Московский экономический журнал 6/2020

image_pdfimage_print

УДК 005.336.4:331.101.36-058.34

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10421

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ АПОРОФОБИИ НА СОЗДАНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА

INVESTIGATION OF THE EFFECT OF APOROPHOBIA ON THE CREATION OF INTELLECTUAL CAPITAL

Аракелян Артур Мовсесович, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Управление в сфере культуры, кино, ТВ и индустрии развлечений» ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, e-mail: artur.arakelyan@mail.ru

Воронцова Юлия Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Управление в сфере культуры, кино, ТВ и индустрии развлечений» ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, e-mail: jvms2008@yandex.ru

Тихонов Алексей Иванович, Заведующий кафедрой «Управление персоналом», к.т.н., доцент, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), e-mail: mai512hr@mail.ru

Arakelyan Artur M., Doctor in Economics, Professor, Head of the department «Management in the sphere of culture, cinema, TV and the entertainment industry» The State University of Management, Moscow

Vorontsova Yulia V., PhD in Economics, Associate Professor, Associate Professor of department «Management in the sphere of culture, cinema, TV and the entertainment industry» The State University of Management, Moscow

Tikhonov Aleksey I., Head of the Department «Human Resource Management», Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Moscow Aviation Institute (National Research University), Moscow

Аннотация. В статье представлено исследование влияния апорофобии на создание интеллектуального капитала в современных нестабильных условиях, характеризующихся высокой неопределенностью внешней среды. Исследована история вопроса. Представлен анализ усиления/ослабления апорофобии в зависимости от социальных условий, уровня образования и др. факторов. Также авторами выделена категория человеческих ресурсов, способных создавать интеллектуальный капитал под воздействием усиливающегося чувства апорофобии.

Summary. The article presents a study of the influence of aporophobia on the creation of intellectual capital in modern unstable conditions characterized by high uncertainty of the external environment. The history of the issue is investigated. The analysis of the strengthening/weakening of aporophobia depending on social conditions, education level and other factors. The authors also identified a sort of human resources that can create intellectual capital under the influence of an increasing sense of aporophobia.

Ключевые слова: апорофобия, инновационный человеческий капитал, интеллектуальный капитал, модель открытых инноваций, социальная реальность.

Keywords: aporophobia, innovative human capital, intellectual capital, open innovation model, social reality.

Современный этап экономического развития характеризуется стремительным проникновением высоких технологий во все области жизнедеятельности человека. Однако в сложившихся условиях трудно прогнозировать кем, когда, как и под воздействием каких факторов будет создаваться интеллектуальный капитал (нематериальные активы). Исследованию вопроса влияния такого фактора, как апорофобия на создание интеллектуального капитала положило начало знакомство с работой испанского философа и профессора Аделы Кортина Ортс Aporofobia, el rechazo al pobre: Un desafío para la democracia [5], которая ввела данное понятие в серии своих публикаций уже в середине девяностых годов прошлого века (в словарь же данное понятие вошло в 2017 г.). Профессор Кортина предложила использовать это слово, чтобы дать название реальности, которой до этого момента у нее не было. В общем смысле «апорофобия» означает «боязнь бедности и бедных». Речь идет о причинах богатства и бедности народов (политических, экономических и др.). Адела Кортина считает, что «все люди являются апорофобами» [5]  по отношению к неимущим иммигрантам, не желающим ассимилироваться (интегрироваться в их культуру). Такие иммигранты приносят с собой не ресурсы, а проблемы, создавая, таким образом, предпосылки для появления апорофобии. Ученый рассматривает данное явление как негативное, с которым необходимо бороться. Но это лишь некоторый исторический аспект появления данного понятия. В настоящем исследовании авторы будут рассматривать данный термин в его дополнительном значении, говоря об «апорофобии» как о «страхе бедности» (не путать с пениафобией), что в нынешних условиях особенно актуально.

