Московский экономический журнал 6/2022

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК: 334.72

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_6_336

ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ КРАУДФАНДИНГА И ВЛИЯНИЕ ЕГО НА РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

RESEARCH OF LEGISLATION IN THE FIELD OF CROWDFUNDING AND ITS IMPACT ON THE DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN RUSSIA

Степанова Людмила Алексеевна, преподаватель, Колледж, ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», e-mail: ludmila-stepanov@mail.ru

Андрюшина Евгения Андреевна, преподаватель, Колледж, ФГБОУ ВО «Уральский государственный экономический университет», e-mail: andryushina_ea@mail.ru

Stepanova Ludmila Alekseevna, lecturer, College, Ural State University of Economics, e-mail: ludmila-stepanov@mail.ru

Andryushina Evgenia Andreevna, lecturer, College, Ural State University of Economics, e-mail: andryushina_ea@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена вопросам применения инновационных способов финансирования предпринимателей малого и среднего бизнеса на ранних стадиях развития за счет использования цифровых технологий. Дано определение краудфандинга, как источника привлечения «народных» средств, в качестве инвестиций. Цель статьи – исследовать нормы действующего законодательства в сфере регулирования краудфандинга в современных условиях в России.

Авторы предполагают выявить проблемы и предложить решения по вопросам: правоприменения в данной сфере предпринимательской деятельности; выявления рисков для участников краудфандинга; использования форм расчетов и учета; применения современных цифровых технологий.

В статье представлен анализ исследований и публикаций различных авторов по теме. Описаны результаты собственных исследований и обозначены проблемы. Сформулированы и подготовлены для отправки в Департамент стратегического развития финансового рынка ЦБ РФ конкретные предложения для внесения изменений в нормативно-законодательную базу, в целях расширения доступности и увеличения объемов инвестирования малого и среднего бизнеса за счет расширения краудфандинга.

Abstract. The article is devoted to the application of innovative ways of financing entrepreneurs of small and medium-sized businesses at the early stages of development through the use of digital technologies. The definition of crowdfunding as a source of attracting “popular” funds as an investment is given. The purpose of the article is to investigate the norms of current legislation in the field of regulation of crowdfunding in modern conditions in Russia. The authors propose to identify problems and propose solutions to the following issues:  law enforcement in this area of business activity;  identification of risks for crowdfunding participants;  use of forms of calculations and accounting; application of modern digital technologies.

The article presents an analysis of research and publications by various authors on the topic. he results of our own research are described and problems are identified. Specific proposals have been formulated and prepared for sending to the Department of Strategic Development of the Financial Market of the Central Bank of the Russian Federation for making changes to the regulatory and legislative framework in order to expand the availability and increase the volume of investment of small and medium-sized businesses through the expansion of crowdfunding.

Ключевые слова: закон, финансирование, краудфандинг, «народные» средства, стартап, бизнес-проект, инвестиционная платформа

Keywords: law, financing, crowdfunding, “people’s” funds, startup, business project, investment platform

ВВЕДЕНИЕ

В условиях ограничения доступа к международным капиталам из-за введенных в 2014 году санкций и мирового кризиса, вызванного пандемией коронавируса, социально-экономическое состояние России значительно ухудшилось. Только по данным официальной статистики безработными на конец июня 2020 года оказались 4,5 млн. человек, по неофициальным данным безработными признаются более 10 млн. человек. В данных условиях роль сектора предприятий малого и среднего бизнеса становится все более актуальной и значимой. Уже доказана связь между ростом количества малых, средних предпринимателей и ростом благосостояния населения и экономики в целом. Считается, что малый бизнес более мобильный и быстрее приспосабливается к изменениям условий конкурентной рыночной среды. Кроме того, создание «частниками» рабочих мест обеспечивает население доходами, снижая социальную нагрузку государства.

Изучив аналитические материалы, размещенные на официальных сайтах федеральных служб (Росстат, Правительства России, Центрального Банка России) и публикации ученых-исследователей, размещенные в научной электронной библиотеке Elibrary авторами установлено следующее.

Еще в 2016 году Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил Распоряжение № 1083-р от 02.06.2016г «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года». Основной задачей, согласно утвержденной Стратегии, должно явиться оказание помощи малому и среднему бизнесу, в частности в увеличении их доли в экономике страны. Предполагается увеличить долю в валовом внутреннем продукте малых и средних предприятий в два раза с 20 до 40%. Одновременно предполагается увеличение производительности труда в данном секторе в два – два с половиной раза. А доля занятых, в общей численности трудоспособного населения России, на таких предприятиях должна составить 35% [1,2].

