Московский экономический журнал 5/2020

image_pdfimage_print

УДК 330

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10323

ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РОССИИ ПОЗИТИВНОЙ, ГУМУНИТАРНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАВИСИМОСТИ В КОНТЕНТЕ РЕШЕНИЯ КАДРОВЫХ ПРОБЛЕМ

INSTRUMENTAL USE OF RUSSIAN HIGHER SCHOOL OF POSITIVE, HUMUNITARIAN-ORIENTED SOCIAL DEPENDENCE IN THE CONTENT OF SOLVING PERSONNEL PROBLEMS

Волостнов Николай Степанович, доктор экономических наук, профессор, ИПТД (Институт пищевых технологий и дизайна) ­­– филиал НГИЭУ, г. Нижний Новгород, Волжский государственный университет водного транспорта, г. Нижний Новгород

Лазутина Антонина Леонардовна, кандидат экономических наук, доцент, ИПТД (Институт пищевых технологий и дизайна) ­­– филиал НГИЭУ, г. Нижний Новгород, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), г. Нижний Новгород

Лебедева Татьяна Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), г. Нижний Новгород

Перевозчикова Нелли Григорьевна, кандидат педагогических наук, доцент, ИПТД (Институт пищевых технологий и дизайна) ­­– филиал НГИЭУ, г. Нижний Новгород

Саляева Елена Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, ИПТД (Институт пищевых технологий и дизайна) ­­– филиал НГИЭУ, г. Нижний Новгород

Volostnov N.S., volostnov_nikolay@mail.ru

Lazutina А.L., lal74@bk.ru

Lebedeva T. Е., tatyana.lebedeva@bk.ru

Perevozchikova N.G., umoiptd@yandex.ru

Salyaeva E.Y,. lena987993@yandex.ru

Аннотация. Одной из осевых проблем развития современного села России является дефицит высококвалифицированных кадров. Решение ее на путях повышения заработной платы селянам, улучшения их социальной защиты и социального обеспечения, развития на селе социальной инфраструктуры, хотя и является полезным, значимым, тем не менее явно является недостаточным.

Одним из перспективных, долгосрочных по своему характеру государственных / организационных управленческих решений в этом контенте, как представляется, может быть актуализация, расширение масштабов использования такого инструмента, как социальные зависимости, связанные с привязанностью определенных личностей / социальных групп – преимущественно селян –  к сельскому образу жизни, которых и следует направлять на учебу в высшую школу России для получения ими востребованных селом профильных специальностей.

Summary. One of the axial problems of the development of the modern village of Russia is the shortage of highly qualified personnel. Its solution to increase the wages of villagers, improve their social protection and social security, develop social infrastructure in rural areas, while useful, is nevertheless clearly insufficient.

One of the promising, long-term public/organizational management solutions in this content, It seems that there may be mainstreaming, increasing the use of such an instrument, As social dependencies related to the attachment of certain individuals/social groups – predominantly villagers – to the rural way of life, Which should be sent to higher school in Russia for obtaining specialized specialties demanded by the village.

Ключевые слова: село; кадры; социальные зависимости; высшая школа; закрепление кадров.

Keywords: village; shots; social dependences; the higher school; fixing of shots

В настоящее время в России наблюдается острая нехватка высококвалифицированных кадров – агрономов, зоотехников, ветеринаров, программистов и особенно специалистов по гуманитарно-востребованным профессиям, – так, дефицит учителей, по оценкам, превышает 125 тыс.чел, врачей / фельдшеров / медсестер – около 30 000 тыс.чел. особенно остро переживается данный дефицит кадров на селе – по сравнению с городом, в ряде отдельных регионов / районов / поселений страны, – в частности, в Нечерноземье – с его низкой рождаемостью, с превышением смертности над рождаемостью, с общим достаточно низким уровнем и качеством  жизни [2,5,8].

Депопуляция деревни, прекращение развития и функционирования многих сельских поселений сегодня означает не только личную / семейную трагедию для селян, но и известное забрасывание использования такого важнейшего фактора производства как земля, – с ее плодородием, с ее лугами, лесами, полезными ископаемыми, что порождает качественное новое, пока еще до конца не осмысленные, не идентифицированные, не измеренные, не оцененные геостратегические угрозы.

