Московский экономический журнал 5/2019

image_pdfimage_print

Анализ регулирования жилищной политики

Analysis of the regulation of housing policy

Костерев Максим Сергеевич, студент базовая кафедра инфокоммуникаций ФГАОУ ВО «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (СФУ 660041, Красноярск, Свободный проспект 79) maxkos@mail.com

Долгий Павел Александрович, студент базовая кафедра инфокоммуникаций ФГАОУ ВО «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (СФУ 660041, Красноярск, Свободный проспект 79) dolgpavela@mail.com

Полынцева Татьяна Алексеевна, студент кафедры строительных конструкций и управляемых систем ФГАОУ ВО «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (СФУ 660041, Красноярск, Свободный проспект 79) poltata@mail.com

Ахметьянова Камилла Рустемова, студент кафедры строительных конструкций и управляемых систем ФГАОУ ВО «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (СФУ 660041, Красноярск, Свободный проспект 79) kamillaakhmet@mail.com

Зобнина Анна Дмитриевна, студент, отделение социальной работы ФГАОУ ВО «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (СФУ 660041, Красноярск, Свободный проспект 79) zoband@mail.com

Дубиновская Мария Евгеньевна, студент, военно-инженерный факультет ФГАОУ ВО «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (СФУ 660041, Красноярск, Свободный проспект 79) dubinovskayamasha@mail.com

Аннотация: В данной статье рассмотрены вопросы правового регулирования жилищной политики. Проведен анализ правового регулирования, программ муниципальной правовой политике, нормативно-правовых баз по жилищному строительству. Проблема предоставления жилья в нашей стране до сих пор остается нерешённой и требует четкого закрепления на законодательном уровне. Граждане, обращаясь в судебные органы за защитой своих прав, подменяют понятия, ссылаются и используют нормы права, не подлежащих применении, что свидетельствует об их правовой неграмотности, правовом нигилизме, неведении законов и способов защиты своих прав.

Summary: This article discusses issues of legal regulation of housing policy. The analysis of legal regulation, programs of municipal legal policy, regulatory framework for housing has been carried out. The problem of providing housing in our country still remains unresolved and requires a clear consolidation at the legislative level. Citizens, appealing to the judiciary for the protection of their rights, substitute concepts, refer to and use the rules of law that cannot be applied, which indicates their legal illiteracy, legal nihilism, ignorance of laws and ways to protect their rights.

Ключевая слова: жилище, жилищная политика, жилищный фонд, найм жилого помещения, органы местного самоуправления.

Keywords: housing, housing policy, housing stock, rental of residential premises, local governments.

Жилищные отношения урегулированы с помощью норм законодательства в сфере жилищной политики.

К правовым основам регулирования правоотношений относятся законы и подзаконные федерального законодательства:

  • Конституция РФ, ст. 40, которая закрепляет гражданские права на жилищную площадь и запрещает произвольное лишение данной жилой площади. Так, к примеру, данное нормативно-правовое регулирование позволяет защитить интересы собственника жилья, а также его права и права совместно проживающего с собственником лица, и иных лиц – нанимателей или членов семьи, которые пользуются жилым помещением на законных основаниях [1];
  • Гражданский кодекс РФ, в частности глава 35 [2];
  • Жилищный кодекс РФ – глава 8;

Вышеперечисленные нормативно-правовые акты являются комплексным законодательным регулятором отношений, возникающих по в жилищной политики.

Нормативно-правовые акты муниципалитета также направлены на реализацию жилищной политики с учетом конкретных целей и приемов, позволяющих учитывать ситуацию в районе, при этом не противоречат законодательству РФ. Проведенный комплексный анализ научно-правовых источников по исследуемому вопросу продемонстрировал следующее.

Жилище считается необходимым объектом жизнедеятельности человека. Не случайно законодатель рассматривает жилище как особый объект гражданских и жилищных прав, выделяя положение о том, что жилое помещение является объектом целевого использования (ст. ст. 15, 16, 17 ЖК РФ) [3].

Так, например, в Российской Федерации осуществляется федеральная программа «Доступное жилье», в целях реализации которой была принята Государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» [5]. В развитие общей концепции доступного жилья, был принят Указ Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» [6].

