в 2008 году составил 4,86 миллиарда долларов, а Christies — 5,1 миллиарда долларов. [2]

Участие отечественных мастеров в международных выставках, фестивалях, называемых биеннале, повышает имидж российского арт-пространства. Также в целях популяризации была проведена 1-ая Московская биеннале современного искусства в 2005 году, которая получила широкий резонанс как в России, так и за ее пределами, сделала весомую заявку на то, чтобы стать серьезным респектабельным интернациональным событием [3]. Московская биеннале не теряет своей актуальности, 7-ая по счету была успешно проведена в сентябре – январе 2017-2018 года. «Очевидно, что организация такого масштабного события способствует укреплению статуса Москвы как одной из культурных столиц мира и чрезвычайно важна для формирования образа России как цивилизованной, мощной державы».

Стоит отметить, биеннале существуют только для демонстрации новых трендов, тенденций в искусстве, обозначения пути развития и поиска и продвижения новых талантливых авторов. Продажа предметов искусства на таких мероприятиях запрещена, для этого функционируют специализированные ярмарки.

Наряду с фестивалями и художественными форумами значительным влиянием отличаются именитые коллекционеры. Каждое их приобретение – знак безупречного вкуса, поэтому попасть в ряды таких покупок очень престижно. Ярким примером такого коллекционера является великий артист балета Михаил Барышников. Выставка его собраний под названием «Искусство, с которым я живу» покорила весь мир. Он выступает и в роли мецената русских музеев.

Настоящим событием стала распродажа коллекции Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской 28 ноября 2018 года в аукционном доме «Сотбис» в Лондоне. Результаты продажи составили более четырех миллионов фунтов стерлингов.

Целая плеяда меценатов выходит из банковского сектора. Поддержка выражается не только финансовыми потоками, но и активной рекламой: картины начинающих дарований часто украшают кабинеты руководителей, стены коридоров, офисов, чем привлекают внимание публики.

Еще одна актуальная тенденция технологии продвижения – проводить выставки в фойе театра. Пока русский театр по посещаемости и популярности превосходит выставки современного искусства в разы.

Имидж современного российского искусства на мировой арене постепенно укрепляется за счет активного развития механизмов арт-менеджмента в данной сфере.

Каждая из представленных целей: повышение уровня художественного образования населения РФ, приобретение произведения искусства, повышение уровня отечественного искусства на мировой арене, является обязательной для достижения и имеет государственную важность. Абсолютно все субъекты арт-менеджмента должны стремиться к решению таких высоких задач.

Список литературы

1. Катерина Долганова, Арт-рынок: теория.http://artandyou.ru/category/art/post/art_ryinok_teoriya# / (дата обращения 15.05.2019)

2. Рокин Алексей, Рынок произведений искусства http://www.reasonablefinance.ru/predmeti-iskusstva/rinok-proizvedeniy-isskustva.html / (дата обращения 15.05.2019);

4. Московская международная биеннале современного искусства – [электронный ресурс] – режим доступа – URL: https://moscowbiennale.art/ (адата обращения 15.05.2019)

5. Дмитрий Гражевич, директор фонда поддержки современного искусства «Артпроект» http://artandyou.ru/category/practice/post/actualnye_koncepcyi_marketingovye_priemy_dlia_ prodvijenia_iskusstva / (дата обрещения 15.05.2019_).

6. Маргарита Фещенко «Курировать и конвертировать: зарождающиеся профессии в области культуры», «Деловой Петербург» от 22.05.2019.