 Конечно, нынешняя российская власть, видя эти негативные процессы, предпринимает определенные усилия по исправлению существующего положения дел в данной сфере жизнедеятельности общества, – в частности, на регулярной основе в малонаселенные поселения направляются медицинские автопоезда для диагностики заболеваний, оказания несложной медицинской помощи, школьникам обеспечивается транспортная доставка для их обучения в более крупных поселениях, где выше качество обучения, где соблюдается профессиональное разделение педагогического труда; учителям и врачам государством безвозмездно выделяются достаточно значимые – по современным, конечно, меркам – финансовые ресурсы для обзаведения жильем, для приобретения автомобилей, разумеется, при соблюдении получателями «земских грантов» соответствующих обязательств по отработке определенного количества лет на селе. Следует отметить, что данные меры касаются не только молодежи, но и представителей среднего / старшего поколений.

И, тем не менее, проблема подготовки, привлечения, закрепления специалистов высшей квалификации на селе далека от своего окончательного решения.

Исходя из констатации данного печального факта, в этой связи, с тем, чтобы содействовать быстрейшему, эффективному решению данной социально-значимой проблемы, нами предлагается – с обоснованием,– использовать механизмы привлечения / закрепления на селе высококвалифицированных специалистов самого различного профиля следующую составляющую, – а именно, – позитивную / гуманно-ориентированную  социальную зависимость, – прежде всего, сельских детей, принявших, разделяющих, готовых реализовать ценности сельского образа жизни.  

Для идентификации, раскрытия содержания данного положения, его аргументации, обратимся сначала к первоначальному смыслу понятия «зависимость».

Известно, что в психологии под зависимостью прежде всего понимается асоциальная, нездоровая, зачастую неодобряемая обществом, нередко преследуемая государством привязанность личности – к тому или иному веществу (алкоголь, наркотики), тем или иным ценностям (например, криминальным), к тому или иному поведению / коммуникациям (аддективному), к тем или иным переживаемым эмоциям (например, булимии).

 Не вдаваясь в детали исследования данного психологического феномена, в частности, касающихся факторов ее формирования – биологических, личностных, семейных, социальных, управления / борьбы с ними, – отметим, что с сущностной точки зрения данные зависимости нарушают / искажают / трансформируют нормальное воспроизводство личности, нанося ущерб / вред как ей самой, так и ее микро –, макро окружению, общественному / государственному порядку.

Еще более сложной, противоречивой, значимой по своим последствиям – и позитивным, и негативным – является категория социальной зависимости личности.

По мнению социологов, под последней понимаются «… социальные отношения, при которых социальная система S1 (может быть индивид, группа или социальный институт) не может совершить для нее социальные действия d1, если социальная системы S2, не совершит действий d2. При этом система S2 будет называться доминирующей, а система S1 – зависимой».

Если «развернуть» содержание данной социологической категории, то, по нашему мнению, подобная зависимость  может носить как нейтральный         , общеобязательный характер при любом общественно-политическом строе, например, менеджер – исполнитель, так и социально-обязывающий, неравноправный, несправедливый характер (в частности, рабовладелец – раб, помещик – крепостной, буржуа – наемный работник) [1,2]

Что касается уровней социальной зависимости, то она может быть и внешней (метрополия – колония), и внутренней (город – село); формами ее реализации выступают такие как: политическая, правовая, институциональная, расово-этническая, экономическая, социальная, религиозная, духовно-культурная,  морально-нравственная, ментальная и др. Критериальными формами социальной зависимости являются зависимости от собственности и  от власти.

Сущностно социальная зависимость  материализуется – структурно-функционально – в различном (в том числе, несправедливом) доступе – к политическому, экономическому, социальному капиталу, в ассиметрии (в том числе, несправедливой, прав и обязанностей; в отчуждении; в различном (в том числе, несправедливом) адаптационном потенциале личностей / социальных групп; в различном (в том числе, несправедливом) уровне, качестве, продолжительности жизни людей.

Данная социальная зависимость может как осознаваться, так и не осознаваться – полностью / частично, на том или ином историческом отрезке времени, как отдельными индивидами, так и социальными группами, классами, партиями, движениями, обществом в целом; она может – в той или иной мере – как трансформироваться, не меняя своей сущности, так и отрицаться революционным / радикальным или эволюционным / мирным путем, – в направлении обеспечения социальной справедливости, общественного одобрения / принятия [3].