Общеизвестными проблемами малых и средних предприятий (далее по тексту – МСП) является недостаток финансирования. Особенно в современных условиях вновь регистрируемые предприятия или обновляемые бизнес-проекты зачастую являются инновационными и материалоемкими. Отсутствие должного финансирования или его ограниченность значительно препятствует зарождению и расширению деятельности.

Альтернативным, инновационным, эффективным источником финансирования признается краудфандинг. Такое мнение подтверждено размещением в августе 2020 года на сайте ЦБ РФ доклада для общественных консультаций «Развитие альтернативных механизмов инвестирования: прямые инвестиции и краудфандинг».  Основными задачами для стимулирования альтернативных источников финансирования бизнес-проектов признается выявление барьеров для использования краудфандинга, формирование мер по его развитию и созданию необходимых условий [3].

По мнению авторов для расширения использования краудфандинга в России с учетом современных требований следует иметь соответствующие законы, регулирующие такую деятельность, методики позволяющие оценить особенности и риски финансирования на разных стадиях ведения бизнеса и, что особенно важно, контроля за денежными расчетами, осуществляемыми всеми участниками такого процесса.

АНАЛИЗ ПОСЛЕДНИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПУБЛИКАЦИЙ

Повышенный интерес к малому и среднему предпринимательству в настоящее время обусловлен, прежде всего:

  • мобильностью данного сектора предпринимательства;
  • возможностью быстрее переключаться на возникающие новые потребности рынка, создавать инновационные компании, использующие цифровые технологии;
  • создание рабочих мест для работоспособного населения, практически в любом, даже малонаселенном районе;
  • финансирование деятельности, как правило, исключительно за счет своих собственных средств, без привлечения субсидий государства.

Так как предприниматель осуществляет деятельность на определенной территории России, где установлены конкретные нормы законодательства со стороны государства необходимо сформировать четкие, понятные требования, определяющие не только порядок финансирования, но и порядок контроля, налогового администрирования МСП, привлекающих средства частных инвесторов.

Использование в бизнесе цифровых технологий с одной стороны требует достаточно значительных финансовых вложений, с другой стороны такие технологии, при разумном их применении, позволяют быстро привлечь свободные финансовые ресурсы частных инвесторов посредством доступности массовых социальных сетей.

Одним из таких источников является краудфайдинг, как финансирование различных новых проектов путем привлечения денежных средств от неопределенного круга лиц, как правило, в виде безвозмездного дарения [4].

Проведя анализ последних публикаций, связанных с проблемами распространения краудфандинга на территории России, следует признать, что до сих пор нет единого определения данному явлению. Так, например, в монографии «Краудфандинг как новая финансовая технология в парадигме финансовой системы цифровой экономики» С.В. Руковишников указал что: «На сегодняшний день учеными и исследователями дано более 40 определений краудсорсингу и краудфандингу, но все еще нет единого, общепринятого определения. Даже написание краудфандинга встречается в разных формах: «краудфандинг», «крауд фандинг», «крауд-фандинг» [5].

Как рассматривать это явление? Как социальное вследствие того, что в нем участвует достаточно большая часть населения или финансовое, так как конечным результатом являются денежные расчеты.

Интерес к краудфандингу проявляют не только предприниматели, имеющие цели быстро и практически бесплатно получить доступ к финансам, не только государственные структуры заинтересованные в развитии экономики страны, но и инвесторы – физические и юридические лица, получающие возможность инвестировать порой незначительные свободные ресурсы, участвовать в социально значимых проектах, получать дополнительный доход на любой территории России, не выходя из дома.

Следует отметить, что данный процесс, в связи с развитием цифровых технологий приобретает все больший интерес именно как финансовое явление. В прессе появилось достаточно много публикаций, который рассматривают и обсуждают краудфандинг как инструмент стартапа, бизнес-проекта.

В настоящее время применение краудфандинга достаточно широко обсуждается во всем мире на различных площадках: интернет-форумах, конференциях, семинарах. Не исключение и Россия. Например, на форуме, который прошел в 2017 году в рамках MeetUp в ходе секции «Новая эра инвестиций» прошло обсуждение лучших краудфандинговых проектов.  

