Московский экономический журнал 5/2022

image_pdfimage_print

PDF-файл статьи

Научная статья

Original article

УДК 338(091)

doi : 10.55186/2413046X_2022_7_5_281

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПОСЛЕВОЕННОГО ВОССТАНОВЛЕНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЬ (1944 – 1954 ГГ.)

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM OF THE POST-WAR RECONSTRUCTION OF SEVASTOPOL CITY (1944 – 1954)

Баранов Алексей Геннадиевич, к.э.н., доцент, заведующий кафедрой «Экономика предприятия», ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», E-mail: alex_baranoff@rambler.ru

Гармашова Елена Петровна, к.э.н., доцент, доцент кафедры «Экономика предприятия», ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», E-mail: elena.chep@rambler.ru

Дмитриева Виктория Викторовна, к.и.н., доцент, доцент кафедры «История», ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», E-mail: viktoriadmitrieva2010@mail.ru

Митус Александр Александрович, к.э.н., доцент кафедры «Экономика предприятия», ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», E-mail: axel_m@rambler.ru

Тарабардина Маргарита Юрьевна, старший преподаватель кафедры «Экономика предприятия», ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», E-mail: tarabardina@mail.ru

Baranov A.G., PhD in Economics, Associate Professor, Head of the Department «Enterprise Economics», Sevastopol State University, E-mail: alex_baranoff@rambler.ru

Garmashova E.P., PhD in Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department «Enterprise Economics», Sevastopol State University, E-mail: elena.chep@rambler.ru

Dmitrieva V.V., PhD in Economics, Associate Professor, AssociateProfessor of the Department «History», Sevastopol State University, E-mail: viktoriadmitrieva2010@mail.ru

Mitus A.A., PhD in Economics, Associate Professor of the Department of «Enterprise Economics», Sevastopol State University, E-mail: axel_m@rambler.ru

TarabardinaM.Yu., Senior lecturer of the Department «Enterprise Economics», Sevastopol State University, E-mail: tarabardina@mail.ru

Аннотация. В статье систематизированы и охарактеризованы основные элементы организационно-экономического механизма послевоенного восстановления г. Севастополь (1944-1954 гг.). Статья содержит авторское деление послевоенного периода восстановления г. Севастополь на три этапа. На основе исследования и систематизации архивных документов, имеющихся публикаций дано описание нормативно-правового регулирования процессов восстановления, охарактеризованы особенности финансового обеспечения восстановления, определены и описаны направления материально-технического обеспечения восстановления, охарактеризованы формы организации рабочей силы для целей послевоенного восстановления.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и Правительства Севастополя в рамках научного проекта № 20-49-920006 «Город Севастополь в годы Великой Отечественной войны: историко-экономический анализ».

Abstract. The article is devoted to the main elements of the organizational and economic mechanism of the post-war reconstruction of Sevastopol city (1944-1954). The authors give a clear-cut presentation of three stages of the post-war period of restoration of Sevastopol economy. The article contains the description of the legal regulation of the process of restoration, the characteristics of financial support of Sevastopol restoration, the description of material and technical resources and logistics during the restoration period, as well as the forms of labour organization. The conducted study is based on the archival documents and available publications.

The research was funded by RFBR and the government of Sevastopol, project number 20-49-920006 «The city of Sevastopol during the Great Patriotic War: a historical and economic analysis».

Ключевые слова: г. Севастополь, Великая Отечественная война, послевоенное восстановление, экономика города, бюджет города, черкасовское движение

Keywords: Sevastopol, the Great Patriotic War, post-war reconstruction, city economy, city budget, cherkasovsky movement

Введение. В период Великой Отечественной войны ущерб, нанесенный экономике г. Севастополь составил более 90 %: были выведены из строя предприятия города и жилищно-коммунальное хозяйство, уничтожен жилой фонд и инфраструктура. В этих непростых условиях, практически со дня освобождения Севастополя от немецко-фашистской оккупации (9 мая 1944 г.), начался процесс восстановления хозяйственной жизни г. Севастополя. В связи с этим, цель статьи – систематизировать и охарактеризовать основные элементы организационно-экономического механизма послевоенного восстановления г. Севастополь (1944 − 1954 гг.).

Процесс послевоенного восстановления г. Севастополь (1944 – 1954 гг.) авторами предлагается разделять на три этапа в зависимости от характера решаемых задач и интенсивности их выполнения.

Первым этапом (10 мая 1944 г. − 1 ноября 1945 г.) могут считаться первые 1,5 года после освобождения г. Севастополь от немецко-фашистских захватчиков до принятия Советом Народных Комиссаров СССР (СНК СССР) Постановления № 2722 «О мероприятиях по восстановлению разрушенных немецкими захватчиками городов РСФСР: Смоленска, Вязьмы, Ростова-на-Дону, Новороссийска, Пскова, Севастополя, Воронежа, Новгорода, Великих Лук, Калинина, Брянска, Орла, Курска, Краснодара и Мурманска» от 1 ноября 1945 г., по которому город Севастополь был включен в список 15 городов, которым создавались дополнительные благоприятные условия для социально-экономического  роста после разрушительных военных действий.

Второй этап (1 ноября 1945 г. − 25 октября 1948 г.) длился около 3-х лет до принятия Советом Министров СССР Постановления № 403 «О мероприятиях по ускорению восстановления Севастополя» от 25 октября 1948 г. и Указа Президиума Верховного Совета РСФСР № 761/2 «О выделении города Севастополя в самостоятельный административно-хозяйственный центр» от 29 октября 1948 г., согласно которым городом было получено преимущество в государственном финансировании и снабжении материально-техническими ресурсами для ускорения восстановительных работ.

Третий этап (25 октября 1948 г. − 19 февраля 1954 г.) продолжался до подписания Указа Президиума Верховного Совета СССР «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР» от 19 февраля 1954 г., поскольку в этот день руководство города отчиталось перед Коммунистической партией Украины о завершении восстановления Севастополя. Во время этого этапа 20 ноября 1948 г. Советом Министров СССР было образовано специальное Управление по восстановлению г. Севастополь при Совете Министров СССР.

На основании изучения архивных данных и литературы, посвященной послевоенному восстановлению города, авторами предлагается выделять следующие основные элементы организационно-экономического механизма послевоенного восстановления г. Севастополь (1944 – 1954 гг.):

  1. Цель и задачи восстановления
  2. Субъекты восстановления или управляющая подсистема
  3. Объекты восстановления или управляемая подсистема
  4. Методы и инструменты восстановления

4.1 Нормативно-правовое обеспечение восстановления

4.2 Финансовое обеспечение восстановления

4.3 Материально-техническое обеспечение восстановления

4.4 Обеспечение восстановления рабочей силой

 1.1 Цель и задачи восстановления

Цель восстановления г. Севастополь состояла не только в достижении довоенного уровня развития, но и в превращении города в морскую столицу и крупный промышленный центр.

Как уже было сказано выше, на разных этапах восстановления города задачи и интенсивность их выполнения менялись.

