Московский экономический журнал 5/2022

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 330.1

doi: 10.55186/2413046X_2022_7_5_292

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ АУТСОРСИНГА В ЭКОНОМИКЕ

THEORETICAL FOUNDATIONS OF OUTSOURCING IN THE ECONOMY

Винокурцева Елена Александровна, Забайкальский институт железнодорожного транспортафилиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Иркутский государственный университет путей сообщения», специалист по закупкам планово-экономического отдела, E-mail: vinokurceva.elena@mail.ru

Vinokurtseva Elena Aleksandrovna,  Transbaikal Institute of Railway Transport branch of the federal state budgetary educational institution of higher education Irkutsk State Transport University, Procurement Specialist, Planning and Economic Department

Аннотация. Целью написания данной статьи является проведение анализа понятия «аутсорсинг» при проведении обзора отечественной и зарубежной научной литературы. В результате проведенного исследования систематизированы данные о классификации аутсорсинговых услуг и типах аутсорсинга, уточнена эволюция практического аутсорсинга, определены тенденции в развитии аутсорсинга в экономике. Методология проводимого исследования базируется на методах анализа, синтеза, индукции и дедукции.

Abstract. The purpose of writing this article is to analyze the concept of «outsourcing» when reviewing domestic and foreign scientific literature. As a result of the conducted research, data on the classification of outsourcing services and types of outsourcing are systematized, the evolution of practical outsourcing is clarified, trends in the development of outsourcing in the economy are determined. The methodology of the research is based on the methods of analysis, synthesis, induction and deduction.

Ключевые слова: аутсорсинг, понятие аутсорсинга, эволюция аутсорсинга, менеджмент, управление, реструктуризация, тенденции аутсорсинга, практический аутсорсинг, бизнес-процессы, модели аутсорсинга

Keywords: outsourcing, the concept of outsourcing, outsourcing evolution, management, management, restructuring, outsourcing trends, practical outsourcing, business processes, outsourcing models

Введение. Характерной особенностью современного этапа развития экономических отношений является построение долгосрочных отношений между партнерами. Одним из инструментов стратегического управления является аутсорсинг.

Аутсорсинг — (от англ. outsourcing) — передача неключевых функций предприятий (таких, как бухгалтерский учет, рекламная деятельность) внешним исполнителям — аутсорсерам, высококвалифицированным специалистам сторонней организации; отказ от собственного бизнес-процесса, например, составления баланса, и приобретение услуг по реализации этого бизнес-процесса у специализированной организации [2].

Методы исследования. В данном исследовании автор использует методы анализа, синтеза, индукции, дедукции.

Результаты исследования. В научной работе  «Реструктуризация предприятия и аутсорсинг» [1] аутсорсинг определяется как «получение ресурсов (товаров, работ, услуг) со стороны.

В учебном пособии «Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента» [2] понятие аутсорсинга понимается как использование внешних ресурсов.

При анализе международной научной литературы [8; 9;10] сделан вывод о том,  что термин «аутсорсинг» определяет последовательность организационных решений, суть которых состоит в передаче некоторых, ранее самостоятельных реализуемых организацией функций или видов деятельности внешней организации или видов деятельности.

Следует упомянуть исследования, проводимые С. Домбергером в книге «Контрактные организации», в которой указывалось, что зарождение аутсорсинга происходило в 1963 г. (компания EDS, основанная в 1962 г. -старейшая  компания, специализированная на предоставлении услуг в сфере IT-технологий).

Среди отечественных исследователей следует упомянуть научные работы С.О. Календжяна (Академия народного хозяйства при РФ). По мнению, С.О. Календжяна стремление успешно вести предпринимательскую деятельность и повышать уровень конкурентоспособности заставляет руководтсво компаний переходить на принципиально новый уровень ведения бизнеса с привлечением сторонних организаций.

Классификация типов аутсорсинга представлена в табл.1.

По мнению, автора в России рынок аутсорсинговых услуг может реализовывать модель минимального аутсорсинга (такие услуги как: уборка помещений, питание персонала организации; транспортное обслуживание; выполнение ремонтных и строительных работ).

Классификация аутсорсинговых услуг представлена в табл. 2.

В России есть разные форматы аутсорсинга непрофильных видов деятельности. Многие аутсорсинговые компании специализируются на вопросах корпоративного питания; профессиональной уборки помещений, удалении отходов и мусора; предоставление услуг автотранспорта; услуги по обеспечению коммунальными услугами. Такие аутсорсинговые компании имею большие масштабы работ, имею единый стандарт обслуживания непрофильной деятельности, использую новые технологии, специальную технику, квалифицированный управленческий и обслуживающий персонал.

В качестве примера можно назвать компанию ОАО «Корпус-групп» (г.Москва), предоставляющей пакет услуг на всей территории России. Стратегией компании является интенсивное региональное развитие. Компания ОАО «Корпус-групп» успешно внедряет принцип сетевого обслуживания, оказывет услуги сетевым клиентам в любой точке Российской Федерации.

