Московский экономический журнал 6/2020

image_pdfimage_print

УДК 338

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10405

МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСТРЕБОВАННОСТИ ПРИГОРОДНОГО ТРАНСПОРТА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕГО РАЗВИТИЯ

MARKETING RESEARCH OF THE NEED FOR SUBURBAN TRANSPORT AND OPPORTUNITY OF ITS DEVELOPMENT

Панько Юлия Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, Российский университет транспорта (МИИТ), г. Москва

Гуреева Евгения Павловна, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Булганина Светлана Викторовна, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Лебедева Татьяна Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Panko J.V., panko_roat_dot@bk.ru

Gureeva E.P., jenu58628@gmail.com

Bulganina S.V., bulgsv@mail.ru

Lebedeva T.E., tatyana.lebedeva@bk.ru

Аннотация. В статье описаны результаты исследования изменения рынка перевозчиков на пригородных маршрутах в Нижнем Новгороде и области. Попытки оптимизировать транспортную логистику муниципального транспорта региона с одной стороны получили высокую оценку в стране, а с другой стороны привели к недовольству потенциальных потребителей. Авторами статьи были проанализированы критерии выбора пригородного транспорта в Нижнем Новгороде. Получена независимая оценка рынка пассажирских перевозок в городе. Раскрываются и подробно обсуждаются факторы формирования рынка транспортных услуг. Сделаны выводы о возможностях и перспективах развития данного рынка. Проведенный авторами анализ предоставляет возможность для реализации мероприятий по улучшению и совершенствованию данной сферы. Сформулированные выводы соответствуют поставленным в статье целям и полученным результатам исследования.

Summary. The article describes the results of a study of changes in the market of carriers on suburban routes in Nizhny Novgorod and the region. Attempts to optimize the transport logistics of municipal transport in the region, on the one hand, were highly appreciated in the country, and on the other hand led to dissatisfaction of potential consumers. The authors of the article analyzed the selection criteria for suburban transport in Nizhny Novgorod. An independent assessment of the passenger transportation market in the city was received. The factors of formation of the transport services market are disclosed and discussed in detail. Conclusions are made about the opportunities and prospects for the development of this market. The analysis carried out by the authors provides an opportunity for the implementation of measures to improve and improve this area. The conclusions formulated correspond to the goals set in the article and the results of the study.

Ключевые слова: пригородный транспорт, транспортный комплекс города, транспортная инфраструктура, опрос, исследование.

Keywords: suburban transport, transport complex of the city, transport infrastructure, survey, research.

Согласно данным исследования экспертов МГУ, созданная в Нижнем Новгороде транспортная инфраструктура уступает лишь московской, петербургской и новосибирской [3]. Нижний Новгород вошёл в пятерку российских городов с наиболее развитым транспортным комплексом, говорится в исследовании межфакультетской группы учёных МГУ им. М. В. Ломоносова. Согласно опубликованной информации, эксперты оценивали различные социально-экономические аспекты развития транспортной инфраструктуры, такие как качество и доступность транспортных услуг для всех основных категорий пользователей транспортной системы (пассажиров общественного транспорта, велосипедистов, пешеходов и владельцев личных автомобилей), эффективность грузовой логистики, безопасность дорожного движения и воздействие транспорта на окружающую среду [1,2].

Однако в действительности, не все так радужно и безоблачно как бы хотелось. Очередные транспортные реформы не на шутку всколыхнули общественность. Незадолго до Нового 2020 года в Нижнем Новгороде были пересмотрены городские и пригородные маршруты, произошли отмены ряда популярных у горожан маршрутов. Ещё у ряда маршрутов изменили пути следования. Соцсети захлестнул шквал негодования от нижегородцев, которые теперь вынуждены ездить с пересадками или подолгу ждать автобуса. Причём об их отмене администрация объявила менее, чем за сутки.

В настоящее время часть проблем снята за счет компенсации отменённых маршрутов муниципальным транспортом, однако, ожидание транспорта и его переполненность продолжают волновать нижегородцев.

В нынешней непростой ситуации, когда в условиях выхода из карантина по COVID-19 возобновляют свою работу нижегородские предприятия, проблема транспорта вновь возвращается в число наиболее актуальных,. В весенне-летнее время многие жители перемещаются на дачи в пригород и именно оттуда лежит их маршрут на работу.

Но главный пассажиропоток формируется на пригородных маршрутах из жителей жилых комплексов таких как «Окский берег», «Времена года» и др., находящихся в пригороде Нижнего Новгорода. Компенсировать недостаток пригородных маршрутов могут не только муниципальные предприятия транспорта. Но и коммерческие извозчики, главное понять необходимость услуг именно в этот сегменте.

Именно этими обстоятельствами обусловлена актуальность проводимого исследования.