На уровне муниципалитетов реализуются отдельные мероприятия этой программы, находящиеся на контроле у региона.

К примеру, в Тульской области выполняется реализация подпрограммы:

«Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством», а именно: постановка на учёт пострадавших в результате аварии на ЧАЭС, инвалидам (ветеранам) Великой Отечественной войны и другим категориям, документы которых направляются в г. Тула, где принимается решение по вопросу предоставления жилья по жилищным сертификатам. В рамках Федерального закона «О Фонде содействия реформированию ЖКХ» [4] на уровне муниципалитетов разработана и утверждена муниципальная программа по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов на территории МО «Городское поселение г. Богородицк», программа переселения граждан Тульской области из аварийного жилищного фонда (с учетом малоэтажного жилищного строительства) на территории МО «Городское поселение г. Богородицк», при этом муниципалитет осуществляет реализацию программ в рамках со финансирования из Федерального, областного и местного бюджетов.

В городе Богородицк на уровне муниципалитета основным нормативно- правовым актом, регулирующим полномочия в рамках жилищного законодательства, является Устав муниципального образования «Богородицкий район», аналогично Устав муниципального образования город Богородицк, Уставы муниципальных образований Бахметьевское сельское поселение Богородицкого района, Иевлевское сельское поселение Богородицкого района, Бегичевское сельское поселение Богородицкого района, Товарковское сельское поселение Богородицкого района.

Жилищная политика района регулируется также нормативно-правовыми актами:

  • решениями Собрания депутатов Богородицкого района, например, Положение о муниципальном жилищном контроле; утверждение бюджета МО Богородицкский район, в котором закладываются ассигнования на содержание муниципального жилищного фонда, газификацию муниципальных квартир;
  • решениями Собрания депутатов муниципального образования город Богородицк, например, утверждение тарифов на услуги ЖКУ по муниципальному жилищному фонду; утверждение бюджета МО город Богородицк, в котором закладываются ассигнования на софинансирование по программе переселения из аварийного жилищного фонда, на уплату взносов по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов за муниципальные квартиры;
  • постановлениями главы Богородицкого района, главы администрации Богородицкого района, например, утверждение краткосрочного плана по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов на 2017 год в муниципальном образовании Богородицкский район, исходя из сроков эксплуатации многоквартирных домов, их технического состояния, иных критериев, устанавливаемых Правительством Тульской области; утверждение программы переселения граждан из аварийного жилищного фонда на 2017-2019 годы; об утверждении учетной нормы и нормы предоставления жилья; предоставление жилого помещения по договорам социального найма, по договорам найма специализированного жилищного фонда; принятие иных нормативно-правовых актов в рамках своих полномочий1.

В соответствии со ст. 14 ЖК РФ органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия в следующих областях:

1)      учет муниципального жилищного фонда;

2)      определение размера дохода, подлежащего выплате любому члену семьи, и стоимости имущества, принадлежащего членам семьи, и подлежащего налогообложению с целью признания граждан бедных и предоставления им государственных жилищных контрактов на жилые помещения муниципального жилищный фонд;

2.1)   определение доходов граждан и членов их семей, которые постоянно проживают вместе с ними, и стоимость их имущества, подлежащего налогообложению, с целью признания граждан в связи с необходимостью размещения жилья по договорам аренды жилых помещений государственного жилья жилищный фонд;

2.2)   определение максимального размера доходов граждан и членов их семей, которые постоянно проживают вместе с ними, и стоимость их имущества, подлежащего налогообложению, с целью признания граждан, которым необходимо предоставить жилые помещения по договорам найма жилых помещений государственное жилье;

3)      своевременно вести учет граждан как нуждающихся в жилых помещениях, предусмотренных государственными трудовыми договорами;

3.1) ведение учета граждан, которым необходимо предоставить жилье по договорам найма жилищного фонда социального использования;

4)      определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда;

5)      предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;

6)      принятии в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилые помещения в жилые помещения;

7)      согласовании переустройства и перепланировки жилых помещений;

8)      признании в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда, непригодных для проживания;

9)      осуществлении муниципального жилищного контроля;

9.1) определении порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений;

Таким образом компетенция органов местного самоуправления достаточно велика и тенденции законодательного развития свидетельствуют о углублении роли муниципальных образований в сфере регулирования жилищных правоотношений. Если рассматривать вопросы реализации жилищной политики через органы местного самоуправления, то следует отметить, что вопрос предоставления жилья малоимущим гражданам из муниципальных фондов полностью отнесен к компетенции местной власти.

