Московский экономический журнал 6/2022

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 337

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_6_383

СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМИ В КОЛЛЕДЖЕ

THE ESSENCE OF THE PROCESS OF TEACHING ECONOMIC DISCIPLINES IN COLLEGE

Абросимова Мария Алексеевна, кафедра Профессионального образования и управления образовательными системами, ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический  университет им. Козьмы Минина, E-mail: mma152nn@mail.ru

Бакулина Наталья Александровна, кафедра Профессионального образования и управления образовательными системами, ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический  университет им. Козьмы Минина, E-mail: bakulinana@st.mininuniver.ru

Гнездин Андрей Владимирович, кафедра Профессионального образования и управления образовательными системами, ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический  университет им. Козьмы Минина, E-mail: kerz131313@gmail.com

Уткин Владимир Евгеньевич, кафедра Профессионального образования и управления образовательными системами, ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический  университет им. Козьмы Минина, E-mail: utkinve@std.mininuniver.ru

Abrosimova Maria Alekseevna, of the Department of Professional Education and Management of Educational Systems, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, E-mail: mma152nn@mail.ru

Bakulina Natalya Aleksandrovna, of the Department of Professional Education and Management of Educational Systems, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, E-mail: bakulinana@st.mininuniver.ru

Gnezdin Andrey Vladimirovich, of the Department of Professional Education and Management of Educational Systems, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, E-mail: kerz131313@gmail.com

Utkin Vladimir Evgenievich, of the Department of Professional Education and Management of Educational Systems, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, E-mail: utkinve@std.mininuniver.ru

Аннотация. Актуальность темы статьи обусловлена тем, что изучение студентами экономических дисциплин даёт возможность для наиболее эффективного развития производства, а значит и государства. Процесс обучения экономическим дисциплинам, его сущность и характерные особенности, недостаточно освящены в педагогической литературе, поэтому требует теоретического и практического обоснования.

Изучение экономических дисциплин студентами и преподавание их педагогами в колледже имеет свои определённые особенности. Правильная и эффективная организация педагогом учебного процесса имеет большое значение для своевременного и оптимального изучения студентами знаний в области экономики, и конечно же, освоения ими умений и навыков, которые необходимы для их будущей экономической профессиональной деятельности. То есть правильная организация учебного процесса непосредственно влияет на то, насколько квалифицированным будет студент в рамках своей профессии, став специалистом.

Abstract. The relevance of the topic of the article is due to the fact that the study of economic disciplines by students provides an opportunity for the most effective development of production, and hence the state. The process of teaching economic disciplines, its essence and characteristic features, is not sufficiently covered in the pedagogical literature, therefore, it requires theoretical and practical justification.

The study of economic disciplines by students and their teaching by teachers in college has its own specific features. The correct and effective organization of the educational process by the teacher is of great importance for the timely and optimal study by students of knowledge in the field of economics, and of course, the development of skills that are necessary for their future economic professional activity. That is, the correct organization of the educational process directly affects how qualified a student will be within his profession, becoming a specialist.

Ключевые слова: экономическая дисциплина, мышление, экономическое обучение, мотивация, форма обучения, методы обучения, педагог

Keywords: economic discipline, thinking, economic education, motivation, form of education, teaching methods, teacher

Говоря о сущности учебного процесса при изучении студентами экономических дисциплин, необходимо заметить, что в современных социально-экономических условиях особая роль в подготовке специалистов отводится именно экономическому образованию студентов образовательных организаций профессионального обучения, в частности, техникумов и колледжей, входящих в систему среднего профессионального образования.

Экономическое образование призвано сформировать у студентов экономическое мышление и привить навыки рационального экономического поведения, создать предпосылки для продолжения профессионального обучения и практической деятельности[5].

Громыко В.В. считает, что в рамках учебного процесса в образовательных организациях профессионального обучения важнейшими целями преподавания экономических дисциплин являются следующие:

  • освоение основных знаний об экономической деятельности, экономике РФ;
  • развитие экономического мышления, потребности в получении экономических знаний;
  • воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
  • овладение умением подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;
  • формирование готовности использовать приобретенные знания о функционировании рынка труда, сферы малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности для ориентации в выборе профессии и траектории дальнейшего образования [6].

Важнейшими аспектами учебного процесса при преподавании любых дисциплин, что относится и к сущности учебного процесса при изучении студентами экономических дисциплин, являются следующие:

  1. Методы, используемые педагогом при преподавании экономических дисциплин.
  2. Средства, которые также использует педагог в учебном процессе.
  3. Формы организации учебного процесса (например, лекции, практические занятия, экскурсии и т.д.).

