Московский экономический журнал 6/2020

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10383

АНАЛИЗ УРОВНЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОГО  РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ АВТОТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА

ANALYSIS OF THE LEVEL OF ORGANIZATIONAL-TECHNICAL DEVELOPMENT OF A SMALL ENTERPRISE OF THE AUTOMOTIVE TRANSPORT INDUSTRY OF THE NORTHERN REGION

Карташова Наталья Александровна, старший преподаватель кафедры менеджмента,Институт цифровых технологий и экономики, ФГБОУ ВО «Северо-восточный государственный университет», E-mail: nakartashova@mail.ru

Kartashova Natalya Alexandrovna, Senior Lecturer, Department of Management, Institute of Digital Technology and economy, FSBEI of HE ” North-Eastern State University “, E-mail: nakartashova@mail.ru

Аннотация. Автор статьи рассматривает составляющие организационно-технического уровня развития предприятия на примере малого автотранспортного предприятия Магаданской области. Проанализированы отдельные показатели стояния автотранспортного комплекса Магаданской области и  раскрыты особенности функционирования малых предприятий автотранспортной отрасли в условиях северного региона. Проанализированы основные показатели, характеризующие уровень организационно-технического развития малого автотранспортного предприятия:   научно-технического уровня производства, уровня организации производства и труда, уровня управления хозяйственной деятельностью.

Summary. The author of the article considers the components of the organizational and technical level of enterprise development using the example of a small motor transport enterprise in the Magadan Region. Some stand indicators of the motor transport complex of the Magadan region are analyzed and the features of the functioning of small enterprises of the motor transport industry in the northern region are disclosed. The main indicators are analyzed that characterize the level of organizational and technical development of a small motor transport enterprise: the scientific and technical level of production, the level of organization of production and labor, and the level of management of economic activity.

Ключевые слова:  организационно-технический уровень развития, малое автотранспортное предприятие.

Keywords: organizational and technical level of development, a small motor transport enterprise.

В рыночных условиях хозяйствования существенно повышается самостоятельность и ответственность предприятий в решении задач организационно-технического развития. Высокий организационно-технический уровень предприятия является стратегическим ресурсом организации, который обеспечивает ей устойчивость в изменяющихся условиях внешней среды и позволяет побеждать в конкурентной борьбе.

Особо актуальной проблема является для малых  предприятий автотранспортной отрасли, которые действуют в условиях неустойчивого финансового положения, высокого уровня износа транспортных средств, отсутствия собственных источников финансирования программ модернизации и обновления основных производственных фондов, низкого уровня кредитоспособности,  отсутствия собственной инновационной инфраструктуры, а часто – и квалифицированных управленческих кадров [2].

Под организационно-техническим уровнем предприятия понимается достигнутый уровень развития средств производства, методов организации и управления предприятием. Анализ публикаций ряда авторов [1,3]  позволяет выделить следующие основные составляющие организационно-технического уровня предприятия (рис. 1.1.)

Анализ организационно-технического уровня развития предприятия был проведен на примере ООО «Автотранзит» – малого автотранспортного предприятия  Магаданской области, основными видами деятельности которого являются организация перевозок грузов и пассажиров, организация транспортно-экспедиционного  и  агентского обслуживания, оформление груза, грузовых и таможенных документов на ввоз и вывоз грузов в Особую экономическую зону   г. Магадана. 

Автомобильный транспорт играет важнейшую роль в обеспечении экономического роста и социального развития Магаданской области, особенно в освоении перспективных месторождений золота и серебра. Федеральная трасса «Колыма» является единственным путем наземного сообщения области с другими регионами [5]. Транспорт – также важнейшая составная часть производственной инфраструктуры Магаданской области. Однако, с 2000 года объем перевозки грузов сократился более чем в 4 раза (рис. 1.2), при этом грузооборот транспорта увеличился, но на долю автомобильных перевозок приходится только 25% грузооборота [4].

При этом предприятия автотранспортного комплекса Магаданской области осуществляю свою деятельность  в суровых климатических условиях северного региона, сложного рельефа дорог с большим количеством перевалов,  отсутствием в некоторых районах области круглогодичных автомобильных дорог, неудовлетворительного состояния дорожного покрытия (удельный вес дорог с усовершенствованным покрыти­ем в протяженности авто­мо­биль­ных дорог с твердым покрытием составляет на окончание 2018 года всего 15,1%), слабо развитой транспортной инфраструктуры (густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием составляет на окончание 2018 года 4,7 километров путей на 1000 км2 территории) [4], отсутствия транспортных средств в специальном северном исполнении, что  влечет за собой повышенный износ транспортных средств. Также неблагоприятным фактором является высокая стоимость горюче-смазочных материалов, что приводит к  высокой себестоимости услуг автотранспортных предприятий, и как следствие, низкому уровню рентабельности деятельности ( в 2018 году – 4,6 % в среднем по отрасли). В структуре перевозок автомобильным транспортом наибольшая доля приходится в основном на крупные и средние организации – 95,5 %. Конкурируя с крупными и средними предприятиями, малые автотранспортные предприятия и индивидуальные предприниматели осуществляют перевозки не только на территории областного центра и районов области, но и перевозят различный груз (топливо, уголь, продукты питания)  в населенные пункты Чукотского автономного округа и Республики Саха (Якутия). Несмотря на небольшую долю в общем объеме перевозок (4,5%), показатели их работы ежегодно увеличиваются. В 2018 году ими перевезено, по данным выборочного обследования, 160,7 тыс. тонн грузов, грузооборот составил 91,6 млн. т-км. (таблица 1.1) [4]. 