Существенное значение для обеспечения реализации федеральной и региональной жилищной политики на уровне муниципалитета имеет Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [4]. В соответствии с данным законом компетенция органов местного самоуправления в области жилищных правоотношений также представляется достаточно широкой.

К компетенции городских и сельских поселений в сфере жилищной политики относится:

  • организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
  • обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;
  • утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;
  • утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными  законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений;
  • предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в соответствии с жилищным законодательством и др.

Следует отметить, что данный перечень нельзя признать закрытым, поскольку реализация жилищной политики включает в себя не только непосредственное обеспечения граждан жилыми помещениями, но и обеспечение комфортных условий проживания в данных помещениях. В связи с этим, на мой взгляд, следует отнести к элементам жилищной политики, осуществляемой в рамках местного самоуправления, такие функции, как:

  • создание условий для предоставления услуг связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания жителей поселка;
  • создание условий для массового отдыха жителей поселка и организация размещения мест для массового отдыха населения, в том числе обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;
  • организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Наряду с рассмотренными вопросами, следует отметить еще одну обязанность органов местного самоуправления, которая, к сожалению, нередко игнорируется при рассмотрении жилищной политики региона, а именно – участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Следует отметить, что данная задача имеет важное значение в современных условиях, когда вследствие разнообразных факторов природного или техногенного характера люди, проживающие на определенной территории, утрачивают свои дома и вынуждены самостоятельно решать вопросы по обеспечению их местом жительства. Несомненно, что в данном вопросе имеет значение государственная поддержка, однако, именно на уровне муниципалитета, возможно, обеспечить государственную поддержку с учетом особенностей конкретного населенного пункта.

По мнению автора настоящего исследования, наличие правового регулирования в различных регионах позволит достичь положительного эффекта.

Подводя итоги, данного исследования, можно с уверенностью констатировать, что актуальность правового регулирования жилищной политики будет только лишь возрастать.

Проблема предоставления жилья в нашей стране до сих пор остается нерешённой и требует четкого закрепления на законодательном уровне. Граждане, обращаясь в судебные органы за защитой своих прав, подменяют понятия, ссылаются и используют нормы права, не подлежащих применении, что свидетельствует об их правовой неграмотности, правовом нигилизме, неведении законов и способов защиты своих прав. И подобных случаев попадается достаточно много.

Отметим, что жилищное законодательство позаботилось о нормах, регламентирующих все самые важные элементы договора социального найма. Такой элемент договора как условия очень важен для данной категории сделки, потому что социальное жильё – это жильё, предоставляемое на льготных основаниях и чтобы его получить, нужно принадлежать к определённому кругу лиц. Речь идёт о гражданах, имеющих основания для получения жилья вне очереди. Это граждане, проживающие в помещении, непригодном для жизни и лица, а также лица, страдающие тяжёлыми формами заболеваний. Чтобы получить право на социальное жильё, лицо обязано встать на учёт в жилищном департаменте по месту жительства. Стоит заметить, что граждане подобных категорий не стоят в очереди как таковой, а обслуживаются без неё. Но законодательством не определён срок, в течение которого должно предоставляться жильё. Поэтому, если у гражданина возникнут сложности со временем предоставления квартиры, суд не сможет удовлетворить его требование.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. ст. 4398.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. ст. 410.
  3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 1 (часть 1). ст. 14.и
  4. Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ (ред. 08.03.2015) «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» // Собрание законодательства РФ. 2007. №30. ст. 3799.
  5. Питере Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. Ч М.: Прогресс, 2016.- 152 с.