Так, на первом этапе (10 мая 1944 г. − 1 ноября 1945 г.) необходимо было:

  • восстановить советскую власть и организовать систему управления городским хозяйством;
  • провести подготовительные работы (разминирование городской территории и бухт, очистку дна бухт от лома и камней, улиц − от завалов, проведение санитарных работ, выявление не сдавшихся советским войскам немецко-фашистских военных);
  • оценить ущерб, нанесенный городскому хозяйству, жилому фонду, объектам военно-морского флота;
  • организовать мероприятия, направленные на удовлетворение первичных потребностей жителей города (обеспечить их водой, электроэнергией, продуктами питания, жильем, организовать торговлю);
  • восстановить сельское хозяйство (увеличить посевные площади и сбор урожая) и рыболовный промысел;
  • привлечь в город рабочую силу, разместить и организовать ее обучение (обеспечить возвращение местных жителей, организовать набор рабочих и строителей из других городов, активизировать черкасовское движение, а также труд военных бригад и военнопленных);
  • организовать материально-техническое обеспечение восстановительных работ, а именно: перераспределение трофейной техники и оборудования, централизованное снабжение и поставки в рамках промкооперации;
  • отремонтировать военные причалы и увеличить численность корабельного состава;
  • восстановить финансовую систему;
  • развивать социально-культурную жизнь города.

На втором этапе восстановления (1 ноября 1945 г. – 25 октября 1948 г.) в связи с получением преимущества в государственном финансировании и снабжении материалами, основными задачами стали:

  • разработать генеральный план города и организовать проектные работы;
  • активизировать поставку необходимых для восстановительных работ машин, оборудования, инструментов, транспорта и материальных ресурсов;
  • значительно увеличить объемы финансирования восстановительных работ с одновременным расширением направлений и форм финансирования;
  • создать на предприятиях г. Севастополь широкую сеть образовательных подразделений (школ фабрично-заводского обучения) для подготовки рабочих определенных специальностей, разработать и внедрить прогрессивные строительные нормы выработки и тарифные ставки;
  • создать на предприятиях г. Севастополь прогрессивную систему материального и нематериального стимулирования труда работников;
  • организовать вербовку рабочей силы на всей территории СССР для работы на стройках г. Севастополь;
  • улучшить продовольственное обеспечение населения;
  • увеличить объем грузоперевозок в г. Севастополь за счет увеличения количества используемых транспортных средств и повышения их провозной способности;
  • сократить время поставок материально-технических ресурсов за счет их заготовки силами самих строительных предприятий г. Севастополь на территории СССР.

На третьем этапе восстановления (25 октября 1948 г. − 19 февраля 1954 г.), после того как г. Севастополь был выделен в самостоятельную административно-хозяйственную единицу, основные задачи стали заключаться в следующем:

  • адаптировать систему управления городским хозяйством к новому правовому статусу − город республиканского подчинения;
  • создать Управление по восстановлению г. Севастополь при Совете Министров СССР, как координирующего центра;
  • разработать новый генеральный план города на основе плана 1946 г., и организовать проектные работы;
  • повысить темпы восстановления военной инфраструктуры г. Севастополь, как «первоклассной военно-морской крепости»;
  • ускорить восстановление действующих промышленных предприятий и создать новые с целью обеспечения экономического роста и превращения г. Севастополь в крупный промышленный центр;
  • интенсифицировать работы по восстановлению транспортной инфраструктуры;
  • увеличить темпы роста жилищного строительства как фактора привлечения в г. Севастополь рабочей силы;
  • поднять уровень образования и квалификации рабочих;
  • повысить объемы производства и расширить ассортимент продукции предприятий местной промышленности, а также объемы и ассортимент продукции, представленной в торговых точках города;
  • обеспечить продовольственную безопасность города посредством создания сельскохозяйственной зоны;
  • осуществлять жесткий контроль за целесообразностью расходования финансовых ресурсов и качеством выполненных восстановительных работ. 
  1. Управляющая подсистема или субъекты восстановления г. Севастополь

2.1 Местные органы власти

Севастополь обладал особым статусом в составе Крымской АССР (Крымской области) РСФСР до 1948 г. В этот период город напрямую подчинялся Совету Народных Комиссаров Крымской АССР, который руководил деятельностью республиканских учреждений, утверждал республиканский бюджет, планы развития народного хозяйства Крыма и контролировал их выполнение.

С 1948 г. в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР № 761/2 «О выделении города Севастополя в самостоятельный административно-хозяйственный центр» от 29 октября 1948 г. г. Севастополь получил статус города республиканского подчинения. С этого момента Министерство финансов РСФСР и Крымский облисполком выделили бюджет города Севастополя из бюджета Крымской области.

Главным местным органом власти в городе оставался Севастопольский городской Совет депутатов трудящихся (Севгорсовет). В соответствии со статьей 79 Конституции РСФСР, утвержденной постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 г., в редакции от 4 марта 1944 г., Советы депутатов трудящихся руководили культурно-политическим и хозяйственным строительством на своей территории, устанавливали местный бюджет, руководили деятельностью подчиненных им органов управления, обеспечивали охрану государственного порядка, содействовали усилению обороноспособности страны, обеспечивали соблюдение законов и охрану прав граждан. Также Советы депутатов трудящихся принимали решения и давали распоряжения в пределах прав, предоставленных им законами СССР, РСФСР и автономной республики (статья 80 Конституции РСФСР). 21 декабря 1947 г. в г. Севастополь состоялись первые послевоенные выборы городского и районных Советов депутатов трудящихся.

Из состава Севгорсовета избирался Севастопольский исполнительный комитет городского Совета (Севгорисполком) депутатов трудящихся. Им осуществлялось руководство культурно-политическим и хозяйственным строительством на территории г. Севастополь на основе решений Севгорсовета и вышестоящих государственных органов. Следует отметить, что Севгорсовет и Севгорисполком играли первостепенную роль в решении задач первого и второго этапов восстановления г. Севастополь.

Председателем Севгорисполкома до 1946 г. оставался Василий Петрович Ефремов, который вернулся в освобожденный г. Севастополь и приступил к работе уже 10 мая 1944 г. Первым документом, подписанным В.П. Ефремовым, было Решение Севгорисполкома от 10 мая 1944 г. «О восстановлении государственной советской власти в городе Севастополе» [1, л.1].

2.2 Центральные органы власти

4 сентября 1945 г. был упразднен Государственный комитет обороны, образованный совместным Постановлением Президиума Верховного Совета СССР, Центрального Комитета ВКП(б) и СНК СССР на время Великой Отечественной войны от 30 июня 1941 г. Свои функции по управлению страной он передал СНК СССР.

Законом СССР «О преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР и Советов Народных Комиссаров союзных и автономных республик – в Советы Министров союзных и автономных республик» от 15 марта 1946 г. СНК СССР был переименован в Совет Министров СССР. Его главой оставался Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) Иосиф Сталин.

