Московский экономический журнал 6/2019

image_pdfimage_print

УДК: 331.556.4 (470)

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-16026

Основные направления внутрироссийской миграции

Main trends of internal migration in Russia

Авдеев Евгений Валентинович, кандидат экономических наук, ст. преподаватель кафедры организации производства и предпринимательской деятельности в АПК ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I»

Avdeev Evgeniy V., candidate of Economic Sciences, Senior Lecturer , of Farm Production Management and Entrepreneurial Business in Agro-Industrial Complex the, Voronezh State Agrarian University named after Emperor Peter the Great

Терновых Константин Семенович, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой организации производства и предпринимательской деятельности в АПК ФГБОУ ВО «Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра I»

Ternovykh Konstantin S., doctor of Economic Sciences, Professor, Head of the Dept. of Farm Production Management and Entrepreneurial Business in Agro-Industrial Complex, Voronezh State Agrarian University named after Emperor Peter the Great

Аннотация: В статье определены основные направления внутрироссийской миграции по федеральным округам и в разрезе регионов. Отмечаются значительные темпы роста миграционной активности населения. Так, в период с 2000 по 2016 г. численность прибывшего населения увеличилась на 2 млн чел., или на 76,8 %. Прирост выбывшего населения за тот же период времени происходил несколько более высокими темпами, он составил на 83,6 %. Наблюдается повышение активности миграционного обмена как внутри страны, так и с зарубежными странами. Численность населения, участвующего в миграционных потоках, внутри регионов повысилась на 58,9% или на 756,8 тыс. чел. Отмечается более чем 2-х кратное повышение численности населения, выбывающего в другие регионы страны. Все более привлекательным для мигрантов становится Центральный федеральный округ. Большую часть прироста населения обеспечивают г. Москва и Московская область, на их долю в 2005 г. приходилось 57,4 %, или 141,7 тыс. чел., а в 2016 г. – уже 64,5 %, или 443,1 тыс. чел. Установился устойчивый вектор миграционных потоков с Востока на Запад страны, который несет под собой больше минусов, чем плюсов. Поэтому современные тенденции внутренней, а также международной российской миграции должны предопределять формы и способы активизации государственного регулирования в силу того, что они вызывают не только проблемы трудоустройства и занятости, но и рост социальной напряженности в обществе.

Summary: The purpose of the study is to determine the major trends of internal migration in Russia in its federal districts as well as its regions. There observed significant growth rates of migration activity of the population. Thus, from 2000 to 2016, the number of the incoming population increased by 2 million people, or 76.8 %. The increase in the number of people who left the country during the same period of time was slightly bigger – 83.6 %. An increase in the activity of migrational exchange is observed both within the country and with foreign countries. The amount of people involved in migration flows within the regions increased by 58.9 % or 756.8 thousand people. There is a more than two-fold increase in the number of people that have decided to move to other regions of the country. The Central Federal district is now becoming increasingly attractive to migrants. Most of the population growth is provided by Moscow and the Moscow region – in 2005 they accounted for 57.4 %, or 141.7 thousand people, and in 2016 – 64.5 %, or 443.1 thousand people. There established a steady vector of migration flows from the East to the West of the country, which provides more disadvantages than advantages. Therefore, the current trends in domestic as well as international migration in Russia should predetermine the forms and methods of state regulation activation due to the fact that they cause not only employment problems, but also an increase in social tension in society.

Ключевые слова: миграция, федеральные округа, сальдо миграции, внутрироссийская миграция, эмиграция населения.

Keywords: migration, federal districts, balance of migration, internal migration in Russia, out-migration.

