Московский экономический журнал 6/2019

image_pdfimage_print

УДК 331.5.024.54

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-16002

Государственное регулирование ­и проблемы грантовой политики в Российской Федерации­

Д. С. Петрулёв, аспирант каф. экономика в строительстве;

 М. С. Гусарова, канд. экон. наук, доцент каф. управления народным хозяйством и ЖКХ

ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет». Россия, 625000, Уральский федеральный округ, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Володарского, 38.  

Аннотация:В статье представлены результаты изучения и анализа системы оказания грантовой поддержки в Российской федерации, выделены проблемы и пути их решения. В настоящее время неотъемлемой частью развития российской науки является грантовая поддержка, что позволяет удерживать конкурентные преимущества. Однако в грантовой системе существует множество проблем, она не отлажена.  Гранты, получаемые научными коллективами и отдельными исследователями, позволяют выделять больше времени на науку, для этого появляются необходимые ресурсы. Грантовая поддержка, которая в сущности является поддержкой науки, оставляет непосредственный след в жизни ученого, ведь без нее невозможны конференции и многое другое.  На сегодня получить грантовую поддержку по законодательству Российской Федерации может любой гражданин, некоммерческая организация и муниципальное образование. Наиболее популярной формой организации для реализации грантовой политики является некоммерческая организация. Ежегодно государство выделяет миллиарды рублей из бюджета для поддержки некоммерческого сектора. Тысячи некоммерческих организаций получают возможность реализовать свои проекты за государственный счет. Размеры господдержки существенны, и позволяют некоммерческим организациям проводить свои мероприятия в течение практически всего года. Однако далеко не все организации некоммерческого сектора стремятся получить средства государственной поддержки. В сложившейся реальности именно федеральные гранты являются самым мощным механизмом государственной поддержки, созданным для стимулирования некоммерческого сектора. Участие в федеральных грантовых конкурсах даст вам не только возможность получить в случае победы существенные денежные вливания, но поможет объективно оценить качество проектов, которые создавались с учетом вашего опыта, переложенного, в том числе и на теоретическую базу.

Целью работы является анализ государственного регулирования грантовой политики. В работе использован метод анализа научной литературы. В результате были рассмотрены проблемы грантовой политики в РФ, решения которых возможно рассмотреть в дипломной работе.

Summary:The article presents the results of the study and analysis of the grant support system in the Russian Federation, highlighted the problems and ways to solve them. Currently, an integral part of the development of Russian science is grant support, which allows you to maintain competitive advantages. However, there are many problems in the grant system, it is not debugged. Grants received by research teams and individual researchers allow us to devote more time to science, for which the necessary resources appear. Grant support, which in essence is the support of science, leaves an immediate imprint on a scientist’s life, because conferences and much more are impossible without it. Today, any citizen, non-profit organization and municipality can receive grant support under the laws of the Russian Federation. The most popular form of organization for the implementation of the grant policy is a non-profit organization. Every year, the state allocates billions of rubles from the budget to support the non-profit sector. Thousands of non-profit organizations have the opportunity to implement their projects at public expense. The size of state support is significant and allows non-profit organizations to conduct their activities throughout almost the whole year. However, not all organizations of the nonprofit sector seek to receive funds of state support. In the current reality, it is federal grants that are the most powerful mechanism of state support created to stimulate the non-profit sector. Participation in federal grant competitions will give you not only the opportunity to receive substantial cash infusions in the event of victory, but will also help objectively assess the quality of projects that were created taking into account your experience shifted, including to the theoretical basis.

Ключевые слова: гранты, субсидии, третий сектор, налоги, пожертвования, государство, некоммерческие организации.

Keywords: grants, subsidies, third sector, taxes, donations, state, non-profit organizations.

