Московский экономический журнал 5/2020

image_pdfimage_print

DOI 10.24411/2413-046Х-2020-10301

Основные социально-экономические тенденции формирования и развития рынка услуг в сфере молодежной политики в Республике Татарстан

Main socio-economic trends in the formation and development of the market of services in the field of youth policy in the Republic of Tatarstan

Фаттахов Д.И., министр по делам молодежи Республики Татарстан, Министерство по делам молодежи Республики Татарстан

Fattakhov D.I.

Аннотация. Автор анализирует основные экономические и социальные предпосылки формирования и развития рынка услуг для молодежи в Республике Татарстан, включая динамику показателей реально располагаемых денежных доходов населения, доли безработных в возрасте от 15 до 29 лет, темпов роста заработной платы, цен на платные услуги населению, численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, а также структуры и динамики денежных доходов и расходов населения региона, включая динамику доходов от предпринимательской деятельности, оплаты труда и социальных выплат, а также динамику расходов на питание, оплату услуг, особенно коммунальных услуг, и прирос финансовых активов, в результате чего структура денежных доходов населения в регионе не отвечает требованиям оптимальности и стимулирования деловой активности, формирует экономическую пассивность населения региона. Эти факторы формируют  спрос со стороны населения и молодежи на услуги по организации отдыха и оздоровления детей и молодежи. В результате автор приходит к выводу, что структура и динамика основных социально-экономических показателей развития региона недостаточны для полноценного формирования базы развития рынка услуг в сфере молодежной политики в Республике Татарстан.

Summary. The author analyzes the main economic and social prerequisites for the formation and development of the market for services for young people in the Republic of Tatarstan, including the dynamics of real disposable cash income of the population, the share of unemployed between the ages of 15 and 29 years, the rate of wage growth, the prices of paid services to the population, the population with cash incomes below the subsistence level, as well as the structure and dynamics of cash income and expenditures of the population of the region , including the dynamics of income from business activities, wages and social payments, as well as the dynamics of spending on food, payment of services, especially utilities, and increased financial assets, as a result of which the structure of the population’s income in the region does not meet the requirements of optimal and stimulating business activity, forms the economic passivity of the population of the region. These factors create demand from the population and young people for recreational and recreational services for children and young people. As a result, the author concludes that the structure and dynamics of the main socio-economic indicators of the region’s development are not enough to fully form the base of development of the youth policy services market in the Republic of Tatarstan.

Ключевые слова: услуги для детей и молодежи, показатели экономического и социального развития региона, доходы и расходы населения, безработица, индекс потребительских цен, платные услуги населению, социальные выплаты, расходы на оплату услуг, коммунальные услуги, расходы на питание, охват организованными формами отдыха детей и молодежи.

Keywords: services for children and young people, indicators of economic and social development of the region, income and expenditures of the population, unemployment, consumer price index, paid services to the population, social payments, expenses for services, utilities, food costs, coverage of organized forms of recreation of children and young people.

В Республике Татарстан, также как и в Росси в целом, развитие рынка услуг в сфере молодежной политики реализуется в рамках общегосударственной социально-экономической политики, характеризующейся целым рядом взаимосвязанных и взаимозависимых показателей, динамика которых всецело отражается на экономических экстерналиях развития государственных услуг для детей и молодежи. Макроэкономические закономерности и тенденции достаточно четка прослеживаются и на мезоэкономическом, региональном уровне.

Процесс реализации услуг в сфере молодежной политики в регионе также имеет целый ряд явных и скрытых тормозящих факторов и объективных процессов, учитывать которые необходимо при выработке тех или иных управленческих решений в этой сфере. Анализ структуры и динамики основных показателей, отражающих основные характеристики современного состояния рынка услуг в сфере молодежной политики в Республике Татарстан, позволяет выявить эти факторы, оценить их влияние на интересующие нас процессы и сформулировать прогнозные характеристики социального и финансового обеспечения процесса развития услуг в сфере молодежной политики (см. табл.1.).