Появились не только отдельные сайты, предлагающие услуги краудфандинга, но различные учебные курсы, как для инвесторов, так и для тех, кто желает собрать средства на свой стартап. Привлекательным является возможность любого попробовать организовать свой бизнес, реализовать свою идею, мечту. Для любого государства финансирование иногда совсем экзотических проектов «народными» средствами также считается выгодным. Даже при наличии риска несостоятельности проекта существует движение денежных средств, изменение экономики.

В настоящее время обсуждение вопросов инвестирования особенно субъектов малого предпринимательства за счет альтернативных источников вышло на государственный уровень, о чем свидетельствует размещенный 11.08.2020 на сайте ЦБ РФ доклада для общественных консультаций «Развитие альтернативных механизмов инвестирования: прямые инвестиции и краудфандинг». В докладе представлено не только описание особенностей прямых инвестиций и краудфандинга, но и описаны состояние и проблемы развития таких инвестиций в России. Одновременно предложено всем заинтересованным субъектам направить предложения, замечания до 1 ноября 2020 года.3

Таким образом обзор публикаций по данной тематике, проведенный за 2017-2020 гг., позволяет сделать следующие выводы.

  1. Большая часть исследований связана с историей возникновения такого явления как «народное» финансирование и попытки сравнить механизмов распространения, функционирования его на территории России.
  2. Достаточно много публикаций посвящены вопросам, регулирующим законодательную базу для осуществления такого вида бизнеса.
  3. Достаточно часто информация дублируется, отсутствуют конкретные предложения позволяющие вывести на новый уровень отношения «народных» инвесторов и нуждающихся в финансировании экономических субъектов с применением цифровых технологий.

СПОСОБЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

При исследовании вопросов наличия или отсутствия норм законодательства, регулирующих сферу краудфандинга, применялись различные общенаучные методы: сравнительный, логический, статистический анализ.

Период, за который проводилось исследование с 2000г по 2019 г.

Для анализа и сравнения использованы:

  • статистические данные по финансированию МСП банковским сектором;
  • статистика изменения ставок кредитования, установленных банковским сектором с учетом ставки рефинансирования Центральным Банком РФ;
  • нормативные законодательные акты, принятые и утвержденные для исполнения, как на федеральном, так и на региональном уровне.

ИТОГИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Основными источниками финансирования для МСП являются собственные средства предпринимателя, организовавшего бизнес, а при их отсутствии займы банковского сектора. По данным ЦБ РФ в 2020 году коммерческие банки России предоставляли предпринимателям малого и среднего бизнеса кредиты в среднем под 7-11% годовых с ограничением сумм кредита, учетом финансового состояния заемщика и наличия обеспечения займа. Данные условия для многих субъектов МСП являются не приемлемыми или недоступными.

Одним из современных, технологичных способов привлечения финансовых ресурсов, минуя банки и аналогичных финансовых посредников, является финансирование бизнес-проектов посредством краудфандинга – «народного» капитала, который становиться все более популярным в России.

Несмотря на зарубежное происхождение краудфандинга механизм его действий, как процесса привлечения «народных» средств существовал в России с незапамятных времен. Например, строительство Храма Христа Спасителя на Воробьевых горах в Москве, построенного в честь победы в Отечественной войне 1812 года осуществлялось полностью на «народные» средства.  Однако со временем, особенно с внедрением цифровых технологий способы привлечения денежных средств, как на социальные, так и на коммерческие проекты значительно изменились. И это обязательно должно учитываться в правовом государстве.

  1. Учет финансовых рисков участниками процесса.

Финансовые риски — это, пожалуй, одна из самых главных проблем любого инвестора. Если инвестору понятны «правила игры» он может минимизировать риски. В случае отсутствия четко регламентированного законодательства или его постоянное изменение не способствует увеличению инвесторов, рискнувших разместить свои свободные средства в новые бизнес-проекты.

Для регулирования, и стимулирования процессов краудфандинга в России был принят №259-ФЗ от 02.08.2019г «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который установил определенные правила для обычных граждан-физических лиц, которые решили вложить средства в бизнес-проект с применением специальной интернет-площадки. На данный момент закон действует с изменениями принятыми 20.07.2020 №212-ФЗ. Это говорит о том, что закон начал работать и появляющиеся проблемы требуют устранения посредством его корректировки.