Для решения задач третьего этапа ускоренного восстановления г. Севастополь в 1948 г. были созданы два управления:

  1. Управление по восстановлению города Севастополя при Совете Министров СССР под руководством И.В. Комзина.
  2. Управление по восстановлению Севастополя при Совете Министров РСФСР под руководством Н.К. Проскурякова [2, л.1-2]. 
  1. Управляемая подсистема или объекты восстановления г. Севастополь

3.1 Предприятия – ключевые участники восстановления

С первого дня освобождения города от немецко-фашистских захватчиков основной задачей стало восстановление городского хозяйства и основных предприятий, обеспечивающих жизнедеятельность города.

В первую очередь следует указать предприятия и учреждения города, которые принимали непосредственное участие в восстановительных работах. Так, 26 апреля 1944 г. Наркомстроем СССР была создана Особая строительно-монтажная часть (ОСМЧ) «Севастопольстрой», которую возглавил заместителя народного комиссара по строительству Н.В. Бехтин, а главным инженером был назначен Ф.В. Винокуров [3, л.7, 9, 9, 19]. ОСМЧ «Севастопольстрой» включал 9 особых строительно-монтажных управлений (ОСМУ) первой категории и 12 производственных предприятий.

Также после освобождения особое место в строительной отрасли города занимал трест «Севастопольгражданстрой», который подчинялся Министерству жилищно-гражданского строительства РСФСР. Трест специализировался на строительстве жилых домов, объектов культуры, просвещения, здравоохранения, торговли, бытового обслуживания населения и др. В первый год основные работы треста сводились к строительству временных сооружений: приспособлению подвалов под жилье, оборудованию мастерских и бараков [4, л.73].

В мае 1946 г. Министерством жилищно-гражданского строительства РСФСР была организована контора треста «Коммунстрой» по строительству сетей водопровода и канализации г. Севастополь [5, л.5].

Кроме того, среди строительных организаций, участвовавших в восстановлении города, следует назвать: трест «Крымстрой» (занимался строительством здания Севастопольского художественного музея на пр. Нахимова) и коммунальные тресты «Дормост», «Ремстройконтора», «Севастопольская геодезическая контора», «Проектно-сметное бюро», Архитектурная мастерская г. Севастополя и др.

В обеспечении восстановительных работ непосредственное участие принимали предприятия-производители строительных материалов: Инкерманский завод строительных материалов производственного объединения «Крымстройматериалы»; Балаклавский завод строительных материалов производственного объединения «Крымстройматериалы»; Кадыковский комбинат строительных материалов управления производственных предприятий Севастопольского управления по промышленному строительству «Севастопольпромстрой» и др.

3.2 Предприятия, обеспечивающие хозяйственную жизнь города

Среди предприятий, которые обеспечивали хозяйственную жизнь города, но напрямую не принимали участие в восстановлении, следует назвать следующие:

  • коммунальное хозяйство: Севастопольское предприятие электрических сетей районного энергетического управления Крымэнерго, Севастопольская государственная районная электрическая станция (ГРЭС) районного энергетического управления Крымэнерго, Севастопольский коммунальный трест «Водоканал» и др.;
  • пищевая промышленность: Севастопольский мельничный комбинат Крымского областного управления Министерства хлебопродуктов; Севастопольский хлебный комбинат им. С.Н. Кирова Крымского треста «Росглавхлеб»; Севастопольский городской молочный завод Крымского управления молочной промышленности, Севастопольский городской пищевой комбинат, Севастопольский завод безалкогольных напитков Крымского государственного треста бродильной и безалкогольной промышленности, Севастопольский холодильник Главного управления холодильной промышленности «Главхладопром», Севастопольский мясопромышленный трест и др.;
  • легкая промышленность: Севастопольская четвертая швейная фабрика, производственно-мебельная артель «Красный мебельщик», Севастопольская мебельная фабрика, Промышленный комбинат «Горпромкомбинат», Завод керамических изделий Севастопольского городского управления промышленности и др.;
  • предприятия транспорта: Севастопольская автомобильно-транспортная контора № 102 Крымского областного автомобильно-транспортного треста, Трест «Горпароходство» Севастопольского городского отдела коммунального хозяйства, Троллейбусное управление, Севастопольское объединенное транспортное хозяйство Крымского автомобильного промышленного треста и др.;
  • судостроительные и судоремонтные предприятия: Завод № 497, Центральное конструкторское бюро «Черноморец» и др.;
  • предприятия отрасли приборостроения и радиотехники: Севастопольская контора связи управления Наркомата связи Крымской АССР, Севастопольский электроремонтный завод Главного управления промышленных предприятий и др.;
  • предприятия сельского хозяйства и рыбной промышленности: совхоз-завод им. П. Осипенко, совхоз им. С. Перовской, совхоз «Профинтерн», Севастопольский совхоз № 10, Рыболовецкий колхоз «Путь Ильича», Рыболовецкий колхоз «Рыбацкая коммуна» и др.;
  • учреждения сфер здравоохранения, просвещения, культуры и спорта: Городская больница № 1 им. Н.И. Пирогова, Севастопольский судостроительный техникум Народного комиссариата судостроительной промышленности СССР и др.;
  • организации торговли – Горторг, Военторг, Курортторг.

Следует отметить, что в первые годы после освобождения г. Севастополь восстановление предприятий и инфраструктуры города часто осуществлялось не только силами строительных предприятий, но и трудовыми ресурсами самих восстанавливаемых предприятий. При этом, сами строительные предприятия зачастую реализовывали непрофильные функции по производству товаров широкого потребления. Так, Завод № 497 в 1945 г. произвел продукции ширпотреба на 30 тыс.руб. (план 60 тыс.руб.) из металло- и дерево-отходов: печи металлические, черепица металлическая, полутораспальные кровати. В этом же году ОСМЧ «Севастопольстрой» в своей структуре имел 2 цеха по производству продукции ширпотреба: один из них вырабатывал изделия из металлоотходов, второй из деревоотходов [6, л.120-129].

  1. Методы и инструменты восстановления

4.1 Нормативно-правовое обеспечение восстановления

Основополагающим документом, регламентирующим восстановление народного хозяйства СССР, являлось Постановление СНК СССР и Центрального Комитета ВКП(б) «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецких оккупантов», принятое еще до освобождения города − 21 августа 1943 г.