Введение

Одним из важнейших элементов современной молодежной политики являются грантовые конкурсы, направленные на предоставление денежных средств и других ресурсов физическим и юридическим лицам для организации социальных проектов. В политике реализации грантов существует много вопросов и слабых мест, решение которых является актуальным процессом для нашего государства. Главным из них является вопрос системы оценки эффективности и качества проектов, которые принимают участие в грантовых конкурсах и выставляются на суд компетентного жюри. Также очень важным вопросом является процесс контроля за целевым расходованием средств, предоставленных физическому или юридическому лицу после победы в грантовом конкурсе.

Ряд общественных деятелей не желает подавать заявки на конкурс грантовой поддержки считая, что выиграть грант невозможно, так как поддержку получают лишь «избранные» НКО, имеющие серьезные связи и солидную репутацию. Это далеко не так и ежегодная статистика победителей служит прямым тому подтверждением. Ежегодно правительственные гранты выигрывают тысячи всевозможных НКО, как известных, так и относительно молодых, с момента регистрации которых прошло чуть больше года, и социальный капитал которых нельзя назвать солидным. Данный факт говорит о том, что при принятии решения о предоставлении средств государственной поддержки эксперты в первую очередь оценивают качество предоставленного на конкурс проекта, и лишь потом анализируют информацию о его авторах.

Для понимания системы ее стоит рассмотреть на конкретном примере – одной из самых крупных систем грантовых конкурсов в России – системе конкурсов федерального агентства по делам молодежи «Росмолодежь».

На первый взгляд система довольно прозрачна: «Росмолодежь» получает деньги от государства и организует большую форумную кампанию, в рамках которой отбираются лучшие проекты и получают поддержку в виде денежных грантов. Ключевые вопросы: как происходит отбор этих проектов, кто его производит и кто может получить поддержку?

Цель исследования – исследование государственного регулирования грантовой поддержки, анализ проблем и пути их решения.

Задачи исследования:

  1. Изучить роль НКО в системе грантовой поддержки;
  2. Проанализировать цели и задачи грантовой поддержки;
  3. Изучить третий сектор экономики.

Результаты работы могут быть использованы при написании диссертации и других видов исследования.

Обзор литературы

Проблема грантовой поддержки рассматривается в статье Бойченко В.С. «Грантовая поддержка науки: накопленный потенциал и направления развития». В ней авто анализирует роль и место грантов для формирования конкурентоспособной науки.

В статье Провалинского Д.И. «Гранты – пути развития: отечественный и зарубежный опыт» сформулированы отдельные предложения по применению российскими грантодателями апробированного в зарубежных странах порядка проведения экспертизы (рецензирования) грантовых заявок, предоставления потенциальным грантополучателям свободного доступа к ознакомлению с итогами рецензирования (экспертизы) грантового проекта, а также с причинами отклонения грантовых заявок. 

В статье Симачева Ю. «Грантовая поддержка фундаментальных исследований в России: уроки первого конкурса российского научного фонда» рассматриваются факторы, определяющие успех грантового конкурса.

Таким образом, несмотря на то, что есть статьи про рассматриваемую тему исследования, грантовая поддержка еще недостаточно изученное явление.

Гипотезы и методы исследования

Рабочая гипотеза исследования заключается в том, что грантовая поддержка является основополагающим фактором для формирования науки РФ.

При написании исследования использовался метод анализа.

Результаты исследования

НКО или некоммерческая организация – это организация, для которой извлечение прибыли не является основной целью деятельности. Такие некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных и иных целей и главной функцией их является, как правило, приносить пользу обществу. Это может быть охрана здоровья жителей страны, отдельного региона или города, развития спорта, защиты прав и многое другое. Некоторые НКО в качестве основного вида своей деятельности выбирают защиту прав граждан, т.е. юридическую помощь в тем или иных сферах общественного уклада, а иные некоммерческие организации лоббируют интересы определенного слоя общества или определенной группы, объединенной во имя какой-то одной цели. К последним можно причислить политические партии, религиозные сообщества и общественные движения.  Все эти формы организации объединяет один очень значительный нюанс – они созданы не для извлечения материальной прибыли, а для удовлетворения духовных, психологических и нравственных потребностей общества. [1]

Некоммерческие организации обладают правом заниматься предпринимательской деятельностью в пределах, необходимых для выполнения их уставных целей, но как правило, все НКО существуют на пожертвования или на благотворительные средства от сторонних организаций, которыми часто выступают представители бизнеса и государство. Поэтому НКО принято причислять к «Третьему сектору» экономики.