Анализ изменений, внесенных в отдельные статьи закона, показал, что все они связаны в основном с ограничениями в размерах привлечения инвестиций. Таким образом, государство пытается защитить инвесторов от рисков мошенничества, так как особенно на ранней стадии стартапа риски потерять средства достаточно высоки. Современные методики оценки рисков доходности компании на разных стадиях существования не всегда доступны обычному гражданину [6]. Кроме того, отсутствие определенных знаний в данных вопросах не всегда позволяют принять правильное решение: инвестировать или нет в данный проект и какую сумму. Уровень риска напрямую зависит от доходности компании. Чем ниже доход, тем выше риск для финансовых вложений.

Авторы считают, что должны быть предусмотрены механизмы, позволяющие поддержать инвестора, а именно предоставить определенную, независимую, квалифицированную помощь в виде обязательной консультации (заключение), позволяющей инвестору принять правильное решение. В настоящее время законом это не предусмотрено [7].

Уменьшить риски призваны меры, которые применяются к посредникам – инвестиционной платформе, осуществляющей сбор «народных» средств. Во-первых, это ведение контроля со стороны ЦБ РФ с помощью формирования специального реестра и во-вторых – увеличение ответственности за счет размера собственного капитала, который доложен быть не менее 5 млн. рублей. Данные меры должны помочь установить «здоровую» конкуренцию и отсеять недобросовестные компании. Однако, авторы считают, что согласно п.2 ст.12 федерального закона от 02.08.2019г №259-ФЗ (с учетом последних дополнений и изменений) операторы инвестиционной платформы не несут ответственности по обязательствам лиц, привлекающих инвестиции и не обеспечивают ответственность инвестиционной платформы при потере инвестором своих средств или получения убытка. В настоящее время в качестве операторов инвестиционных платформ официально зарегистрировано 7 компаний. Всего, на основании открытых данных интернет-ресурсов в настоящее время мире насчитывается чуть более 1000 краудфандинг-платформ [8].

Наибольшее количество зарегистрировано на территории США (41%), Во Франции по официальным источникам осуществляют деятельность порядка 9% краудфандинг-платформ. В России таким видом деятельности занято около 1% от общего количества всех зарегистрированных компаний в мире.

Интернет – платформы — это совершенно инновационные предприятия, которые также, как и любой другой бизнес требует определенного финансирования. Такой бизнес не является социальным, при этом его основная функция финансировать, поддерживать, развивать экономику за счет создания новых компаний или обеспечения социально значимых проектов. По мнению авторов, следует ужесточить ответственность операторов инвестиционной платформы и вменить в обязанности проводить самостоятельно базовую экспертизу с оценкой риска проектов, размещаемых на интернет-площадке в зависимости от объемов инвестирования (исключая единичные, незначительные суммы). Доводить результаты до сведения граждан пожелавших профинансировать новые проекты, размещая их в открытом доступе. Данные требования авторов основываются на отсутствии определенной финансовой грамотности большей части «народных» инвесторов, участвующих в краудфандинге [9].

Как отмечалось выше, краудфандинг является одним из инструментов финансирования МСП путем привлечения от населения денежных средств, которые передаются исключительно на добровольной основе, без участия кредитных или иных финансовых организаций. Однако «подарить» свободные денежные средства готов не каждый. Остро встает вопрос конкуренции среди предпринимателей, которые претендуют на «народное» финансирование, поддержку.

В настоящее время соискатели «народного» финансирования размещают в открытом доступе на интернет-площадках видеоролики, презентации или просто фотографии с описанием проектов, требующих финансовой поддержки. В лучшем случае используется классическая методика составления бизнес-плана, которая воплощается в виде различных таблиц, картинок. «Народный» инвестор в большинстве случаев выбирает «глазами», так как практически не имеет возможности выполнить дополнительную проверку размещенной информации, он полностью зависит от представленных ему сведений интернет – площадкой. Никто со стороны государства данную информацию не проверяет и, следовательно, не несет ответственности, если она является недостоверной.

Авторы считают, что необходимо установить единые требования для соискателей финансирования по информации, размещаемой на интернет-площадках. Обязать законодательно операторов инвестиционной платформы проводить как минимум юридическую проверку представителя бизнес-проекта с размещением результатов проверки в открытом доступе, в целях уменьшить риски инвестора.