Целью исследования является оценка потребительского спроса на пригородные автобусы. Выборка составила 130 человек различной возрастной категории. Исследование проводилось среди жителей Нижнего Новгорода в мае 2020 года средствами google forms. Сроки проведения: март – май 2020 г. По результатам маркетингового исследования большинство (76,6%) опрошенных респондентов находятся в возрасте от 20 до 30 лет; женщин (73,3%) и 26,7% – мужчин. На вопрос «Пользуетесь ли Вы пригородными автобусами?» большинство (70%) из опрошенных респондентов подтвердили, что пользуются пригородными автобусами (рисунок 1).

При этом, в общей сложности более 1 раза в неделю пользуются 43,4 % и 23,3% респондентов пользуются ежедневно (рисунок 2).

Такая популярность пригородных маршрутов обусловлена оптимальным временем поездки до города или пересадочного узла (метро). Большинство (40%) из опрошенных респондентов ответили, что время поездки занимает до 30 минут. 23,3% опрошенных респондентов указали время от 30 до 60 минут, 20% ответили больше часа, 16,7 % отметили, что их время движения занимает ровно один час (рисунок 3).

Основной целью поездок для большинства, как показало исследование,  является (63,3%) поездка на работу и домой; поездки на отдых (43,3%), (30%) поездки на учебу и с учебы; (30%) поездки на дачу; (20%) респондентов используют пригородные автобусы для поездок по работе (исполнение трудовых обязанностей требующие разъездов).

Большинство (63,3%) из опрошенных респондентов, попавших в опрос, указали, что за месяц тратят меньше 1000 рублей.  По 16% респондентов (по 5 респондентов) приходится на такие ответы, как: 1000-3000 руб. и 3000-5000 руб.

Приятной неожиданностью стал тот факт, что подавляющее большинство респондентов указали, что стоимость проезда соответствует качеству предоставляемых услуг (рисунок 4).

Также большинство отметили, что оценивают качество обслуживания пригородных автобусов на хорошо и удовлетворительно (рисунок 5).

Также в ходе исследования было установлено, что именно не устаивает нижегородцев, пользующихся услугами пригородного транспорта. По результатам исследования большинство респондентов (56,7%) отмечают как «минус» – уровень комфорта и устаревший (некомфортный) подвижной состав. К другим основным причинам можно отнести: большие интервалы движения (длительное ожидание автобуса) (53,3%), цена билета (36,7%), обслуживание (20%), неудобные остановочные пункты (13,3%), безопасность проезда (10%).

Среди вариантов по улучшению ситуации респонденты назвали:

  • Увеличение количества рейсов – 40%;
  • Более удобное расписание – 60 %;
  • Проведение мероприятий по повышению культуры обслуживания пассажиров – 16,7%;
  • Проведение технических мероприятия повышения качества перевозок – 36,7%;
  • Увеличение количества пунктов отправления – 26,7%;
  • Введение льгот – 46,7 %.

Таким образом, по результатам маркетингового исследования большинство (70%) из опрошенных респондентов подтвердили, что пользуются пригородными автобусами. Большинство респондентов (63,3%) пользуются пригородными автобусами с целью поездки на работу и поездки при этом занимают до 30 минут (40%). В основном, респонденты указали, что за месяц тратят на пригородные автобусы в месяц меньше 1000 рублей. По результатам маркетингового исследования, большинство (по 36,7%) отметили, что оценивают качество обслуживания пригородных автобусов положительно и готовы были бы рассмотреть дополнительные коммерческие маршруты.

Литература

  1. Булганина С.В., Лебедева Т.Е., Круглова О.В. Анализ факторов формирования спроса на услуги каршеринга в Нижнем Новгороде//Московский экономический журнал. 2020. № 3. С. 41.
  2. Лебедева Т.Е., Ищенко А.Д. Исследование факторов выбора услуг такси среди нижегородцев//Наука Красноярья. 2019. Т. 8. № 2-2. С. 53-56.
  3. Терентьев О.В. Транспортное обслуживание населения в городах В сборнике: В мире научных открытий Материалы III Международной студенческой научной конференции. 2019. С. 395-399.

Referents

1.   Bulganina S.V., Lebedeva T.E., Kruglova O.V. Analiz faktorov formirovaniya sprosa na uslugi karsheringa v Nizhnem Novgorode//Moskovskij ekonomicheskij zhurnal. 2020. № 3. S. 41.

2.   Lebedeva T.E., Ishchenko A.D. Issledovanie faktorov vybora uslug taksi sredi nizhegorodcev//Nauka Krasnoyar’ya. 2019. T. 8. № 2-2. рр. 53-56.

3.   Terent’ev O.V. Transportnoe obsluzhivanie naseleniya v gorodah V sbornike: V mire nauchnyh otkrytij Materialy III Mezhdunarodnoj studencheskoj nauchnoj konferencii. 2019. рр. 395-399.