Для начала следует вести речь о методах обучения, как о важнейшем аспекте учебного процесса. Следует отметить, что эффективность учебного процесса во многом определяется методами обучения. Применение преподавателем различных педагогических методов даёт возможность для наиболее эффективной организации учебного процесса при преподавании экономических дисциплин. Между тем уровень подготовки и эффективность обучения находятся в прямой зависимости от взаимодействия звена преподаватель-студент.

Если говорить о методах обучения экономическим дисциплинам, то следует отметить, что они во многом переплетаются с методами обучения другим дисциплинам. Соответственно, следует наиболее подробно остановиться на методах обучения, в частности, на их классификации.

Анализ педагогической литературы, исследований различных авторов показал, что в настоящее время классификация методов обучения достаточно разнообразна. В этой связи можно привести несколько классификаций методов обучения.

Эрганова М.Е. выделяет свою классификацию, исходя из характера учебного процесса:

  • репродуктивные методы обучения;
  • объяснительно-иллюстративные методы обучения;
  • исследовательские методы
  • частично-поисковые методы обучения (эвристические);
  • проблемное изложение педагогом учебного материала [7].

Объяснительно-иллюстративные методы обучения – это рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация картин.

Исследовательские методы обучения предполагают, что студенты решают данную им познавательную исследовательскую задачу, подбирая при этом самостоятельно ищут и применяют учебный материал по определённой теме.

Частично-поисковые методы по своей сущности похожи на исследовательские, но в данном случае студенты осуществляют поиск не полностью самостоятельно, а прибегая при этом к помощи педагога. Благодаря этому методу студенты не только демонстрируют свои знания, но и учатся искать учебную информацию.

Исследователь Хвесеня, Н. П выделяет три ключевых группы методов обучения: словесные, наглядные и практические. И правда, словесные методы обучения, наглядные практические пособия, практические работы и задачи крайне часто применяются в учебном процессе, в частности, при преподавании педагогами экономических дисциплин [8].

Проблемное изложение педагогом учебного материала предполагает наличие какой-либо проблемной ситуации, какой-то задачи, которые педагог вместе со студентами пытаются разрешить.

Известный исследователь в области различных педагогических явлений Ю.К. Бабанский разделил методы обучения на три группы:

  • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
  • методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
  • методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности [1].

Далее следует вести речь о средствах обучения, которые являются важнейшим аспектом учебного процесса при изучении студентами экономических дисциплин.

К средствам обучения относятся различные материальные предметы, используемые в рамках учебного процесса. Средством обучения может являться компьютер, ноутбук, smart-доска, специальные столы и стулья, доска, проектор и т.д. Средства обучения очень важны для организации и протекания учебного процесса, как они дают возможность наиболее эффективно студентами получать новые знания и овладевать новыми умениями и навыками.

Необходимо, чтобы при преподавании экономических дисциплин средства обучения открывали новые дидактические возможности, которые взаимосвязаны с представлением учебного материала. В современных реалиях средства обучения должны «оживлять» учебный материал, делать его наиболее интересным и наглядным для студентов. Только в таком случае студенты колледжа смогут овладеть необходимыми умениями и навыками в области экономики для будущей профессиональной деятельности.

Важно применением педагогами экономических дисциплин новейших информационных технологий. В настоящее время для преподавания экономики используются различные информационные технологии:

  • презентации, подготовленные педагогом экономических дисциплин в компьютерной программе PowerPoint и показанные им на учебном занятии при помощи проектора;
  • системы «ГАРАНТ» и «КОНСУЛЬТАНТ+» для изучения педагогом и студентами необходимых нормативно-правовых актов;
  • информационные проекты, подготовленные педагогом или студентами (веб-сайты, буклеты и т.д.);
  • различные платформы для сетевого взаимодействия педагога и студентов (система moodle).

Далее следует вести речь о формах организации учебного процесса, которые являются важнейшим аспектом учебного процесса при изучении студентами экономических дисциплин.

Так, учебно-воспитательный процесс в колледже осуществляется в определенных формах. С развитием общества развивались потребности в получении знаний, в форме овладения обучающимися умениями и навыками. Менялись формы организации учебного процесса.

Форма организации учебного процесса представляет собой специально организованную деятельность педагога и студентов, которая протекает по установленному порядку и в определенном режиме[2].

Существуют следующие формы организации учебного процесса при преподавании экономических дисциплин: лекция; семинар; практическое занятие; научно – исследовательская работа студентов; факультативные занятия; учебные экскурсии; дополнительные занятия, консультации и собеседования; внеучебные формы организации трудового и производственного обучения студентов; учебно-производственная практика; домашняя учебная работа студентов; экзамены и зачёты.