Третий сектор экономики

«Третий сектор» – это понятие, обобщающее в себе весь спектр существующих некоммерческих организаций. В одних странах их называют неправительственными, в других общественными, в третьих – добровольными или благотворительными.

Люди, впервые сталкивающиеся с определением «третий сектор», часто задаются вопросом, почему некоммерческие организации так называют, и что является «Первым» и «Вторым»? Ответ скрывается в общепринятой экономической терминологии.

«Секторная модель» общества в экономике делит все субъекты, принимающие участие в создании валового национального продукта, на четыре категории (рис. 1). Здесь главным критерием является основной источник доходов для развития организации.

  • Первый сектор – государственные организации. Основной источник средств для развития – налоги;
  • Второй сектор – бизнес. Основной источник средств для развития – прибыль;
  • Третий сектор – неприбыльные некоммерческие организации. Основной источник средств для развития – пожертвования;
  • Четвертый сектор – домохозяйства. Основной источник средств для развития – самоэксплуатация членов семьи.

Во всех развитых демократических государствах развитый «третий сектор» является предметом гордости и считается основой гражданского общества. Он включает в себя огромное количество различных объединений, работающих во благо общества. Очень часто методы и формы работы некоммерческих организаций превосходят в эффективности государственные организации. Поэтому во многих странах НКО занимаются поддержкой и защитой населения, экологией, местным самоуправлением, медициной, образованием, социальной реабилитацией, оказанием специфических консалтинговых услуг, внедряя и пропагандируя новые удобные практики, которые быстро подхватываются и иногда даже становятся ориентиром для правительственных программ.

В нашей стране сектор НКО развит еще слабо. Социологи и экономисты индексируют его 10-15% от общего числа созданных объединений и юридических лиц в нашей стране. Поэтому развитие НКО – одна из приоритетных задач политического и экономического курса сегодняшней России.

 Формы НКО: 

  • Потребительские кооперативы;
  • Общественные объединения (в том числе религиозные объединения);
  • Общественные организации;
  • Общественные движения;
  • Органы общественной самодеятельности;
  • Политические партии;
  • Фонды (в том числе общественные фонды);
  • Учреждения (в том числе общественные учреждения);
  • Государственные корпорации;
  • Некоммерческие партнерства;
  • Автономные некоммерческие организации;
  • Общины коренных малочисленных народов;
  • Казачьи общества;
  • Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы);
  • Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • Территориальные общественные самоуправления;
  • Товарищества собственников жилья;
  • Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества.

Цели и задачи грантовой поддержки НКО

Повышение конкурентоспособности российской молодежи посредством увеличения числа молодых людей, обладающих набором важнейших компетенций: способностью генерировать инновации, наличием предпринимательских навыков, осознанным и ответственным социальным поведением, активным гражданским участием в общественной жизни, умением управлять проектами. [2]

Конкурсный отбор лучших проектов в сфере политики, экономики, науки и инноваций, гражданских инициатив, искусства и творчества, направленных на вовлечение молодых людей в социальную практику и информирование молодых людей о возможностях саморазвития [3].