Миграция оказывает значительное влияние на формирование рынка занятости как на уровне отдельного субъекта, так и на уровне всей страны. При этом следует учитывать, что процессы, происходящие в области миграционных отношений, достаточно сложны и многогранны. Так, с одной стороны, спрос на труд по отраслям предопределяет потребность в определенных категориях работников и соответственно рынок труда какого-либо региона может значительно отличаться от соседнего региона, зависящего от территориально локализованного производства. С другой стороны, предложение рабочей силы определяется количественными и качественными показателями состояния местного населения и социально-экономическим развитием региона, определяемым привлекательностью для мигрантов, что в совокупности дает потенциальные возможности для организации какого-то нового типа производства. Отсюда механизмы государственного регулирования данных процессов не могут быть универсальными, они должны учитывать региональную специфику.

Бессонов В.А. и Петроневич  А.В. в качестве основных потоков миграции, оказывающих воздействие на формирование региональных рынков труда, выделяют: маятниковую трудовую миграцию; межрегиональную миграцию рабочей силы; миграцию рабочей силы из-за пределов страны (внешнюю миграцию) [3]. Действительно, выделенные потоки миграции в определенной степени изменяют структуру предложения трудовых ресурсов в регионах. Определение тенденций в рамках данных направлений, а также дальнейшая выработка механизмов существующих процессов позволяют снизить напряженность на отечественном рынке труда и повысить общий уровень эффективности экономики России.

В современных условиях отмечаются значительные темпы роста миграционной активности населения. Так, в период с 2000 по 2016 г. численность прибывшего населения увеличилась с 2 662,3 тыс. чел. до 4 706,4 тыс. чел., или на 76,8 % (табл. 1). Прирост выбывшего населения за тот же период времени происходил несколько более высокими темпами, он составил 83,6 %, или увеличился с 2 420,6 до 4 444,5 тыс. чел.

Проведенный анализ показывает, что наблюдается повышение активности миграционного обмена как внутри страны, так и с зарубежными странами. Численность населения, участвующего в миграционных потоках, внутри регионов повысилась на 58,9 %, или на 756,8 тыс. чел. Отмечается более чем 2-х кратное повышение численности населения, выбывающего в другие регионы страны. Так, если в 2000 г. их численность составляла 990,3 тыс. чел., то в 2016 г. – 2 089,9 тыс. чел.

Выявленные тенденции во многом свидетельствуют о повышении трудовой мобильности граждан, что в свою очередь может являться одним из условий благоприятного развития всего народнохозяйственного комплекса страны в перспективе, но лишь при выстраивании государственного регулирования миграционных отношений на научной основе на базе выполнения двух принципов: достижения максимального уровня эффективности, а также обеспечения комплексного и равномерного социально-экономического развития всех субъектов РФ.

В последние годы активизируется миграционная и эмиграционная активность с зарубежными странами. Имеет место увеличение количества мигрантов, прибывших на территорию страны, в 2000 г. насчитывалось 359,3 тыс. чел., а в 2016 г. – 575,2 тыс. чел., рост составил 60,1 %. Более высокими темпами растет количество эмигрирующих с территории страны, за анализируемый период количество убывающих в год увеличилось по отношению к 2000 г. в 2,1 раза и в 2016 г. составило 313,2 тыс. чел. Однако, несмотря на данные тенденции, наблюдается устойчивый рост сальдо международной миграции с некоторыми колебаниями по годам. Данные тенденции, а также выявленный баланс мигрантов/эмигрантов, с одной стороны, являются явно положительным моментом, поскольку свидетельствуют о повышении благосостояния  и как следствие, привлекательности страны на международной арене. А с другой стороны, увеличение оттока населения в зарубежные страны во многом несет с собой для экономики страны больше негатива, чем пользы. Это обусловлено спецификой российской миграции и качественными характеристиками мигрирующего населения. Если анализировать качественный состав мигрантов, прибывающих на территорию РФ, то, как правило, это работники достаточно низкой квалификации, в основном находящие применение на массовой и малопрестижной работе. При этом эмигрирующее население – это люди в значительной степени высокой квалификации и в данном контексте можно вести речь об «утечке мозгов». Поэтому с позиции качества существующий обмен не равноценен, однако в абсолютных цифрах, с учетом роста общей численности населения страны, сохранение существующего баланса в некоторой степени оправдано, но недостаточно для целей достижения экономической безопасности страны.

