Московский экономический журнал 5/2020

image_pdfimage_print

УДК 331.1

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10314

РОЛЬ КОРПОРАТИВНОГО СМИ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ СЕЛЬХОЗПРЕДПРИЯТИЯ

THE ROLE OF CORPORATE MEDIA IN THE MANAGEMENT OF PERSONNEL OF AGRICULTURAL ENTERPRISES

Сафонов Алексей Юрьевич, к.э.н., доцент кафедры менеджмента, Факультет экономики и информационных технологий, Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова, 614990, Пермь, ул. Петропавловская, 23, E-mail: safonov_2003@list.ru

Safonov Aleksei Yurevich, CSc, Management Department, Faculty of Economics and Information Technologies, Perm State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov. 614990. Perm, st. Petropavlovskaya, 23

Аннотация. В статье раскрыты проблемы выстраивания эффективных коммуникации с работниками сельскохозяйственной отрасли. Выявлены особенности аграрных предприятий. Сделаны выводы по различным теориям управления. Обозначены факторы не способствующие мотивации персонала и их отрицательные последствия. В материале  выявлены основные функции и задачи которые решают корпоративные СМИ.

Summary. The article reveals the problems of building effective communication with agricultural workers. The features of agricultural enterprises are revealed. Conclusions are drawn on various management theories. The factors that do not contribute to staff motivation and their negative consequences are indicated. The material outlines the main functions and tasks that corporate media solve.

Ключевые слова: сельскохозяйственные предприятия, особенности аграрных предприятий, методы управления человеческими ресурсами, корпоративная система, теории мотивации, формирование корпоративной культуры, корпоративное СМИ.

Keywords: agricultural enterprises, features of agricultural enterprises, methods of human resource management, corporate system, theory of motivation, the formation of corporate culture, corporate media.

Введение. В агропромышленном комплексе нашей страны на протяжении многих лет существует ярко выраженная кадровая проблема. С одной стороны, это обусловлено снижением престижности сельскохозяйственных профессий, и в следствие этого оттоком молодых специалистов из этой отрасли. С другой стороны, несоответствие уровня оплаты труда сложным условиям работы на сельскохозяйственных предприятиях является причиной отсутствия мотивации работников отрасли. 

Обозначение проблемы. С проблемой кадрового дефицита сталкиваются даже крупные аграрные холдинги. По словам руководителя отдела обучения и развития персонала крупного мясоперерабатывающего завода Екатерины Шкуренко, «на предприятии полным ходом идет модернизация, а проблема нехватки специалистов остается острой. Кадры стареют, а интерес молодежи к сельскохозяйственной отрасли падает». Несмотря на то, что предприятие тесно сотрудничает с вузами и сузами и стремится индивидуально выстраивать отношения с практикантами, ситуация не меняется принципиальным образом. [4]

Одной из особенностей аграрных предприятий является их территориальная протяженность, одно структурное подразделение предприятия может находиться за десятки километров от другого. Работники должны самостоятельно принимать оперативные решения, как например, устанавливать сроки, выбирать методы и осуществлять прием работ. Следующей важной особенностью является сезонная загруженность. Процесс использования человеческих ресурсов во многом определяется сезонностью деятельности и разной степенью занятости работников в разные времена года. В отдельные периоды сельскохозяйственных работ значительно возрастает напряженность труда руководителей и специалистов, увеличивается продолжительность рабочего дня.

Самое сложное в работе руководителя сельхозпредприятия – это выстроить долгосрочные отношения с людьми. Конечно, большое значение в этом процессе имеет образование и опыт обеих сторон, но важно и уметь слушать людей, находить компромиссы, учитывать обратную связь, все это – залог долгосрочной продуктивной деятельности и перспектива успешного развития сельхозпредприятия. Как минимизировать временные и финансовые затраты на выстраивание коммуникации с работниками? [6]

В настоящее время причины спада производства сельскохозяйственной продукции и снижения его эффективности состоят в устаревших методах хозяйствования, не соответствующих актуальным рыночным условиям хозяйствования, неподходящих методах управления человеческими ресурсами, отсутствии современных знаний у персонала всех категорий, современного менеджмента. [5]

Обзор теорий управления позволяет сделать вывод о том, что за всю историю человечество выработало всего «три принципиально различных инструмента управления». [2]

Первый инструмент – это построение иерархии, организации, где основное средство воздействия – отношения власти и подчинения, давление на человека с помощью принуждения и контроля над распределением материальных благ. Это проявляется при распределении прибавочного продукта, либо в сторону потребления (зарплата), либо в сторону увеличения прибыли (удовлетворение потребностей собственников, акционеров).