В грантовой системе «Росмолодежи» прописаны критерии, по которым оцениваются проекты, но на сегодня большинство из них являются субъективными и большую роль играет личное мнение члена жюри. Каждый проект, представленный на грантовый конкурс, оценивается экспертной группой в соответствии с 8 критериями по 10-балльной системе:

  1. Актуальность – социально-экономическое значение, соответствие приоритетам, определенным Концепцией долгосрочного социально-экономическою развития Российской Федерации на период до 2020 года и Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года;
  2. Креативность – производство уникальной продукции, наличие технологических или социальных инноваций в реализуемых проектах;
  3. Эффективность – достижение измеримых результатов (получение патента, инвестиций и прибыли, победа в конкурсе, социальные, экономические и политические эффекты) в соответствии с затраченными ресурсами на развитие проекта;
  4. Профессиональность – наличие у заявителя опыта работы по реализации аналогичных проектов в соответствующей сфере деятельности;
  5. Адресность – ориентация на молодежную аудиторию и решение ее социальных проблем;
  6. Тиражируемость – возможность распространения положительного опыта реализации проекта на другие муниципальные образования и субъекты Российской Федерации, а также социальные среды;
  7. Масштабность – количество молодых людей, вовлеченных в деятельность по реализации проекта;
  8. Публичность – наличие информации о проекте в сети Интернет, презентация проекта на всероссийских и межрегиональных молодежных мероприятиях и конкурсах. [4

Как можно верно отметить – в списке критериев нет ни одного количественно выраженного показателя или ограничения, нормы или минимума. Кроме этого очень важную роль играют эксперты, но на сайте федерального агентства информации о том, как проходят отбор эти люди и какими качествами они должны обладать нет. Также отдельным блоком стоят юридические вопросы [5].

Ряд законов характеризует гранты как источники формирования имущества благотворительных организаций, финансирования научно-технической деятельности, целевого финансирования общественно-полезных и благотворительных программ. Российская правоприменительная практика по отношению к грантам выявляет их следующую характерную особенность: безвозмездное пожертвование, как правило, в денежной форме, носящее целевой характер в общеполезных благотворительных целях. Правоотношения по передаче грантов могут носить как публично-правовой, так и, в большинстве случаев, гражданско-правовой характер [6].

Как разновидность пожертвования грант регулируется статьей 582 гражданского кодекса Российской Федерации. Пунктом 1 этой статьи определен субъектный состав получателей пожертвований: «Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и учебным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 настоящего Кодекса». Перечень возможных грантополучателей достаточно узкий, он также ограничен в отношениях между юридическими лицами. Таким образом, мы можем сделать вывод, что основной контингент получателей грантов – это граждане, некоммерческие организации, государство и муниципальные образования.

Пожертвование гранта всегда обусловлено для граждан и юридических лиц использованием этого имущества по определенному назначению. В этом заключается сужение возможности использования пожертвования в виде гранта, так как п. 3 ст. 582 ГК РФ предусматривает особую норму применения пожертвованного имущества без использования по определенному назначению для юридических лиц, то есть в соответствии с уставными целями деятельности этих организаций [7].

Для контроля со стороны грантодателя в п. 3 ст. 582 ГК РФ предусматривается ведение юридическим лицом обособленного учета всех операций по использованию пожертвованного имущества. Такие же требования и у налоговых органов – по окончании отчетного года в налоговый орган представляется отчет о поступивших суммах и об их расходовании. Использование пожертвованного имущества не по назначению дает право жертвователю и его правопреемникам требовать отмены пожертвования. По другим основаниям пожертвование не может быть отменено.

При пожертвовании гранта в соответствии со ст. 572 ГК РФ должен соблюдаться принцип безвозмездности, то есть грант не может являться оплатой за труд, работы, товары или услуги. Грант в пользу физического лица – это пожертвование, которое является одновременно и материальной помощью, и вознаграждением за деятельность в общеполезных целях. Условие об использовании гражданином пожертвованного имущества по определенному назначению в силу ст. 582 ГК РФ является существенным условием. В случае если присутствует встречное предоставление со стороны грантополучателя, то договор признается притворной сделкой.