При этом в транспортной отрасли довольно велика доля прибыльных организаций – 79,2 % на начало 2019 года, однако уровень рентабельности невысокий – 4,6 %. При этом предприятия действуют в условиях высокого износа основных фондов, и низкого уровня рентабельности активов, которая снизилась с 24,7% в 2010 году до 8,7%  в 2018 году [4].

ООО «Автотранзит» является типичным автотранспортным предприятием Магаданской области, поэтому основные тенденции, характерные для предприятий отрасли,   нашли отражение в основных технико-экономических показателях деятельности предприятия (см. табл. 1.2).

Из таблицы 1.2 видно, что у предприятия за последние 3 года происходит снижение объемов перевезенных грузов  на 8,6 %. Также снижается и грузооборот с 2,14 до 1,97 млн. т-км. Предприятие не имеет собственных транспортных средств, грузовые автомобили используются на условиях договора. На предприятии используются 12 автоконтейнеровозов 67182 на базе шасси КАМАЗ,  предназначенных для перевозки 20 футовых контейнеров.

В течение последних 3 лет у предприятия увеличивается количество дней простоя и снижается фактический фонд рабочего времени. Так, количество простоев автотранспорта увеличилось с 46 дней до 68 дней в 2018 году, или на 47,9 %. Доля порожнего пробега автомобилей увеличилась с 41 % до  46  %.

Показатели состояния материально-технической базы (см. табл. 1.3)  говорят о том, что у предприятия за последние 3 года вырос уровень износа основных средств с 65,7 % до 72 %, соответственно коэффициент годности снизился. На конец 2018 года основные средства предприятия годны только на 23,5 % (рис. 1.3). При этом показатель технической  вооруженности труда вырос с 2 137,5 до 2 606 руб./руб. Показатель фондоотдачи демонстрирует отрицательную динамику, за исследуемы период он снизился на 34,5 %. Затратоотдача также снижается, что является отрицательной тенденцией.

Анализ  научно-технического уровня производства показывает, что на предприятии довольно высокий уровень морально устаревшего оборудования. Так, доля автомобилей, которые полностью выработали свой срок полезного использования, составила в  2016 году 12 %, а в 2018 году возросла до 21 %. Удельный вес современного (электронного или с автоматическим управлением) оборудования, составляет от 0,2 % до 0,4 % за рассматриваемый период,  и в основном это вычислительная и оргтехника, которая используется для управленческих нужд  (см. табл. 1.4).

Важной составляющей анализа организационно-технического уровня производства является анализ уровня организации производства и труда (см. табл. 1.5).

На предприятии довольно низкий уровень кооперации, то есть в анализируемом периоде предприятие осуществило грузоперевозок в кооперации с другими участниками  рынка перевозок только от 9,4 % до 6,6 % от всего грузооборота.

Также негативную тенденцию демонстрирует показатель использования фонда рабочего времени, который снизился с 81,4 % до 72,5 % (рис. 1.4).  Связано это с увеличением количества дней простоев.

Производительность труда также снизилась. Так, в 2016 году на каждого работника предприятия приходилось 109,47 руб. выручки, а в 2018 – только 83,5, то есть производительность труда снизилась на 23,8 % за 3 года.

Анализ уровня управления  показывает, что численность работников аппарата управления в течение анализируемого периода оставалась постоянной, но удельный вес работников аппарата управления повысился с 15,8 % до 20 % из-за снижения среднесписочной численности, из всех работников аппарата управления только один человек имеет высшее образование. Стоимость основных средств, используемых для управления,  возросла  в основном за счет более высокого уровня оснащения оргтехникой. Расходы на научно-технические средства выросли с 18,5 тыс. руб. до 22,3 тыс. руб., в основном за счет автоматизации процессов учета на предприятии и пользования справочно-информационными базами данных. В исследуемом периоде не проводилось обучение или повышение квалификации персонала предприятия. Удельный вес премий в фонде оплаты труда снизился за анализируемый период  с 10 % до 3 %, и в 2018 году не производилось денежных поощрений и выплат за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (см. табл. 1.6). 

Показатели прибыли являются важнейшими в системе оценки результативности и деловых качеств предприятия, степени его надежности и финансового благополучия как партнера. Рассмотрим формирование финансовых результатов предприятии за 2016-2018 годы (см. табл. 1.7).