Среди основных нормативно-правовых документов периода послевоенного восстановления города (после 9 мая 1944 г.) следует назвать:

1.Указы Президиума Верховного Совета СССР, Постановления СНК СССР и Совета Министров СССР:

  • Постановление СНК СССР от 10 ноября 1944 г. № 1571 «О мероприятиях по расширению сети детских учреждений и улучшению медицинского и бытового обслуживания женщин и детей»;
  • Постановление СНК СССР от 30 декабря 1944 г. № 1749 «О порядке передачи государственным предприятиям, учреждениям и организациям для восстановления домов местных советов, разрушенных в результате военных действий»;
  • Постановление СНК СССР от 2 февраля 1945 г. № 205 «О наделении приусадебными участками колхозников-переселенцев Крымской АССР»;
  • Постановление СНК СССР от 3 июня 1945 г. № 1273 «О мероприятиях по благоустройству и улучшению работы колхозных рынков»;
  • Постановление Совнаркома СССР от 21 сентября 1945 г. № 2436 «О мероприятиях по оказанию помощи демобилизованным, семьям погибших воинов, инвалидам Отечественной войны и семьям военнослужащих»;
  • Постановление СНК СССР от 1 ноября 1945 г. № 2722 «О мероприятиях по восстановлению разрушенных немецкими захватчиками городов РСФСР: Смоленска, Вязьмы, Ростова-на-Дону, Новороссийска, Пскова, Севастополя, Воронежа, Новгорода, Великих Лук, Калинина, Брянска, Орла, Курска, Краснодара и Мурманска»;
  • Постановление Совета Министров СССР от 13 августа 1946 г. № 1778 «О мерах помощи в хозяйственном устройстве и закреплении колхозников переселенцев в Крымской области»;
  • Постановление Совета Министров СССР от 9 ноября 1946 г. № 2445 «О развертывании кооперативной торговли в городах и поселках продовольственными и промышленными товарами и об увеличении производства продовольствия и товаров широкого потребления кооперативными предприятиями»;
  • Постановление Совета Министров СССР от 25 октября 1948 г. № 403 «О мероприятиях по ускорению восстановления Севастополя»;
  • Постановление Совета Министров СССР от 5 ноября 1948 г. № 4100 «О структуре, штатах и положении об управлении по восстановлению Севастополя при Совете Министров СССР»;
  • Постановление Совета Министров СССР от 26 июля 1951 г. № 2671 «О создании сельскохозяйственной зоны для снабжения овощами и картофелем населения г. Севастополя»;
  • Постановление Совета Министров СССР от 6 мая 1958 г. № 476 «О прекращении выплаты надбавок к заработной плате рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим, выполнявшим работы по восстановлению городов Севастополя и Сталинграда».
  1. Постановления Совета Министров и других органов РСФСР:
  • Приказ Управления промкооперации при СНК РСФСР от 2 декабря 1944 г. № 1651 «О мероприятиях по восстановлению промкооперации г. Севастополя»;
  • Постановление Совета Министров РСФСР от 30 апреля 1946 г. № 293 «О генеральном плане г. Севастополя»;
  • Постановление Совета Министров РСФСР от 11 мая 1946 г. № 313 «О мерах помощи по восстановлению г. Севастополя».
  1. Нормативные документы Крыма и Севастополя:
  • Решение исполкома Севастопольского городского совета депутатов трудящихся от 10 мая 1944 г. «О восстановлении Советской власти в городе» [1, л.1];
  • Постановление Совета народных депутатов Крымской АССР от 13 января 1945 г. № 87 и от 6 мая 1944 г. № 142 об организации социалистического соревнования [7, л.40];
  • Решение исполнительного комитета Крымского областного совета депутатов трудящихся от 20 мая 1946 г. № 19/7-783 «О мерах по восстановлению г. Севастополя».

4.2 Финансовое обеспечение восстановления

Инструменты финансового обеспечения восстановления города можно разделить на два крупных блока: кредитные инструменты и инструменты прямого (субсидийно – дотационного) финансирования.

Спрос предприятий и населения на кредитные средства (ссуды) в условиях восстановления г. Севастополя связан с появлением у заемщиков срочных задач, без решения которых сложно продолжать свою жизнедеятельность. В соответствии с основными типами заемщиков Севгорисполком устанавливал объемы и структуру кредитных средств и принимал решение о выдаче ссуды конкретным кредитополучателям. Таким образом, основными кредитными инструментами являются:

  • кредитование предприятий. Для восстановления местной промышленности Севгорисполком мог выдавать долгосрочные кредиты предприятиям на осуществление капитальных затрат. Например, в марте 1946 г. такой кредит получил Горпромкомбинат для расширения действующих и организацию новых производств: восстановление трикотажной фабрики − 30,9 тыс. руб., организация красильного цеха − 5,5 тыс.руб., расширение швейного цеха (приобретение швейных машин и их восстановление) − 13,6 тыс.руб. [8, л.18];
  • кредитование населения с целью строительства индивидуальных домов, восстановления квартир и индивидуальных домов. СНК Крымской АССР от 14 августа 1944 г. для г. Севастополь утвердил объем кредитных средств на индивидуальное жилстроительство и восстановление индивидуальных домов трудящихся в сумме 500 тыс.руб. Решением Севгорисполкома (протокол от 25 августа 1944 г.) эти средства были распределены по районам: Центральный райисполком – 200 тыс. руб., Корабельный – 200 тыс. руб., Северный − 100 тыс. руб. [9, л.21]. Однако в протоколах Севгорисполкома отмечается, что в первые годы после освобождения, существовали сложности в получении ссуд гражданами, в том числе и демобилизованными [6,л.32].

Прямое финансирование осуществлялось по следующим направлениям:

  • финансирование строительства предприятий города и объектов Черноморского флота. Так, в 1948 г. для завершения строительных работ было выделено 1 млрд. 523 млн. рублей. При этом, большая часть суммы отводилась на восстановление военно-морской базы (строительство казарм, жилых домов и культурно-бытовых учреждений). На восстановление города (объектов здравоохранения и коммунального хозяйства, жилого фонда, культурных учреждений) было предусмотрено 414 млн. руб.;
  • финансирование строительства объектов жилищно-коммунального хозяйства. Например, в рамках жилищно-коммунального строительства на 1946 г. планировалось построить 37 новых зданий, при этом было выделено 3 млн. на достройку и 18 млн. на продолжение строительства. Проекты строительных объектов разрабатывали: Архитектурная мастерская Крымгражданстройтреста и Архитектурная мастерская г. Севастополя. Основными подрядчиками жилищного строительства выступали: Ремстройконтора Жилуправления и частные граждане, которые восстанавливали свои дома и квартиры. Также следует отметить, по словам В.М. Артюхова (архитектор Севгорисполкома), что за 1945 г. ни один объект не был введен в эксплуатацию (не принят государственной комиссией), т.к. не было проведено мероприятий по благоустройству территории. В общей программе финансирования на восстановление жилого фонда приходилось около 30 %. Однако выделенные средства не всегда использовались эффективно, что подтверждают протоколы Севгорисполкома. В 1945 г. из 2 млн. 750 тыс. руб. освоено только 758 тыс. руб. (27 %) по причине того, что ОСМЧ «Севастопольстрой» не освоил выделенных средств [6, л.32].

Ежегодно количество объектов финансирования жилищно-коммунального хозяйства возрастало. Например, в соответствии с постановлениями Совета Министров РСФСР от 23 декабря 1949 г., письмами Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 7 января 1950 г. № 17-023 и № 17-024 и Центральным банком коммунального хозяйства и жилищного строительства (Цекомбанком) был утвержден плановый объем финансирования жилищно-коммунального строительства на 1950 г. в размере 68 270 тыс. руб., в том числе на строительно-монтажные работы 59 180 тыс. руб. В частности, на коммунальное строительство в 1950 г. было запланировано израсходовать 39 610 тыс. руб., на жилищное строительство – 23 000 тыс. руб., на гостиничное строительство – 4 500 тыс. руб. и на административное строительство – 1 160 тыс. руб. [10, л.11-12].