Форма договора по передаче гранта, с учетом ст. 574 ГК РФ, – письменная, если грантодателем является юридическое лицо и стоимость дара превышает пять установленных законом минимальных размеров оплаты труда. При этом необходимо указание, на какие цели передается грант.

На основании вышеизложенного можно дать определение гранту как разновидности пожертвования: грант – целевое благотворительное пожертвование, предоставляемое гражданам, некоммерческим организациям, государству и муниципальным образованиям в денежной или иной форме [8].

Налогообложение денежной суммы, выплаченной в виде гранта, в значительной мере обусловлено дальнейшим ее использованием. Получатели грантов, входящие в перечень организаций, предусмотренный ГК РФ, имеют ряд налоговых льгот по налогам в зависимости от организационно-правовой формы и вида деятельности. Но в то же время ряд налоговых льгот ограничен определенными рамками.

Для грантодателей также существует льгота по налогу на прибыль, например, в силу подпункта «в» п. 1 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы взносов на благотворительные цели, в экологические и оздоровительные фонды, на восстановление объектов культурного и природного наследия, общественным организациям инвалидов, их предприятиям, учреждениям и объединениям, общероссийским общественным объединениям, специализирующимся на решении проблем национального развития и межнациональных отношений, в фонды поддержки образования и творчества, детским и молодежным общественным объединениям, религиозным организациям, зарегистрированным в установленном порядке, средств, перечисленных предприятиям, учреждениям и организациям здравоохранения, народного образования, социального обеспечения и спорта, природным заповедникам, национальным природным и дендрологическим паркам, ботаническим садам, но не более 3% облагаемой налогом прибыли, а государственным учреждениям и организациям культуры и искусства, кинематографии, архивной службы, творческим союзам и иным объединениям творческих работников, в чернобыльские благотворительные организации, в том числе международные, и их фонды – не более 5% облагаемой налогом прибыли [9].

Для получения льготы по подоходному налогу для граждан, получающих гранты, Законом РФ от 07.12.1991 N 1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц» ограничен субъектный состав грантодателей и целей пожертвования. Согласно, пункту 1 ст. 3 указанного Закона в совокупный доход, подлежащий налогообложению, не включаются гранты, предоставленные для поддержки науки и образования, культуры и искусства в Российской Федерации международными и иностранными учреждениями, а также международными и иностранными некоммерческими и благотворительными организациями (фондами), зарегистрированными в установленном порядке и входящими в перечни, утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, отвечающими за науку и техническую политику, а также за образование, культуру и искусство в Российской Федерации [10].

Налогоплательщик, в нашем случае – грантодатель, имеет право на получение социального вычета в сумме доходов, перечисляемой налогоплательщиком на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, а также физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд, – в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 % суммы дохода, полученного в налоговом периоде. [11]

Проблемы грантовой политики

После изучения полученного материала можно выделить несколько основных проблем с которыми сталкивается грантовая политики Российской федерации.

  1. Критерии оценки – параметры по которым определяется проект, который получит или не получит грантовую поддержку. Главная проблема – субъективность и отсутствие математического обоснования в критериях, а также их универсальность для всей РФ. Решением проблемы представляется разработка математической модели оценки с учетом качественных и количественных критериев развития каждого региона, населенности и качества реализованных проектов с помощью грантовой поддержки в прошлом [12].
  2. Нецелевое расходование средств – проблема с точки зрения того, как правильно проконтролировать, что средства, полученные по гранту, были расходованы на заявленные цели, а не на что-либо другое. Как говорилось, грантополучатель обязан отчитываться о всех расходах из денег гранта, но не всегда эти отчеты прозрачны. Из этого вытекает проблема использования грантов не по назначению. Решение проблемы может послужить усиление мер и строгий формат отчетности, но форматы по большей части либо отсутствую, либо являются достаточно простыми, обойти которые достаточно легко [13].
  3. Отчетность – текущий формат отчетности в большинстве грантодающих систем не является понятным и прозрачным как для грантодателя, так и для грантополучателя, вследствие чего, возникают проблемы, указанные в пункте 2.
  4. Отсутствие прозрачной системы предоставления информации – на сегодня в России существует множество площадок как для НКО, так и для физических лиц, где они могут получить грантовую поддержку, но нет единой базы, либо доступ к ней является не прозрачным, соответственно возникают проблемы информационного вакуума, для желающих получить поддержку [14]. Решение проблемы – создание единой площадки по типу сайта росмолпроект.рф у Росмолодежи, где можно было бы получить полную информацию о всех грантах выдающихся на территории РФ. Так же к этой проблеме относится вопрос прозрачности информации о тех лицах, кто получил гранты, и их отчетность и использованию грантовых средств. Соответственно и эта информация должна быть представлена в открытом доступе [15].