Из таблицы 1.7 видно, что снижение выручки в течение анализируемого периода  составило 827 тыс. руб. Финансовый результат от продаж за 3 года снизился на 240 тыс. руб. Чистая прибыль предприятия также снижалась, в целом за анализируемый период снижение составило 284 тыс. руб. Максимальный размер чистой прибыли был в 2017 году – 314 тыс. руб., к 2018 году ее размер снизился до 11 тыс.руб. Динамика финансовых результатов предприятия представлена на рисунке 1.5.

Рентабельность продаж в 2018 году составила 2,2 %, что говорит о том, что 1 рубль выручки приходилось только 2,2 копейки прибыли. Показатель резко снизился за период с 2016 года (11,6%). Аналогичную тенденцию демонстрирует и показатель общей рентабельности. За 2018 год рентабельность активов равнялась 1,3 %, что на 95,8 % меньше значения рентабельности активов за период с 2016 года. В течение проанализированного периода можно наблюдать как позитивные значения рентабельности активов (в 2016 и 2017 годах), так и значения, не соответствующие норме (8 % для данной отрасли).

На рисунке 1.6 представлено изменение показателей рентабельности ООО «Автотранзит» за 2016-2018 годы.

Таким образом, по большинству показателей уровня организационно-технического развития ООО «Автотранзит»  наметилась отрицательна динамика. У предприятия высокий уровень износа основных средств и  высока доля морально устаревшего оборудования, а доля автомобилей, которые полностью выработали свой срок полезного использования, составляет  21 %. На предприятии довольно низкий уровень кооперации, в результате чего велика доля порожнего пробега автомобилей, что повлекло за собой и снижение показателя использования фонда рабочего времени.  Чрезвычайно низкими являются расходы на научно-технические средства, не проводится обучение или повышение квалификации персонала предприятия. На предприятии крайне низкая доля стимулирующей части оплаты труда, что не мотивирует работников предприятия на повышение результативности своей деятельности. Несмотря на положительные финансовые результаты деятельности, предприятие имеет низкий уровень рентабельности. Подобные проблемы присущи многим малым предприятиям, осуществляющим деятельность в сфере автоперевозок, что делает их неконкурентоспособными на рынке автотранспортных услуг, приводит к повышению предпринимательских рисков  и требует разработки предложений по их решению.

Список литературы

  1. Алексеева А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие /А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев, А.В. Малеева, Л.И. Ушвицкий. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2009. – 688 с.
  2. Бычков, В.П. Предпринимательская деятельность на автомобильном транспорте: учебное пособие / В.П. Бычков. – 2-е изд., перераб. – Воронеж: Воронежская государственная лесотехническая академия, 2010. – 420 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142051 (дата обращения: 04.06.2020).
  3. Туровец О.Г., Попов В.И., Родионов В.Б. Организация производства /О.Г. Туровец, В.И. Попов, В.Б. Родионов. – М: Экономика и финансы, 2000.  – 452с.
  4. Статистический ежегодник «Магаданская область – 2019 [Электронный ресурс] – Официальный сайт Управления федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, Магаданской области, Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу. – Режим доступа: https://habstat.gks.ru. – (дата обращения 01.06.2020).
  5. Закон Магаданской области от 11 марта 2010 г. N 1241- ОЗ  (ред. от 30.04.2014) «О стратегии социального и экономического развития Магаданской области на период до 2025 года» (принят Магаданской областной Думой 19.02.2010) ». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru /regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW439;n=49931.

References

  1. Alekseeva A.I. Kompleksnyj ekonomicheskij analiz hozyajstvennoj deyatel’nosti: uchebnoe posobie /A.I. Alekseeva, YU.V. Vasil’ev, A.V. Maleeva, L.I. Ushvickij. – 2-e izd., pererab. i dop. – M.: KNORUS, 2009. – 688 s.
  2. Bychkov, V.P. Predprinimatel’skaya deyatel’nost’ na avtomobil’nom transporte: uchebnoe posobie / V.P. Bychkov. – 2-e izd., pererab. – Voronezh: Voronezhskaya gosudarstvennaya lesotekhnicheskaya akademiya, 2010. – 420 s. – Rezhim dostupa: po podpiske. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142051 (data obrashcheniya: 04.06.2020).
  3. Turovec O.G., Popov V.I., Rodionov V.B. Organizaciya proizvodstva /O.G. Turovec, V.I. Popov, V.B. Rodionov. – M: Ekonomika i finansy, 2000.  – 452s.
  4. Statisticheskij ezhegodnik «Magadanskaya oblast’ – 2019 [Elektronnyj resurs] – Oficial’nyj sajt Upravleniya federal’noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Habarovskomu krayu, Magadanskoj oblasti, Evrejskoj avtonomnoj oblasti i CHukotskomu avtonomnomu okrugu. – Rezhim dostupa: https://habstat.gks.ru. – (data obrashcheniya 01.06.2020).
  5. Zakon Magadanskoj oblasti ot 11 marta 2010 g. N 1241- OZ  (red. ot 30.04.2014) «O strategii social’nogo i ekonomicheskogo razvitiya Magadanskoj oblasti na period do 2025 goda» (prinyat Magadanskoj oblastnoj Dumoj 19.02.2010) ». [Elektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: http://base.consultant.ru /regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW439;n=49931.