Московский экономический журнал 5/2020

image_pdfimage_print

УДК 338

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10327

РЫНОК ФАСТФУДА: КРИТЕРИИ ФОРМИРОВАНИЯ СПРОСА НА НАГГЕТСЫ

FAST FOOD MARKET: CRITERIA FOR FORMING DEMAND FOR NAGGETS

Миронов Никита Алексеевич, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Казаков Максим Евгеньевич, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Булганина Светлана Викторовна, кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Лебедева Татьяна Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры инновационных технологий менеджмента, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

Mironov N.A., nikita-mironov99@mail.ru  

Kazakov M.E., kazakov.maksim.98@mail.ru

Bulganina S.V., bulgsv@mail.ru

Lebedeva T.E., tatyana.lebedeva@bk.ru

Аннотация. В статье описаны результаты исследования факторов выбора наггетсов как одного из популярных блюд фастфуда. Уточнен потрет потребителя. Авторами раскрываются ключевые факторы формирования спроса на данные продукты: любовь к продукту, частота приобретения, отношение к ценовым факторам, предпочитаемые начинки, место покупок, отношения к критериям качества наггетсов. Детально обсуждаются причины приобретения, уточняются факторы, оказывающие влияние на выбор конкретной торговой марки, уточнена популярность торговых марок, представляющих свои продукты в сетевых магазинах. Раскрываются и подробно обсуждаются факторы формирования рынка. Сделаны выводы о возможностях и перспективах развития данного рынка. Сформулированные выводы соответствуют поставленным в статье целям и полученным результатам исследования.

Summary. The article describes the results of a study of the factors of choice of nuggets as one of the popular fast food dishes. Refined consumer portrait. The authors reveal the key factors in the formation of demand for these products: love of the product, frequency of acquisition, attitude to price factors, preferred fillings, place of shopping, attitude to the quality criteria of nuggets. The reasons for the acquisition are discussed in detail, factors that influence the choice of a particular brand are specified, the popularity of brands that present their products in chain stores is clarified. The factors of market formation are disclosed and discussed in detail. Conclusions are made about the opportunities and prospects for the development of this market. The conclusions formulated correspond to the goals set in the article and the results of the study.

Ключевые слова: рынок фастфуда, наггетсы, критерии выбора, факторы формирования спроса, опрос, исследование.

Keywords: fast food market, nuggets, selection criteria, factors of demand formation, survey, research.

Одна из самых популярных закусок в ресторанах быстрого питания – куриные наггетсы, появились на свет всего лишь в 50-х годах прошлого века, а продаваться в качестве постоянного блюда в фастфуд-ресторанах стали лишь с 1980 года. Первоначально, наггетсы были молотые формованные куриные грудки в панировке, обжаренные в масле – это и есть традиционный рецепт наггетсов [2].

В первые это блюдо появилось в меню ресторанов быстрого питания теперь лишь их малая часть обходится без них. Посетители таких кафе, фудтраков заказывают наггетсы в 4 случаях из 6, т.е. популярность этого блюда достаточно высока. В связи с этим производители пошли дальше и теперь наггетсы можно приобрести в крупных сетевых магазинах как простой полуфабрикат, который нужно лишь разогреть в микроволновке или на сковороде.

Многие рестораны быстрого питания приобретают наггетсы у производителей и точно также просто разогревают их при заказе, это можно увидеть по разнообразной начинке, которую они предлагают в этом продукте в меню: наггетсы с сыром и с ветчиной и с грибами и даже “вегетарианские” [1].

Тогда как McDonald’s или Burger King предлагают клиентам исключительно “классику” и не приветствуют эксперименты с этим блюдом.

Результаты отражают исследование критериев выбора наггетсов и формирования спроса на них на рынке фастфуда. Опрос проводился в марте 2020 года. Выборка составила 144 человека [3]. В исследовании приняли участие 36,4% женщин и 63,6% мужчин, преимущественно в возрасте 18 – 45 лет. Возраст и статус респондентов отражены на рисунке 1-2.

Итак, как видно из рисунков, большинство опрошенных – студенты 18-22 лет они занимают 79,5% от всех, что значит, что наггетсы – еда для студентов, недорогая и проста в приготовлении. На втором месте люди от 23-28, имеющие заработок, далее идут люди <18 и >28, но на графиках видно, что люди на пенсии совсем не интересуются наггетсами или опросами.

Большинство опрошенных живут одни (72.7%), что ещё раз показывает, что наггетсы интересуют людей, который не хотят тратить много времени на приготовление еды (рисунок 3).

Изучая вопрос частоты приобретения наггетсов, выяснилось, что 40,9% ответило, что покупают наггетсы не очень часто, но и не редко, на втором месте 31,8% людей покупают их часто и 27,3% покупают их редко.

Важным элементом исследования является уточнение критериев выбора продукта, итак результаты позволяют сформулировать ряд выводов по этому.