Открытость, прозрачность, доверительная среда должна обеспечить привлекательность краудфандинга повысить популярность таких альтернативных инвестиций, притоку дополнительного капитала, повышению экономического потенциала страны.

  1. Расчеты: порядок проведения, бухгалтерского и налогового учета.

Исходя из ежедневных оборотов, осуществляемых на основных краудфандинговых интернет-платформах (десятки миллионов рублей за день) вопросы своевременного, полного и правдивого учета предпринимательских доходов и расходов является достаточно актуальным как для государства, так и для инвестора и предпринимателя.

Любое финансирование предпринимательской деятельности требует определенного бухгалтерского и налогового учета. Проблемы учета современных источников заключаются не только в формах их поступления (возвратные средства, безвозвратные), но и вида поступлений (наличные, безналичные, валюта, электронные денежные средства, биткойн). Кроме того, с развитием цифровых технологий практически регулярно возникают новые, своеобразные виды и формы расчетов.   Так как это связано напрямую с предпринимательской деятельностью, следовательно, бухгалтерское и налоговое законодательство должны своевременно учитывать такие изменения путем внесения соответствующих поправок в законодательные акты. В настоящее время в законодательстве по бухгалтерскому учету отдельных положений, правил, устанавливающих порядок отражения финансирования, полученного посредством краудфандинга, не существует. В части налогового учета существуют только отдельные нормативные документы в виде различных разъяснений ФНС РФ, которые носят рекомендательный характер.

По мнению авторов, что касается непосредственно механизма работы краудфандинга, существуют определенные вопросы контроля сбора, хранения и списания денежных средств, собираемых интернет-площадками. В определенном смысле гарантии для инвестора заключается в том, что основная часть производимых расчетов существуют только безналичным путем.

Исходя из обязательной функции инвестиционной площадки, которая по закону №259-ФЗ от 02.08.2019 (в ред. от 20.07.2020) заключается в обеспечении возможности расчета, между инвестором и предпринимателем существует необходимость заключения договора. В соответствии с таким договором будут оказываться услуги по содействию в инвестировании. Форма и конкретные условия договора устанавливает инвестиционная площадка на свое усмотрение и в соответствии с общепринятыми нормами Гражданского Кодекса [10].

Однако достаточное большинство количество граждан «по старинке» увидев информацию о сборе средств в «Facebook» или «Twitter» откликаются на безвозмездное финансирование. И только «продвинутые» пользователи социальных сетей интернета переходят на соответствующие площадки. Для работы на специализированных площадках придется затратить определенные временные ресурсы, связанные с авторизацией и принятием определенных соглашений, предусматривающих ответственность площадки. Авторы считают, что следует большее внимание в действующем законодательстве уделить контролю именно за операциями, совершаемыми на не зарегистрированных площадках так, как это может быть банальное мошенничество, нелегальное получение доходов с последующим уклонением от налогообложения.

В настоящее время в России популярными сервисами, предоставляющими услуги краудфандинга, считаются интернет площадки Planeta.ru и Boomstarter.ru. Обе площадки ориентированы на привлечение финансирования в креативные проекты в таких областях как музыка, фильмы, игры, искусство, новые технологии, дизайн, еда. То есть проекты, которые, как правило, осуществляют представители СМП и которые имеют спрос у широкого круга населения. Так по состоянию на август 2020 года на площадке Planeta.ru было зарегистрировано более 1 млн. участников, более 600 проектов, получено более 300 млн. рублей вознаграждений [11, 12]. 

На площадке Boomstarter.ru зарегистрировано около 900 тыс. участников, профинансировано более 2 тыс. успешных проектов на сумму более 420 млн. рублей. 

Следует отметить особенности в работе данных площадок. В качестве вознаграждения от вложенных в проект средств «народный» инвестор получает не деньги, а различные материальные блага (буклеты, одежда с символикой, билеты на концерты) и нематериальные (учебные программы, электронные книги и т.д.).

Площадки показывают, что краудфандинг — это возможность протестировать первоначальный спрос и заявить о компании своем продукте потенциальным партнерам и СМИ. Такая возможность протестировать новый продукт на активной аудитории, без особых усилий позволит расширить бизнес или принять решение о переформатировании. Кроме того, в современных условиях такое «сарафанное радио» неоспоримо лучший рекламный канал.

