Московский экономический журнал 5/2021

image_pdfimage_print

DOI 10.24412/2413-046Х-2021-10311

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПРОЦЕССАХ УПРАВЛЕНИЯ ЭКСПОРТНЫМИ ОПЕРАЦИЯМИ ПОСТАВОК СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА 

MODERN TRENDS IN EXPORT MANAGEMENT PROCESSES OF LIQUEFIED NATURAL GAS SUPPLIES

Поляков Георгий Юрьевич,  Международный институт энергетической политики и дипломатии, МГИМО МИД России, georgiypolyak@gmail.com 

Polyakov Georgiy Y., the field of jurisprudence of the International Institute of Energy Policy and Diplomacy, of MGIMO-Russian Ministry, georgiypolyak@gmail.com 

Аннотация. В данной статье рассматривается ряд актуальных управленческих тенденций в сфере, связанной с экспортом сжиженного природного газа, осуществляемым глобальными российскими энергетическими компаниями. Автор выделяет такие тенденции, как усложнение экспортных проектов, связанное с процессами вертикальной интеграции компаний, постоянное улучшение маркетинговых стратегий и другие.

Summary. This article examines a number of current management trends in the field of export of liquefied natural gas, which is carried out by global Russian energy companies. The author describes such trends as the complication of export projects associated with the processes of vertical integration of companies, continuous improvement of marketing strategies, and others.

Ключевые слова: сжиженный природный газ, экспорт, маркетинговые стратегии, конкуренция.

Keywords: liquefied natural gas, export, marketing strategies, competition. 

Несмотря на глобальную для многих западных и европейских тенденцию перехода от невозобновляемых источников энергии к альтернативным методам ее получения, таким, как использование, например, ресурсов солнца и ветра, их потребность в природном газе остается очень высокой. Объясняется это сразу несколькими факторами: ценовым, ведь традиционные источники энергии дешевле своих альтернативных аналогов; территориальным, ведь не у всех стран есть возможность занимать большие площади под расположение на них ветрогенераторов или солнечных батарей, большой энергоэффективностью традиционных источников энергии, а также рядом иных, менее существенных причин.

Актуальны вышеперечисленные факторы и для стран Азиатско-Тихоокеанского региона, где газ в качестве источника энергии необходим по причине развития их промышленного комплекса и роста темпов индустриализации [1, с. – 88].

Таким образом, российский природный газ – это востребованный на мировом энергетическом рынке товар, а преимущество его сжиженной формы перед трубопроводным заключается в возможностях его транспортировки даже в наиболее отдаленные уголки планеты без необходимости постройки сложной логической трубопроводной структуры.

Доказательством тому служат показатели поставок сжиженного природного газа (далее СПГ) в Китай, которые в 2020 году возросли ровно в два раза по сравнению с 2019 годом[1]. В Европе российский СПГ также востребован и в 2021 году Россия впервые обогнала Соединенные Штаты Америки по объемам его поставок на территорию континента[2].

С ростом спроса на СПГ растут и показатели ликвидности товара, а это прямая предпосылка к увеличению конкуренции, что позволяет сделать вывод – России, как стране с большим энергетически потенциалом, необходимо иметь преимущества в конкурентной борьбе.

Согласно данным 2019 года, экспортом СУГ уже занимались 18 стран, среди которых основными соперниками России за лидерство являлись США, Австралия и Малайзия. Стабильный спрос на данный ресурс наблюдался больше чем у 40-ка стран[3].

Таким образом, процессу управления экспортными операциями СПГ необходимо внедрение и развитие ряда новых управленческих тенденций, что и происходит сейчас в среде глобальных российских энергетических компаний, таких, как ПАО «Газпром» и ПАО «Новатэк». Рассмотрим некоторые наиболее эффективные тенденции.

Одной из наиболее трудоемких и обширных, но не теряющих своей актуальности управленческих тенденций, является постоянное улучшение маркетинговых стратегий компании в соответствии с меняющимися требованиями рынков и условиями окружающей среды. Это касается и сферы экспортной продажи СПГ. Так, например, ПАО «Газпром» с 2019 года применяет стратегию диверсификации по отношению к перечню экспортируемых в страны Азиатско-Тихоокеанткого региона ресурсов. Таким образом компания хочет добиться расширения своего присутствия на одном из самых перспективных по мнению экспертов рынков СПГ [2, с. – 91].

