Московский экономический журнал 6/2020

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10422

ЦИФРОВИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

DIGITALIZATION OF AGRICULTURAL PRODUCTION IN ORDER TO IMPROVE THE EFFICIENCY OF AGRICULTURAL ENTERPRISES IN THE PENZA REGION

Шифрин Игорь Олегович, аспирант, Пензенский Государственный Технологический Университет, г. Пенза, РФ

Shifrin Igor, PhD student, Penza State Technological University, Penza, ussia

Аннотация. Статья посвящена цифровизации сельскохозяйственного производства сельскохозяйственных предприятий. Автором рассмотрены причины снижения эффективности функционирования сельскохозяйственных предприятий и мероприятия по реализации цифровых технологий в сельском хозяйстве, предпринимаемые Правительством Российской Федерации для повышения эффективности. Кроме того, наглядно рассмотрен цифровой цикл сельскохозяйственного производства, являющийся основой реализации цифровой трансформации сельскохозяйственных предприятий. Вместе с тем остаются нерешенные задачи обеспечения современными IT-технологиями сельскохозяйственных предприятий ввиду устойчивого снижения прибыли. Для решения этих задач сельскохозяйственным предприятиям необходимо оказать государственную поддержку на период формирования цифровой трансформации сельскохозяйственного производства.

Summary. The Article is devoted to the digitalization of agricultural production of agricultural enterprises. The author considers the reasons for reducing the efficiency of agricultural enterprises and measures to implement digital technologies in agriculture, taken by the Government of the Russian Federation to improve efficiency. In addition, the digital cycle of agricultural production, which is the basis for implementing the digital transformation of agricultural enterprises, is clearly considered. At the same time, there are still unsolved problems of providing modern IT technologies to agricultural enterprises due to a steady decline in profits. To solve these problems, agricultural enterprises need to provide state support during the formation of the digital transformation of agricultural production.

Ключевые слова: цифровизация, сельскохозяйственные предприятия, эффективность, функционирование, хозяйствующие субъекты, цифровой цикл управления.

Keywords: digitalization, agricultural enterprises, efficiency, functioning, economic entities, digital management cycle.

Прибыль сельскохозяйственных предприятий Пензенской области за период с 2015 по 2018 годы снизилась практически в 10 раз с 5514,5 млн. рублей до 524,6 млн. рублей. Более того, прибыль сельскохозяйственным предприятиям обеспечили субсидии из федерального и регионального бюджетов [1].

На рисунке 1 приведена динамика снижения прибыли сельскохозяйственных предприятий, функционирующих на территории Пензенской области за период с 2015 по 2018 годы.

Текущая динамика прибыли сельскохозяйственных предприятий свидетельствует о снижении их эффективности и обусловлено следующими причинами:

– низкая эффективность хозяйствующих субъектов с недостаточным государственным влиянием на процессы формирования материально-технической базы и организационно-экономической ситуации информационных систем;

– отсутствием информационной инфраструктуры хозяйствующих субъектов;

– недостаточным интересом хозяйствующих субъектов в развитии информационных систем.

Министерством сельского хозяйства Российской Федерации разработан ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство» на основании Программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и Указа Президента Российской Федерации №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации».

Ведомственным проектом «Цифровое сельское хозяйство» предусматривается внедрение в сельскохозяйственное производство хозяйствующих субъектов современных цифровых технологий:

  • «Эффективный гектар» – создание единой информационной системы земель сельскохозяйственного назначения с указанием о состоянии и использовании земельных участков с перспективой планирования эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения;
  • «Смарт-контракты» – создание личных кабинетов для получателя субсидий и других видов государственной поддержки хозяйствующим субъектам с перспективой автоматизации смарт-контрактов;
  • Агроэкспорт «От поля до порта» – моделирование экспортных потоков с увязкой прогнозных урожаев и подвижного состава для транспортировки;
  • «Агрорешения для агробизнеса» – реализация решений: «Умная ферма», «Умное поле», «Умное стадо», «Умная теплица», «Умная переработка», «Умный склад», «Умный агроофис»;
  • «Земля знаний» – создание электронной образовательной среды для обучения 55 тысяч специалистов агропредприятий в течение 3 лет.