  • финансирование капитального ремонта предприятий. Например, в 1946 г. план капитального ремонта по коммунальным предприятиям г. Севастополь составлял 251,6 тыс. руб. В частности, было выделено на трест «Горпароходство» − 56,5 тыс. руб., трест «Очистка» − 5,8 тыс. руб., трест «Зеленхоз» − 2,6 тыс. руб., трест «Дормост» – 5 тыс. руб., водопровод – 125 тыс. руб., канализацию − 23,4 тыс. руб., бани − 25,2 тыс. руб., гостиницы − 8,0 тыс. руб., парикмахерские − 0,3 тыс. руб. [8, л.22].

Общая динамика показателей основного финансового документа – бюджета г. Севастополь в период послевоенного восстановления представлена в таблице 1.

Бюджет города за 8 месяцев 1944 г. был исполнен в сумме 5885,4 тыс. руб., в том числе на социально-культурные расходы было израсходовано 3277,8 тыс. руб., на хозяйственно-оперативные расходы 809,6 тыс. руб. Характерная особенность бюджета 1944 г. заключается в том, что по статье «капитальные затраты» средств израсходовано не было. Все доходы хозяйственных организаций коммунального подчинения было разрешено израсходовать на восстановительные работы. Предприятия не уплачивали подоходный налог и имели большие льготы по уплате прочих налогов. В бюджете 1944 г. были предусмотрены дотации на покрытие расходов в сумме 1365,6 тыс. руб. Следует отметить, что расчистка и приспособление помещений для школ, детских садов, больниц и поликлиник, а также восстановление водопровода и других хозяйственных предприятий по большей части было произведено в рамках черкасовского движения.

По сравнению с 1944 г. бюджет 1945 г. был значительно увеличен. В 1945 г. была предусмотрена дотация местной промышленности в сумме 2834,4 тыс. руб., нормально стали работать предприятия коммунального хозяйства, увеличились объемы колхозной торговли на местных рынках и в результате доходы от местного хозяйства возросли в 1945 г. до 4399,7 тыс.руб. против 1265,5 тыс. руб. в 1944 г. Возросли местные налоги с 355 тыс. руб. до 1195,7 тыс. руб., а с ростом населения и развитием товарооборота в 1945 г. резко увеличились доходы по налогу с оборота, по поступлениям от займов и по подоходному налогу с населения. Эти доходы увеличились с 585,5 до 13 806,8 тыс. руб., то есть более чем в 23,5 раза, несмотря на то, что доходы по бюджету в целом в 1945 г. возросли в 7 раз. Все же потребность в расходах превышала доходные поступления. Невыполнение бюджета 1945 г. по расходам объяснялось исключительно неосвоением капитальных вложений и внелимитных затрат. Из предусмотренных по смете 1945 г. на эти цели 13721 тыс. руб. было освоено только 8767,9 тыс. руб., то есть меньше на 1958,1 тыс. руб. Также и в 1946 г. отмечалось слабое выполнение бюджета по капитальным вложениям – 6826,6 тыс. руб. против назначенных 15104 тыс. руб. вследствие неудовлетворительной работы строительных организаций [13, л.38].

Постановлением Совета Министров СССР № 403 «О мероприятиях по ускорению восстановления Севастополя» от 25 октября 1948 г. было предусмотрено увеличение объемов капитальных вложений, что увеличило бюджет города еще в 4 раза или на 99567 тыс. руб. с 1948 по 1950 г. В последующие годы размер бюджета сильно не менялся и составлял около 100-115 млн. руб.

Ориентация на интенсивное восстановление города прослеживалась и в структуре бюджета г. Севастополь. Местный бюджет включал бюджет города, который в свою очередь имел внутригородское деление на районы, самостоятельные бюджеты районов и поселковый бюджет поселка Качи [14, л.16]. Структура доходной и расходной частей бюджета г. Севастополь за 1947 г. представлена в таблице 2.

Анализ структуры бюджета послевоенного периода позволяет сделать выводы, что доходной базой бюджета являлись накопления социалистического хозяйства и средства, мобилизуемые среди населения. Накопления социалистического хозяйства поступали в бюджет, в виде отчислений с прибыли государственных предприятий, доходов от эксплуатации имущества, а также налога с оборота, подоходного налога с предприятий, налога с нетоварных операций и др. Средства населения поступали в бюджет в виде добровольных платежей по государственным займам и в виде налогов: подоходного налога с населения, налога за бездетность и местных налогов и сборов. Местные налоги и сборы включали: налог со строений, земельную ренту, налог с киноустановок, налог со зрелищ, сборы с владельцев транспортных средств, сбор с владельцев скота, разовый сбор на колхозных рынках. В бюджете г. Севастополь в 1947 г. преобладали отчисления от государственных налогов и неналоговых доходов и составляли 19860,4 тыс. руб. или 56,69 %.

Средства бюджета направлялись на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий и реализацию функции управления. Расходы на финансирование народного хозяйства включали финансирование всех отраслей социалистической промышленности. Финансирование социально-культурных мероприятий охватывало расходы на народное просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение и физическую культуру. Расходы по управлению обеспечивали содержание местных органов власти. В частности, к финансированию народного хозяйства города Севастополя относились расходы по финансированию местной промышленности, топливной и пищевой. Расходы на сельское хозяйство включали расходы на городскую больниц, мясоконтрольную станцию и ветеринарный пункт; по жилищно-коммунальному хозяйству: финансирование коммунальных предприятий и жилищного фонда города; просвещении: содержание детских садов, школ всеобуча, вечерних школ рабочей молодежи, библиотек, музеев, домов пионеров; в здравоохранении: финансирование больниц, поликлиник, амбулаторий, тубдиспансеров, санитарно-эпидемиологических учреждений, детских яслей, роддомов и др. В расходной части бюджета г. Севастополь в 1947 г. наибольшую долю составляли расходы на коммунальное и жилищное хозяйство – 11836 тыс. руб. или 34,29 %. Кроме того, на просвещение и здравоохранение городом было направлено 17 896,7 тыс. руб. или 51,85 %.