Учитывая данные теоретико-методологические положения, можно  утверждать, что несправедливая по своему характеру социальная зависимость в конечном счете будет обществами / человечеством преодолена,, ряд же форм ее будет носить «вечный» характер: так, дети будут  зависеть от родителей, члены коллектива – от организации, граждане – от власти, хотя, разумеется, и при их сущностной «перестройке», в том или ином пространственно-временном континууме.

Отсюда, как представляется, со всей очевидностью вытекает однозначный вывод о том, что к социальной зависимости нельзя подходить исключительно лишь с позиции ее негативной общественной / государственной оценки, поскольку она может быть и положительной. Так, социальная зависимость детей от родителей на том или ином этапе проявляется в заботе последних о материальном обеспечении детей, их социализации, охране их здоровья, их безопасности, в инвестициях в их человеческий капитал [6,7].

Следует отметить, что социальная зависимость носит исторический, динамический характер, она является воспроизводственной, жизненно-циклической категорией.

 Отношение государства / общества, социальных групп, личностей к социальной зависимости является достаточно противоречивым, сложным. В общем плане – при соответствующих конкретно-исторических условиях, воле тех или иных субъектов – негативные формы ее будут устраняться, при невозможности – гуманизироваться в той или иной мере, положительные – использоваться с той или иной степенью продуктивности / эффективности.

Одной из положительных форм социальной зависимости, которая является формируемой, одобряемой, принимаемой, стимулируемой. обществом / государством, в том числе и российским, является привязанность личности к малой Родине. Особенно это относится к большинству сельских детей, которые, как показывает эмперический опыт, любят родное село, окружающую природу, заботятся о животных, птицах и т.д., – одним словом, для кого ценностью является сельский образ жизни.

Учитывая это обстоятельство, как представляется, – в контенте заявленной темы исследования, – из данных детей и надо отбирать и направлять на учебу в высшую школу в города для подготовки из них высококвалифицированных специалистов самого различного профиля. Тем более, что у них, как правило, нет проблем с жильем, с будущими рабочими местами, им знакома специфика сельской жизнедеятельности [4].

Безусловно, ряд их по окончании вуза может «осесть» в городе, однако, большинство несомненно вернется на малую Родину, – в отличие, скажем от нынешней ситуации, когда, например, по оценкам, только 7 % выпускников сельскохозяйственных вузов сегодня едет на работу в деревню. Конечно, сегодня звучат предложения «интересантов» о возвращении к советскому опыту распределения выпускников вузов, обучающихся за счет различных бюджетов. Однако, вряд ли подобное решение кадровой проблемы для села будет исчерпывающим, долгосрочным. Точно также в этом ряду находится и используемый ныне вахтовый способ обеспечение села высококвалифицированными кадрами.

 Предложенный нами в вышеуказанном контенте вариант решения кадровой проблемы села носит взаимовыгодный характер, – и для личности, и для общества / государства, следовательно, он имеет больше шансов быть гарантированно успешным. Тем более, если учесть, что в современных условиях цифровизации, использования биг-даты в принципе можно отследить, используя балансовый метод трудовых ресурсов, судьбу каждого работника, каждой личности.

 Для сельских детей же, для всех тех, кто любит сельский образ жизни – это инвестиции в человеческий капитал, которые позволят, несомненно, нарастить получаемый ими доход в долгосрочной перспективе.