Согласно целевым показателям ведомственного проекта «Цифровое сельское хозяйство» планируется к 2021 году реализовать:

  • снижение затрат хозяйствующих субъектов на 20%;
  • увеличение производительности труда на 200 %;
  • заключение смарт-контрактов до 100 %[2].

Вышеуказанные показатели могут быть достигнуты при условии внедрения на каждом хозяйствующем субъекте типового цикла управления цифровым сельскохозяйственным производством.

Структура управления сельскохозяйственным производством  сельскохозяйственными предприятиями посредством использования цифровых технологий приведена на рисунке 2.

Управление событиями и данными в сельскохозяйственном производстве представляет собой совокупность аналитических и когнитивных технологий, приведенных на рисунке 3.

Принципиально важным для эффективного сельскохозяйственного производства является своевременное поступление достоверной и актуальной информации сельскохозяйственным предприятиям. Информатизация позволяет управлять рисками в сельскохозяйственном производстве.

На сегодняшний момент наиболее эффективным и высокоскоростным методом передачи информации на большие расстояния является использование информационно-коммуникационных технологий.

В настоящее время сельскохозяйственные предприятия Пензенской области недостаточно обеспечены современной компьютерной техникой, в ряде муниципальных образований отсутствует высокоскоростной интернет, а устойчивое снижение прибыли не позволяет инвестировать собственные средства на развитие сквозных  цифровых технологий.

В этой связи для полноценной реализации ведомственного проекта «Цифровое сельское хозяйство» экономически целесообразно:

  • выделить из федерального и регионального бюджетов грантовую поддержку на приобретение современной компьютерной техники сельскохозяйственным предприятиям и внедрение ее в единое цифровое поле функционирования цифровых платформ;
  • предусмотреть для сельскохозяйственных предприятий недорогие тарифы для доступа к высокоскоростной передаче данных с бесплатным технологическим присоединением, в случае необходимости;
  • обеспечить функционирования на всей территории муниципальных образований региона покрытия сети 3G;
  • временно, на период внедрения цифровизации в сельскохозяйственное производство сельскохозяйственными предприятиями, снизить налогообложение (федеральных и региональных налоговых отчислений) сельскохозяйственным предприятиям, реализующим цифровые технологии в сельскохозяйственное производство;
  • увеличить размер субсидии на предоставление кредита с 90 % до 150 % от уровня ключевой ставки Центрального Банка Российской Федерации в целях инвестирования финансовых средств сельскохозяйственных предприятий на развитие IT-технологий.

Вместе с тем реализация цифровизации сельскохозяйственного производства хозяйствующими субъектами обеспечит устойчивый рост производства сельскохозяйственной продукции на территории Пензенской области за счет повышения эффективности использования ресурсов, что в свою очередь окажет положительное влияние на рост прибыли сельскохозяйственных предприятий.

Список литературы

1 Агропромышленный комплекс России в 2018 году. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации: официальное издание. – Москва, 2019. – с. 536.

2 Ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство» [Электронный источник]/ URL: https://www.mcxac.ru/ (дата обращения 12.12.2019).

3 Пензенская область. Статистический ежегодник. Пензастат: официальное издание. – Пенза, 2018. – с. 363.

4 Пензенская область. Статистический ежегодник. Пензастат: официальное издание. – Пенза, 2019. – с. 356.

5 Пензенская область 2018 в цифрах. Статистический справочник. Пензастат: официальное издание. – Пенза, 2019. – с. 124.

List of references

1 agro-industrial complex of Russia in 2018. Ministry of agriculture of the Russian Federation: official publication. – Moscow, 2019. – p. 536.

2 Departmental project “Digital agriculture” [Electronic source] / URL: https://www.mcxac.ru/ (accessed 12.12.2019).

3 Penza region. Statistical yearbook. Pentastat: official edition. – Penza, 2018. – p. 363.

4 Penza region. Statistical yearbook. Pentastat: official edition. – Penza, 2019. – p. 356.

5 Penza region 2018 in numbers. Statistical reference. Pentastat: official edition. – Penza, 2019. – p. 124.