Следует отметить и тот факт, что миграционная активность в абсолютном выражении к 2016 г. практически достигла дореформенного уровня 1990 г. по большинству показателей. При этом за период с 1990 по 2016 г. наблюдается рост численности выбывших в другие регионы на 13,1 %, или на 242,1 тыс. чел. Однако численность мигрантов, прибывающих из зарубежных стран, к 2016 г. уменьшилась на 37,0 %, что, на наш взгляд, объясняется спецификой экономических и социальных отношений, существовавших на рубеже 90-х гг. прошлого века.

В современных условиях возрастает территориальная поляризация с четко выраженными регионами-донорами и регионами-реципиентами.

Округом-лидером в плане консолидации мигрантов выступает Центральный федеральный округ, на долю которого в 2016 г. приходилось 25,3 % или 1 044,0 млн чел., что на 4,7 п. п. выше уровня 2000 г. (табл. 2). С экономической точки зрения сложившаяся тенденция имеет определенные причины, поскольку округ опережает в развитии другие регионы по большинству экономических показателей, в частности по объему привлекаемых инвестиций и обороту розничной торговли. Так же одним из ключевых факторов притяжения мигрантов выступает входящий в округ – г. Москва, являющийся не только административным центром управления страны, но и самым экономически развитым регионом страны.

Кроме Центрального федерального округа, в число округов с положительным сальдо внутрироссийской миграции входят Северо-Западный федеральный округ, где как и в ЦФО ключевое значение оказывают один из крупнейших городов России Санкт-Петербург и Ленинградская область, а также Южный федеральный округ, в рамках которого основным центром притяжения является Краснодарский край, а также вошедшие в состав округа Республика Крым и г. Севастополь.

Наряду с выделенными округами центром привлечения мигрантов выступает и Приволжский федеральный округ, на долю которого в 2016 г. приходилось 18,9 %, или 780,5 тыс. чел. от внутрироссийских мигрантов. Однако численность выбывающего населения в данном округе была выше количества прибывающих и составила 827,2 тыс. чел., или 20,0 %.

Существующий дисбаланс между округами в формировании и развитии миграционных потоков с течением времени проявляется все сильнее и в ряде округов носит поистине угрожающие масштабы. Так, в Дальневосточном федеральном округе сальдо миграции является отрицательным. За период с 2010 по 2016 г. численность населения вследствие миграционного обмена уменьшилась на 231,9 тыс. чел., что сопоставимо с численностью населения, проживающего в Еврейской автономной области (164 тыс. чел.) и Чукотском автономном округе (50 тыс. чел.) вместе взятых, а в Сибирском федеральном округе – на 305,7 тыс. чел., что в свою очередь равносильно численности населения республики Тыва (318 тыс. чел.).

Следует отметить тенденцию уменьшения доли населения, участвующего в миграционных процессах в рамках своего региона (маятниковая трудовая миграция), и, как следствие, в процентном и количественном выражении растет численность населения, выезжающего за пределы своего региона. Данные миграционные процессы присущи большинству регионов страны с незначительными колебаниями по годам. При этом выделяется Северо-Кавказский федеральный округ, где данное соотношение с 2000 по 2016 г. уменьшилось на 14,5 п. п. и в 2016 г. доля населения, задействованного в миграции в пределах своего региона, составила 53,0 %.

Структура внутрироссийской миграции по итогам 2016 г. (без учета передвижений внутри регионов) по территориям привлечения выглядит следующим образом.

1. Центральный ФО – из Приволжского ФО (29,6 %, или 96,3 тыс. чел.) и Северо-Западного ФО (18,1 %, или 59,1 тыс. чел.).