Как свидетельствуют данные официальной политики, оценка системообразующих показателей формирования и развития социально-экономической базы государственной молодежной политики в регионе далеко не однозначна. Так, несмотря на неуклонный рост среднедушевых денежных доходов населения на протяжении последних десяти лет, реальные располагаемые денежные доходы населения с учетом воздействия на них факторов инфляции и ряда других, на протяжении последних пяти лет неуклонно сокращаются. Если с 2005 по 2014 годы среднедушевые денежные доходы населения Республики Татарстан выросли более, чем в 4 раза, то за период с 2015 по 2018 годы они практически не росли, а в 2016 и 2017 годах даже снижались. Более того, реальные располагаемые денежные доходы населения на протяжении периода с 2015 по 2017 годы постоянно сокращаются, что свидетельствует о снижении уровня и качества жизни населения. Все это, безусловно, отрицательно отражается на формировании финансовой базы государственных услуг в сфере молодежной политики, которая формируется как за счет средств федерального, так и регионального бюджетов. А целевое использование, например, государственной услуги организации детского отдыха, базируется, прежде всего, на бюджетных субсидиях  и частично за счет денежных средств населения.

Необходимо учитывать и тот факт, что на протяжении всего периода исследования с 2005 по 2018 годы, как индекс физического объема платных услуг населению, так и  индекс потребительских цен на платные услуги имеет тенденцию неуклонного роста.  При этом индекс потребительских цен на платные услуги населению Республики Татарстан на протяжении практически всего исследуемого периода опережал аналогичные значения индекса физического объема платных услуг населению региона. Так, если индекс потребительских цен на платные услуги населению Республики Татарстан в 2011 году составлял 108,3%, то значения индекса физического объема платных услуг населению региона составляли в этом же году 104,9%. В 2014 году 108,9% и 107,7%, в 2015 году – 108,2% и 107,7%, в 2016 году – 104,7% и 104,6%. Все это свидетельствовало о доминировании фактора роста платных услуг населению.

И только в конце 2018 года наметилась тенденция к опережающему росту индекса физического объема платных услуг населению региона по отношению к индексу потребительских цен на платные услуги населению Республики Татарстан. Только в 2018 году индекс физического объема платных услуг населению региона составил 103,9%, тогда как индексу потребительских цен на платные услуги населению Республики Татарстан в этом же году составил 103,6% [1].

Фрагментарной можно характеризовать динамику роста индекса потребительских цен на санаторно-оздоровительные услуги, которая по отношению к индексу потребительских цен на платные услуги населению Республики Татарстан за анализируемый период постоянно колебалась. Так, если в 2011 году параметры индекса потребительских цен на санаторно-оздоровительные услуги составляли 110,4%, то индекс потребительских цен на платные услуги населению Республики Татарстан был ниже и составлял 108,3%, что свидетельствовало об опережающем спросе населения на  санаторно-оздоровительные услуги в этом году по сравнению с другими платными услугами. Однако, затем на протяжении всего исследуемого периода наблюдается опережающее снижение индекса потребительских цен на санаторно-оздоровительные услуги по сравнению с индексом потребительских цен на платные услуги населению Республики Татарстан. А в 2018 году отрицательные параметры индекса потребительских цен на санаторно-оздоровительные услуги в пределах 96,5% диссонировали с параметрами индексом потребительских цен на платные услуги населению Республики Татарстан, составляющими 103,6%.

Все это в совокупности с доминированием фактора роста платных услуг населению закономерно ведет к снижению потребительского спроса на санаторно-оздоровительные услуги со стороны населения и сокращению социально-экономической базы для их развития. Другим не менее важным фактором формирования и развития социально-экономической базы государственных услуг в сфере молодежной политики являются факторы динамики структуры и численности населения и рабочей силы, образующие базовый контур государственных услуг в сфере молодежной политики в условиях рынка. Основные параметры этого фактора представлены в таблице 2.

Главным и системным фактором современного развития социально-экономических процессов в регионе, безусловно, является фактор положительной динамики структуры и численности населения и рабочей силы в экономике региона. Республика Татарстан является одним из немногих регионов России, где последние пятнадцать лет сопровождались ростом численности населения. Это объясняется не столько ростом рождаемости на территории региона, сколько его социально-экономической привлекательностью и, соответствующей, миграцией населения, ростом количества приезжающих в Республику Татарстан. Так, если в 2005 году естественный прирост населения региона (разница между родившимися и умершими) составлял 9559 чел., в 2015 году – 10120 чел., в 2016 году – 10643 чел., то с 2016 года наметился очевидное и значительное снижение естественного прироста населения региона. В 2018 году естественный прирост населения в регионе составил всего 1607 чел. Это подтверждается и отрицательной на протяжении всего исследуемого периода коэффициента рождаемости, который 59,1 в 2014 году сократился до 50,1 в 2018 году.