1)      Состав и калорийность самый важный критерии выбора для 59,1% респондентов.

2)      Бренд – не менее важный критерий для выбора, в этом опросе участвовало 5 известных торговых марок (результаты, далее) – 45,5%

3)      Третье место разделили два критерия: Вкус начинки и Реклама по 36,4%

Цена наиболее значимый критерий набрал лишь 9,1%, а это значит, что для опрошаемых важнее качество и состав, чем цена.

Безусловно, когда мы покупаем наггетсы, на наш выбор оказывает влияние их начинка.

Почти половина опрошенных (47,7%) предпочитают классическую начинку наггетсов, 27.7% предпочитают с сыром и грибами, 15.9% предпочитают наггетсы с ветчиной и 13.6% отдают предпочтения сырной начинке (рисунок 4).

При выборе мясной начинки больше половины опрошенных (59,1%) отдают предпочтение наггетсам из курицы, 20,5% из говядины и свинины, 15,9% только из говядины и 4,5% из овощей. При этом 54,5% людей не просматривают состав наггетсов, 31,8% смотрят состав наггетсов в магазине, 6,8% на сайте производителя и в магазине.

Далее, было уточнена наиболее популярная марка наггетсов (рисунок 5).

Итак:

  1. первое место занимает «Мираторг» и их обычно покупают 63.6% опрошенных;
  2. второе, третье и четвертое место разделили «Наша семья», «Золотой петушок» и «Sadia», их обычно покупают 11.4% опрошенных;
  3. самая редко покупаемая марка «Каждый день».

В условиях снижения платежеспособности потребителей важно знать их «справедливую цену» за упаковку наггетсов.

Самая оптимальная цена для покупки упаковки наггетсов – 60-80 рублей, ответили 77,3%опрошенных, остальные результаты на рисунке 6.

72,7% человек жарят наггетсы и 27,3% готовят их в СВЧ-печи. Странно, но никто из опрошенных не варит наггетсы, хотя наггетсы предусматривают такой вариант приготовления.

По результатам опроса самым доверенным магазином для покупки наггетсов является «Перекрёсток» – 61,4%, на втором месте находится «Магнит» – 54,5%, «Ашан» и «Пятерочка» располагаются на третьем и четвертом по 22,7%, и  «Spar» – 2,3%.

Интересен был результат по вопросу «Откуда Вы впервые узнали о наггетсах?» рисунок 7.

Таким образом можно сделать ряд выводов наггетсы в основном потребляют мужчины в возрасте от 18-22 лет, для которых в большей степени важна калорийность и состав, основным источников информации о продукте служит интернет. При выборе начинки потребители отдают предпочтение классической, из мяса курицы. Торговая марка «Мираторг» является лидером среди наггетсов. Самой оптимальной ценой для покупки упаковки наггетсов потребители считают диапазон от 60 до 80 рублей за упаковку, большинство респондентов, а именно 72,7% жарят наггетсы и 27,3% готовят их в СВЧ-печи. Покупать наггетсы респонденты предпочитают в магазине «Перекрёсток»  или «Магнит», разница между ними составляет менее 7%. На основе этого опроса, мы получили информацию об основных любителях наггетсов, их любимая марка, любимая начинка и состав наггетсов.

Литература

  1. Булганина С.В., Куландин П.М., Емельянова А.М., Сулимова И.Д. Маркетинговое исследование услуг быстрого питания//Наука Красноярья. 2018. Т. 7. № 1-2. С. 7-11.
  2. Прохорова М.П., Булганина С.В., Белоусова К.В., Лабазова А.В. Маркетинговое исследование требований потребителей к ресторанам быстрого питания//Глобальный научный потенциал. 2019. № 6 (99). С. 152-155.
  3. Прохорова М.П., Булганина С.В., Емельянова А.М., Сулимова И.Д. Маркетинговое исследование предпочтений клиентов кафе и ресторанов//Наука Красноярья. 2018. Т. 7. № 2-2. С. 99-103.

Referents

1.   Bulganina S.V., Kulandin P.M., Emel’yanova A.M., Sulimova I.D. Marketingovoe issledovanie uslug bystrogo pitaniya//Nauka Krasnoyar’ya. 2018. T. 7. № 1-2. pp. 7-11.

2.   Prohorova M.P., Bulganina S.V., Belousova K.V., Labazova A.V. Marketingovoe issledovanie trebovanij potrebitelej k restoranam bystrogo pitaniya//Global’nyj nauchnyj potencial. 2019. № 6 (99). pp. 152-155.

3.   Prohorova M.P., Bulganina S.V., Emel’yanova A.M., Sulimova I.D. Marketingovoe issledovanie predpochtenij klientov kafe i restoranov//Nauka Krasnoyar’ya. 2018. T. 7. № 2-2. pp. 99-103.