2. Северо-Западный ФО – из Центрального ФО (30,7 %, или 56,7 тыс. чел.) и Приволжского ФО (20,9 %, или 38,6 тыс. чел.).

3. Южный ФО – из Центрального ФО (26,1 %, или 48,3 тыс. чел.) и Северо-Кавказского ФО (14,7 %, или 27,1 тыс. чел.).

4. Северо-Кавказский ФО – из Центрального ФО (31,1 %, или 21,7 тыс. чел.) и Южного ФО (28,2 % или 19,7 тыс. чел.).

5. Приволжский ФО – из Центрального ФО (36,1 %, или 63,7 тыс. чел.) и Уральского ФО (24,8 % или 43,8 тыс. чел.).

6. Уральский ФО – из Приволжского ФО (37,5 %, или 43,9 тыс. чел.) и Сибирского ФО (17,5 %, или 20,5 тыс. чел.).

7. Сибирский ФО – из Центрально ФО (22,8 %, или 20,7 тыс. чел.) и Дальневосточного ФО (18,5%, или 16,8 тыс. чел.).

8. Дальневосточный ФО – из Сибирского ФО (21,7 %, или 17,2 тыс. чел.) и Центрального ФО (30,4 %, или 12,3 тыс. чел.).

Анализ перераспределения населения между субъектами РФ имеет концептуальное значение для понимания сложившегося уровня развития страны в разрезе регионов, поскольку именно более развитые округа являются центрами притяжения мигрантов и наоборот.

Центральный федеральный округ становится все более привлекательным для мигрантов. Если в 2005 г. на его долю приходилось 30,3 % перераспределенного населения, или 246,9 тыс. чел., то в 2016 г. – 32,9 %,  или 686,7 тыс. чел. (табл. 3). Однако большую часть из данного прироста обеспечили г. Москва и Московская область, на их долю в 2005 г. приходилось 57,4 %, или 141,7 тыс. чел., а в 2016 г. уже 64,5 %, или 443,1 тыс. чел.

Проведенный анализ показал, что на сегодняшний день сформировалась устойчивая тенденция увеличения разрыва между регионами-донорами и регионами-реципиентами. Данные миграционные процессы проявляются с течением времени все четче. Установился устойчивый вектор миграционных потоков с Востока на Запад страны, который несет под собой, для целей обеспечения экономической безопасности страны, больше минусов, чем плюсов. Поэтому современные тенденции внутренней, а также международной российской миграции должны предопределять формы и способы активизации государственного регулирования вследствие того, что они вызывают не только проблемы трудоустройства и занятости, но и рост социальной напряженности в обществе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бессонов, В.А. Сезонная корректировка как источник ложных сигналов / В.А. Бессонов, А.В. Петроневич  // Экономический журнал ВШЭ. – 2013. –  № 4. С. 554-584.

2. Данилова, З. А. Эффекты управления трудовой миграцией / З. А. Данилова // Научное обозрение. – 2015. – № 18. – С. 294-297.

3. Топилин, А. Об оценке влияния миграции на рынки труда / А. Топилин, О. Парфенцева // Экономист. – 2010. – №3. – С. 32-41.

4. Демографический ежегодник России. 2005: Стат. сб. / Росстат. – Москва, 2005. –  595 c.

5. Демографический ежегодник России. 2012: Стат. сб. / Росстат. – Москва, 2012. – 535 c.

6. Демографический ежегодник России. 2017: Стат. сб. / Росстат. – Москва, 2017. – 265 с.

7. Российский статистический ежегодник. 2017: Стат.сб./Росстат. – Москва, 2017  – 686 с.

8. Фаузер В.В. Государственное управление миграцией населения: от принуждения к поощрению / В.В. Фаузер, Т.С. Лыткина, Г.Н. Фаузер // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник НИЦ КПУВИ СыктГУ (электронный журнал). – 2015. – №3. – C. 151-168.