Апорофобия в настоящее время сосредоточена в обществах, которые называют «развитыми», в коллективах, которые часто считаются «непроизводительными», то есть безработных, трудящихся с низкой профессиональной квалификацией; молодых людей, ищущих работу, в первую очередь, работников, находящихся в крайне неблагоприятных условиях труда с точки зрения заработной платы и преемственности; пенсионеров, не имеющих пенсии или малоимущих, больных или лиц с тяжелой инвалидностью, не имеющих работы и финансовых ресурсов и т.д. Эти коллективы часто состоят из людей, которые не остаются в них на всю жизнь, но коллектив остается [6].

Апорофобия может рассматриваться как часть социальной реальности, а не физического мира. Поэтому следует рассматривать причины усиления или ослабления апорофобии у конкретного индивида (Рис. 1). Для этого необходимо очертить круг факторов влияющих на этот процесс, одним из которых будет повышение уровня жизни индивидов. Как показано на Рис.1 уровень образования не может в полной мере гарантировать высокий уровень жизни, как и люди, имеющие высокий уровень жизни не всегда имеют должный уровень образования. Усиление же апорофобии будет наблюдаться у тех из них, кто находится на более высоком социальном уровне.

По данным федеральной службы государственной статистики 31% россиян испытывают страх перед бедностью (что по пятибалльной шкале составляет 3,21). Однако если посмотреть на диаграмму, представленную на Рис.2, трудно сказать определенно, какая категория испытывает данную фобию в большей степени.

Исследование показало, что три категории людей, имеющие уровень жизни выше уровня бедности, испытывают чувство апорофобии, по крайней мере, половина от их общей численности [4]. Страх бедности часто является барьером для движения в сторону перемен, так как это может поставить под угрозу достигнутое индивидом финансовое благополучие. Другое дело – финансовый кризис или нынешние нестабильные неопределенные условия сохранения работы и/или заработной платы. Данные условия в сочетании с апорофобией могут одинаково положительно или отрицательно влиять на самый ценный актив – самого индивида. Но ввиду сложности охвата всех категорий населения в данном исследовании авторов будут интересовать те из них, кто обладает уникальными знаниями и умениями, требующимися в новых цифровых условиях существования.

Гипотетически можно предположить, что формированию новейших технологий и инноваций способствует «инновационный человеческий капитал», основу которого составляют инициативные специалисты различных областей управления и маркетинга, гуманитарных, технических и естественных наук. Постепенно идет трансформация в парадигме инновационного развития, переход к модели открытых инноваций, которая характеризуется повышенной мобильностью трудовых ресурсов, ростом степени интернационализации науки [1].

Хотя апорофобия является частью структуры несправедливости, которая делает этот мир более враждебным и непригодным для жизни, она может выступать в качестве катализатора для создания инновационным человеческим капиталом интеллектуального капитала (нематериальных активов) организации, которые создают себе, таким образом, конкурентные преимущества.

Новая ситуация, сложившаяся в России и за рубежом из-за пандемии коронавируса, требует переосмысления системы управления – сложной и многогранной категории, являющейся ключевой в экономической стратегии любого государства. Эта категория требует и более четкой формулировки самого понятия системы управления и выработки соответствующих систем показателей и оценок, позволяющих адекватно ее описывать, отслеживать (осуществлять эффективный мониторинг) ее изменения на всех уровнях управления и осуществлять при необходимости корректировку выбранного направления [3].

В создании интеллектуального капитала участвуют люди – процессы – технологии. Пересечение этих трех составляющих будет формировать область приращения интеллектуального капитала (нематериальных активов). В России по данным все той же федеральной службы государственной статистики интеллектуальный капитал составляет 8%.

Исследование проводилось по следующим направлениям:

  • определение процента россиян, создающих интеллектуальный капитал (нематериальные активы);
  • прирост людей, готовых создавать интеллектуальный капитал под воздействием финансового кризиса и апорофобии.

При этом наблюдался незначительный прирост (0,5%) численности, но с существенным повышением качественного уровня создаваемого интеллектуального капитала (нематериальных активов). Примером может служить создаваемый интеллектуальный капитал профессорско-преподавательским составом ВУЗов. Кроме того, новая конкурентная среда будет способствовать дальнейшему развитию специализации, производительности и инновациям [2].