Существуют семь перспективных тенденций, влияющих на стратегию введения аутсорсинга, представленных в табл.3.

Процессы экономической глобализации, затронувшие все без исключения национальные экономики, во многом определяют проблемы применения аутсорсинга в осуществлении деятельности организации.

Основные этапы развития практического аутсорсинга и факторы, оказавшие влияние на формирование рынка услуг аутсорсинга представлены в табл. 4.

Выводы и заключение. В результате проведенного исследования систематизированы данные о классификации аутсорсинговых услуг и типах аутсорсинга, уточнена эволюция практического аутсорсинга, определены тенденции в развитии аутсорсинга в экономике. В исследованиях на перспективу следует рассмотреть проблемы и методики расчета экономического эффекта от проведения аутсорсинговых процессов в российской и зарубежной экономике.

Список источников

  1. Кузнецов В.М., Колобова Е.А., Андреев А.Д. Реструктуризация предприятия и аутсорсинг / Под ред. В.Ф.Комарова, Л.А. Сергеевой.- Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2005. – 112 с.
  2. Аникин Б.А. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента: учебно-методическое пособие.- М.: ИНФРА-М, 2009.- 9 с.
  3. Аникин Б.А. Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентно-способных организаций: учебное пособие. Под ред. проф. Аникина Б.А.- М.: ИНФРА-М, 2008. – 187 с.
  4. Аксенов Е.В., Альтшулер И.М. Аутсорсинг: 10 заповедей и 21 инструмент: учебник. – СПб.:Питер,2009. – 464 с.
  5. Аникин Б.А. Аутсорсинг: создание высокоэффективных и конкурентно-способных организаций: учебное пособие. Под ред. проф. Аникина Б.А.- М.: ИНФРА-М, 2008. – 187 с.
  6. Карчик В. Г. Определение перспектив, ценностей и целей в развитии транспортной компании // Экономика железных дорог, 2008. № 9. – С. 36-46.
  7. Kupriyanov D.P. Evaluation of the effectiveness of outsourcing of motor transport services of railway transport enterprises of the Far Eastern Railway // Scientific, technical and economic cooperation of the APR countries in the XXI century. 2016. Vol.2. pp. 221-224.
  8. Brian Heywood. Outsourcing Dilemma The: The Search for Competitiveness First Edition [Электронный ресурс]. – 176 p.
  9. Stasluk O.M. The evalution of outsorcing use on Ukrainian railway transport // Наука и прогресс Транспорту.2009. № 29. С. 288-299.
  10. Michael D. Mills/ How Outsourcing Bridges Emerging Technology Transformation // Outsourcing Journal (online edition).2017. 4 p.

References

  1. Kuznetsov V.M., Kolobova E.A., Andreev A.D. Enterprise restructuring and outsourcing / Edited by V.F.Komarov, L.A. Sergeeva.- Novosibirsk: IEOPP SB RAS, 2005. – 112 p.
  2. Anikin B.A. Outsourcing and outstaffing: high management technologies: an educational and methodical manual. – M.: INFRA-M, 2009.- 9 p .
  3. Anikin B.A. Outsourcing: creation of highly efficient and competitive organizations: a textbook. Edited by Prof. Anikina B.A.- M.: INFRA-M, 2008. – 187 p.
  4. Aksenov E.V., Altshuler I.M. Outsourcing: 10 commandments and 21 tools: textbook. – St. Petersburg: Peter, 2009. – 464 p.
  5. Anikin B.A. Outsourcing: creation of highly efficient and competitive organizations: textbook. Edited by Prof. Anikina B.A.- M.: INFRA-M, 2008. – 187 p.
  6. Karchik V. G. Definition of prospects, values and goals in the development of a transport company // Economics of Railways, 2008. No. 9. – pp. 36-46.
  7. Kupriyanov D.P. Evaluation of the effectiveness of outsourcing of motor transport services of railway transport enterprises of the Far Eastern Railway // Scientific, technical and economic cooperation of the APR countries in the XXI century. 2016. Vol.2. pp. 221-224.
  8. Brian Heywood. Outsourcing Dilemma The: The Search for Competitiveness First Edition [Электронный ресурс]. – 176 p.
  9. Stasluk O.M. The evalution of outsorcing use on Ukrainian railway transport // Наука и прогресс Транспорту.2009. № 29. С. 288-299.
  10. Michael D. Mills/ How Outsourcing Bridges Emerging Technology Transformation // Outsourcing Journal (online edition).2017. 4 p.

Для цитирования: Винокурцева Е.А. Теоретические основы применения аутсорсинга в экономике // Московский экономический журнал. 2022. № 5. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-5-2022-28/

© Винокурцева Е.А., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 5.