Второй инструмент – культура, то есть вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, группой ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе. Речь идет о применении организационных нормативов, в совокупности характеризующих культуру организации.

Третий инструмент – это рынок, то есть сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя.

Иерархическая организация, культура, рынок являются не абстрактными инструментами управления. В реальных хозяйственных системах они всегда сосуществуют. Однако сущность, облик экономической организации предприятия определяется тем, чему отдается предпочтение, на что делается ставка.

Экономическая теория множественности целей исходит из того, что у фирмы имеется не одна цель (прибыль, объем продаж, рост), а несколько. Сегодня предприятие (сельскохозяйственное в том числе) – сложная корпоративная система, в которой иерархии субъектов и объектов управления соответствуют иерархии интересов и целей. Интерес высшего руководства фирмы – повысить престиж, улучшить экономические показатели функционирования, обеспечить стабильность и устойчивость предприятия. Интерес акционеров – получить высокие дивиденды. Интерес менеджеров – повысить свой социальный статус, сделать хорошую карьеру, обеспечить рост доходов. Интерес наемных рабочих – высокая заработная плата, хорошие условия труда, повышение квалификации, профессиональный рост и т. д.

Поскольку потребности человека безграничны, а его ожидания и представления о справедливости многообразны, то классифицировать мотивы к труду крайне затруднительно. И тем не менее их можно объединить в две большие группы: внутренние и внешние.

К внутренним относятся мотивы, зависимые от самого человека и им управляемые. Их содержание в значительной мере зависит от интеллектуального развития человека, его профессиональной подготовки, морально-психологических качеств, особенностей характера и пр. Содержательные и процессуальные теории мотивации касаются сущности человека и объясняют его поведение с точки зрения внутренних мотивов.

Внешними мотивами считаются те, которые практически не зависят от человека, но оказывают существенное воздействие на его трудовую мотивацию. К ним можно отнести: стиль руководства, формы власти и влияния, лидерство, групповое взаимодействие, оплату и условия труда, организацию производства, культуру организации т. д.

Что побуждает работников работать эффективно? Работа, ставящая проблемы, позволяющая почувствовать достижения, ответственность, рост, уважение, продвижение, удовлетворенность от самой работы и заслуженное справедливое признание, полное удовлетворение.

Что не удовлетворяет работников? В основном внешние по отношению к работнику факторы: нормативы и правила, касающиеся работы, условия труда, быта, культуры, оплаты, стиль управления, групповые отношения и прочее.

Когда и в чем работники испытывают неудовлетворенность? Когда отсутствуют возможности для трудовых достижений, работники становятся более чувствительными к внешней среде, окружению и начинают искать недостатки и виновных. Перечень факторов, не способствующих мотивации персонала к труду и их отрицательные последствия приведены в таблице 1.

Одним из самых эффективных инструментов для снижения неудовлетворенности работников и стимулирования их мотивации является постоянная коммуникация на всех уровнях предприятия. Руководителю предприятия принципиально важно максимально полно донести до исполнителей цели и задачи предприятия, обозначить перспективы развития и анонсировать стимулирующие мероприятия (например, внутрифирменное соревнование). Возможность эффективного диалога внутри предприятия дает корпоративное средство массовой информации.

Решение. Корпоративное СМИ (газета, журнал, бюллетень) – это периодическое печатное издание, целевая аудитория которого представляет собой совокупность всех работников конкретного предприятия (холдинга).