Несмотря на то, что в основе краудфандинга лежит добровольное пожертвование, однако, оно связано с финансированием либо деятельности, либо конкретного человека. Кроме того, для осуществления такой деятельности привлекается профессиональный посредник – инвестиционная платформа. Следовательно, возникает необходимость уточнения порядка финансового и налогового учета доходов и расходов различных экономических субъектов. В настоящее время вопросы учета и налогообложения субъектов краудфандинга рассматриваются контролирующими органами исключительно как учет и налогообложение благотворительной деятельности. Разъяснения представлены письмом ФНС РФ №СД-4-3/22415@ от 25.11.2016г «О налогообложении средств, полученных посредством краудфандинга». В данном письме указано на необходимость налогообложения средств, полученных посредством краудфандинга [13]. Несмотря на это на форумах бухгалтеров и специалистов налоговой службы можно встретить обсуждения проблемы, возникающие при необходимости вести учет такой деятельности. Как правильно заметили А.Ф. Дятлова и Г.С. Клычова в статье «Некоторые аспекты бухгалтерского учета и налогообложения в краудфандинговой сфере деятельности» «В связи с отсутствием государственного регулирования краудфандинговых отношений и целью недопущения противоправных действий в настоящее время участникам этого процесса необходимо активно изучать зарубежный и российский (ограниченный) опыт в этой сфере, владеть всеми аспектами деятельности краудфандинговых субъектов, объективно ориентироваться на действующие нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и расчету налоговых платежей, широко использовать цифровую интернет – информацию, а при необходимости воспользоваться консультациями профильных профессиональных специалистов».

  1. Контроль: функции, механизмы, способы применения.

В целях усиления контроля за проводимыми расчетами по краудфандингу считаем необходимым рассмотреть возможность создания СРО (саморегулируемой организации) членами которой будут являться операторы инвестиционных платформ [14]. СРО должно взять на себя функции разработки и принятия единых стандартов данного вида деятельности, а также совместно с государством своевременно контролировать процесс соблюдения требований стандартов и правил, установленных законодательством. Очевидно, такая форма контроля должна повысить доверие и интерес различных категорий инвесторов.

Исследуя развитие краудфандинга в России следует учитывать территориальные особенности. Россия по протяженности одна из самых крупных стран. Её территория расположена в 12-часовых поясах и имеет различные климатические условия. Следовательно, и потребности в бизнес-проектах на разных территориях имею специфические особенности [15]. Например, где-то необходимо финансировать рыболовство, где-то туризм или организовать переработку леса и т.д. Даже в отдельных населенных пунктах, расположенных в одном регионе, могут быть различные запросы на товары, работы, услуги.

Авторы считают, что в законодательство необходимо внести изменения, согласно которым заказчики бизнес-проектов могут размещать сведения непосредственно на сайтах администрации конкретного города в виде совместных мероприятий инвестиционной платформы и исполнительного органа власти.

Считаем, что такие условия приведут к тому, что:

  • точнее будут учитывать особенности запроса конкретной территории по организации конкретного вида бизнеса;
  • «народные» инвесторы смогут лично увидеть (наблюдать) результаты своих инвестиций;
  • краудфандинг не имеет территориальных ограничений, так как любая инвестиционная платформа размещается в общем доступе в сети интернет, следовательно, финансирование не будет ограничено только определенной территорией;
  • взаимодействие бизнеса и исполнительной власти снизит опасения инвесторов от мошенничества, повысит статус предпринимателя [16].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования отдельных норм действующего законодательства в сфере краудфандинга и влияние их на развитие малого бизнеса в России авторами сделаны выводы и сформулированы следующие предложения.