Литература

  1. Khizbullin F.F., Sologub T.G., Bulganina S.V., Lebedeva T.E., Novikov V.S., Prokhorova V.V.The direction of transformation of information and communication technology (ict) at the present stage of development into an electronic and information society//Pertanika Journal of Social Sciences and Humanities. 2017. Т. 25. № S. С. 45-58.
  2. Акопова Е.С., Алиева Г.Р., Афанасенко И.Д., Базжина В.А., Белокрылов К.А., Белокрылова О.С., Блинова Т.В., Былина С.Г., Борисова В.В., Бродская Т.Г., Булавко О.А., Виноградов В.Н., Воронин М.С., Гаврилова Р.А., Гордеева Е.С., Давыдова И.В., Дубовик М.В., Дятлов С.А., Ефанова Е.М., Зверев П.Б. и др. Государство и рынок: механизмы взаимодействия в условиях глобальной нестабильности экономических систем. Коллективная монография / Министерство образования и науки Российской Федерации. Санкт-Петербург, 2014.
  3. Волостнов Н.С., Лазутина А.Л., Трошин А.С., Федотова Е.И.. Эффективность деятельности государственных естественных монополий России в смешанной экономикеЭкономика и предпринимательство. 2015. № 6-2 (59). С. 1150-1152.
  4. Егоров Е.Е. Трансформация образовательного пространства и технологий в подготовке педагогов В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2015. С. 300-304.
  5. Егоров Е.Е., Лебедева Т.Е. Дискурсивное поле роста транспарентности российских вузов в контексте их интеграции в европейское пространство//Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. С. 327.
  6. Егоров Е.Е., Павлов С.А. Управление инновациями в кадровом менеджменте компании В сборнике: Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития сборник статей по материалам IV Всероссийской научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2018. С. 224-226.
  7. Лазутина А.Л., Лебедева Т.Е., Люшина Э.Ю., Моровова И.М., Цапина Т.Н. Кадровый резерв: особенности, оценка и проблемы формирования//Московский экономический журнал. 2017. № 4. С. 72.
  8. Лазутина А.Л., Моровова И.М. Развитие инновационного потенциала: региональный аспект. В сборнике: Экономика, право, образование: региональный аспект сборник научных трудов XI межвузовской научно-практической конференции. 2017. С. 62-67.

Reference

1. Khizbullin F.F., Sologub T.G., Bulganina S.V., Lebedeva T.E., Novikov V.S., Prokhorova V.V.The direction of transformation of information and communication technology (ict) at the present stage of development into an electronic and information society//Pertanika Journal of Social Sciences and Humanities. 2017. T. 25. № S. pp. 45-58.

2. Akopova E.S., Alieva G.R., Afanasenko I.D., Bazzhina V.A., Belokrylov K.A., Belokrylova O.S., Blinova T.V., Bylina S.G., Borisova V.V., Brodskaya T.G., Bulavko O.A., Vinogradov V.N., Voronin M.S., Gavrilova R.A., Gordeeva E.S., Davydova I.V., Dubovik M.V., Dyatlov S.A., Efanova E.M., Zverev P.B. i dr. Gosudarstvo i rynok: mekhanizmy vzaimodejstviya v usloviyah global’noj nestabil’nosti ekonomicheskih sistem. Kollektivnaya monografiya / Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii. Sankt-Peterburg, 2014.

3. Volostnov N.S., Lazutina A.L., Troshin A.S., Fedotova E.I.. Effektivnost’ deyatel’nosti gosudarstvennyh estestvennyh monopolij Rossii v smeshannoj ekonomike.  Ekonomika i predprinimatel’stvo. 2015. № 6-2 (59). pp. 1150-1152.

4. Egorov E.E. Transformaciya obrazovatel’nogo prostranstva i tekhnologij v podgotovke pedagogov V sbornike: Social’nye i tekhnicheskie servisy: problemy i puti razvitiya sbornik statej po materialam II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Nizhegorodskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. K. Minina. 2015. pp. 300-304.

5. Egorov E.E., Lebedeva T.E. Diskursivnoe pole rosta transparentnosti rossijskih vuzov v kontekste ih integracii v evropejskoe prostranstvo//Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. № 3. p. 327.

6. Egorov E.E., Pavlov S.A. Upravlenie innovaciyami v kadrovom menedzhmente kompanii V sbornike: Social’nye i tekhnicheskie servisy: problemy i puti razvitiya sbornik statej po materialam IV Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Nizhegorodskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet imeni Koz’my Minina. 2018. pp. 224-226.

7. Lazutina A.L., Lebedeva T.E., Lyushina E.YU., Morovova I.M., Capina T.N. Kadrovyj rezerv: osobennosti, ocenka i problemy formirovaniya//Moskovskij ekonomicheskij zhurnal. 2017. № 4. p. 72.

8. Lazutina A.L., Morovova I.M. Razvitie innovacionnogo potenciala: regional’nyj aspekt. V sbornike: Ekonomika, pravo, obrazovanie: regional’nyj aspekt sbornik nauchnyh trudov XI mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2017. pp. 62-67.