Заключение

Таким образом, нами были рассмотрены все задачи, поставленные во введении статьи.

Также была подтверждена гипотеза – грантовая поддержка позволяет оставаться научной отрасли России на конкурентоспособном уровне.

Это основные проблемы проблемы грантовой политики в России, работа над решением которых ведется прямо сейчас. Хочется отметить, что грантовая политика – одна из важнейщих сфер поддержки третьего сектора экономики, а развитый третий сектор – основа свободного правового государства, где люди могут сами отстаивать свои права и получать поддержку на реализацию их социальных идей. Перспективы грантовой политики – постоянный позитивный рост количества и объема грантов, постепенное увеличение качества их реализации.

На сегодняшний день система грантовой поддержки претерпела определенные изменения. Если в 2016 году в России работали семь грантооператоров, каждый из которых представлял определенные направления общественной деятельности, то уже с начала 2017 года средства государственной поддержки предоставляются одним, единым, грантооператором, который покрывает все направления деятельности НКО. Изменился и механизм подачи заявки. Теперь заявка подается в электронном виде, с минимальным количеством приложений. Фактически вы заполняете несложную электронную форму, а весь пакет документов от вас могут затребовать только в том случае, если ваша заявка выиграла в конкурсе и решение о предоставлении вашей организации средств грантовой поддержки уже принято.

Таким образом, на сегодняшний день в России сформировалась система, которая позволяет практически любой некоммерческой организации, при условии ее соответствия обозначенным критериям, получить средства государственной поддержки для реализации своих проектов. Разумеется, речь идет только о тех НКО, которые прошли процедуру регистрации в территориальных органах Министерства юстиции и получили статус юридического лица.

Но для того, чтобы это получалось с каждым годом все лучше и лучше требуется глубже изучить тему и создать единые нормы как в оценке потенциальных грантополучателей, так и в оценке их выполненной работы и формате отчетности. Над постоянным улучшением этих моментов работает большой пласт специалистов и, наверняка, мы скоро увидим большие качественные изменения. 