При этом необходимо отметить, что среди приезжающих в Республику Татарстан доминирует молодежь. Так, за период с 2005 по 2018 годы население региона выросло с 3761,6 тыс. человек до 3898,6 или на 3,6%. При этом необходимо отметить, что рост этот происходил перманентно, без каких-либо разрывов и снижений.

Таким образом, если в целом по России параметры рассматриваемого фактора являются системными причинами снижения численности молодого населения страны, то в Республике Татарстан положительная в итоге динамика  этого фактора, как совокупности естественного прироста населения с ростом приезжающей молодежи на работу и место жительства,  в данном случае, выступает как стимулирующий фактор социально-экономическое развитие региона.

Резкий прирост среднегодовой численности занятых в экономике региона в 2015 году, в том числе, был связан с подготовкой и проведением ряда крупных международных мероприятий, таких как Всемирная летняя универсиада в 2013 году, VII национального чемпионата «Молодые профессионалы» и целого ряда других важных мероприятий, оказавших существенное значение на инвестиционную и социально-экономическую привлекательность Республики Татарстан. Среднегодовая численность занятых в экономике региона с 2011 по 2018 годы выросла с 1819,9 тыс. человек, до 1944,3 тыс. человек или на 6,8%.

Однако, при этом в 2018 году на долю молодежи приходилось 20,6% всей численности занятого населения в регионе. Рост численности экономически активного населения при одновременном падении на протяжении этих же лет уровня производительности труда практически во всех отраслях экономики региона, закономерно подтверждают фиктивный рост валового регионального продукта, который произошел исключительно за счет роста цен на продукцию и услуги базовых бюджетообразующих отраслей экономики Республики Татарстан.

Достаточно тревожным фактором является затянувшееся с начала 2000-х годов повышение уровня безработных среди молодежи. Так, доля безработных в возрасте от 15 до 29 лет в общей численности безработных в регионе за период с 2011 по 2018 годы выросла с 38,6% до 46,6%.

Итоговым по значимости фактором, лежащим в основе формирования государственной молодежной политики в регионе, является фактор уровня жизни населения, который, в частности, выражается в показателе численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, который, по данным официальной статистики с 307,7 тыс. человек в 2011 году снизился, в отличии от аналогичного показателя в целом по России, до 280,4 тыс. человек в 2018 году или на 27 тыс. человек, что сравнимо с численностью одного районного центра.  

Факторы структуры и динамики денежных доходов и расходов населения являются системными факторами при формировании государственной молодежной политики в регионе, так как концентрирует в себе все характеристики экономического развития региона. Кроме того, этот фактор наиболее чувствительно отражающиеся именно на детях и молодежи, которые наиболее остро ощущают на себе недостаток денежных средств своих родителей для оплаты их полноценного отдыха, образования и социальной адаптации. 

В таблице 3 представлена динамика показателей структуры денежных доходов и расходов населения Республики Татарстан в период с 2005 по 2018 годы, которая позволяет сделать следующие аналитические выводы.

Данные официальной статистики структуры расходов и доходов населения Республик Татарстан существенно отличаются от динамики аналогичных статистических данных в целом по России. За анализируемый период с 2005 по 2018 годы постоянно снижалась доля доходов населения от предпринимательской деятельности. Так, за анализируемый период эта доля сократилась с 12,5% в 2005 году до 5,4% в 2018 году или более, чем вдвое. При этом удельный вес оплаты труда в структуре денежных доходов населения региона неуклонно растет. Так, за анализируемый период доля оплаты труда в совокупных доходах населения региона выросла с 36,0% в 2005 году до 46,1% в 2018 году или на 28 процентных пункта. При этом удельный вес социальных выплат и льгот с 12,7% в 2005 году вырос до 16,1% в 2017 году. Данное соотношение отрицательно сказывается на стимулировании деловой активности населения региона и ведет к формированию пассивной позиции всех слоев и возрастных групп населения [1].