4.3 Материально-техническое обеспечение восстановления

Немаловажным аспектом восстановления г. Севастополь являлось материально- техническое обеспечение, которое шло по трем направлениям:

  1. Использование трофейного оборудования и техники. В связи с острым дефицитом материально-технических ресурсов и необходимостью их быстрого пополнения, местные органы власти достаточно часто задействовали фашистское трофейное оборудование и технику на первом этапе восстановления городского хозяйства. Так, например, в распоряжении Севгорсовета от 22 мая 1944 г. указано «…5 грузовых машин из трофейного управления распределить следующим образом: одна машина трехтонка − Ремстройконторе; одна машина самосвал полутораторатонная − Водоканалу; одна машина 2,2 тонн − Стройтресту; одна машина крытая − Электроснабжению; одна машина трехосная – Горторгу» [15, л.58]. В распоряжении от 13 июля 1944 г. «О распределении грузовых машин, полученных из трофейного фонда отдельной Приморской армии» сообщается о распределении пяти автомашин по предприятиям и учреждениям города: отдел коммунального хозяйства, Горпищекомбинат, Горздравотдел, Гортоп [15, л.60].
  2. Поставки в рамках развития местной промышленности и промысловой кооперации (промкооперации). Данные поставки были организованы Министерством местной промышленности РСФСР и Управлением промкооперации при СНК РСФСР и нацелены на повышение технического уровня предприятий местной промышленности (Промкомбинат и Пищепромкомбинат) и промысловых артелей города для обеспечения населения товарами широкого потребления. Так, например, в мае 1945 г. В.П. Ефремов обратился к заместителю начальника управления промкооперации при СНК РСФСР: «В соответствии с Вашим Приказом № 1651 от 2 декабря 1944 г. «О мероприятиях по восстановлению промкооперации г. Севастополя», где было предложено Уполномоченному по Московской области передать Севастопольскому Горпромсоюзу две сапожные машины и заготовочную машину «Допель», направляем для приемки и отгрузки указанных машин председателя артели «Парижская коммуна»…» [7, л.62]. Однако существовали объективные сложности в организации поставок. Подтверждением этому могут служить многократные обращения В.П. Ефремова к начальнику Управления промкооперации при СНК СССР П. Кравчуку от 7 мая 1945 г: «Прошел год со дня освобождения города-героя Севастополя от немецкой оккупации. За это время промысловая кооперация г. Севастополь совершенно не получила необходимые строительные материалы и оборудование для восстановительных работ. Вместо 14 артелей, работающих до войны, мы имеем только 4 артели и совершенно недостаточную сеть мастерских…» [7, л.63].
  3. Централизованные поставки. Совет Министров РСФСР своими постановлениями распределял на Севгорсовет различные материалы, товары, изделия, (строительные материалы, скобяные изделия, фарфорофаянсовую, металлическую посуду). Например, постановление Совета Министров РСФСР № 487 от 27 июля 1946 г. «О плане распределения строительных материалов на 3-й квартал 1946 года» гласит, что распределено на Министерство жилищно-гражданского строительства РСФСР 6 тонн белил для дальнейшего распределения в г. Севастополь [5, л. 105-106], а в постановлении № 511 от 3 августа 1946 г. «О плане распределения оборудования, инструментов и приборов на 3-й квартал 1946 года» − Распределено Министерством коммунального хозяйства РСФСР для севастопольского водопровода − 2 мотора свыше 100 кВт [5, л. 110-111]. Помимо Совета Министров РСФСР поставки осуществлялись и через СНК СССР [7, л. 86].

В то же время следует отметить, что медленное восстановление города во многом было вызвано недополучением материально-технических средств и сложностью их доставки в первые годы после освобождения. Подтверждение этому служат многократные обращения В.П. Ефремова в различные инстанции: Наркомчермет СССР − июнь 1945 г. [7, л. 77], Наркомгражданстрой РСФСР − июнь 1945 г. [7, л. 76], Наркомстройматериалов СССР – июнь 1945 г. [7, л. 76] и др. Показательным также является ответ Севгорсовета на указание СНК РСФСР о неудовлетворительных темпах работ по восстановлению медицинских учреждений в городе (обращение от 30 июня 1945 г. № 280-1). В нем В.П. Ефремов сообщает, что «… крайне неудовлетворительное выполнение работ по восстановлению лечебных учреждений идет медленно ввиду отсутствия строительных материалов, которые не выделены до настоящего времени, несмотря на ряд решений СНК СССР и Совета Министров РСФСР» [7, л. 97-98]. А примером логистических проблем может служить отсутствие транспорта, что приводило к срыву поставок, о чем может свидетельствовать обращение Заместителя председателя Исполкома Крымского облсовета от     4 августа 1945 г. № 27 [7, л. 106].

4.4 Обеспечение восстановления рабочей силой

Восстановление г. Севастополь, как и всей страны, осуществлялась в условиях дефицита трудовых ресурсов, так как война принесла многочисленные людские жертвы. В первые дни освобождения города в нем насчитывалось около 3 тыс. чел. Однако уже 11 мая 1944 г. численность населения выросла более чем в 3 раза и составила 11 тыс. чел. Люди возвращались в город сначала из различных районов Крыма, затем начали съезжаться со всех районов страны.

Формы организации рабочей силы для целей послевоенного восстановления города включали:

  1. Черкасовское движение. С первых дней освобождения г. Севастополь начали создаваться отряды женщин-восстановителей, что было поддержано горисполком города, который в мае 1944 г. принял решение развернуть черкасовское движение, первоочередными задачами которого было расчищать предварительно разминированные завалы, восстанавливать жизненно важные объекты: поликлиники, городскую больницу № 1, детские ясли, школы, жилые постройки. Среди организаторов и активных деятелей черкасовских бригад следует выделить: А.Т. Тяпкину, А.В. Попову, М.Т. Тимченко, П.И. Велиховскую, И. Червякову. К 1 октября 1944 г. в городе работало свыше 280 таких бригад, насчитывающих в своих рядах 3347 чел. К 1945 г. в городе действовало 492 бригады, в которых насчитывалось свыше 5 тыс. чел. [16, с.25-45.].

В своем докладе «О работе черкасовских бригад по восстановлению г. Севастополя» председатель Севгорисполкома В.П. Ефремов в 1945 г. отмечал, что «та значительная работа, которая была проделана за год со дня освобождения города в основном осуществлялась черкасовскими бригадами… От проведения общих работ первых дней после освобождения по расчистке города черкасовцы выдвигали новые конкретные задачи по восстановлению хозяйства, беря на себя задачу восстановления определенных объектов» [17, л.1-4]. В том же докладе приводится пример бригады А.В. Поповой, которая взялась за восстановление 3-ей поликлиники: «от расчистки черкасовцы перешли к восстановлению». Несмотря на отсутствие квалификации, черкасовцы работали штукатурами, каменщиками, плотниками и малярами. Упорный труд позволил постепенно овладеть квалификацией, и поликлиника была отремонтирована. Также внимания заслуживает работа черкасовских бригад по ремонту Херсонесского моста и улицы Восставших, который также приводится в докладе В.П. Ефремова. Он отмечал, что данная важнейшая магистраль сильно пострадала от бомбежек и артобстрелов и требовала замены перил и перекрытия брусчатки. Центральный район принял решение привлечь к работе черкасовские бригады, которые с ней успешно справились. Основную проблему В.П. Ефремов видел в отсутствии централизованного плана работ черкасовских бригад. Вследствие плохо поставленного учета было тяжело осуществлять оплату труда. Поэтому его основная рекомендация состояла в планировании и улучшении организации труда [17, л.1-4]. Однако, несмотря на проблемы в организации работы черкасовских бригад, на конец 1946 г. (за 2,5 года их существования) было отработано на восстановлении и благоустройстве 1900 тыс. часов и выполнено работ на 20 млн. руб. [16, с.44].