  1. Анализ последних публикаций исследователей по вопросам распространения инновационных способов финансирования субъектов малого предпринимательства с использованием краудфандинга показал, что данный процесс, в связи с развитием цифровых технологий приобретает все больший интерес именно как финансовое явление [17]. Однако не все материалы содержат конкретные предложения позволяющие вывести на новый уровень отношения «народных» инвесторов и нуждающихся в финансировании экономических субъектов.
  2. Нормы, действующего законодательства не в полной мере позволяют уменьшить (исключить) риски для всех участников процесса краудфандинга. Для повышения привлекательности процесса и получения дополнительного капитала субъектами предпринимательской деятельности авторы считают необходимым установить единые требования по информации, размещаемой соискателями финансирования на интернет-площадках. Обязать в рамках законодательства операторов инвестиционной платформы проводить юридическую проверку представителя бизнес-проекта с размещением результатов проверки в открытом доступе.
  3. С учетом отсутствия на данный момент законодательных норм, регулирующих финансовый и налоговый учет, следует разработать и внедрить соответствующую нормативно-правовую базу, регламентирующую порядок финансового и налогового учета доходов и расходов субъектов, осуществляющих деятельность в сфере краудфандинга.
  4. В целях усиления контроля за деятельностью краудфандинга считаем необходимым рассмотреть возможность создания СРО (саморегулируемой организации), которое должно взять на себя функции разработки и принятие единых стандартов данного вида деятельности, а также совместно с государством своевременно контролировать процесс соблюдения требований стандартов и правил, установленных законодательством [18].
  5. Авторы считают, что в законодательство необходимо внести изменения, согласно которым заказчики бизнес-проектов могут размещать сведения непосредственно на сайтах администрации конкретного города в виде совместных мероприятий инвестиционной платформы и исполнительного органа власти.
  6. Разработать и внедрить в структуру программы обучения в дисциплину «Инвестиции» для всех учащихся, получающих высшее и средне-специальное образование.

Список источников

  1. Федеральная служба государственной статистики – https://rosstat.gov.ru/
  2. Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года – http://government.ru/docs/23354/
  3. Развитие альтернативных механизмов инвестирования: прямые инвестиции и краудфандинг – http://www.cbr.ru/content/document/file/112055/consultation_paper_200811.pdf
  4. Руковишников С.В. Краудфандинг как новая финансовая технология в парадигме финансовой системы цифровой экономики: монография, 2019
  5. Гамбеева Ю.Н. Развитие инновационных цифровых финансовых технологий на примере краудфандинга // Экономика и управление: теория и практика. – 2019.- Том 5. – №1. – с 17-23.
  6. Процентные ставки по кредитам и депозитам и структура кредитов и депозитов по срочности – http://www.cbr.ru/statistics/bank_sector/int_rat/#highli.
  7. Санин М.К. История развития краудфандинга. Классификация видов. Анализ перспектив развития и преимуществ. Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент» № 4, 2015.
  8. Статья 12. Ответственность оператора инвестиционной платформы – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_330652/742409996dec47b1fad9c956fe41137c5198ff29/
  9. Чугреев В.Л. Краудфандинг – социальная технология коллективного финансирования: зарубежный опыт использования // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, 2013. №4 (28). С. 280.
  10. КонсультантПлюс – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_330652/9a9208cd900312f79261b8ae841dc048af39b
  11. Planeta.ru – Российская краудфандинговая платформа – https://planeta.ru/
  12. Boomstarter – Российская краудфандинговая платформа 2420 успешных проектов – https://boomstarter.ru/
  13. О налоге на прибыль при безвозмездном получении имущества (денежных средств) посредством краудфандинга – http://www.consultant.ru/search/?q=%E2%84%96%D0%A1%D0%94-4-3%2F22415%40+
  14. Дятлова А.Ф., Клычова Г.С., Некоторые аспекты бухгалтерского учета и налогообложения в краудфандинговой сфере деятельности // Вестник казанского аграрного университета, – 2019.- Том 14. – №3(54). – с 149-154.
  15. Ergunova, O. T. Customs examination of intellectual property items in international economic activity / O. T. Ergunova, V. E. Kovalev, V. A. Blaginin // Proceedings of the International Conference on Trends of Technologies and Innovations in Economic and Social Studies 2017 (TTIESS 2017) : electronic edition, Tomsk, 28–30 июня 2017 года. – Tomsk: Tomsk Polytechnic University, 2017. – P. 150-156. – EDN ASWEDC.
  16. Glukhikh, P. L. Serial entrepreneurs’ strategies for innovative business: A typology and assessment / P. L. Glukhikh, A. N. Golovina // The Manager. – 2021. – Vol. 12. – No 5. – P. 84-95. – DOI 10.29141/2218-5003-2021-12-5-6. – EDN VUIDJP.
  17. Марамыгин, М. С. Экономическая природа комплексных инновационных инвестиций / М. С. Марамыгин, А. А. Бобов // Управленец. – 2015. – № 6(58). – С. 25-27. – EDN VEHXAJ.
  18. Ergunova, O. Banks and derivatives: exploring the financial characteristics of banks that use interest rate swaps / O. Ergunova, V. Blaginin // 4th international multidisciplinary scientific conference on social sciences and arts SGEM 2017, Albena, 24–30 августа 2017 года. – Sofia: Общество с ограниченной ответственностью СТЕФ92 Технолоджи, 2017. – P. 81-88. – DOI 10.5593/sgemsocial2017/13/S03.011. – EDN CRBNTM.