Темпы и повышение качественного уровня создаваемого интеллектуального капитала (нематериальных активов) будут создавать предпосылки для формирования в организациях системы управления знаниями как обязательного элемента их структуры. Здесь важно сформировать взаимосвязь между корпоративными и академическими знаниями путем целенаправленного воздействия на их составляющие, включающие цепочки «научные исследования и разработки – обучение – коммерциализация» и «поиск и генерация идей – обмен и передача знаний – поиск возможностей использования знаний» (Рис.3).

Для реализации блоков взаимоувязанных цепочек необходимо сформировать методическое, организационное, информационное и др. обеспечение. В качестве области эффективного использования указанных взаимосвязанных компонентов рекомендуются различные инновационные кластеры, в рамках которых концентрация потребностей и знаний в локализованном пространстве будет создавать благоприятные условия для развития новых идей [2].

На рисунке 3 представлено формирование системы управления знаниями внутри инновационного кластера с учетом взаимосвязей и взаимозависимостей выделенных элементов, включающих как академические, так и корпоративные знания, а также необходимое обеспечение процесса управления их уровнем.

Правильная реализация системы управления знаниями потребует также разработки стратегии знаний, включающей определение того, какие ресурсы и возможности, основанные на знаниях, являются ценными, уникальными и неповторимыми, а также как эти ресурсы и возможности поддерживают позиционирование разработанного в организации интеллектуального капитала и ее рынков. Стратегия знаний должна учитывать любые возможные дисбалансы в выравнивании организации. Если организация внутри инновационного кластера не в состоянии выполнить свою целевую или необходимую функцию, то она должна либо привести свою стратегию в соответствие со своими ресурсами и возможностями, либо приобрести/развить ресурсы и возможности, необходимые для реализации целевой стратегии. В этом процессе организационное обучение и способность поглощать будут играть ключевую роль. Управление знаниями относится к актуальным вопросам адаптации и организационного выживания, а также к профессиональной компетенции во все более динамичных и сложных областях, так как это явное и систематическое управление деятельностью, практикой, программами и политикой, связанными с организационным знанием организации. Независимо от области интересов, все организации, входящие в инновационный кластер, должны показывать наличие ценного, дефицитного и «неподражаемого» интеллектуального капитала, правильное использование которого является ключом к формированию устойчивого организационного капитала.

Управление знаниями внутри инновационного кластера способствует развитию и применению знаний, то есть использует индивидуальные знания индивида, его способность к организационным действиям и другие ресурсы, основанные на знаниях, для достижения конечных целей инновационно-активных организаций, входящих в инновационный кластер. Однако до развития этого направления в организациях еще далеко,  учитывая эмбриональное состояние имплантации в них системы управления знаниями.

Список литературы

1. Акопян А.Р.,  Воронцова Ю.В., Федотова М.А. Формирование методологии оценки влияния инновационной политики государства на создание инновационных кластеров: монография. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Государственный университет управления. – Москва: ГУУ, 2020. – 160 с.

2. Воронцова Ю.В.,  Акопян А.Р., Тихонов А.И. Исследование влияния инновационной политики государства на формирование инновационных кластеров // Московский экономический журнал. 2020. №5.

3. Садовская Т.Г.,  Дадонов В.А.,  Дроговоз П.А. Анализ бизнеса. Ч. 2. Финансово-хозяйственная деятельность наукоемкого предприятия / Под ред. Т.Г. Садовской. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2005. – 328 с.

4. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.gks.ru/

5. Cortina Orts А. Aporofobia, el rechazo al pobre: Un desafío para la democracia. – Barcelona: Paidós, 2017. –  398 р.

6. Martínez Navarro E. Aporofobia  // Glosario para una sociedad intercultural. Jesús Conill (coord.). – Valencia: Bancaja, 2002, pp. 17-23.

7. Воронцова Ю.В.,  Аракелян А.М., Тихонов А.И. Методические аспекты создания механизма диагностирования деятельности организации // Московский экономический журнал. 2020. №4. С. 73.