  1. Организация труда наемных работников строительных предприятий (трест «Севастопольгражданстрой», ОСМЧ «Севастопольстрой», коммунальные тресты «Дормост», «Ремстройконтора», «Севастопольская геодезическая контора», «Проектно-сметное бюро» и т.д.). Несмотря на достаточно высокий уровень организации труда, работа предприятий также была сопряжена с трудностями: в первые годы после освобождения г. Севастополь наблюдалась нехватка высококвалифицированных специалистов в сфере строительства, а также дефицит строительных материалов, инструментов, техники. В связи с этим, планы работ в первые годы после освобождения г. Севастополь зачастую не выполнялись. Поэтому активно осуществлялась подготовка кадров и на строительных предприятиях города. Так, план подготовки рабочих кадров по тресту «Севастопольгражданстрой» Министерства жилищно-гражданского строительства РСФСР на 1946 г. составлял 700 чел. и включал целый ряд профессий: каменщики – 55 чел., плотники – 45 чел., штукатуры – 50 чел, маляры – 45 чел. и пр. [5, л.94].

На ОСМЧ «Севастопольстрой» также были приняты срочные меры по активизации работ. Для этого осуществлялось активное привлечение трудовых ресурсов в город и их обучение. В частности, по организованному набору на ОСМЧ «Севастопольстрой» в 1946 г. было привлечено 5 тыс. рабочих из Молдавии, которых было необходимо обучить рабочим специальностям: требовались каменщики, плотники, штукатуры и пр. [16, с.50]. Численность строителей непрерывно возрастала и в 1950-1952 гг. в ОСМЧ «Севастопольстрой» работало свыше 9 тыс. чел. При этом, в 1950 г. был достигнут максимум объемов строительных работ. В дальнейшем показатели начали снижаться в связи с падением темпов строительства к концу периода восстановления. Так, в 1953-1954 гг. в ОСМЧ «Севастопольстрой» работало около 6 тыс. строителей [18, с.559].

  1. Добровольческий труд работников нестроительных предприятий и организаций. Трудовые добровольческие строительные бригады играли значительную роль, поскольку рабочие почти ежедневно выделяли 3-4 часа своего свободного времени на работу по восстановлению города, в том числе и в выходные дни. Так, коллектив завода № 497 (Морского завода им. С. Орджоникидзе) вместе со строителями работал на восстановлении своего предприятия после рабочего дня. Сначала добровольческие бригады выполняли только подсобные работы. Однако уже в 1945 г. в г. Севастополь были созданы специальные школы, которые давали дополнительную строительную квалификацию.
  2. Труд военно-строительных бригад. Значительный объем строительных работ в 1944-1945 гг. был выполнен военно-строительными бригадами. Главным инженером строительного управления Черноморского флот был А.В. Геловани. Уже 12 мая 1944 г. в город прибыли проектировщики из инженерного отдела флота для разработки тактико-технического задания и проектирования первой очереди восстановительных работ. Возглавил эту группу инженер-подполковник А.С. Кабанов. Военными строителями в 1944-1948 гг. было восстановлено здание штаба флота, водная станция и прилегающая к ней часть Приморского бульвара, комплексы для отдыха на Матросском и Историческом бульварах, Графская пристань, жилые дома (общей площадью 50 тыс.кв.м). В 1949-1954 гг. военными строителями продолжилось восстановление жилых построек, введена в эксплуатацию первая очередь АТС, Херсонесский маяк и кинопрокатная база, восстановлен главный военно-морской госпиталь, построена поликлиника и стадион флота.
  3. Труд военнопленных и заключенных. В первые годы после освобождения города военнопленные активно вовлекались к работам по восстановлению города. В частности, в ОСМЧ «Севастопольстрой» в послевоенные годы доля военнопленных превышала долю вольнонаемных. Однако, в 1950 г. труд военнопленных уже не использовался, поскольку резко увеличилось количество рабочих, прибывающих в город со всей страны.

Общее количество работников ОСМЧ «Севастопольстрой» на период 1946 – 1950 гг. представлено в таблице 3.

Сокращение численности пленных в Севастополе, начиная с 1948 г. было обусловлено принятым постановлением «О мероприятиях по ускорению восстановлению Севастополя» и последовавшим существенным приростом рабочей силы, в результате чего необходимость в использовании труда пленных отпала. Также шел общегосударственный процесс возврата немецкого и румынского населения на родину [19, л.76].

К производству необходимой продукции для города также привлекались заключенные. В 1946 г. заключенные Исправительно-трудовой колонии № 7 производили и реализовывали через Горторг следующую продукцию ширпотреба: ведра, тазы, лопаты, печные трубы, бельевые прищепки [6, л.17].

  1. Проведение социалистических соревнований между г. Севастополь и другими городами, между районами города, предприятиями, бригадами предприятия и т.д. Проведение социалистических соревнований было призвано заменить капиталистическую конкуренцию и способствовать распространению прогрессивных методов и приемов труда. Восстановление народного хозяйства после немецко-фашистской оккупации являлось отдельным объектом социалистического соревнования.

После выхода постановления СНК СССР от 1 ноября 1945 г. № 2722 «О мероприятиях по восстановлению разрушенных немецкими захватчиками городов РСФСР: Смоленска, Вязьмы, Ростова-на-Дону, Новороссийска, Пскова, Севастополя, Воронежа, Новгорода, Великих Лук, Калинина, Брянска, Орла, Курска, Краснодара и Мурманска» ежемесячно ряд строительных организаций из указанных выше городов выбирались победителями в социалистическом соревновании. Два победителя (первая и вторая премия) определялись на основании выполнения месячного и квартального плана, обеспечения роста выработки одного рабочего и роста производительности труда и награждались денежной премией. Например, в июне 1946 г. Постановлением Совета Министров РСФСР и Всесоюзным Центральным Советом Профессиональных союзов победителем был признан Трест «Мурманскстрой», который получил первую премию в размере 50 тыс. руб. и выполнил установленный план на июнь 1946 г. в сумме 903 тыс. руб. или 122 %, план 2 квартала 1946 г. в сумме 2309 тыс. руб. или на 110 %, выработка одного рабочего составляет 104 %, производительность труда – 110 %. Вторым победителем был признан Трест «Ростовгосстрой», который получил вторую премию размере 20 тыс. руб. и выполнил установленный план на июнь 1946 г. в сумме 950 тыс. руб. или 105,6 %, план 2 квартала 1946 г. в сумме 3061,0 тыс. руб. или на 123,4 %, выработка основного рабочего составляет 101,6 %, производительность труда − 115,8 % [5, л.100-101]. В июле 1946 г. первая премия уже составляла 100 тыс. руб., а победителем стал трест «Воронежгострой», вторая премия 50 тыс. руб. − трест «Мурманскстрой» [5, л.133-134].