Для компании «Новатэк», выигрышными в 2020-2021 годах стали несколько маркетинговых стратегий, которые работали во взаимодействии друг с другом, что позволило привлечь дополнительные инвестиции в новый проект «Арктик СПГ-2» и запустить четвёртую очередь проекта «Ямал СПГ» на полную мощность[4]. В частности, компания наращивает удельный вес спотовых сделок, тем самым активно стараясь укрепиться на нишевых рынках некоторых стран-импортеров Азиатско-Тихоокеанского региона. В то же время «Новатэк» вводит дополнительные договорные лояльные условия для своих закупщиков СПГ, что позволяет говорить о диверсификации предложения.

Среди относительно новых маркетинговых стратегий, применяемых российскими компаниями на рынке СПГ, можно также выделить и увеличение типа поставок, осуществляемых с судна, так называемых «delivered ex ships» или DEX, что также способствует захвату дополнительных рынков сбыта СПГ. Такой тип доставки также позволяет наладить сезонные поставки газа в страны, где потребность в нем не высока и не является постоянной. Для этих целей ПАО «Новатэк» в 2020 году расширила свой флот судов-газовозов на шесть единиц[5].

Следующей современной маркетинговой тенденцией, существующей в сфере управления продажами СПГ за границей, являются все более усложняющиеся экспортные проекты. Данная тенденция оправдана как с конкурентной точки зрения, ведь стран-экспортеров сжиженного природного газа действительно много, так и с точки зрения процессов вертикальной интеграции всей цепочки производства СПГ, характерных для Российских компаний.

ПАО «Газпром», например, называл ориентированность компании на вертикальную интеграцию одним из ключевых преимуществ, позволяющих быстро реагировать на любые изменения сырьевого рынка абсолютно на любом структурном уровне [3, с. – 88].

Того же мнения придерживаются в и ПАО «Новатэк», где также стремиться не только к сохранению достигнутого уровня вертикальной интеграции, но и его повышению, вводя в эксплуатацию новые производственные мощности в рамках проектов «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ-2» [3, с. – 93].

Еще одна активно реализуемая в последнее время тенденция направлена на снижение затрат в секторах добычи, обработки, хранения и транспортировки СПГ за границу.

Если буквально 10-15 лет назад энергетические компании при разработке проектов, связанных с экспортом СПГ, готовы были инвестировать в них существенные суммы и добиваться тем самым и совершенствования технологий, и появления на рынке действительно уникальных предложений. Однако сегодня главным критерием таких проектов становится их положительная рентабельность. В сложившихся конкурентных условиях ни «Газпром», ни «Новатэк» уже не могут позволить себе рисковать, инвестируя в затратные, не стандартизированные инициативы.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что СПГ давно стал одним из важных составляющих российского экспорта энергетических ресурсов. Это значит, что эффективное управление процессами, связными с экспортной деятельностью российских газовых компаний, приобретает ключевое значение, а использование современных управленческих тенденций способствует наибольшей реализации их экспортного потенциала.

Список литературы

  1. Потапов, М. А. Возрождение Азии: горизонты модернизации / М. А. Потапов, А. И. Салицкий, А. В. Шахматов ; Ин-т энергетики и финансов. – Москва : ТЕИС, 2017. – 208 с.
  2. Шумовский, С. (ведущий специалист ЗАО «ЭСПАР-Аналитик»). Каким будет газовоз будущего? / Сергей Шумовский // Нефть России. – 2019. – N 9. – С. 90-93.
  3. Вербицкий, С. В. Сжиженный природный газ: производство, транспортировка, регазификация : аналитической обзор / С. В. Вербицкий, И. Г. Чеснокова. – Санкт-Петербург : Крыловский государственный научный центр, 2019. – 200 с.

[1] Россия в 2020 году удвоила поставки сжиженного газа в Китай [Электронный ресурс] // Сайт информационного агентства ТАСС. – https://tass.ru/ekonomika/10506075 (дата обращения: 30.05.2021).

[2] Россия впервые обогнала США по объемам поставок СПГ в Европу [Электронный ресурс] // Сайт информационного агентства ТАСС. – https://tass.ru/ekonomika/10813365 (дата обращения: 30.05.2021).

[3] Мировой рынок сжиженного газа: проснувшийся гигант [Электронный ресурс] // Сайт информационного портала DW.com – https://www.dw.com/ru (дата обращения: 30.05.2021).

[4] Yamal LNG’s fourth train reaches full capacity [Электронный ресурс]        // официальный сайт американской биржи NASDAQ – https://www.nasdaq.com (дата обращения: 30.05.2021).

[5] Пресс-релиз «Завершено формирование флота ледового класса для «Арктик СПГ 2» [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании ПАО «Новатэк» – https://www.novatek.ru/common/upload/doc/ALNG2_DSME_Rus.pdf (дата обращения: 30.05.2021).