Таким образом, можно сделать вывод, что структура денежных доходов населения в регионе не отвечает требованиям оптимальности и стимулирования деловой активности, так как наличие факторов снижающейся доли доходов от предпринимательской деятельности и растущая доля социальных выплат в общих доходах населения Республики Татарстан, на долю которых приходилось в 2018 году 20,5% совокупных доходов населения региона, формируют существенный противовес фактору растущей доли доходов в виде оплаты труда. 

С другой стороны, деформированная структура расходов населения региона, в свою очередь, выражается в гипертрофированно высоком уровне доли расходов на питание и приобретение предметов первой необходимости, а также обязательных платежей, прежде всего, за жилищно-коммунальные услуги и различных страховых взносов. Так, если доля этих расходов в структуре совокупных расходов населения Республики Татарстан в 2005 году составляла 89,2%, то к концу 2018 года она выросла до 98,6%, что практически лишило подавляющую часть всех слоев и возрастных групп населения страны возможности минимального накопления, а также необходимых затрат на свое физическое и интеллектуальное развитие. Если в 2005 году доля средств населения, затрачиваемых на прирост финансовых активов (накопление), составляла 10,8% совокупных расходов населения региона, то  в 2018 году этот показатель упал до уровня статистической погрешности и составил всего 1,4%. Наиболее выраженным примером нарастающих деструктивных тенденций с структуре потребительских расходов домашних хозяйств Республики Татарстан в анализируемый период является перманентный рост показателя объема коммунальных услуг на душу населения. Динамика этого показателя в сравнении с регионами Приволжского федерального округа представлена в таблице 4.

Как свидетельствуют данные официальной статистики, приведенные в таблице 4., Республика Татарстан входит в лидеры по объему коммунальных услуг на душу населения в Приволжском федеральном округе. Так, в 2018 году на одного жителя Республики Татарстан приходилось 14637 рублей коммунальных услуг, что существенно превышает средний уровень по округу равный 12917 рублям. При этом, необходимо отметить выраженную динамику роста этого показателя на протяжении последних пятнадцати лет. Так, если в 2005 году на одного жителя Республики Татарстан приходилось 3090 рублей коммунальных услуг, то в 2018 году этот показатель вырос до уровня в 14637 рублей или в 4,7 раза, что сравнимо с приростом непосредственно самих среднедушевых денежных доходов населения региона, величина которых за этот же период выросла в 4,5 раза.

Если учесть, что среднедушевые денежные доходы населения в Республики Татарстан в 2018 году составляли 33725 рублей, то на коммунальные услуги приходилось 43,4%, что сравнимо с величиной расходов населения на приобретение продуктов питания и непродовольственных товаров. При этом на долю жилищно-коммунальных услуг в регионе приходится почти 30% всех расходов населения на оплату услуг. Данные платежи, являющиеся обязательными и постоянно растущими  в значительной степени влияют на величину той части доходов, которую население региона может потратить на приобретение своим детям путевок в оздоровительные лагеря.

Динамика числа санаторно-курортных организаций и организаций отдыха и культурно-досугового типа в Республике Татарстан за период с 2011 по 2018 годы представлена в таблице 5.

Как свидетельствуют данные официальной статистики, все параметры  динамики показателей, отражающих состояние санаторно-курортных организаций и организаций отдыха и культурно-досугового типа в Республике Татарстан за период с 2011 по 2018 годы имели положительную динамику с незначительными фрагментарными изменениями, что выраженно отличает регион от общей картины этих показателей в целом по России, которые имеют выраженно противоположные тенденции.

Резкое увеличение числа санаторно-курортных организаций  и организаций отдыха объясняется не строительством новых, а изменением формы отчетности, когда эту отчетность начиная с 2017 года предоставлять стали юридические лица всех форм собственности, как муниципальные, государственные, так и негосударственные и ведомственные.