Библиографический список

  1. Грантовая поддержка [электронный ресурс] // Росмолодежь. 2016. 1 декабря. URL: https://fadm.gov.ru/activity/grant/details
  2. Конкурсы [электронный ресурс] // Росмолпроект.рф 2016. 3 декабря. URL: http://xn--e1akbdjbbhefgu.xn--p1ai/docs/
  3. Шершеневич, Г. Ф. Учебник русского гражданского права / Г. Ф. Шершеневич. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 532 с.
  4. Информационное письмо Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 июля 2000 г. №55 «Обзор практики разрешения арбитражным судом споров, связанных с уплатой страховых взносов в пенсионный фонд РФ»
  5. Федеральный закон N 372-ФЗ «О некоммерческих организациях» от 03.07.2016
  6. Федеральный закон РФ от 05.08.2000 N 118-ФЗ «О налоге на добавленную стоимость»
  7. Налоговый кодекс РФ часть вторая от 5 августа 2000 года N 117-ФЗ
  8. Конкурсы [электронный ресурс] // Росмолпроект.рф 2016. 3 декабря. URL: http://xn--e1akbdjbbhefgu.xn--p1ai/docs/
  9. Noor A. Emerging interdisciplinary fields in the coming intelligence/convergence era. Central European Journal of Engineering. 2012;2(3)
  10. The National Academies. Facilitating Interdisciplinary Research. Washington, DC: The National Academies Press; 2004. 332 p.
  11. Распоряжение Правительства Российской Федерации №944-р от 18 мая 2016 г. «О проведении Всероссийского конкурса молодежных проектов в 2016 году»
  12. Приказ Министерства образования и науки РФ № 969 от 09.08.2016 г. «О порядке проведения Всероссийского конкурса молодежных проектов»
  13. Brian Jacob The Impact of Research Grant Funding on Scientific Productivity, 2007, 73 р.
  14. Noor A. Emerging interdisciplinary fields in the coming intelligence/convergence era. Central European Journal of Engineering. 2012;2(3)
  15. Porter AL, Roessner JD, Cohen AS, Perreault M. Interdisciplinary research: meaning, metrics and nurture. Research Evaluation. 2006;15(3)
  16. Постановление Правительства РФ № 1102 от 28.10.2016 г. «О внесении изменений в перечень российских организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых, предоставлена для поддержки науки, образования, культуры и искусства в Российской Федерации, не подлежат налогообложению»
  17. Alexander J, Bache K, Chase J, Freyman C, Roessner JD, Smyth P, editors. An exploratory study of interdisciplinarity and breakthrough ideas. Portland International Conference on Management of Engineering & Technology (PICMET ’13); 2013

Reference

  1. Grant support [electronic resource] // Rosmolodezh. 2016. December 1st. URL: https://fadm.gov.ru/activity/grant/details
  2. Competitions [electronic resource] // Rosmolproekt.rf 2016. December 3. URL: http: //xn--e1akbdjbbhefgu.xn--p1ai/docs/
  3. Shershenevich, G. F. Textbook of Russian civil law / G. F. Shershenevich. – Moscow: Yurait Publishing House, 2018. – 532 p.
  4. Federal Law N 372-ФЗ “On Non-Profit Organizations” dated July 03, 2016
  5. Federal Law of the Russian Federation of 05.08.2000 N 118-ФЗ “On Value Added Tax”
  6. Tax Code of the Russian Federation, part two of August 5, 2000 N 117-FZ
  7. // Rosmolproekt.rf 2016. December 3. URL: http: //xn--e1akbdjbbhefgu.xn--p1ai/docs/
  8. Noor A. Emerging interdisciplinary fields. Central European Journal of Engineering. 2012; 2 (3)
  9. The National Academies. Facilitating Interdisciplinary Research. Washington, DC: The National Academies Press; 2004. 332 p.
  10. Order of the Government of the Russian Federation No. 944-p dated May 18, 2016 “On the conduct of the All-Russian competition of youth projects in 2016”
  11. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 969 of August 9, 2016 “On the Procedure for Conducting the All-Russian Competition of Youth Projects
  12. Brian Jacob, Grant Funding for Scientific Productivity, 2007, 73 p.
  13. Noor A. Emerging interdisciplinary fields. Central European Journal of Engineering. 2012; 2 (3)
  14. Porter AL, Roessner JD, Cohen AS, Perreault M. Interdisciplinary research: meaning, metrics and nurture. Research Evaluation. 2006; 15 (3)
  15. Resolution of the Government of the Russian Federation No. 1102 of October 28, 2016 “On Amendments to the List of Russian Organizations, which taxpayers receive grants (gratuitous assistance) which are provided to support science, education, culture and art in the Russian Federation are not subject to taxation”
  16. Alexander J, Bache K, Chase J, Freyman C, Roessner JD, Smyth P, editors. An exploratory study of interdisciplinarity and breakthrough ideas. Portland International Conference on Management of Engineering & Technology (PICMET ’13); 2013