Новости, интервью с руководителями всех уровней, сводки с внутрифирменных производственных соревнований, поздравления с профессиональными праздниками и юбилеями, рассказы о заслуженных работниках или династиях, творческие конкурсы – из этих тематических блоков состоит большинство корпоративных изданий.

 Корпоративное СМИ решает несколько важных функции и задач. В первую очередь оно выполняет функцию информирования о текущей ситуации на сельхозпредприятии: обозначает стратегические и оперативные цели, заостряет проблемы («узкие места» на производстве), обрисовывает технологии решения, расставляет приоритеты, решая основную задачу – своевременный и продуктивный диалог руководства и персонала. Наиболее короткий способ донести информацию «из первых рук» до работников – это обращение через газету руководителя предприятия (подразделения). В случае, если подразделения предприятия территориально разобщены, корпоративное издание способствует объединению структурных подразделений в команду.

Следующая важная функция корпоративной периодики: управление персоналом посредством формирования корпоративной культуры, а именно: трансляции миссии, ценностей и этических установок предприятия. У работников, понимающих и сознательно разделяющих нормы предприятия, появляется дополнительные стимулы для выполнения своих задач качественно и в срок.  Газета дает работником чувство сопричастности, вовлекая в производственные процессы всех уровней.

Для того, чтобы корпоративное СМИ стало эффективным инструментом, важно учитывать несколько принципов его издания. Первый принцип – регулярность издания. Газета, издаваемая от случая к случаю, оказывает не такое эффективное влияние на сотрудников, как регулярное издание. Чем чаще газета выходит в свет – тем более оперативная информация и более четкие инструкции на короткий период деятельности предприятия. Следующий принцип – достоверность информации и ее актуальность. Доверие формируется только в честном открытом диалоге. Корпоративное СМИ дисциплинирует как руководителей, так и работников: публично взятые на себя обязательства требуют ответственности в их исполнении.

Корпоративные газеты могут различаться количеством полос, периодичностью издания (ежедневная, еженедельная, ежемесячная), цветностью (полноцветная или черно-белая). Цифровая корпоративная газета в сельском хозяйстве работает не так эффективно, как традиционное бумажное издание в силу специфики сельскохозяйственного труда.

Выводы. Печатное корпоративное СМИ решает выполняет важные задачи на современном аграрном предприятии и является эффективным инструментом управления персоналом. Многие российские агропредприятия (группа компаний «Русагро», «АгроПром», компания «Ситно», агрокомбинат «Южный», агропредприятие «ДолговГрупп», мн. др.) используют корпоративное СМИ для успешного решения внутренних задач. [7-11]

ЛИТЕРАТУРА

1. Адамия Л.С. Реклама в сельском хозяйстве. Механизация, автоматизация и машинные технологии в животноводстве. № 2 (22) https://cyberleninka.ru/article/n/reklama-v-selskom-hozyaystve/viewer

2. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: «Дело», 1992. – 702 с.

3. Гуревич С.М. Экономика отечественных СМИ: учебное пособие для вузов, изд.3.- М. Аспект Пресс, 2009.

4. Сибина С. (Омск) Агроном на вес золота. Как решить проблему кадрового дефицита в сельском хозяйстве. Российская газета // Экономика Сибири. № 161 (7624) 25.07.2018

5. Сигарева Я. А., Бугаева М. В. Особенности управления персоналом в сельском хозяйстве // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 24. – С. 25–28. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770452.htm.

6. Блинова Н. Работа на селе как образ жизни. Организатор.ru http://orgsmi.ru/news/sh/?item=1546

7. Корпоративная газета агропредприятия «ДолговГрупп» (Калининградская область) http://www.dolgovagro.ru/carrier/magazine/

8. «Вестник ВАПК», корпоративная газета Волгоградской АгроПромышленной Компании http://vapc.ru/wp-content/uploads/2019/10/Вестник-ВАПК-выпуск-№81.pdf

9. «Наше дело», ежемесячное корпоративное издание группы компаний «Агро-Белогорье» http://www.agrobel.ru/h/presscenter/magazine/

10. «Южная газета», агрокомбинат «Южный» (Карачаево-Черкесия)

11. «Ситно», ежемесячная газета компании «Ситно»