При этом рост числа санаторно-курортных организаций и организаций отдыха не сопровождался пропорциональным ростом численности отдохнувших в них граждан Республики. Так, число санаторно-курортных организаций и организаций отдыха с 93 организации в 2011 году выросло до 196 организаций в 2018 году или более, чем вдвое. Если в период с 2014 по 2018 годы количество санаторно-курортных организаций и организаций отдыха выросло долее, чем вдвое, то численность отдохнувших в них граждан выросло только на 40%. Одним из наиболее выраженных обобщающих и результирующих факторов, лежащих в основе формирования государственных услуг в сфере молодежной политики в регионах, является фактор динамики показателей развития сети детских оздоровительных лагерей. Динамика показателей развития сети детских оздоровительных лагерей в Республике Татарстан за период с 2005 по 2019 годы представлена в таблице 6.

В соответствии с данными, приведенными в таблице 6., динамика числа детских оздоровительных лагерей в Республике Татарстан на период с 2005 по 2019 годы имеет достаточно противоречивую тенденцию. С одной стороны, необходимо отметить, что, если в 2005 году в Республике Татарстан число детских оздоровительных лагерей составляло 2095, то за анализируемый период из число сократилось до 1740. Резкое увеличение числа детских оздоровительных лагерей в 2017 году с 1321 до 1860 объясняется, как мы уже отмечали, не строительством новых лагерей, а изменением формы отчетности, когда эту отчетность начиная с 2017 года предоставлять стали юридические лица всех форм собственности, как муниципальные, государственные, так и негосударственные и ведомственные.

Аналогичная тенденция складывается и в динамике загородных оздоровительных лагерей в Республике Татарстан число которых за анализируемый период сократилось со 113 в 2011 году до 110 в 2017 году, а также лагерей палаточного типа, число которых за анализируемый период сократилось со 102 в 2014 году до 59 в 2018 году.

Эта тенденция подтверждается и сокращением на протяжении последних восьми лет процента охвата организованными формами отдыха и оздоровления детей. За период с 2012 по 2019 годы этот показатель сократился с 52,3% до 47,5%, соответственно.

С другой стороны, в качестве положительной тенденции можно отметить существенное увеличение количества оздоровительных лагерей с дневным пребыванием во время каникул, которое произошло за счет изменения формы отчетности, когда эту отчетность начиная с 2017 года начали предоставлять юридические лица всех форм собственности, как муниципальные, государственные, так и негосударственные и ведомственные. Если в 2005 году количества оздоровительных лагерей с дневным пребыванием во время каникул составляло 1300, то к 2019 году их количество выросло до 1663. Так же необходимо отметить рост числа детских санаторно-оздоровительных лагерей круглогодичного действия, количество которых с 2011 по 2018 годы выросла с 11 до 18 единиц.

Однако даже при таком существенном приросте числа детских оздоровительных лагерей в Республике Татарстан на период с 2005 по 2019 годы не удалось достигнуть величины показателя 2005 года по общей численности детей, отдохнувших в лагерях за лето. Если в 2005 году этот показатель составлял 191 тыс. человек, по в 2018 году он составил только 151,8 тыс. человек. 

Потому говорить о динамичном нарастании государственных услуг по организации детских оздоровительных лагерей в течение последних 15 лет пока не приходится. И причина здесь кроется не столько в недостатке лагерей различного типа, сколько в относительной недоступности этого вида отдыха для семей с низкими доходами, а также недостаточного количества лагерей с высоким уровнем привлекательности своих услуг.

Кроме того, эти данные  являются подтверждением выводов о том, что государственные социальные услуги по организации отдыха детей и молодежи, необходимо рассматривать как мериторные блага, спрос на которые отстает от желаемого обществом уровня [3].

Таким образом, по результатам проведенного статистического анализа можно сделать вывод, что структура и динамика основных показателей, отражающих базовые тенденции современного состояния услуг в сфере молодежной политики недостаточны для полноценного формирования  социальной и экономической базы развития рынка услуг в сфере молодежной политики в Республике Татарстан. Анализируемые основные показатели социального и экономического развития Республики Татарстан, отражающие базовые тенденции современного состояния рынка услуг в сфере молодежной политики региона, могут быть использованы при выработки адекватных управленческих решений по корректировке этой политики.

Литература

1. Республика Татарстан: статистический сборник. 2018: территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан. – Казань, 2019. – 317 с.

2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2019: Стат. сб. / Росстат. – М., 2019. – 1204 с.

3. Рубинштейн, А.Я. К теории опекаемых благ / А.Я. Рубинштейн // Вестник РУДН, серия Экономика. – 2011. – №5. – С. 298-307.