В свою очередь, принципы формирования содержания образования, организации учебного процесса являются следующими: научность; последовательность; систематичность, историзм; соответствие возрастным возможностям; связь с жизнью, актуальность.

Список источников

  1. Артезимова, М.Т. Современный рынок труда и проблемы его функционирования / М.Т. Артезимова // Социально-экономические явления и процессы. 2017. Т. 12. № 1. С. 7-13.
  2. Балабанов, В. С.Методика преподавания экономических дисциплин. Основы лекторского мастерства / В. С. Балабанов, В. Н. Кириллов, Р. Т. Юлдашев, Рос. акад. предпринимательства. – М. :Анкил, 2020. – 95с
  3. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Мокрова А.А. Применение игровых технологий в обучении студентов //Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 1 (35). С. 16-21.
  4. Гребнева Л.С. Методические материалы по экономическим дисциплинам для преподавателей средних школ и вузов: Программы, тесты, задачи, решения – М.: ГУ-ВШЭ, 2010.
  5. ГилязоваО.С.Модель развития современного российского университета: ретроспектива и перспектива. В сборнике: Университет XXI века: старые парадигмы и современные вызовы Материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции. Редакционная коллегия: Л.А. Закс, Л.А. Мясникова, С.Д. Балмаева, Г.А. Брандт, А.В. Дроздова, С.А. Мицек, Н.В. Хмелькова. 2018. С. 39-43
  6. Маркова С.М. Факторы интенсификации процесса профессионального обучения // Инновационные подходы к решению профессионально-педагогических проблем. 2020. С. 40-42.
  7. Маркова С.М. Ретроспективный анализ развития профессионального образования в России // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С 3.
  8. Пахневская О.Г., Романченко А.М., Романченко М.К. Системы профессионального образования России и зарубежных стран // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. №1 (25). – с.34-42.
  9. Прохорова М.П., Бушуева В.В., Ваганова О.И. Практико-ориентированные технологии формирования профессиональных компетенций студентов вуза//Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-8. С. 193-199.

References

  1. Artezimova, M.T. Modern labor market and problems of its functioning / M.T. Artezimova // Socio-economic phenomena and processes. 2017. V. 12. No. 1. S. 7-13.
  2. Balabanov, V. S. Methods of teaching economic disciplines. Balabanov V. S., Kirillov V. N., Yuldashev R. T. Fundamentals of lecturership, Ros. acad. entrepreneurship. – M.: Ankil, 2020. – 95s
  3. Vaganova O.I., Smirnova Zh.V., Mokrova A.A. The use of gaming technologies in teaching students //Innovation economy: prospects for development and improvement. 2019. No. 1 (35). pp. 16-21.
  4. Grebneva L.S. Methodological materials on economic disciplines for teachers of secondary schools and universities: Programs, tests, tasks, solutions – M.: SU-HSE, 2010.
  5. Gilyazova O.S. Development model of a modern Russian university: retrospective and perspective. In the collection: University of the XXI century: old paradigms and modern challenges Proceedings of the XVIII All-Russian Scientific and Practical Conference. Editorial Board: L.A. Zaks, L.A. Myasnikova, S.D. Balmaeva, G.A. Brandt, A.V. Drozdova, S.A. Mitsek, N.V. Khmelkov. 2018. S. 39-43
  6. Markova S.M. Factors of intensification of the process of vocational training // Innovative approaches to solving professional and pedagogical problems. 2020. S. 40-42.
  7. Markova S.M. Retrospective analysis of the development of vocational education in Russia // Bulletin of the Minin University. 2019. Vol. 7, No. 3. From 3.
  8. Pakhnevskaya O.G., Romanchenko A.M., Romanchenko M.K. Systems of vocational education in Russia and foreign countries // Vocational education in Russia and abroad. 2017. No. 1 (25). – p.34-42.
  9. Prokhorova M.P., Bushueva V.V., Vaganova O.I. Practice-oriented technologies for the formation of professional competencies of university students//Problems of modern pedagogical education. 2017. No. 56-8. pp. 193-199.

Для цитирования: Абросимова М.А., Бакулина Н.А., Гнездин А.В., Уткин В.Е. Сущность процесса обучения экономическим дисциплинами в колледже // Московский экономический журнал. 2022. № 6. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-6-2022-53/

© Абросимова М.А., Бакулина Н.А., Гнездин А.В., Уткин В.Е., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 6.