References

  1. Federal State Statistics Service – https://rosstat.gov.ru/
  2. On the approval of the Strategy for the development of small and medium-sized businesses until 2030 – http://government.ru/docs/23354/
  3. Development of alternative investment mechanisms: direct investment and crowdfunding – http://www.cbr.ru/content/document/file/112055/consultation_paper_200811.pdf
  4. Rukovishnikov S.V. Crowdfunding as a new financial technology in the paradigm of the financial system of the digital economy: monograph, 2019
  5. Gambeeva Yu.N. Development of innovative digital financial technologies on the example of crowdfunding // Economics and management: theory and practice. – 2019.- Volume 5. – No. 1. – 17-23.
  6. Interest rates on loans and deposits and the structure of loans and deposits by maturity – http://www.cbr.ru/statistics/bank_sector/int_rat/#highli.
  7. Sanin M.K. The history of the development of crowdfunding. Classification of species. Analysis of development prospects and benefits. Scientific journal NRU ITMO. Series “Economics and Environmental Management” No. 4, 2015.
  8. Article 12. Responsibility of the investment platform operator – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_330652/742409996dec47b1fad9c956fe41137c5198ff29/
  9. Chugreev V.L. Crowdfunding is a social technology of collective financing: foreign experience of use // Economic and social changes: facts, trends, forecast, 2013. No. 4 (28). p. 280.
  10. ConsultantPlus – http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_330652/9a9208cd900312f79261b8ae841dc048af39b
  11. ru – Russian crowdfunding platform – https://planeta.ru/
  12. Boomstarter – Russian crowdfunding platform 2420 successful projects – https://boomstarter.ru/
  13. On income tax upon gratuitous receipt of property (money) through crowdfunding – http://www.consultant.ru/search/?q=%E2%84%96%D0%A1%D0%94-4-3%2F22415%40+
  14. Dyatlova A.F., Klychova G.S., Some aspects of accounting and taxation in the crowdfunding field of activity // Bulletin of the Kazan Agrarian University, – 2019. – Volume 14. – No. 3 (54). – pp. 149-154.
  15. Ergunova, O. T. Customs examination of intellectual property items in international economic activity / O. T. Ergunova, V. E. Kovalev, V. A. Blaginin // Proceedings of the International Conference on Trends of Technologies and Innovations in Economic and Social Studies 2017 (TTIESS 2017) : electronic edition, Tomsk, 28–30 июня 2017 года. – Tomsk: Tomsk Polytechnic University, 2017. – P. 150-156. – EDN ASWEDC.
  16. Glukhikh, P. L. Serial entrepreneurs’ strategies for innovative business: A typology and assessment / P. L. Glukhikh, A. N. Golovina // The Manager. – 2021. – Vol. 12. – No 5. – P. 84-95. – DOI 10.29141/2218-5003-2021-12-5-6. – EDN VUIDJP.
  17. Maramygin, M. S. Economic nature of complex innovative investments / M. S. Maramygin, A. A. Bobov // Manager. – 2015. – No. 6(58). – S. 25-27. – EDN VEHXAJ.
  18. Ergunova, O. Banks and derivatives: exploring the financial characteristics of banks that use interest rate swaps / O. Ergunova, V. Blaginin // 4th international multidisciplinary scientific conference on social sciences and arts SGEM 2017, Albena, 24–30 августа 2017 года. – Sofia: Общество с ограниченной ответственностью СТЕФ92 Технолоджи, 2017. – P. 81-88. – DOI 10.5593/sgemsocial2017/13/S03.011. – EDN CRBNTM.

Для цитирования: Степанова Л.А., Андрюшина Е.А. Исследование законодательства в сфере краудфандинга и влияние его на развитие малого бизнеса в России // Московский экономический журнал. 2022. № 6. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-6-2022-6/

© Степанова Л.А., Андрюшина Е.А., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 6.