Ежеквартально социалистическое соревнование проводилось между промышленными предприятиями Крымской области по экономии электроэнергии. Так, Решением Исполнительного комитета Крымского областного Совета депутатов трудящихся № 1266 от 1 августа 1946 г. «О рассмотрении итогов соцсоревнования промышленных предприятий Крымской области» второе место было присуждено Водоканалу г. Севастополя, выполнившему производственную программу на 115,3 %, давшему экономию электроэнергии 8900 кВтч или 9 % к общему потреблению при коэффициенте мощности 0,83 при отсутствии аварий и нарушений лимитов. Премия Водоканалу составила 10 тыс. руб. [5, л.109].

Заключение

Таким образом, за 10 лет с момента освобождения города от немецко-фашистских захватчиков были достигнуты значительные результаты в вопросах восстановления всех сфер экономики г. Севастополь. Основными факторами, которые этому способствовали были:

  • нормативно-правовое регулирование процессов восстановления. В частности, 1 ноября 1945 года г. Севастополь был включен в перечень городов, подлежащих скорейшему возрождению. Более того, 25 октября 1948 г. отдельным постановление Совета Министров СССР были утверждены мероприятия по ускорению восстановления Севастополя;
  • прямое финансирование и фондирование ресурсами. Как показал анализ бюджет города возрос почти в 16 раз за рассматриваемый период послевоенного восстановления. Кроме того, несмотря на сложности с поставками строительных материалов и техники в первые годы после освобождения г. Севастополь, позже можно наблюдать стабилизацию снабжения города всеми видами ресурсов, что позволило активизировать работу на строительных площадках города к 1949 г.;
  • работа по привлечению рабочей силы к восстановительным работам. Острая необходимость в первые годы после освобождения и активная последующая агитация позволили привлечь в город значительное количество населения. И если в день освобождения в городе было не более 3 тыс. чел, то к 1954 г. более 120 тыс. жителей. Кроме того, и если в первые послевоенные годы большая часть восстановительных работ была проделана благодаря общественному и добровольному труду, то позже появилась возможность привлекать к строительным работам квалифицированных специалистов, в том числе благодаря формированию в городе системы фабрично-заводского обучения.

Что касается результатов восстановления, то здесь следует отметить, что за 10 лет с момента освобождения города от немецко-фашистских захватчиков, была восстановлена работа предприятий города, удалось отстроить большую часть жилого фонда, восстановить объекты жилищно-коммунального хозяйства, объекты социально-культурного назначения. При этом, несмотря на то что 19 февраля 1954 г. руководство города отчиталось о завершении восстановления г. Севастополь, работа продолжалась. В связи с тем, что анализ результатов восстановления г. Севастополь по различным секторам и отраслям экономики требует проведения дополнительных исследований и изучения архивных материалов, эта тема будет раскрыта в последующих статьях авторов.

Список источников

  1. Государственный архив г. Севастополя (ГАГС), ф. Р-79, оп. 2, д. 11
  2. ГАГС, ф. Р-79, оп. 2, д. 108
  3. Российский государственный архив экономики (РГАЭ), ф. 293, оп. 6, д. 8
  4. ГАГС, ф. Р-79, оп. 2, д. 77
  5. ГАГС, ф. Р-79, оп. 2, д. 51
  6. ГАГС, ф. Р-79, оп. 2, д. 55
  7. ГАГС, ф. Р-79, оп. 2, д. 13
  8. ГАГС, ф. Р-79, оп. 2, д. 56
  9. ГАГС, ф. Р-79, оп. 2, д. 9
  10. ГАГС, ф. Р-79, оп. 2, д. 220, Ч.1
  11. ГАГС, ф. Р-79, оп. 2, д. 10
  12. ГАГС, ф. Р-79, оп. 2, д. 58
  13. ГАГС, ф. Р-79, оп. 2, д. 76
  14. ГАГС, ф. Р-79, оп. 2, д. 119
  15. ГАГС, ф. Р-79, оп. 2, д.12
  16. Возрождённый Севастополь. Очерки о восстановлении города. 1944-1953 гг. / Д.К. Моторин. – Севастополь: Издательство «Наука», 1984. – 273 с.
  17. ГАГС, ф. Р-79, оп. 2, д. 37-a
  18. История Севастополя в трех томах / Под общ. редакцией Ю.А. Петрова. – Том III. Севастополь в советский и постсоветский периоды. 1917 – 2014 гг. – Москва-Севастополь: Издательство «ИстЛит» – 2021. – 862 с.
  19. Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ), ф. Р-5446, оп. 106, д. 165

References

  1. Gosudarstvenny`j arxiv g. Sevastopolya (GAGS), f. R-79, op. 2, d.11
  2. GAGS, f. R-79, op. 2, d.108
  3. Rossijskijgosudarstvenny`j arxiv e`konomiki (RGAE`), f. 293, op. 6, d. 8
  4. GAGS, f. R-79, op. 2, d. 77
  5. GAGS, f. R-79, op. 2, d. 51
  6. GAGS, f. R-79, op. 2, d. 55
  7. GAGS, f. R-79, op. 2, d.13
  8. GAGS, f. R-79, op. 2, d.56
  9. GAGS, f. R-79, op. 2, d.9
  10. GAGS, f. R-79, op. 2, d.220, ch.1
  11. GAGS, f. R-79, op. 2, d.10
  12. GAGS, f. R-79, op. 2, d. 58
  13. GAGS, f. R-79, op. 2, d.76
  14. GAGS, f. R-79, op. 2, d. 119
  15. GAGS, f. R-79, op. 2, d.12
  16. Vozrozhdyonny`j Sevastopol`. Ocherki o vosstanovlenii goroda. 1944-1953 gg. / D.K. Motorin. – Sevastopol`: Izdatel`stvo «Nauka», 1984. – 273 s.
  17. GAGS, f. R-79, op.2, d. 37-a
  18. Istoriya Sevastopolya v trex tomax / Pod obshh. Redakciej Yu.A. Petrova. – Tom III. Sevastopol` v sovetskij I postsovetskij periody`. 1917 – 2014 gg. – Moskva-Sevastopol`: Izdatel`stvo «IstLit» – 2021. – 862 s.
  19. Gosudarstvenny`j arxiv Rossijskoj Federacii (GA RF), f. R-5446, op. 106, d. 165

Для цитирования: Баранов А.Г., Гармашова Е.П., Дмитриева В.В., Митус А.А., Тарабардина М.Ю. Организационно-экономический механизм послевоенного восстановления города Севастополь (1944-1954 гг.) // Московский экономический журнал. 2022. № 5. URL: https://qje.su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-5-2022-17/

© Баранов А.Г., Гармашова Е.П., Дмитриева В.В., Митус А.А., Тарабардина М.Ю., 2022. Московский экономический журнал, 2022, № 5.